Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебница Речь» направление «Интеллектуальное» для 3 класса, возраст детей 9-10 лет
рабочая программа (3 класс)

          Программа  кружка «Волшебница речь» имеет интеллектуальное  направление. Она позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnitsa_rech_3_klass.doc180 КБ

Предварительный просмотр:

            Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Косинская  средняя  общеобразовательная  школа»

«

«Принято»

на заседании ШМО учителей начальных классов.

Руководитель ШМО

_________/Баяндина Е.В./

«___»____________2017 года

«Согласовано»

зам.директора

по учебной работе

____________/Караваева Н.Н./

«____»_____________2017 года

«Утверждаю»

Директор

МБОУ «Косинская СОШ»

_________/Пахтусова С.А./

«___»_____________2017 года

Приказ № ____ от _____________

Рабочая  программа

по  внеурочной  деятельности  «Волшебница  Речь»

                               направление  «Интеллектуальное»

                               для  3  класса,  возраст  детей  9-10 лет

                         

                                                                                     

                                                                                       Составитель:

                                                                                                     Гордеева Светлана  Павловна

                                                                                                     учитель  начальных  классов

                                                                                                     I  категория

                                                           

                                                                           2017

 

   

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Данная программа является адаптированной (модифицированной), имеет научно-познавательную и культурологическую направленность, реализуется в рамках внеурочной деятельности ФГОС по направлению развития личности «общекультурное».

        Программа составлена на основе Программы курса «Речь», составленной преподавателями Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского Л.Д. Мали, О.С. Арямовой, С.А. Климовой, Н.С. Песковой.

         Данная программа позволяет перенести акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.

         Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, переход на новые федеральные образовательные стандарты обуславливают актуальность изучения данной проблемы и определяют необходимость разработки образовательной программы внеурочной деятельности по русскому языку.

          Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это основа интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней овладения речью.

            Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи, говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. Поэтому данную программу назвали «Волшебница речь».

          Программа  кружка «Волшебница речь» имеет научно-познавательное направление. Она позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности.

В основу тематического планирования программы положены следующие темы:

Речь.   Слово.      Предложение и словосочетание.              Текст. Культура общения.

Новизна программы:

-Отбор содержания программы имеет культурологическую направленность: использование произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, скороговорок; использование произведений лучших авторов детского чтения, формирование культуры общению

-Занятия направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся.

-Занятия выстроены занимательно, имеют поисково-творческий характер.

Кроме того, программа предусматривает возможность внесения корректив любую тему.

Основные принципы реализации программы – доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Цель программы:

          Развитие духовно-нравственной личности, умеющей слушать и слышать собеседника, грамотно выражать свои мысли. Подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, обеспечить языковое развитие учащихся, сформировать умение и навыки устной и письменной речи, коммуникативной и лингвистической компетенции

Задачи:      Образовательные:

-расширение и углубление программного материала;

-совершенствование навыков анализа различных фактов языка;

-пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью.

Воспитательные:

-воспитание любви и уважения к великому русскому языку;

-воспитание чувства патриотизма;

-повышение общей языковой культуры учащихся;

-выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.

Развивающие:

-развитие интереса к языку как учебному предмету;

- общего языкового развития младших школьников;

-развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.

Планируемые результаты:

1.Каждый ученик углубит свои языковые знания, а также получит опыт самостоятельной работы над языковыми проблемами.

2.У учащихся начнет формироваться интерес к родному языку, родной культуре, а как следствие чувство патриотизма (гордости за свою Родину), чувство национальной принадлежности.

3.У учащихся начнут формироваться такие качества как активность, ответственность, самостоятельность.

Формы контроля полученных результатов:

1.Самостоятельные работы (2 за год).

2.Наблюдение.

3.Презентации проектных работ, КВН.

. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия для учеников 3-го класса 40 минут. Всего по программе 32  часа за учебный год.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

Метапредметные результаты   Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

-Проговаривать последовательность действий на уроке.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД

-Уметь донести свою позицию до собеседника;

-Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

-Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

-Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 Программа    кружка   «Волшебница  речь»  3 класс

Речь. Техника  и  выразительность  речи

Речь.  Общее понятие  о  культуре  речи.  Основные  качества  речи:  правильность,  точность,  богатство.  Выразительность  речи.  Интонация:  сила,  темп,  тембр,  мелодика  речи.  Монолог  и  диалог.

Умение  самостоятельно  подготовиться  к  выразительному  чтению  произведения. Умение  выразительно  прочитать  текст  после  самостоятельной  подготовки.

Слово

Слово,  его  значение. Слова  нейтральные  и  эмоционально  окрашенные. Знакомство  со  словарём  синонимов. Изобразительно – выразительные  средства  языка: метафора,  эпитет,  сравнение,  олицетворение. Умение  выделять  их  в  тексте,  определять  значение  и  назначение,  использовать  при  создании  текста в художественном  стиле.

Крылатые  слова.  Умение  употреблять  значение  устойчивого  выражения,  употреблять  его  в  заданной  речевой ситуации.

Научные  слова. Умение  выделять  их  в  тексте,  объяснять  значение с  помощью  толкового  словаря,  употреблять  в  тексте  научного  стиля.

Жизнь  слова.  Откуда  берутся  слова? Как  живут  слова?  Основные  источники  пополнения  словаря.  Знакомство  с  элементами  словообразования.

Знакомство  с  происхождением  некоторых  антропонимов  и  топонимов.

Устаревшие  слова. Умение  выделять  их  в  тексте,  определять  значение,  стилистическую  принадлежность.

Предложение  и  словосочетание

Предложение. Умение  редактировать  простое  предложение:  исправлять  порядок  слов  и  порядок  частей,  заменять  неудачно  употреблённые  слова,  устранять  лишние  и  восстанавливать  недостающие  слова,  распространять  предложения.

Текст

Текст,  микротема,  основная  мысль  текста.  Опорные  слова. Структура  текста. План,  виды  плана.

Стили  речи:  разговорный  и  книжный (художественный  и  научный). Умение  определять  стилистическую  принадлежность  текстов,  составлять  текст  в  заданном  стиле.

Типы  текста. Повествование,  описание,  рассуждение. Умение  составлять  описание  предметов и  явлений,  рассуждение  в  художественном  и  научном  стилях.  Умение  составлять  повествование  с  элементами  описания.

Связь  между  предложениями  в  тексте.  Цепная  и  параллельная  связи.  Средства  связи  при  цепном  построении  текста. Средства  связи  в  тексте  с  параллельным  построением.  Видо – временная  соотнесённость  глаголов,  единообразие  синтаксических  конструкций.

Культура  общения

Волшебные  слова:  слова – приветствия,  прощания,  просьбы,  благодарности,  извинения. Умение  дискутировать,  использовать  вежливые  слова  в  диалоге  с  учётом  речевой  ситуации.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

В процессе реализации программы используются следующие методы:

-игра (деловая, ролевая, познавательная)     -беседа       -метод проектов         -экскурсия

-решение ситуационных задач        -викторина           -конкурс

                                   Тематический план.

Содержание

Всего часов

Умение, вырабатываемые в результате деятельности учащихся

Слово (16 часов)

Многозначные слова.

1

Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Уметь определять значения и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Определить происхождение некоторых антропонимов и топонимов.

Дать объяснение устаревшим словам.

Омонимы, омоформы омофоны.

1

Фразеологизмы.

1

Сравнения.

1

Олицетворение.

1

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.

1

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

1

Откуда приходят слова.

1

Этимология.

1

Как тебя зовут?

2

Наши фамилии.

1

Топонимы.

1

Устаревшие слова.

1

Сочинение по картине В.М. Васницова «Богатыри».

1

Проверочная работа.

1

Текст (10 часов)

Типы текстов.

1

Определить типы текстов. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Уметь составлять повествование с элементами описания. Различать средства связи в тексте с параллельным построением.

Темы текстов. Опорные слова.

1

Связь предложений в тексте.

1

Цепная связь предложений в тексте.

2

Параллельная связь предложений в тексте.

1

Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».

1

Единый временной план текста.

3

Стили речи (6 часов)

Стили речи.

2

Определять стили речи. Давать общее понятие о культуре речи. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Умение пользоваться словарями.

Культура речи.

1

Научный стиль.

Словари.

1

1

Проверь  себя

1

Календарно – тематическое планирование

Дата

Тема занятия

Кол - во          

часов

Планируемые результаты  (предметные)

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Характеристика деятельности

.

Содержание урока

(ученик должен знать)

Познавательные

УУД

Регулятивные

УУД

Коммуника

тивные

УУД

Личностные

УУД

Слово 16 ч

1

Введение. Слова, слова. Многозначные слова

1 час

Работа над  понятием  слово

Уметь составлять предложения из слов. Составлять из слов пословицы. Знать какую работу выполняет слово в речи. Работа над понятием «Многозначное слово» Уметь читать предложения с разной интонацией.

Анализировать слово и выбирать нужный вариант его описания. Отличать многозначные слова с прямым и переносным значением.

Оценивать свои  результатов. Обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Уметь договариваться и приходить к общему решению. Анализировать и делать выводы.

Личностные:

ориентирование ученика на учет чужой точки зрения; устой-

чивый учебно-познавательного интерес к новым общим способам решения задач;

адекватное пони-мание причин успешности/неуспеш

ности учебной деятельности; по-ложительная аде-кватная диффе-ренцированная самооценка на основе критерия успешности реа-лизации социаль-ной роли «хоро-шего ученика»

Омонимы. Омофоны, омоформы

1 час

Формирование понятия «омонимы» Уметь  находить омонимы в тексте. Познакомить с такими разновидностями омонимов, как омоформы и омофоны. Развивать интерес к языку

Знать точное значение слова, не допуская речевых ошибок, различать омофоны и омоформы

Аргументировать свою позицию. Осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы.

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.

Умение слушать и понимать речь других.

Фразеологизмы

1 час

Познакомить с понятием «фразеологизмы» Уметь находить в тексте фразеологизмы;

объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи.

Волевая саморегуляция. Прогнозирование результата.

Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные:

ориентирование ученика на учет чужой точки зрения;

устойчивый учебно-познавательного интерес к новым общим способам решения задач;

4.

Сравнения

1час

Продолжить  работу над  понятием «сравне-ние». Отрабатывать  навыки подбора и употребления сравнений в устной и письменной речи

Уметь находить  сравнения в стихотворных  текста, употреблять  в  речи

Аргументировать свою позицию

Умение слушать и понимать речь других.

Личностные:

ориентирование ученика на учет чужой точки зрения; устойчи-вый учебно-познавательного интерес к новым общим способам решения задач;

адекватное пони-

мание причин успешности/неус

пешности учеб-ной деятельности;

5

Олицетворение

1 час

Познакомить с олицетворением, как изобразительным средством языка

Учиться применять изобразительные средства речи

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Умение слушать и понимать речь других.

Анализировать, делать выводы, сравнивать.

Умение слушать и понимать речь других.

6.

Изобразительно-выразительные средства языка. эпитеты

1 час

Познакомить с эпитетами, их назначением

Работать  над  навыками употребления эпитетов в устной и письменной  речи

Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей.

Умение работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

Личностные:

сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи, проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию.

7.

Слова  нейтральные и эмоционально  окрашенные

1 час

Познакомить  детей с эмоционально окрашенной  лексикой

Выделять  эмоционально окрашенные  слова из  текста и  употреблять  их  в  речи

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Умение слушать и понимать речь других.

Личностные:

ориентирование ученика на учет чужой точки зрения;

8.

Откуда  приходят  слова

1 час

Познакомить  обучающихся  с  заимствованными  словами

Находить  и  выделять  заимствованные  слова в тексте, Учиться  объяснять  их  значение

Аргументировать свою позицию

Умение слушать и понимать речь других.

Личностные:

ориентирование ученика на учет чужой точки зрения; устойчи-вый учебно-познавательного интерес к новым общим способам решения задач;

адекватное пони-

мание причин успешности/неус

пешности учеб-ной деятельности;

9.

Этимология

1 час

Познакомить с разделом  языка – этимологией. Продолжить  разговор о  происхождении и появлении слов в языке

Учиться  работать  по  этимологичес-кому  словарю

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Сотрудничество с учителем и сверстниками.

10-11

Как  тебя  зовут?

2 часа

Познакомить  с происхождением и значением  имён.

Познакомить с происхождением  отчеств

Учиться  находить значение  имён, отчеств в разных  источниках  информации

12

Наши  фамилии

1 час

Познакомить с происхождением  фамилий

Учиться  узнавать  происхождение  русских  фамилий

Аргументировать свою позицию. Осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы.

Умение работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

ориентирование ученика на учет чужой точки зрения; устой-

чивый учебно-познавательного интерес к новым общим способам решения задач;

адекватное пони-мание причин успешности/неуспешности учебной деятельности; по-ложительная аде-кватная диффе-ренцированная самооценка на основе критерия успешности реа-лизации социаль-ной роли «хоро-шего ученика».

13

Топонимы

1 час

Познакомить с происхождением  географических названий - топонимов

Учиться объяснять  значение топонимов

14

Устаревшие  слова

1 час

Познакомить  обучающихся  с  устаревшими  словами

Учиться объяснять  смысл  устаревших  слов используя  словари

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Умение слушать и понимать речь других

15

Сочинение  по  картине В.М.Васнецова «Богатыри»

1 час

Знакомство  с картиной  художника В.М.Васнецова «Богатыри»

Учить  сочинению – описанию картины

Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей.

Сотрудничество с учителем и сверстниками

Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся.

16

Проверочная  работа

1 час

Проверить знания  и  умения по  теме «Слово»

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Оценка результатов работы.

Аргументиро-вать свою по-зицию. Уметь приходить к общему решению.

Оценивать  поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «правильного» поведения.

                                               

                                                                                                Текст (10ч.)

17.

Типы  текстов

1 час

Повторить признаки  типов  текстов. Продолжить работу по формированию умения определять тему текста и озаглавливать её.

 Называть  признаки типов текстов.. Правильно озаглавливать текст.

Умение прого-варивать последо-вательность действий на уроке.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации.

Личностные:

осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией; воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.

18

Тема  текста. Опорные слова

1 час

Повторить  признаки  текстов. Упражнять в выделении из текста опорных слов и составлении рассказа по опорным словам.

Выделять в тексте опорные слова, для пересказа текста.

Умение определять  и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей.

Умение слушать и понимать речь других.

Умение аргу-ментировать своё предположение

19

Связь  предложений  в  тексте

1 час

Работа над деформированным текстом.

Находить в деформированном тексте начало рассказа и уметь продолжать составлять рассказ.

Умение определять  и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей

Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Оценивать  поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «правильного» поведения.

20-21

Цепная  связь  предложений  в  тексте

2 часа

Познакомить  со  способами  цепной  связи  предложений  в  тексте

Находить в тексте части и определять как они связаны друг с другом.

Умение прого-варивать последо-вательность действий на уроке.

.Сотрудничество с учителем и сверстниками

Оценивать  поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «правильного» поведения.

22

Параллельная  связь  предложений  в  тексте

1 час

Познакомить  с  параллельной  связью  предложений  в  тексте

Устанавливать  связь  между  темой  и  основной  мыслью

23

Сочинение  по  картине В.Е.Маковского «Свидание»

1 час

Развитие  речи. Познакомить с картиной  В.Е.Маковского «Свидание»

Учиться  правильно  определять  и  употреблять  связь  между  предложениями  в  тексте

Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей

Сотрудничество с учителем и сверстниками

Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся.

24-25-26

Единый  временной  план  текста

3 часа

Познакомить  с  единым  временным  планом  в  текстах с цепной  и  параллельной  связью  предложений. Продолжить  работу  над  временной  соотнесённостью  глаголов Оценивать  поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «правильного» поведения.

Учиться  правильно  определять  и  употреблять  связь  между  предложе-ниями  в  тексте. Находить  глаголы разного, определять  время. Редактировать  повествовательные  тексты

Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей

Сотрудничество с учителем и сверстниками.

Умение с до-статочной пол-нотой  и  точ-ностью выра-жать свои мыс-ли в соответст-вии с задачами и условиями коммуникации.

Оценивать  поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «правильного» поведения.

Стили  речи (6 ч.)

27-28

Стили  речи

2 часа

Познакомить  с понятием «стили  речи» и с разновидностями стилей  речи.

Познакомить с разговорным стилем  речи, с понятиями «монолог», «диалог»

.Учиться  различать  стили речи, читать  монологи, диалоги, находить  их  отличия

Волевая саморегуляция. Прогнозирование результата.

Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий.

Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания.

29

Культура  общения

1 час

Познакомить с правилами  речевого  этикета во  время спора, дискуссии.

 Соблюдать  речевой  этикет в споре, дискуссии

Осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы.

Умение слушать и понимать речь других.

Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.

30

Научный  стиль

1 час

Познакомить  с научным  стилем речи

Ориентироваться в изученных понятиях, отличать их и правильно называть признаки понятий.

Умение определять  и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания.

31

Словари

1 час

Познакомить  с разными  видами  словарей. Учить  работе со  словарём

Учиться  работать с разными  видами  словарей,  находить  их  назначение, использовать  их  в  работе

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Умение работать в паре, группе.

Личностные:

осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией.

32

Проверь себя

1 час

Список  литературы  для учителя

                       • Соколова Т. Н. «Школа развития речи» Методическое пособие для 3 класса; М: Издательство РОСТ , 2016 г.

                   • Соколова Т. Н. «Школа развития речи» Рабочая тетрадь в двух частях; 3 класс; М:    

                   Издательство РОСТ, 2017 г.

Дополнительная литература

•  Большой сборник словарей русского  языка 1-6 классы / Авт. Сост. Шукейло В.А.: -

    СПб: Изд. Дом «Литера», 2011

                 •   Вахрушева Т.В. Справочник  школьника 1-4 классы.: Русский язык, Математика.      

                      Природоведение.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012

  •   Волина В. Весёлая грамматика. Москва, 1995.
  • Жуков В.П. Школьный  фразеологический  словарь русского  языка – М.: Просвещ, 2011
  • Зотова В.Е. Универсальный словарь. Как  писать  и  говорить  правильно (1-4 кл.)- М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2011.
  • Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 1 класс. – М.: ВАКО, 2008
  • Ладыженская Т. А. Речь. Речь. Речь. Москва, 1990
  • Универсальный  словарь младшего  школьника/Васькова М.Ю. и др. – М.:ЭКСМО, 2012.
  • Универсальный  словарь русского  языка. Нач. шк./Под общ.ред.О.Л.Соболевой.- М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.
  • Универсальный  справочник  щкольника 1-4 классы /Авт. Сост. Дмитриева  Н.Ю. Колпакова А.В. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012.
  • Синицын В. А. Путь к слову. Москва, 1996
  • Стрельцова Л.Е. Мастерская слова: Первый год обучения. – М,: Просвещение, 1996
  • Юрова Е.В. 250 упражнений для развития устной речи. Начальное обучение. – М.: «АКВАРИУМ ЛТД», 2000

Проверочная  работа  по  кружку  «Волшебница  речь»  3 класс  

1.Прочитай. Из данных слов составь и запиши предложения. Выпиши эпитеты

Опушке, леса, рос, на, старый, дуб, и, развесистый.   Дети, могучий, этот, дуб, любят. Девочка, под, жёлудь, подняла, дубом. Из, вырастет, молодой, жёлудя, дубок.

…...........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

2.Прочитай текст. Письменно ответь на вопросы.

   

     В редких лесах  тундры живут благородные олени. Это очень красивые, стройные животные с ветвистыми рогами. Когда-то оленей везде было много. В старину на них охотились люди. Теперь оленей охраняют, заготавливают им на зиму сено, ставят в лесу кормушки. Доверчиво относятся к людям олени.

1.Где живут олени?..........................................................................................................................

2.Как они  выглядят?....................................................................................................................

3.Можно ли охотиться на оленей?....................................................................................................

4.Как люди заботятся о животных?.................................................................................................

….......................................................................................................................................................

5.Как олени относятся к людям?......................................................................................................

  1. Прочитай. Расставь по порядку предложения так, чтобы получился рассказ.

…..    Однажды пришли на опушку дети, подошли к берёзке и вонзили в неё топор.

…..    Росла на опушке стройная берёзка.

…..    Наступило лето, а берёзка стоит грустная, печальная.

…..    Дрогнула берёзка, упали на землю прозрачные капельки.

…..    До осени ещё далеко, а на берёзке появились жёлтые листья.

…..     Поставили ребята к ране желобок, и полился в банку прозрачный сок.

  1. Прочитай текст. Составь и запиши план текста.

                                                             Котёнок

         Вася и Катя пошли гулять за деревню. Они взяли с собой котёнка. Котёнок был серый, с белыми лапками.

         У дороги рос щавель. Дети стали рвать щавель. Они забыли про котёнка.

         Вышел охотник с двумя собаками. Собаки бросились к котёнку. Они хотели его схватить. Котёнок испугался и прижался к земле.

         Вася бросился к котёнку. Он накрыл его своим телом от собак.

1......................................................

2.......................................................

3......................................................

4........................................................

Фамилия, имя................................................................. Класс....................

Самооценка..........................Оценка учителя.............................................

Лист  достижений  предметных  результатов по  кружку  «Волшебница  речь»

3 класс.

0 б. – не  научился.

1 б. – частично  научился.

2 б. – в  полной  мере  научился

Слово

Составляет  предложения из слов. Составляет  из слов пословицы. Читает   предложения с разной интонацией.

Находит омонимы в тексте и  разновидности омонимов, омоформы и омофоны.

Находит в тексте фразеологизмы.

Подбирает  и употребляет  сравнения в устной и письменной речи

Находит  в  тексте  олицетворение, как изобразительное  средство языка

Находит  и подбирает  эпитеты,  составляет  предложения,  тексты с  использованием  эпитетов

Узнаёт  о происхождении и появлении слов в языке. Работает  со  словарями

Узнаёт о  происхождении  и значении  имён,   отчеств,  фамилий, географических названий - топонимов

Знакомится   с  устаревшими  словами,  их  значением

Знакомится с картиной  художника В.М.Васнецова «Богатыри»,  составляет  текст  по  ней

Текст

Называет признаки  типов  текстов. Определяет тему текста и озаглавливает текст  по  теме.

Выделяет из текста опорные слова  и составляет  рассказ по опорным словам.

Работает  с деформированным текстом.

С  помощью  учителя  определяет   способы  цепной  связи  предложений  в  тексте

  С  помощью  учителя  определяет   параллельную  связь  предложений  в  тексте

Знакомится с картиной  В.Е.Маковского «Свидание»,  пишет  сочинение  по  картине

С  помощью  учителя  составляет   единый  временной  план  в  текстах с цепной  и  параллельной  связью  предложений.

Оценивает  поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «правильного» поведения.

Составляет  диалоги,  монологи

Выполняет правила речевого  этикета во  время спора, дискуссии.

 Определяет научный стиль речи

Работает  с разными  видами  словарей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочаяпрограмма по технологии. 1 класс

Данная рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе:-федерального закона «Об образовании в РФ» от 12 декабря 2012 года № 273-ФЗ;-федерального государственного стандар...

рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности

рабочие прогрыммы по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...

рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности

рабочие прогрыммы по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...

Рабочаяпрограмма

Программа для  учащихся  с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)...