Основы финансовой грамотности
рабочая программа (3 класс)
Программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_finansovoy_gramotnosti_3_klass.docx | 111.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Омской области
Комитет по образованию Русско-Полянского муниципального района
БОУ "Алаботинская СОШ"
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО | |||
МО начальных классов | Зам.по ВР | Директшколы | |||
Руководитель МО | Малец Н.Г. | ||||
Протокол №11 | Приказ №50 | ||||
Гошенко Л.И.. | |||||
Протокол №5 | от "06" 06 2022 г. | от "06" 06 2022 г. |
от "04" 06 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности»
для 3 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Мирошник Татьяна Владимировна
учитель начальных классов
1.Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с требованиями:
- федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказа Министерства просвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
- стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
- СП 2.4.3648-20;
- СанПиН 1.2.3685-21;
- основной образовательной программы НОО БОУ «Алаботинская СОШ», утвержденная приказом № 50 от "06" 06.2022 г
Программа разработана с учётом возрастных и психологических особенностей младшего школьника.
Цель курса: развитие экономического образа мышления, воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности, уважения к труду и предпринимательской деятельности.
Место курса в плане внеурочной деятельности БОУ «Алаботинская СОШ»: курс предназначен для обучающихся 3 класса и рассчитан на 17 часов в год.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка.
Это проявляется:
• в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
• в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания;
• в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлечённость в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
Курс «Основы финансовой грамотности» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, и представления информации и публичных выступлений.
Тема 1.Введение в экономику (1 час): Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика;
Тема 2. Потребности (5 часов): Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности;
Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи.
Тема 3.Товары и услуги (3 часа): Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно
приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы;
Тема 4.Деньги (8 часов): Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода.
Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция.
3. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
- Личностные результаты:
Гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине - России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетическое воспитание:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физическое воспитание:
формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
2. Метапредметные результаты:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
2) базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
3) работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
2) совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
- Предметные результаты:
Обучающийся научится:
∙ понимать и правильно использовать экономические термины;
∙ иметь представление о роли денег в семье и обществе;
∙ уметь характеризовать виды и функции денег;
∙ знать источники доходов и направлений расходов семьи;
∙ уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет
∙ проводить элементарные финансовые расчеты.
4. Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения | Количество часов | ЭОР/ЦОР | Дата проведения |
1 | Введение в экономику. Знакомство с понятием«экономика». | Виртуальная экскурсия | 1 | 11.01 | |
2 | Потребности. Что такое «потребность». | Деловая игра | 1 | 18.01 | |
3 | Какие бывают потребности; | Конкурс Знатаков | 1 | 25.01 | |
4 | Распределение ролей в семье. | Ролевые игры | 1 | 01.02 | |
5 | Домашние обязанности в семье. | Ролевые игры | 1 | 08.02 | |
6 | Что такое бюджет семьи. | Проектная, исследовательская деятельность | 1 | 15.02 | |
7 | Что такое «товар». Какие бывают товары. | Практикум | 1 | 22.02 | |
8 | Где можно приобрести товары и услуги. | Экскурсия | 1 | http://school-collection.edu.ru | 01.03 |
9 | Зачем нужна реклама. | Творческие задания | 1 | 15.03 | |
10 | Зачем нужны деньги. | Квест | 1 | 22.03 | |
11 | Как появились деньги. | Презентация, беседа | 1 | http://school-collection.edu.ru | 05.04 |
12 | Деньги и страны. | Игра | 1 | 12.04 | |
13 | Где и как хранятся деньги. | Олимпиада по финансовой грамотности | 1 | 19.04 | |
14 | Что такое источник дохода. | Викторина | 1 | 26.04 | |
15 | Что такое «маркетинг». | Виртуальная экскурсия | 1 | http://school-collection.edu.ru | 03.05 |
16 | Обмен. Рынок. Торговля. | Практикум | 1 | 10.05 | |
17- 18 | Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция. | Деловые и ролевые игры | 2 | http://school-collection.edu.ru | 17.05 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа кружка "Основы финансовой грамотности"
Подробная программа кружка...
Рабочая программа по учебному курсу "Основы финансовой грамотности" 2 класс
Данная программа составлена на основе авторской программы "Финансовая грамотность" автор Ю.Н.Корлюгова , в рамках совместного проекта Министерства финансов РФ и Всемирного банка "...
Внеклассное мероприятие по основам финансовой грамотности
Материал предназначен для внеклассного мероприятия в рамках реализации программы по основам финансовой грамотности....
Программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности в начальной школе», 3 класс
Данный курс реализует интересы учащихся 2-4 классов в сфере экономики семьи....
Интегрированный урок по математике и основам финансовой грамотности в 4 классе
Тема: Повторение пройденного материала. Площадь. Периметр.Цель: Создать условия для повторения изученных тем в разделе «Действия над числами и величинами»Форма: Математический ...
СВИДЕТЕЛЬСТВО об участии в вебинаре "Основы финансовой грамотности. Учись играть". 20.11.2018.
Вебинар издательства Просвещение....
Основы финансовой грамотности в начальной школе
laquo;Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 2– 4 классов в сфере экономики семьи.Курс рассчитан на 17 часов (2–3 классы) и 17часов (4 кла...