РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» модуль «Основы православной культуры» начальное общее образование
рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» модуль «Основы православной культуры» начальное общее образование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_orkse_osnovy_pravoslavnoi_774_kultury_noo_2022.docx | 492.09 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
модуль «Основы православной культуры»
начальное общее образование
Москва
2022
Оглавление
Основное содержание рабочей программы 2
Культура и религия. Введение в православную духовную традицию 3
Во что верят православные христиане 5
Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему 7
Отношение к труду. Долг и ответственность 9
Православный храм и другие святыни 14
Христианская семья и её ценности 18
Основное содержание рабочей программы
Тема | ||
Россия — наша Родина | ||
Содержание темы | ||
Россия — многонациональное государство. Духовный мир человека. Культурные традиции. Культурное многообразие России. Народы и религии в России. Традиционные религии народов России | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Выражать своими словами значение российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования. Объяснять ценность семьи, приводить примеры значимости семьи и семейных традиций в истории формирования Российского государства. Размышлять о роли духовных традиций народов России, их значении в жизни человека, семьи, общества, духовном мире человека. Называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями являются православие, ислам, буддизм, иудаизм | Познавательные УУД: — ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества: мораль, этика, справедливость, милосердие, любовь к Родине. Работа с информацией: — воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике. Коммуникативные УУД: — соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения Регулятивные УУД: — проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнать о духовно-нравственных ценностях российского общества и правилах светской этики Совместная деятельность: — готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией | Понимание основ российской гражданской идентичности. Переживание чувства гордости за свою Родину. Проявление уважения к духовным традициям народов России |
Социокультурные/научно-технические ресурсы города/страны | ||
Мультимедийный исторический парк «Россия – моя история» https://myhistorypark.ru/exposition/ryurikovichi Музей Современной истории России https://www.sovrhistory.ru/museum/online/index.php Раздел сайта https://mosmetod.ru «Методические рекомендации для учителей, преподающих учебный курс (учебный модуль) "Основы православной культуры" в рамках предметных областей "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"»: | ||
Цифровые ресурсы МЭШ | ||
Сценарий урока «Россия – наша Родина», ID 4310: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/4310?menuReferrer=catalogue | ||
Возможные оценочные процедуры | ||
Диалог/полилог, устный ответ, творческая работа, проект |
Тема | ||
Культура и религия. Введение в православную духовную традицию | ||
Содержание темы | ||
Культура и религия. Что такое культура? Что такое религия? Истоки русской культуры — в православной религии | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности. Объяснять соотношение культуры и религии, сущность культуры, значение религии как духовной культуры человека, народа, общества. Рассказывать о том, как человек создаёт культуру; об истоках русской культуры в православной религии. Приводить примеры исторических событий, раскрывающих объединяющую роль религии в жизни российского государства и ее значение в развитии отечественной культуры | Познавательные УУД: — излагать основные исторические сведения о возникновении православной религиозной традиции в России (Крещение Руси). Работа с информацией: — ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества — мораль, этика, справедливость милосердие, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного). Коммуникативные УУД: — соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения. Регулятивные УУД: — проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, с опорой на традиционные ценности, нравственные правила и нормы российского общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении. Совместная деятельность: — готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией | Понимание основ российской гражданской идентичности. Переживание чувства гордости за свою Родину. Осознание своей этнической и национальной принадлежности. Понимание необходимости обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре |
Социокультурные/научно-технические ресурсы города/страны | ||
Музей христианской культуры в Санкт-Петербурге: https://mcc.spb.ru/ Раздел сайта https://mosmetod.ru «Методические рекомендации для учителей, преподающих учебный курс (учебный модуль) "Основы православной культуры" в рамках предметных областей "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"»: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/orkse/metodicheskie-materialy/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-uchitelej-prepodayushchikh-uchebnyj-kurs-uchebnyj-modul-osnovy-pravoslavnoj-kultury-v-ramkak.html | ||
Цифровые ресурсы МЭШ | ||
Сценарий урока «Культура и религия», ID 81598: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/81598?menuReferrer=catalogue | ||
Возможные оценочные процедуры | ||
Диалог/полилог, устный ответ, творческая работа |
Тема | ||
Во что верят православные христиане | ||
Содержание темы | ||
Бог — Творец, который создал весь мир и человеческий род. Бог есть Любовь. Бог и человек. Вера в Бога и её влияние на поступки людей. Что такое православие. Бог-Троица. Что значит молиться. Кто такие святые. Священное Предание. Священное Писание христиан — Библия. Ветхий и Новый Завет | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви. Рассказывать о том, как вера в Бога влияет на поступки людей, что такое молитва, кто такие святые, что такое Священное Предание Церкви, что его составляет, о Священном Писании (Библии), Ветхом и Новом Завете | Познавательные УУД: — ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества: мораль, этика, справедливость, милосердие. Работа с информацией: — воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к определённой религии. Коммуникативные УУД: — создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственных идей. Регулятивные УУД: — проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету. Совместная деятельность: — готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией | Выстраивание своего поведения с учётом нравственных норм и правил; проявление в повседневной жизни доброты, справедливости, доброжелательности в общении, желание при необходимости прийти на помощь. Понимание необходимости обогащения своих знаний о духовно-нравственной культуре, стремление анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей. Понимание необходимости бережного отношения к материальным и духовным ценностям |
Социокультурные/научно-технические ресурсы города/страны | ||
Музеи Московского Кремля: https://www.kreml.ru/visit-to-kremlin/what-to-see/sobornaya-ploschad/ Храм Христа Спасителя: http://new.xxc.ru/ Музей христианской культуры в Санкт-Петербурге: https://mcc.spb.ru/ Раздел сайта https://mosmetod.ru «Методические рекомендации для учителей, преподающих учебный курс (учебный модуль) "Основы православной культуры" в рамках предметных областей "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"»: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/orkse/metodicheskie-materialy/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-uchitelej-prepodayushchikh-uchebnyj-kurs-uchebnyj-modul-osnovy-pravoslavnoj-kultury-v-ramkak.html | ||
Цифровые ресурсы МЭШ | ||
Сценарий урока «Сын человеческий», ID 2299222: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2299222?menuReferrer=catalogue Сценарий урока «Православная молитва «Отче наш», ID 130198: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/130198?menuReferrer=catalogue Сценарий урока «Введение в православную духовную традицию», ID 4311: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/4311?menuReferrer=catalogue Сценарий урока «Священное Писание и Священное Предание», ID 4313: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/4313?menuReferrer=catalogue Сценарий урока «Что говорит о человеке православная культура», ID 10969: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/10969?menuReferrer=catalogue Сценарий урока «Что говорит о мире православная культура», ID 4380: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/4380?menuReferrer=catalogue Сценарий урока «Христианское учение о спасении», ID 11074: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/11074?menuReferrer=catalogue Сценарий урока «Жертвенная любовь Спасителя. Победа над смертью», ID 23177: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/23177?menuReferrer=catalogue | ||
Возможные оценочные процедуры | ||
Диалог/полилог, творческая работа, исследовательская работа, устный ответ |
Тема | ||
Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему | ||
Содержание темы | ||
Добро. Зло. Грех. Работа совести. Покаяние. Десять ветхозаветных заповедей, данных Богом людям через Моисея. Заповеди Иисуса Христа — Заповеди блаженства, их содержание и соотношение с Десятью заповедями Ветхого Завета. Кто для христиан ближний, любовь к ближним. «Золотое правило нравственности» в православной культуре. Святость в православной традиции, святые | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Раскрывать первоначальные представления о грехопадении прародителей и обещании пришествия Спасителя. Выражать своими словами первоначальное представление о грехе как нарушении заповедей, борьбе с грехом, покаянии, спасении. Рассказывать о том, что такое заповеди Бога, какие заповеди Бог дал людям через Моисея. Анализировать содержание Десяти ветхозаветных заповедей с религиозной и нравственной точки зрения. Рассказывать о нравственных заповедях Иисуса Христа — Заповедях блаженства, их соотношении с Десятью ветхозаветными заповедями. Рассуждать о возможности и необходимости соблюдения нравственных норм жизни (свобода, ответственность, сострадание, совесть, доброта, любовь). Раскрывать основное содержание понятий добра и зла с позиций православного учения о нравственности. Выражать понимание в контексте православного вероучения о том, кто такой ближний, что означает любовь к ближнему, как понимается «золотое правило нравственности» (поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили), о святости и святых в православной традиции | Познавательные УУД: — ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества — мораль, этика, справедливость, милосердие. Работа с информацией: — использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета. Коммуникативные УУД: Регулятивные УУД: — выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла. Совместная деятельность: — владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты | Понимание необходимости обогащения своих знаний о духовно-нравственной культуре. Стремление анализировать своё поведение. Стремление избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей. Понимание необходимости бережного отношения к материальным и духовным ценностям |
Социокультурные/научно-технические ресурсы города/страны | ||
Музеи Московского Кремля: https://www.kreml.ru/visit-to-kremlin/what-to-see/sobornaya-ploschad/ Храм Христа Спасителя: http://new.xxc.ru/ Раздел сайта https://mosmetod.ru «Методические рекомендации для учителей, преподающих учебный курс (учебный модуль) "Основы православной культуры" в рамках предметных областей "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"»: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/orkse/metodicheskie-materialy/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-uchitelej-prepodayushchikh-uchebnyj-kurs-uchebnyj-modul-osnovy-pravoslavnoj-kultury-v-ramkak.html | ||
Цифровые ресурсы МЭШ | ||
Сценарий урока «Возлюби ближнего твоего...» (Десять заповедей), ID 2328631: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2328631?menuReferrer=catalogue Сценарий урока «Возлюби Господа Бога твоего...» (Десять заповедей), ID 1869199: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1869199?menuReferrer=catalogue Сценарий урока «Добро и зло в православной традиции», ID 11145: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/11145?menuReferrer=catalogue Сценарий урока «Заповеди блаженства», ID 12040: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/12040?menuReferrer=catalogue Сценарий урока «Любовь к ближнему», ID 26697: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/26697?menuReferrer=catalogue | ||
Возможные оценочные процедуры | ||
Диалог/полилог, творческая работа, исследовательская работа, устный ответ |
Тема | ||
Отношение к труду. Долг и ответственность | ||
Содержание темы | ||
Заповеди Творца прародителям. Отношение к труду в Православии. Уважение к труду. Совесть. Нравственный долг и ответственность человека в православной традиции | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности. Рассказывать о грехопадении прародителей, о заповедях, о роли труда в жизни православных христиан. Раскрывать основное содержание понятий, связанных с христианским отношением к труду земному и духовному: дела добра, подвиг, молитва, пост. Приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы православной культуры и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести | Познавательные УУД: — ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества — мораль, этика, справедливость, милосердие. Работа с информацией: — воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к определённой религии. Коммуникативные УУД: — использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета; — создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственных идей, представленных в православном учении. Регулятивные УУД: — проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, с опорой на традиционные ценности, нравственные правила и нормы российского общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении. Совместная деятельность: — владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты | Соотнесение своих поступков с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе. Выстраивание своего поведения с учётом нравственных норм и правил. Проявление в повседневной жизни доброты, справедливости, доброжелательности в общении, желание при необходимости прийти на помощь. Понимание необходимости бережного отношения к материальным и духовным ценностям |
Социокультурные/научно-технические ресурсы города/страны | ||
Храм Христа Спасителя: http://new.xxc.ru/ Музей милосердия и доброты: http://duma.gov.ru/news/50429/, https://liza.fund/tsentr-glinki/o-tsentre/ Мосволонтёр: https://mosvolonter.ru/static/o_nas Раздел сайта https://mosmetod.ru «Методические рекомендации для учителей, преподающих учебный курс (учебный модуль) "Основы православной культуры" в рамках предметных областей "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"»: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/orkse/metodicheskie-materialy/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-uchitelej-prepodayushchikh-uchebnyj-kurs-uchebnyj-modul-osnovy-pravoslavnoj-kultury-v-ramkak.html | ||
Цифровые ресурсы МЭШ | ||
Сценарий урока «Долг и ответственность», ID 28122: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/28122?menuReferrer=catalogue | ||
Возможные оценочные процедуры | ||
Диалог/полилог, творческая работа, устный ответ |
Тема | ||
Милосердие и сострадание | ||
Содержание темы | ||
Милосердие и сострадание в православной христианской традиции. Особенности христианской морали. Бережное отношение к природе. Отзывчивость и деятельное сострадание к ближним | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Рассуждать о необходимости соблюдения нравственных норм жизни (заботиться о других, любить друг друга, сочувствовать, не лениться, не лгать, бережно относиться к природе). Раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, спасение), Заповедей блаженства. На примере милосердия и сострадания объяснять нравственный идеал православной культуры. Выражать первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения человека с позиций православной этики. Объяснять духовно-нравственные мотивы и приводить примеры проявления милосердия и сострадания в православной культуре | Познавательные УУД: — применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала. Работа с информацией: — использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео). Коммуникативные УУД: — использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета; — создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственных идей, представленных в православном учении Регулятивные УУД: — анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности). Совместная деятельность: — владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты | Понимание значения традиционных ценностных ориентаций. Осознание ценности человеческой жизни. Строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь |
Социокультурные/научно-технические ресурсы города/страны | ||
Свято-Димитриевское Училище Сестёр Милосердия: http://www.sestra-miloserdiya.ru/muzejj Музей христианской культуры в Санкт-Петербурге: https://mcc.spb.ru/ Государственный исторический музей: https://shm.ru/ Государственный русский музей: https://rusmuseumvrm.ru/ Музеи Московского Кремля: https://www.kreml.ru/ Третьяковская галерея: https://www.tretyakovgallery.ru/ Раздел сайта https://mosmetod.ru «Методические рекомендации для учителей, преподающих учебный курс (учебный модуль) "Основы православной культуры" в рамках предметных областей "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"»: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/orkse/metodicheskie-materialy/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-uchitelej-prepodayushchikh-uchebnyj-kurs-uchebnyj-modul-osnovy-pravoslavnoj-kultury-v-ramkak.html | ||
Цифровые ресурсы МЭШ | ||
Сценарий урока «Милосердие и сострадание», ID 44947: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/44947?menuReferrer=catalogue | ||
Возможные оценочные процедуры | ||
Диалог/полилог, творческая работа, устный ответ |
Тема | ||
Православие в России | ||
Содержание темы | ||
Крещение Руси. Святые равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир. Развитие православной культуры, распространение христианства на Руси. Святая Русь. Русские святые. Православие в русской культуре, в современной России | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Рассказывать, как христианство пришло на Русь, о Крещении Руси равноапостольным князем Владимиром, почему Русь называют Святой, о русских святых, житиях святых. Уметь рассказывать о праздновании Крещения Руси, Дня славянской письменности и культуры. Объяснять своими словами роль православия в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности. Владеть первоначальным опытом поисковой, проектной деятельности по изучению православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов | Познавательные УУД: — применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала. Работа с информацией: — использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео). Коммуникативные УУД: — соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения. Регулятивные УУД: — проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях. Совместная деятельность: — готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией | Понимание необходимости обогащения своих знаний о духовно-нравственной культуре, стремление анализировать своё поведение. Стремление избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей. Соотнесение своих поступков с традиционными нравственными ценностями, принятыми в российском обществе |
Социокультурные/научно-технические ресурсы города/страны | ||
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ БИБЛИОТЕКА. Владимир Красно Солнышко и Крещение Руси в исторических материалах Президентской библиотеки: https://www.prlib.ru/news/659430 Музеи Московского Кремля. Креститель Руси https://www.kreml.ru/exhibitions/russian-exhibitions/krestitel-rusi/ Российское историческое общество: https://historyrussia.org/ Раздел сайта https://mosmetod.ru «Методические рекомендации для учителей, преподающих учебный курс (учебный модуль) "Основы православной культуры" в рамках предметных областей "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"»: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/orkse/metodicheskie-materialy/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-uchitelej-prepodayushchikh-uchebnyj-kurs-uchebnyj-modul-osnovy-pravoslavnoj-kultury-v-ramkak.html | ||
Цифровые ресурсы МЭШ | ||
Сценарий урока «Православие в России», ID 61686: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/61686?menuReferrer=catalogue | ||
Возможные оценочные процедуры | ||
Диалог/полилог, творческая работа, устный ответ |
Тема | ||
Православный храм и другие святыни | ||
Содержание темы | ||
Православный храм — его устройство и убранство. Алтарь, Царские врата, иконостас, притвор. Нормы поведения в православном храме. Миряне и священнослужители. Богослужение в храме. Таинства Церкви. Монастыри, монашество | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями, богослужениях в храмах, Таинствах, о монашестве и монастырях в православной традиции. Рассказывать об особо почитаемых местах паломничества и основных христианских святынях. Рассказывать о наиболее известных русских православных монастырях | Познавательные УУД: — применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала. Работа с информацией: — находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете. Коммуникативные УУД: — использовать смысловое чтение для выделения главной мысли произведений художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности. Регулятивные УУД: — выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла. Совместная деятельность: — готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией | Понимание основ российской гражданской идентичности, переживание чувства гордости за свою Родину. Понимание значения традиционных ценностных ориентаций. Осознание ценности человеческой жизни. Понимание значения нравственных норм и ценностей как условий жизни личности, семьи, общества |
Социокультурные/научно-технические ресурсы города/страны | ||
Храм Христа Спасителя: http://new.xxc.ru/ Российское историческое общество: https://historyrussia.org/ Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник https://www.museum-sp.ru/about/ Официальный сайт Валаамского монастыря: https://valaam.ru/ Раздел сайта https://mosmetod.ru «Методические рекомендации для учителей, преподающих учебный курс (учебный модуль) "Основы православной культуры" в рамках предметных областей "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"»: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/orkse/metodicheskie-materialy/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-uchitelej-prepodayushchikh-uchebnyj-kurs-uchebnyj-modul-osnovy-pravoslavnoj-kultury-v-ramkak.html | ||
Цифровые ресурсы МЭШ | ||
Проект «Ищем золотое сечение в архитектуре», ID 141: https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/141?menuReferrer=catalogue Сценарий урока «Православный храм», ID 62486: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/62486?menuReferrer=catalogue Сценарий урока «Православные Таинства», ID 65961: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/65961?menuReferrer=catalogue Сценарий урока «Христианское искусство. Храмовое зодчество», ID 64773: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/64773?menuReferrer=catalogue | ||
Возможные оценочные процедуры | ||
Диалог/полилог, устный ответ, творческая работа, проект |
Тема | ||
Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники | ||
Содержание темы | ||
Христианская символика. Крест Христов. Православная художественная культура. Православная икона, виды икон. Церковное пение. Церковное прикладное искусство. Православный календарь. Праздники и посты в православном календаре. Двунадесятые праздники. Воскресение Христово (Пасха). Рождество Христово. Праздники в честь святых | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл и значение в православной культуре. Рассказывать о художественной культуре в православной традиции, о церковном пении, иконописи, особенностях икон в сравнении с картинами. Рассказывать о знаменитых русских иконописцах, распознавать наиболее почитаемые в России иконы, различать иконописные образы Спасителя, Богородицы, святых. Объяснять основные понятия, связанные с церковным пением, различать виды и значения колокольных звонов. Называть православные праздники, объяснять их значение (не менее трёх, включая Воскресение Христово и Рождество Христово), о православных постах, назначении поста в жизни православных христиан | Познавательные УУД: — применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала. Работа с информацией: — находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете. Коммуникативные УУД: — соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения. Регулятивные УУД: — проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки с опорой на традиционные ценности, нравственные правила и нормы российского общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении. Совместная деятельность: — готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией | Понимание основ российской гражданской идентичности, переживание чувства гордости за свою Родину. Выстраивание своего поведения с учётом нравственных норм и правил. Проявление в повседневной жизни доброты, справедливости, доброжелательности в общении, желание при необходимости прийти на помощь. Понимание необходимости бережного отношения к материальным и духовным ценностям |
Социокультурные/научно-технические ресурсы города/страны | ||
Православная литература, библиотека художественных книг: https://azbyka.ru/fiction/detskie-pasxalnye-rasskazy/ Государственный музей истории религии: https://gmir.ru/exposition/pravoslav/christ_history/ Раздел сайта https://mosmetod.ru «Методические рекомендации для учителей, преподающих учебный курс (учебный модуль) "Основы православной культуры" в рамках предметных областей "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"»: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/orkse/metodicheskie-materialy/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-uchitelej-prepodayushchikh-uchebnyj-kurs-uchebnyj-modul-osnovy-pravoslavnoj-kultury-v-ramkak.html | ||
Цифровые ресурсы МЭШ | ||
Проект «Изучаем былины», ID 255: https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/255?menuReferrer=catalogue Сценарий урока «Христианское искусство: иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство», ID 73770: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/73770?menuReferrer=catalogue Сценарий урока «Православный календарь, его символическое значение», ID 72445: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/72445?menuReferrer=catalogue Сценарий урока «Православный календарь. Почитание святых», ID 80533: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/80533?menuReferrer=catalogue Сценарий урока «Православный календарь. Праздники», ID 80872: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/80872?menuReferrer=catalogue Сценарий урока «Православный календарь. Праздники», ID 80857: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/80857?menuReferrer=catalogue | ||
Возможные оценочные процедуры | ||
Диалог/полилог, устный ответ, творческая работа, проект |
Тема | ||
Христианская семья и её ценности | ||
Содержание темы | ||
Семья в православной традиции —малая Церковь. Таинство Венчания. Любовь в отношениях родителей, членов семьи. Взаимное прощение. Семейные традиции, праздники. Образцы православной семьи, отношений в семье | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Рассказывать о традициях заключения брака, о том, что такое православная семья, таинство Венчания, о взаимоотношениях в православной семье на примерах житий святых, литературных произведений. Раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношений детей и родителей. Раскрывать содержание праздника «День семьи, любви и верности». Строить суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, коллектива, семьи, общества | Познавательные УУД: — применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала. Работа с информацией: — находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете. Коммуникативные УУД: — соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение, проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения. Регулятивные УУД: — проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, с опорой на традиционные ценности, нравственные правила и нормы российского общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении. Совместная деятельность: — готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией | Понимание основ российской гражданской идентичности, переживание чувства гордости за свою Родину. Понимание ценности семьи, проявление уважения к российским традиционным семейным ценностям. Понимание значения традиционных ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни. Понимание необходимости бережного отношения к материальным и духовным ценностям |
Социокультурные/научно-технические ресурсы города/страны | ||
Православный церковный календарь: https://azbyka.ru/days/calendar Православная литература, библиотека художественных книг https://azbyka.ru/fiction/detskie-pasxalnye-rasskazy/ Раздел сайта https://mosmetod.ru «Методические рекомендации для учителей, преподающих учебный курс (учебный модуль) "Основы православной культуры" в рамках предметных областей "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"»: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/orkse/metodicheskie-materialy/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-uchitelej-prepodayushchikh-uchebnyj-kurs-uchebnyj-modul-osnovy-pravoslavnoj-kultury-v-ramkak.html | ||
Цифровые ресурсы МЭШ | ||
Сценарий урока «Христианская семья», ID 33390: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/33390?menuReferrer=catalogue Сценарий урока «Семейные ценности христианства», ID 50499: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/50499?menuReferrer=catalogue Проект «Праздники России», ID 430: https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/430?menuReferrer=catalogue Проект «Рисуем народные праздники», ID 140: https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/140?menuReferrer=catalogue | ||
Возможные оценочные процедуры | ||
Диалог/полилог, устный ответ, творческая работа, проект |
Тема | ||
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России | ||
Содержание темы | ||
Служение человека обществу, Родине. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Война справедливая — оборонительная. Святые защитники Отечества | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Закреплять и систематизировать представления о духовных традициях многонационального народа России, духовном мире человека, религии, религиях народов России, их значении в жизни человека, семьи, общества. Устанавливать соотношение между религией и Отечеством, объяснять отношение православных христиан к Отечеству, защите Родины, патриотизму. Приводить примеры образцов нравственности, выполнения гражданского долга, воинской доблести, честного труда, добросовестного служения Отечеству | Познавательные УУД: — применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала. Работа с информацией: — воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике. Коммуникативные УУД: — использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета. Регулятивные УУД: — проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, с опорой на традиционные ценности, нравственные правила и нормы российского общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении Совместная деятельность: — готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией | Понимание основ российской гражданской идентичности, переживание чувства гордости за свою Родину. Понимание необходимости обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре. Стремление анализировать своё поведение. Стремление избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей. Понимание необходимости бережного отношения к материальным и духовным ценностям |
Социокультурные/научно-технические ресурсы города/страны | ||
Музейно-Храмовый Комплекс Вооруженных Сил Российской Федерации: https://patriotp.ru/obekty/glavnyy-khram-vooruzhennykh-sil-rossiyskoy-federatsii-/ Мультимедийный исторический парк «Россия – моя история»: https://myhistorypark.ru/exposition/ryurikovichi Музей Современной истории России: https://www.sovrhistory.ru/museum/online/index.php Раздел сайта https://mosmetod.ru «Методические рекомендации для учителей, преподающих учебный курс (учебный модуль) "Основы православной культуры" в рамках предметных областей "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"»: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/orkse/metodicheskie-materialy/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-uchitelej-prepodayushchikh-uchebnyj-kurs-uchebnyj-modul-osnovy-pravoslavnoj-kultury-v-ramkak.html | ||
Цифровые ресурсы МЭШ | ||
Сценарий урока «Любовь и уважение к Отечеству»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/80052?menuReferrer=catalogue Проект «Образ Родины в творчестве писателей», ID 430: https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/261?menuReferrer=catalogue | ||
Возможные оценочные процедуры | ||
Диалог/полилог, устный ответ, творческая работа, проект |
Тематическое планирование
Тема | Примерное количество часов |
Россия – наша Родина | 1 |
Культура и религия. Введение в православную духовную традицию | 2 |
Во что верят православные христиане | 6 |
Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему | 4 |
Отношение к труду. Долг и ответственность | 2 |
Милосердие и сострадание | 2 |
Православие в России | 3 |
Православный храм и другие святыни | 3 |
Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники | 6 |
Христианская семья и её ценности | 3 |
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ ( модуль «Основы православной культуры) 4 класс (ФГОС)
В программу включены планируемые результаты по окончанию изучения курса....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы православной культуры народов России", 4 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпредмета «Основы религиозных культур и светской этики»,модуль «Основы православной культуры народов России» 4 класс...
Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль «Основы православной культуры» 2016/2017 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе учебника А.Я.Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики»/ Сборник рабочих программ. 4 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций - М.:...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» для учащихся 4 классов на 2015 - 2016 учебный год
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ СОШ №2 г.Лермонто...
Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры"
Обучающиеся получат возможность научиться:Ø строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурныхтрадиций;Ø осуществлять поиск необходимой информации для ...
Рабочая программа учебного предмета по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» для 4 класса
Рабочая программа учебного предмета по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры»....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ. Модуль: ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ УМК А.В. Бородина для 4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Пояснительная запискаРабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики. Модуль: Основы православной культуры ориентирована на учащихся 4 класса и разработана на основе следующих докуме...