РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» модуль «Основы православной культуры» начальное общее образование
рабочая программа

Максимова Елизавета Эдуардовна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» модуль «Основы православной культуры» начальное общее образование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_orkse_osnovy_pravoslavnoi_774_kultury_noo_2022.docx492.09 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Downloads\Схема (2).png

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

модуль «Основы православной культуры»

начальное общее образование

Москва

2022

Оглавление

Основное содержание рабочей программы        2

Россия — наша Родина        2

Культура и религия. Введение в православную духовную традицию        3

Во что верят православные христиане        5

Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему        7

Отношение к труду. Долг и ответственность        9

Милосердие и сострадание        11

Православие в России        12

Православный храм и другие святыни        14

Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники        16

Христианская семья и её ценности        18

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России        20

Тематическое планирование        21

Основное содержание рабочей программы

Тема

Россия — наша Родина

Содержание темы

Россия — многонациональное государство. Духовный мир человека. Культурные традиции. Культурное многообразие России. Народы и религии в России. Традиционные религии народов России

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Выражать своими словами значение российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования.

Объяснять ценность семьи, приводить примеры значимости семьи и семейных традиций в истории формирования Российского государства.

Размышлять о роли духовных традиций народов России, их значении в жизни человека, семьи, общества, духовном мире человека. Называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями являются православие, ислам, буддизм, иудаизм

Познавательные УУД:

— ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества: мораль, этика, справедливость, милосердие, любовь к Родине.

Работа с информацией:

воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике.

Коммуникативные УУД:

 соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения

Регулятивные УУД:

проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнать о духовно-нравственных ценностях российского общества и правилах светской этики

Совместная деятельность:

 готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией

Понимание основ российской гражданской идентичности.

Переживание чувства гордости за свою Родину.

Проявление уважения к духовным традициям народов России

Социокультурные/научно-технические ресурсы города/страны

Мультимедийный исторический парк «Россия – моя история»

https://myhistorypark.ru/exposition/ryurikovichi

Музей Современной истории России

https://www.sovrhistory.ru/museum/online/index.php

Раздел сайта https://mosmetod.ru  «Методические рекомендации для учителей, преподающих учебный курс (учебный модуль) "Основы православной культуры" в рамках предметных областей "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"»:

https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/orkse/metodicheskie-materialy/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-uchitelej-prepodayushchikh-uchebnyj-kurs-uchebnyj-modul-osnovy-pravoslavnoj-kultury-v-ramkak.html

Цифровые ресурсы МЭШ

Сценарий урока «Россия – наша Родина», ID 4310:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/4310?menuReferrer=catalogue

Возможные оценочные процедуры

Диалог/полилог, устный ответ, творческая работа, проект

Тема

Культура и религия. Введение в православную духовную традицию

Содержание темы

Культура и религия. Что такое культура? Что такое религия? Истоки русской культуры — в православной религии

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности.

Объяснять соотношение культуры и религии, сущность культуры, значение религии как духовной культуры человека, народа, общества. Рассказывать о том, как человек создаёт культуру; об истоках русской культуры в православной религии.

Приводить примеры исторических событий, раскрывающих объединяющую роль религии в жизни российского государства и ее значение в развитии отечественной культуры

Познавательные УУД:

— излагать основные исторические сведения о возникновении православной религиозной традиции в России (Крещение Руси).

Работа с информацией:

— ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества — мораль, этика, справедливость милосердие, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного).

Коммуникативные УУД:

— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения.

Регулятивные УУД:

— проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, с опорой на традиционные ценности, нравственные правила и нормы российского общества;

проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении.

Совместная деятельность:

— готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией

Понимание основ российской гражданской идентичности.

Переживание чувства гордости за свою Родину.

Осознание своей этнической и национальной принадлежности.

Понимание необходимости обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре

Социокультурные/научно-технические ресурсы города/страны

Музей христианской культуры в Санкт-Петербурге: https://mcc.spb.ru/

Раздел сайта https://mosmetod.ru «Методические рекомендации для учителей, преподающих учебный курс (учебный модуль) "Основы православной культуры" в рамках предметных областей "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"»: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/orkse/metodicheskie-materialy/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-uchitelej-prepodayushchikh-uchebnyj-kurs-uchebnyj-modul-osnovy-pravoslavnoj-kultury-v-ramkak.html

Цифровые ресурсы МЭШ

Сценарий урока «Культура и религия», ID 81598:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/81598?menuReferrer=catalogue

Возможные оценочные процедуры

Диалог/полилог, устный ответ, творческая работа

Тема

Во что верят православные христиане

Содержание темы

Бог — Творец, который создал весь мир и человеческий род. Бог есть Любовь. Бог и человек. Вера в Бога и её влияние на поступки людей. Что такое православие. Бог-Троица. Что значит молиться. Кто такие святые. Священное Предание. Священное Писание христиан — Библия. Ветхий и Новый Завет

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви.

Рассказывать о том, как вера в Бога влияет на поступки людей, что такое молитва, кто такие святые, что такое Священное Предание Церкви, что его составляет, о Священном Писании (Библии), Ветхом и Новом Завете

Познавательные УУД:                                    

— ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества: мораль, этика, справедливость, милосердие.

Работа с информацией:

— воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к определённой религии.

Коммуникативные УУД:

— создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственных идей.

Регулятивные УУД:

— проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету.

Совместная деятельность:

— готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией

Выстраивание своего поведения с учётом нравственных норм и правил; проявление в повседневной жизни доброты, справедливости, доброжелательности в общении, желание при необходимости прийти на помощь.

Понимание необходимости обогащения своих знаний о духовно-нравственной культуре, стремление анализировать своё поведение,

избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей.

Понимание необходимости бережного отношения к материальным и духовным ценностям

Социокультурные/научно-технические ресурсы города/страны

Музеи Московского Кремля: https://www.kreml.ru/visit-to-kremlin/what-to-see/sobornaya-ploschad/

Храм Христа Спасителя: http://new.xxc.ru/

Музей христианской культуры в Санкт-Петербурге: https://mcc.spb.ru/

Раздел сайта https://mosmetod.ru «Методические рекомендации для учителей, преподающих учебный курс (учебный модуль) "Основы православной культуры" в рамках предметных областей "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"»: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/orkse/metodicheskie-materialy/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-uchitelej-prepodayushchikh-uchebnyj-kurs-uchebnyj-modul-osnovy-pravoslavnoj-kultury-v-ramkak.html

Цифровые ресурсы МЭШ

Сценарий урока «Сын человеческий», ID 2299222:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2299222?menuReferrer=catalogue

Сценарий урока «Православная молитва «Отче наш», ID 130198: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/130198?menuReferrer=catalogue

Сценарий урока «Введение в православную духовную традицию», ID 4311:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/4311?menuReferrer=catalogue

Сценарий урока «Священное Писание и Священное Предание», ID 4313:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/4313?menuReferrer=catalogue

Сценарий урока «Что говорит о человеке православная культура», ID 10969:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/10969?menuReferrer=catalogue 

Сценарий урока «Что говорит о мире православная культура», ID 4380:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/4380?menuReferrer=catalogue 

Сценарий урока «Христианское учение о спасении», ID 11074:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/11074?menuReferrer=catalogue

Сценарий урока «Жертвенная любовь Спасителя. Победа над смертью», ID 23177:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/23177?menuReferrer=catalogue

Возможные оценочные процедуры

Диалог/полилог, творческая работа, исследовательская работа, устный ответ

Тема

Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему

Содержание темы

Добро. Зло. Грех. Работа совести. Покаяние. Десять ветхозаветных заповедей, данных Богом людям через Моисея. Заповеди Иисуса Христа — Заповеди блаженства, их содержание и соотношение с Десятью заповедями Ветхого Завета. Кто для христиан ближний, любовь к ближним. «Золотое правило нравственности» в православной культуре. Святость в православной традиции, святые

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Раскрывать первоначальные представления о грехопадении прародителей и обещании пришествия Спасителя.

Выражать своими словами первоначальное представление о грехе как нарушении заповедей, борьбе с грехом, покаянии, спасении.

Рассказывать о том, что такое заповеди Бога, какие заповеди Бог дал людям через Моисея. Анализировать содержание Десяти ветхозаветных заповедей с религиозной и нравственной точки зрения.

Рассказывать о нравственных заповедях Иисуса Христа — Заповедях блаженства, их соотношении с Десятью ветхозаветными заповедями.

Рассуждать о возможности и необходимости соблюдения нравственных норм жизни (свобода, ответственность, сострадание, совесть, доброта, любовь).

Раскрывать основное содержание понятий добра и зла с позиций православного учения о нравственности.

Выражать понимание в контексте православного вероучения о том, кто такой ближний, что означает любовь к ближнему, как понимается «золотое правило нравственности» (поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили), о святости и святых в православной традиции

Познавательные УУД:

— ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества — мораль, этика, справедливость, милосердие.

Работа с информацией:

— использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета.

Коммуникативные УУД:
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения.

Регулятивные УУД:

— выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла.

Совместная деятельность:

— владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты

Понимание необходимости обогащения своих знаний о духовно-нравственной культуре. Стремление анализировать своё поведение. Стремление избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей. Понимание необходимости бережного отношения к материальным и духовным ценностям

Социокультурные/научно-технические ресурсы города/страны

Музеи Московского Кремля: https://www.kreml.ru/visit-to-kremlin/what-to-see/sobornaya-ploschad/

Храм Христа Спасителя: http://new.xxc.ru/

Раздел сайта https://mosmetod.ru «Методические рекомендации для учителей, преподающих учебный курс (учебный модуль) "Основы православной культуры" в рамках предметных областей "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"»: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/orkse/metodicheskie-materialy/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-uchitelej-prepodayushchikh-uchebnyj-kurs-uchebnyj-modul-osnovy-pravoslavnoj-kultury-v-ramkak.html

Цифровые ресурсы МЭШ

Сценарий урока «Возлюби ближнего твоего...» (Десять заповедей), ID 2328631:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2328631?menuReferrer=catalogue

Сценарий урока «Возлюби Господа Бога твоего...» (Десять заповедей), ID 1869199:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1869199?menuReferrer=catalogue

Сценарий урока «Добро и зло в православной традиции», ID 11145:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/11145?menuReferrer=catalogue 

Сценарий урока «Заповеди блаженства», ID 12040:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/12040?menuReferrer=catalogue

Сценарий урока «Любовь к ближнему», ID 26697:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/26697?menuReferrer=catalogue

Возможные оценочные процедуры

Диалог/полилог, творческая работа, исследовательская работа, устный ответ

Тема

Отношение к труду. Долг и ответственность

Содержание темы

Заповеди Творца прародителям. Отношение к труду в Православии. Уважение к труду. Совесть. Нравственный долг и ответственность человека в православной традиции

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности.

Рассказывать о грехопадении прародителей, о заповедях, о роли труда в жизни православных христиан.

Раскрывать основное содержание понятий, связанных с христианским отношением к труду земному и духовному: дела добра, подвиг, молитва, пост.

Приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы православной культуры и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести

Познавательные УУД:

— ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества — мораль, этика, справедливость, милосердие.

Работа с информацией:

— воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к определённой религии.

Коммуникативные УУД:

использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;

 создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственных идей, представленных в православном учении.

Регулятивные УУД:

— проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, с опорой на традиционные ценности, нравственные правила и нормы российского общества;

проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении.

Совместная деятельность:

— владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты

Соотнесение своих поступков с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе.

Выстраивание своего поведения с учётом нравственных норм и правил.

Проявление в повседневной жизни доброты, справедливости, доброжелательности в общении, желание при необходимости прийти на помощь.

Понимание необходимости бережного отношения к материальным и духовным ценностям

Социокультурные/научно-технические ресурсы города/страны

Храм Христа Спасителя: http://new.xxc.ru/

Музей милосердия и доброты: http://duma.gov.ru/news/50429/, https://liza.fund/tsentr-glinki/o-tsentre/

Мосволонтёр: https://mosvolonter.ru/static/o_nas

Раздел сайта https://mosmetod.ru «Методические рекомендации для учителей, преподающих учебный курс (учебный модуль) "Основы православной культуры" в рамках предметных областей "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"»: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/orkse/metodicheskie-materialy/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-uchitelej-prepodayushchikh-uchebnyj-kurs-uchebnyj-modul-osnovy-pravoslavnoj-kultury-v-ramkak.html

Цифровые ресурсы МЭШ

Сценарий урока «Долг и ответственность», ID 28122:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/28122?menuReferrer=catalogue

Возможные оценочные процедуры

Диалог/полилог, творческая работа, устный ответ

Тема

Милосердие и сострадание

Содержание темы

Милосердие и сострадание в православной христианской традиции. Особенности христианской морали. Бережное отношение к природе. Отзывчивость и деятельное сострадание к ближним

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Рассуждать о необходимости соблюдения нравственных норм жизни (заботиться о других, любить друг друга, сочувствовать, не лениться, не лгать, бережно относиться к природе).

Раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, спасение), Заповедей блаженства.

На примере милосердия и сострадания объяснять нравственный идеал православной культуры.

Выражать первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения человека с позиций православной этики.

Объяснять духовно-нравственные мотивы и приводить примеры проявления милосердия и сострадания в православной культуре

Познавательные УУД:

— применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала.

Работа с информацией:

— использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео).

Коммуникативные УУД:

использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;

 создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственных идей, представленных в православном учении

Регулятивные УУД:

— анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности).

Совместная деятельность:

владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты

Понимание значения традиционных ценностных ориентаций.

Осознание ценности человеческой жизни.

Строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь

Социокультурные/научно-технические ресурсы города/страны

Свято-Димитриевское Училище Сестёр Милосердия: http://www.sestra-miloserdiya.ru/muzejj

Музей христианской культуры в Санкт-Петербурге: https://mcc.spb.ru/

Государственный исторический музей: https://shm.ru/

Государственный русский музей: https://rusmuseumvrm.ru/

Музеи Московского Кремля: https://www.kreml.ru/

Третьяковская галерея: https://www.tretyakovgallery.ru/

Раздел сайта https://mosmetod.ru «Методические рекомендации для учителей, преподающих учебный курс (учебный модуль) "Основы православной культуры" в рамках предметных областей "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"»: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/orkse/metodicheskie-materialy/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-uchitelej-prepodayushchikh-uchebnyj-kurs-uchebnyj-modul-osnovy-pravoslavnoj-kultury-v-ramkak.html

Цифровые ресурсы МЭШ

Сценарий урока «Милосердие и сострадание», ID 44947:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/44947?menuReferrer=catalogue

Возможные оценочные процедуры

Диалог/полилог, творческая работа, устный ответ

Тема

Православие в России

Содержание темы

Крещение Руси. Святые равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир. Развитие православной культуры, распространение христианства на Руси. Святая Русь. Русские святые. Православие в русской культуре, в современной России

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Рассказывать, как христианство пришло на Русь, о Крещении Руси равноапостольным князем Владимиром, почему Русь называют Святой, о русских святых, житиях святых.

Уметь рассказывать о праздновании Крещения Руси, Дня славянской письменности и культуры.

Объяснять своими словами роль православия в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности.

Владеть первоначальным опытом поисковой, проектной деятельности по изучению православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов

Познавательные УУД:

— применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала.

Работа с информацией:

— использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео).

Коммуникативные УУД:

— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения.

Регулятивные УУД:

— проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях.

Совместная деятельность:

— готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией

Понимание необходимости обогащения своих знаний о духовно-нравственной культуре, стремление анализировать своё поведение. Стремление избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей.

Соотнесение своих поступков с традиционными нравственными ценностями, принятыми в российском обществе

Социокультурные/научно-технические ресурсы города/страны

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ БИБЛИОТЕКА. Владимир Красно Солнышко и Крещение Руси в исторических материалах Президентской библиотеки:

https://www.prlib.ru/news/659430

Музеи Московского Кремля. Креститель Руси

https://www.kreml.ru/exhibitions/russian-exhibitions/krestitel-rusi/

Российское историческое общество: https://historyrussia.org/

Раздел сайта https://mosmetod.ru «Методические рекомендации для учителей, преподающих учебный курс (учебный модуль) "Основы православной культуры" в рамках предметных областей "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"»: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/orkse/metodicheskie-materialy/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-uchitelej-prepodayushchikh-uchebnyj-kurs-uchebnyj-modul-osnovy-pravoslavnoj-kultury-v-ramkak.html

Цифровые ресурсы МЭШ

Сценарий урока «Православие в России», ID 61686:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/61686?menuReferrer=catalogue

Возможные оценочные процедуры

Диалог/полилог, творческая работа, устный ответ

Тема

Православный храм и другие святыни

Содержание темы

Православный храм — его устройство и убранство. Алтарь, Царские врата, иконостас, притвор. Нормы поведения в православном храме. Миряне и священнослужители. Богослужение в храме. Таинства Церкви. Монастыри, монашество

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями, богослужениях в храмах, Таинствах, о монашестве и монастырях в православной традиции.

Рассказывать об особо почитаемых местах паломничества и основных христианских святынях.

Рассказывать о наиболее известных русских православных монастырях

Познавательные УУД:

— применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала.

Работа с информацией:

— находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете.

Коммуникативные УУД:

— использовать смысловое чтение для выделения главной мысли произведений художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности.

Регулятивные УУД:

— выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла.

Совместная деятельность:

— готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией

Понимание основ российской гражданской идентичности, переживание чувства гордости за свою Родину.

Понимание значения традиционных ценностных ориентаций.

Осознание ценности человеческой жизни.

Понимание значения нравственных норм и ценностей как условий жизни личности, семьи, общества

Социокультурные/научно-технические ресурсы города/страны

Храм Христа Спасителя: http://new.xxc.ru/

Российское историческое общество: https://historyrussia.org/

Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник https://www.museum-sp.ru/about/

Официальный сайт Валаамского монастыря: https://valaam.ru/

Раздел сайта https://mosmetod.ru «Методические рекомендации для учителей, преподающих учебный курс (учебный модуль) "Основы православной культуры" в рамках предметных областей "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"»: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/orkse/metodicheskie-materialy/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-uchitelej-prepodayushchikh-uchebnyj-kurs-uchebnyj-modul-osnovy-pravoslavnoj-kultury-v-ramkak.html

Цифровые ресурсы МЭШ

Проект «Ищем золотое сечение в архитектуре», ID 141: https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/141?menuReferrer=catalogue

Сценарий урока «Православный храм», ID 62486:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/62486?menuReferrer=catalogue

Сценарий урока «Православные Таинства», ID 65961:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/65961?menuReferrer=catalogue

Сценарий урока «Христианское искусство. Храмовое зодчество», ID 64773: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/64773?menuReferrer=catalogue

Возможные оценочные процедуры

Диалог/полилог, устный ответ, творческая работа, проект

Тема

Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники

Содержание темы

Христианская символика. Крест Христов. Православная художественная культура. Православная икона, виды икон. Церковное пение. Церковное прикладное искусство. Православный календарь. Праздники и посты в православном календаре. Двунадесятые праздники. Воскресение Христово (Пасха). Рождество Христово. Праздники в честь святых

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл и значение в православной культуре.

Рассказывать о художественной культуре в православной традиции, о церковном пении, иконописи, особенностях икон в сравнении с картинами.

Рассказывать о знаменитых русских иконописцах, распознавать наиболее почитаемые в России иконы, различать иконописные образы Спасителя, Богородицы, святых.

Объяснять основные понятия, связанные с церковным пением, различать виды и значения колокольных звонов.

Называть православные праздники, объяснять их значение (не менее трёх, включая Воскресение Христово и Рождество Христово), о православных постах, назначении поста в жизни православных христиан

Познавательные УУД:

— применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала.

Работа с информацией: 

 находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете.

Коммуникативные УУД:

— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения.

Регулятивные УУД:

— проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки с опорой на традиционные ценности, нравственные правила и нормы российского общества;

проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении.

Совместная деятельность:

— готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией

Понимание основ российской гражданской идентичности, переживание чувства гордости за свою Родину.

Выстраивание своего поведения с учётом нравственных норм и правил.

Проявление в повседневной жизни доброты, справедливости, доброжелательности в общении, желание при необходимости прийти на помощь.

Понимание необходимости бережного отношения к материальным и духовным ценностям

Социокультурные/научно-технические ресурсы города/страны

Православная литература, библиотека художественных книг: https://azbyka.ru/fiction/detskie-pasxalnye-rasskazy/

Государственный музей истории религии: https://gmir.ru/exposition/pravoslav/christ_history/

Раздел сайта https://mosmetod.ru «Методические рекомендации для учителей, преподающих учебный курс (учебный модуль) "Основы православной культуры" в рамках предметных областей "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"»: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/orkse/metodicheskie-materialy/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-uchitelej-prepodayushchikh-uchebnyj-kurs-uchebnyj-modul-osnovy-pravoslavnoj-kultury-v-ramkak.html

Цифровые ресурсы МЭШ

Проект «Изучаем былины», ID 255: https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/255?menuReferrer=catalogue

Сценарий урока «Христианское искусство: иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство», ID 73770:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/73770?menuReferrer=catalogue

Сценарий урока «Православный календарь, его символическое значение», ID 72445:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/72445?menuReferrer=catalogue

Сценарий урока «Православный календарь. Почитание святых», ID 80533:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/80533?menuReferrer=catalogue

Сценарий урока «Православный календарь. Праздники», ID 80872:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/80872?menuReferrer=catalogue

Сценарий урока «Православный календарь. Праздники», ID 80857:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/80857?menuReferrer=catalogue

Возможные оценочные процедуры

Диалог/полилог, устный ответ, творческая работа, проект

Тема

Христианская семья и её ценности

Содержание темы

Семья в православной традиции —малая Церковь. Таинство Венчания. Любовь в отношениях родителей, членов семьи. Взаимное прощение. Семейные традиции, праздники. Образцы православной семьи, отношений в семье

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Рассказывать о традициях заключения брака, о том, что такое православная семья, таинство Венчания, о взаимоотношениях в православной семье на примерах житий святых, литературных произведений.

Раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношений детей и родителей.

Раскрывать содержание праздника «День семьи, любви и верности».

Строить суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, коллектива, семьи, общества

Познавательные УУД:

— применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала.

Работа с информацией: 

 находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете.

Коммуникативные УУД:

— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение, проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения.

Регулятивные УУД:

— проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, с опорой на традиционные ценности, нравственные правила и нормы российского общества;

проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении.

Совместная деятельность:

— готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией

Понимание основ российской гражданской идентичности, переживание чувства гордости за свою Родину.

Понимание ценности семьи, проявление уважения к российским традиционным семейным ценностям.

Понимание значения традиционных ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни.

Понимание необходимости бережного отношения к материальным и духовным ценностям

Социокультурные/научно-технические ресурсы города/страны

Православный церковный календарь: https://azbyka.ru/days/calendar

Православная литература, библиотека художественных книг https://azbyka.ru/fiction/detskie-pasxalnye-rasskazy/

Раздел сайта https://mosmetod.ru «Методические рекомендации для учителей, преподающих учебный курс (учебный модуль) "Основы православной культуры" в рамках предметных областей "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"»: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/orkse/metodicheskie-materialy/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-uchitelej-prepodayushchikh-uchebnyj-kurs-uchebnyj-modul-osnovy-pravoslavnoj-kultury-v-ramkak.html

Цифровые ресурсы МЭШ

Сценарий урока «Христианская семья», ID 33390:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/33390?menuReferrer=catalogue

Сценарий урока «Семейные ценности христианства», ID 50499:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/50499?menuReferrer=catalogue

Проект «Праздники России», ID 430: https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/430?menuReferrer=catalogue

Проект «Рисуем народные праздники», ID 140: https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/140?menuReferrer=catalogue

Возможные оценочные процедуры

Диалог/полилог, устный ответ, творческая работа, проект

Тема

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

Содержание темы

Служение человека обществу, Родине. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Война справедливая — оборонительная. Святые защитники Отечества

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Закреплять и систематизировать представления о духовных традициях многонационального народа России, духовном мире человека, религии, религиях народов России, их значении в жизни человека, семьи, общества.

Устанавливать соотношение между религией и Отечеством, объяснять отношение православных христиан к Отечеству, защите Родины, патриотизму.

Приводить примеры образцов нравственности, выполнения гражданского долга, воинской доблести, честного труда, добросовестного служения Отечеству

Познавательные УУД:

— применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала.

Работа с информацией:

— воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике.

Коммуникативные УУД:

— использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета.

Регулятивные УУД:

— проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, с опорой на традиционные ценности, нравственные правила и нормы российского общества;

проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении

Совместная деятельность:

— готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией

Понимание основ российской гражданской идентичности, переживание чувства гордости за свою Родину.

Понимание необходимости обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре. Стремление анализировать своё поведение. Стремление избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей.

Понимание необходимости бережного отношения к материальным и духовным ценностям

Социокультурные/научно-технические ресурсы города/страны

Музейно-Храмовый Комплекс Вооруженных Сил Российской Федерации:

https://patriotp.ru/obekty/glavnyy-khram-vooruzhennykh-sil-rossiyskoy-federatsii-/

Мультимедийный исторический парк «Россия – моя история»: https://myhistorypark.ru/exposition/ryurikovichi

Музей Современной истории России: https://www.sovrhistory.ru/museum/online/index.php

Раздел сайта https://mosmetod.ru «Методические рекомендации для учителей, преподающих учебный курс (учебный модуль) "Основы православной культуры" в рамках предметных областей "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"»: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/orkse/metodicheskie-materialy/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-uchitelej-prepodayushchikh-uchebnyj-kurs-uchebnyj-modul-osnovy-pravoslavnoj-kultury-v-ramkak.html

Цифровые ресурсы МЭШ

Сценарий урока «Любовь и уважение к Отечеству»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/80052?menuReferrer=catalogue

Проект «Образ Родины в творчестве писателей», ID 430: https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/261?menuReferrer=catalogue

Возможные оценочные процедуры

Диалог/полилог, устный ответ, творческая работа, проект

Тематическое планирование

Тема

Примерное количество часов

Россия – наша Родина

1

Культура и религия. Введение в православную духовную традицию

2

Во что верят православные христиане

6

Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему

4

Отношение к труду. Долг и ответственность

2

Милосердие и сострадание

2

Православие в России

3

Православный храм и другие святыни

3

Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники

6

Христианская семья и её ценности

3

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы православной культуры народов России", 4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпредмета «Основы религиозных культур и светской этики»,модуль «Основы православной культуры народов России» 4 класс...

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль «Основы православной культуры» 2016/2017 учебный год.

Рабочая программа составлена на основе учебника А.Я.Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики»/ Сборник рабочих программ. 4 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций - М.:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» для учащихся 4 классов на 2015 - 2016 учебный год

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» разработана в соответствии с  Положением о рабочей программе МБОУ СОШ №2 г.Лермонто...

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры"

Обучающиеся получат возможность  научиться:Ø  строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурныхтрадиций;Ø  осуществлять поиск необходимой информации для ...

Рабочая программа учебного предмета по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» для 4 класса

Рабочая программа учебного предмета  по предмету «Основы религиозных  культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры»....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ. Модуль: ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ УМК А.В. Бородина для 4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

Пояснительная запискаРабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики. Модуль: Основы православной культуры ориентирована на учащихся 4 класса и разработана на основе следующих докуме...