Программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательная математика"
рабочая программа (4 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» составлена на основании:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября
2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);
«Санитарно-эпидемиологических требований к условиям организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2821-10), утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 24 ноября 2015 года № 81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10». Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях);
Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
ООПНОО МБОУ «Седельниковская СШ № 1»;
Устава МБОУ «Седельниковская СШ № 1»;
Авторской программы с использованием примерной программы внеурочной деятельности для обучающихся начальных классов: общекультурное и духовно-нравственное направление в воспитании и развитии детей. Автор: И.В. Карпеева - Омск: БОУДПО «ИРООО» и адаптирована во внеурочной деятельности в МБОУ «Седельниковская СШ № 1».
Цель: создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирование логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
Задачи:
- создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
- развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
- формирование навыков самостоятельной работы, имеющий последовательный характер;
- повышение математической культуры ученика;
- воспитание настойчивости, инициативы;
- развитие навыков учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач.
Программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, подготовки их к участию в интеллектуальных играх, олимпиадах, ВПР.
В основное содержание программы включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Курс внеурочной деятельности «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листках бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеек», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Контроль:
- тестирование;
- участие в интеллектуальных играх;
- практические работы;
- участие в олимпиадах;
- проекты;
- экскурсии.
I. Результаты освоения курса ВУД
ЛИЧНОСТНЫЕ
- умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха;
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД
- решать проблемы творческого характера;
- адекватно воспринимать оценку;
- давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
- овладения способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Познавательные УУД
- умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- умение добывать новые знания.
Коммуникативные УУД
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- умение договариваться;
- умение работать в паре, группе, коллективе;
- умение отстаивать при необходимости свою точку зрения;
- высказывать собственное мнение и аргументировать его.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда: использовать его к ходе самостоятельной работы;
- применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками.
II. Содержание курса ВУД с указанием форм организации и видов деятельности
Числа. Арифметические действия. Величины. (6 ч.)
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда, использовать его в ходе самостоятельной работы.
Создание проекта «Математические фокусы».
Мир занимательных задач. (18 ч.)
Включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика. (6 ч.)
Составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием,
объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии,
анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Наставничество «ученик- ученик». (4 ч.)
Проведение игры – КВН «Решай, отгадывай, считай». Математический праздник.
III. Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | ЦОР/ЭОР |
Числа. Арифметические действия. Величины. (6 ч.) | |||
1 | Числа -великаны | 2 | https://infourok.ru/vneurochnoe-zanyatie-po-teme-chislavelikani-3894312.html?ysclid=ldrcb04kas662635649 |
2 | Римские цифры | 2 | https://infourok.ru/kruzhkovoe-zanyatie-po-matematike-rimskie-cifri-kl-umk-nsh-veka-700142.html?ysclid=ldrcbyfkwg148800831 |
3 | Числовые головоломки | 2 | https://infourok.ru/konspekt-vneurochnogo-zanyatiya-po-teme-chislovie-golovolomki-2403456.html?ysclid=ldrccvgnf4568419905 |
Мир занимательных задач. (18 ч) | |||
4 | Задачки на раскачку | 4 | https://infourok.ru/vneurochnoe-zanyatie-zanimatelnaya-matematika-na-temu-logicheskie-zadachi-klass-3722005.html?ysclid=ldrcdp07td81933448 |
5 | Секреты задач | 2 | https://infourok.ru/vneurochnoe-zanyatie-zanimatelnaya-matematika-na-temu-logicheskie-zadachi-klass-3722005.html?ysclid=ldrcdp07td81933448 |
6 | В царстве смекалки | 2 | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2012/06/19/viktorina-v-tsarstve-smekalki-matematika?ysclid=ldrcekm6bd81775169 |
7 | Задачи со многими возможными решениями | 4 | https://урок.рф/library/zanimatelnaya_matematika_133057.html?ysclid=ldrcf9bxhs780505302 |
8 | Математическая копилка | 2 | https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-vneurochnoy-deyatelnosti-zanimatelnaya-matematika-na-temu-matematika-nash-drug-klass-3332858.html?ysclid=ldrcg0m6gi392530448 |
9 | Математический лабиринт | 2 | https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-vneurochnoy-deyatelnosti-zanimatelnaya-matematika-na-temu-matematika-nash-drug-klass-3332858.html?ysclid=ldrcg0m6gi392530448 |
10 | Решение жизненных задач | 2 | https://infourok.ru/konspekt-vneklassnogo-zanyatiya-reshenie-zhiznennyh-zadach-4-klass-6127951.html?ysclid=ldrcgs5vz1662734924 |
Геометрическая мозаика. (6ч) | |||
11 | Занимательное моделирование | 2 | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2017/01/05/vneurochnoe-zanyatie-po-matematike-modelirovanie?ysclid=ldrchevn2q732952086 |
12 | Объемные фигуры | 2 | https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-kruzhka-matematika-i-konstruirovanie-na-temu-obyomnye-figury-tela-prezentaciyaye-5493798.html?ysclid=ldrci4zouy38671579 |
13 | Геометрические фигуры вокруг нас | 2 | https://infourok.ru/geometriya-vokrug-nas-4-klass-5364678.html?ysclid=ldrcitjjpy877338262 |
Наставничество «ученик-ученик» (4 ч.) | |||
14 | Решай, отгадывай, считай | 2 | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2016/04/19/konspekt-vneurochnogo-zanyatiya-zanimatelnaya-matematika?ysclid=ldrc9p1e5z24641384 |
15 | Математический праздник | 2 | https://infourok.ru/vneurochnoe-zanyatie-na-temu-zanimatelnaya-matematika-4-klass-6095919.html?ysclid=ldrcjgqqdp662350543 |
Итого: | 34 часа |
IV. Перечень учебно-методического, материального обеспечения
Учебно-методическая литература:
- Игнатьев Е.И. « В царстве смекалки» - М. Наука, 2002
- Кордемский Б.А., Ахадов А.А. «Удивительный мир чисел»- М. Просвещение, 2016
- Ященко И.В., Вольфсон Г.И., Высоцкий И.Р. «Математика. ВПР». Издательство «Экзамен», Москва, 2021
Технические средства обучения:
- Ноутбук
- Мультимедийный проектор.
- Экран
Оборудование:
1. Ученический стол
2. Стул
3. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа курса внеурочной деятельности математики "Умники и умницы" 2 класс
Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Умники и умницы» разработана на основе авторской программы Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательная математика" 2кл....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Математика и конструирование 4 класс" 2019-2020 гг.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Математика и конструирование 4 класс" разработана на основе авторской программы «Математика и конструирование» С.И.Волко...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Математика с увлечением" для 4 класса
Дополнительная общеразвивающая программа «Математика с увлечением» для 4 класса, 34 часа составлена на основе авторской п...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Математика с увлечением. Лесная математика»
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Математика с увлечением. Лесная математика»II.Содержание курса внеурочной деятельностиIII.Тематическое планирование...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Математика с увлечением" (2 класс)
Авторской программы «Математика с увлечением» заключается в том, что предметные знания, умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, овладение математическим языком явл...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности« Математика и конструирование»
Цель курса: развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы. Дать ребенку первый опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека.Задачи...