Формы работы по разрешению конфликтов
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Перечень форм работы по разрешению конфликтов в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perechen_form_raboty_po_razresheniyu_konfliktov.docx | 23.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Туровская Марина Владимировна,
учитель начальных классов
Туровский филиал МБОУ «Никифоровская СОШ №2»,
2020г
Перечень форм работы по разрешению конфликтов
в начальной школе
Слово конфликт происходит от латинского «конфликтус» - столкновение.
Учителю начальных классов помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей, необходимо общаться с коллегами, обучающимися и их родителями. В процессе педагогической деятельности без конфликтных ситуаций не обойтись.
Универсальных приемов «правильного» управления конфликтной ситуацией не существует, так как стороны добиваются противоположных целей. Но исследователи конфликтов предлагают общую схему действий, направленных на то, чтобы сделать конфликт более рациональным и не допустить перехода конфликтной ситуации в конфликт. Эта схема включает в себя: предотвращение инцидента, подавление конфликта, отсрочка конфликта, разрешение конфликта. Разрешение конфликта - это заключительная стадия развития конфликта.
Можно выделить следующие этапы и способы разрешения конфликтных ситуаций:
1) установить действительных участников конфликтной ситуации;
2) изучить, насколько это возможно, их мотивы, цели, способности, особенности характера;
3) изучить существовавшие ранее, до конфликтной ситуации межличностные отношения участников конфликта;
4) определить истинную причину возникновения конфликта;
5) изучить намерения, представления конфликтующих сторон о способах разрешения конфликта;
6) выявить отношение к конфликту лиц, не участвующих в конфликтной ситуации, но заинтересованных в его позитивном разрешении;
7) определить и применить способы разрешения конфликтной ситуации, которые:
а) были бы адекватны характеру его причин;
б) учитывали бы особенности лиц, вовлеченных в конфликт;
в) носили бы конструктивный характер;
г) соответствовали целям улучшения межличностных отношений и способствовали бы развитию коллектива.
Для того, чтобы младшие школьники сами могли успешно разрешать конфликты, а лучше всего - вообще не создавать подобных ситуаций, нужно их этому постепенно учить: проводить классные часы, беседы (лучше в игровой форме), тренинги, которые учат, как выходить из конфликтной ситуации, чтобы обе стороны были удовлетворены, как уступать друг другу, прощать, просить прощения, признавать свои ошибки.
Необходимы беседы, которые дают знания о конфликтах, их причинах и путях разрешения; формируют умение анализировать конфликтную ситуацию (выделять причины и указывать на последствия).
В работе можно использовать игры, упражнения на сплочение школьников, цель которых – объединение участников группы для совместного решения задач, развитие умения выражать симпатию и уважение друг к другу. Дети должны изучить особенности и стили поведения в конфликтной ситуации с помощью ролевых игр.
Для разрешения конфликтных ситуаций можно использовать следующие методы и приёмы:
- Игра – тренинг.
Используется как для разрешения конфликтной ситуации, так и для профилактики конфликтов.
Можно использовать следующие упражнения для тренингов:
- «Я и конфликт»
Цель: содействие осознанию участниками своего поведения, формирование умения позитивно разрешать конфликты. Проводится в виде беседы. - «Мое представление о конфликте»
Цель: актуализация участников относительно понятия конфликта. Вид деятельности: рисование рисунка обучающимися на тему «Мое представление о конфликте». - «Конфликт - это ...»
Цель: выяснение сущности понятия «конфликт». Руководитель обращается к участникам с вопросом «Что такое конфликт?». Все варианты ответов записываются на ватмане. После этого все вместе выясняют положительные (+) и отрицательные (-) стороны конфликта.
Также можно использовать игры на сплочение коллектива:
- «Помоги слепому»
Один участник играет роль «слепого», другой – «поводыря». Задача «поводыря» сделать так, чтобы «слепой» не столкнулся с предметами комнаты. - «Отражение»
Один из участников играет роль «зеркала», другой – «человека». Условия игры: участник, играющий роль «зеркала», должен в точности повторить медленные движения «человека», отразить их. - «Ссоримся и миримся». Условия игры: Разбейтесь на пары. Подумайте, какая причина может привести к «ссоре» между вами, а потом придумайте, как помириться.
- Использование произведений детской художественной литературы.
На примере литературных произведений можно рассмотреть ситуации межличностных конфликтов и способы их преодоления. Много примеров таких произведений можно встретить в литературе учебного курса «Уроки милосердия».
- «Сказкотерапия»
Сказкотерапия – это не просто направление, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. Сказка – серьезнейшее средство нравственного воспитания. Она делает души ребят мягче, отзывчивее, добрее. Сказки, в содержании которых раскрываются конфликты и демонстрируются пути их разрешения, можно читать, а можно смотреть. Большая часть наших проблем и конфликтов характеризуется фразой: никто не хотел уступать. Сказки обучают детей умению находить компромисс в конфликтных ситуациях или умению договариваться. Процесс этот длительный и прежде всего учащимся следует объяснять, что компромисс не означает победу или поражение. Суть компромисса заключается в том, чтобы сделать выбор, который устроит всех, даже если это окажется не тот вариант, которого изначально хотели спорщики.
- «Мульттерапия»
Дети очень любят смотреть мультфильмы.
Мультфильмы это мощнейшее средство влияния на эмоциональную сферу ребёнка. Этот способ очень эффективен для разрешения конфликтов в начальной школе.
- Диалог учителя и ученика
После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности.
- Организация досуга ребёнка
Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, порекомендовав родителями ученика записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие увлечёт ребёнка, даст интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.
- Воспитательные беседы
Первый учитель для ребёнка непререкаемый авторитет, поэтому очень важное значение играют воспитательные беседы между учителем и учащимся. Во время этих бесед важно быть искренним, приводить примеры из своей школьной жизни, свои истории о школьном общении и дружеских отношениях. Полезно демонстрировать различные интервью, рассказы о дружбе.
Организация педагогического процесса, направленного на разрешение конфликтов младших школьников, способствует снижению конфликтного поведения учащихся класса. Однако, чтобы добиться наиболее высоких результатов такую работу следует проводить систематически.
В психолого-педагогических исследованиях описан очень небольшой спектр профилактических мер, направленных на предотвращение конфликтов и конфликтных ситуаций в начальной школе. Основными являются беседы и психологические игры.
Список использованных источников:
- Аверин В.А. Психология детей и подростков [Текст]./ В.А. Аверин. - СПб.: Питер, 2005. - 230 с.
- Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре [Текст]. / А.К. Бондаренко, А.И. Матусин. - М.: Просвещение, 2003. - 123 с.
- Жизненные навыки. Уроки психологии во втором классе [Текст]. / под ред. С.В.Кривцовой. - М.: Генезис, 2002. -170 с.
Ресурсы системы Интернет:
https://nsportal.ru/ - Социальная сеть работников образования;
https://pedsovet.su/publ/72-1-0-4305 - Педсовет;
https://kopilkaurokov.ru - kopilkaurokov.ru - сайт для учителей;
https://preemstvennost.ru/160429-konstruktivnye-strategii-upravleniya-konfliktami - Вебинар «Конструктивные стратегии управления конфликтами».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по разрешению межличностных конфликтов как условие формирования опыта взаимоотношений младших школьников
В данном опыте представлено описание работы по разрешению межличностных конфликтов между одноклассниками и отдельными группами детей....
Интерактивные игры как средство обучения детей старшего дошкольного возраста и учащихся начальной школы способам конструктивного разрешения конфликтов
В настоящее время сциологи рассматривают конфликт как сложное социальное явление и неизбежный спутник социальных отношений.Эффективным средством обучения детей способом конструктивного разрешения конф...
Конструктивное разрешение конфликтов
Без конфликтов наша жизнь невозможна, но надо всегда искать конструктивные выходы из создавшихся ситуаций.Методическое пособие содержит некоторые теоретические положения по конфликтологии, а также пра...
Конфликты. Методы разрешения конфликтов в ДОУ.
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ1. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТИПОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ 1.1. ОБЪЕКТИВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ 1.2. ВИДЫ КОНФЛИКТОВ1.3. СТАДИИ ПРОТЕКАНИЯ К...
"Разрешение конфликтов в работе с родителями"
Рекомендации по разрешению конфликтов в работе с родителями....
Доклад "Работа классного руководителя по предотвращению и разрешению конфликтов в классном коллективе"
Выступление на МО классных руководителей о мерах по предотвращению и разрешению конфликтов в школе....
Правила разрешения конфликтов. Статья "Разрешение конфликтных ситуаций"
В статье рассматриваются особенности протекания конфликта. Анализируются различные стили поведения конфликтующих. Автор отмечает, исход конфликтной ситуации во многом будет зависет...