Дисграфия у младших школьников. Что это такое?
статья
Дисграфия – стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил, а обусловленные недоразвитием или частичным повреждением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма.
Для профилактики и преодоления этих нарушений у детей, необходимо использовать специальные упражнения для устранения специфических ошибок при письме и чтении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
disgrafiya_u_mladshih_shkolnikov.chto_eto_takoe.docx | 185.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Дисграфия у младших школьников. Что это такое?
Знаете ли вы, что такое дисграфия у младших школьников? Это такая «хитренькая дамочка», которая мешает школьникам нормально, грамотно и красиво писать. Кстати, лучшая подружка дислексии. Они частенько ходят парой. Но лучше бы они ходили где-нибудь в другом месте, подальше от наших детей и не мешали бы им нормально учиться.
Есть предложение узнать дисграфию получше, чтобы быстрее ее победить, если она вдруг появится на горизонте.
План:
5.1 Артикуляторно-акустическая
5.5 Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Что это такое?
Дисграфия — это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта.
То есть у ребенка все в порядке с интеллектом, он знает все правила русского языка, которые он в школе проходил и прекрасно их помнит. А вот писать грамотно не может и все!
Родители удивляются, ну как вместо слова «приближение», можно написать «бриплишения»? Каааак??? Оказывается можно, если у тебя дисграфия. И это важно понять и вовремя заметить. И не тратить время на ругань и наказания, они не помогут. Хотя нет, могут помочь! Помочь замкнуться в себе. А оно нам надо?
Откуда она берется?
Данное заболевание выявляется примерно у 30% школьников. Именно в начальной школе. Особо внимательными следует быть родителям:
- второклашек;
- левшей;
- переученных левшей;
- бывших воспитанников логопедических групп;
- детишек, в чьих семьях общаются на двух и более языках.
Так же причинами возникновения проблем с письмом могут являться:
- Генетическая предрасположенность (если у папы или мамы была дисграфия, то и у сына или дочки она будет).
- Инфекции и заболевания, затрагивающие мозг.
- Травмы родовые и черепно-мозговые.
- Недостаток речевого общения.
- Педагогическая запущенность.
- Слишком раннее начало обучения ребенка письму, когда он еще к этому не готов психологически.
Как выглядит дисграфия?
Выглядит она крайне непривлекательно. Ужасный, корявый, неровный почерк. Слова идут волной и наскакивают друг на друга.
При этом можно наблюдать:
- пропуски букв;
- замену одних букв другими;
- путаницу в словах, когда буквы меняются местами;
- слитное написание слов, которые должны писаться раздельно и наоборот;
- пропуски целых слов;
- оборванные предложения;
- путаницу в предложениях, когда слова меняются местами;
- замену заглавных букв прописными;
- пропуски знаков препинания.
В общем, полная чехарда получается у детишек! А у родителей получаются сплошные нервы и расстройства. А расстраиваться не надо! Некогда! Потому что пора бежать к специалистам за помощью.
Кто поможет?
Само это не пройдет. Это невозможно!
Коррекцией этой проблемы занимаются логопеды или логопеды-деффектологи.
Специалист сначала проведет диагностику, познакомится поближе с речью ребенка, особенностями его почерка, ошибками при письме. Определится с видом дисграфии и разработает индивидуальную программу коррекции: подберет специальные упражнения, речевые игры. Подробно объяснит, как с ней бороться.
Родителям маленького дисграфика нужно быть готовыми к тому, что это дело не одного двух дней. На устранение проблемы могут уйти месяцы и даже годы работы. Но оно того стоит! И ради светлого будущего можно и постараться.
Так же здесь важно понять, что без помощи специалиста не обойтись, своими силами справиться с дисграфией крайне трудно, практически невозможно. Здесь все должны работать совместно: вы, ребенок, логопед и учитель.
Виды дисграфии
Артикуляторно-акустическая
Школьник произносит звуки неправильно. И проговаривает их при письме тоже неправильно, соответственно и пишет он неправильно. Коррекция данного вида дисграфии будет направлена на правильное произношение звуков.
Акустическая
В этом случае ученик произносит звуки правильно. Вот только он их путает. Особенно те, которые похожи по своему звучанию. Вы ему говорите: «Жук». А он слышит «шук». А как слышит, так и пишет.
Оптическая
Наши прописные буквы очень друг на друга похожи. Все они состоят из одних и тех же элементов: кружочков, палочек, черточек, крючочков. Школьник никак не может запомнить, как их правильно размещать. Он знает, что здесь должна быть буква «ц», но вместо двух крючочков пишет три и получает в результате «щ». А еще он может писать зеркальные буквы, то есть развернутые в другую сторону.
Аграмматическая
При таком виде дисграфии ребенок не может объединять части речи, например, существительные и прилагательные. И у него вместо «большая собака» получается вдруг «большой собака». Так же есть затруднения в склонении слов по родам и падежам.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Трудно дается деление предложений на слова, а слов на слоги и буквы. Искажается строение слов и предложений. Пропускаются гласные и согласные, переставляются местами буквы в словах и слоги. А также слова в предложениях.
Моторная
Это когда все дело в руке ребенка, в пальчиках, которым тяжело держать ручку и выполнять много-много мелких движений, чтобы написать ту или иную буковку. Возможно, во время подготовки к школе было уделено мало внимания подготовки руки к письму.
Защита от дисграфии
Можно ли предупредить это заболевание? Заняться профилактикой?
Здесь все зависит от причины, которая его вызвала. Если это, например, родовая травма, то дисграфия уже есть, и предупредить ее не получится.
Ну а если рассматривать социальные аспекты, которые влияют на возникновение дисграфии, то тут все в наших родительских руках. Нужно с ребенком заниматься, причем тем, к чему он готов психологически. Нужно с ним разговаривать, нужно перед школой готовить руку к письму, развивать мелкую моторику. Нужно вовремя решать логопедические проблемы. Нужно быть внимательным к своему ребенку и все будет отлично!
Ну а если дисграфия все-таки подобралась к вашему маленькому школьнику, то не отчаивайтесь. Берите в свою команду хорошего логопеда, принимайте в союзники учителя, настраивайте ребенка на победу.Желаю вам удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения по профилактике дисграфии у младших школьников
Хочу предупредить, что данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии....
Конспект по профилактике дисграфии у младших школьников
Разработанный урок направлен на развитие просодических компонентов речи. Может быть полезен в работе учителей-логопедов школьных логопедических пунктов при общеобразовательных школах, педагогов учебно...
Презентация к обобщению опыта по теме"Профилактика и устранение дисграфии у младших школьников"
Презентация была подготовлена к выступлению на районном методическом объединении. В ней представлена моя система работы по устранению и профилактике дисграфии с применением логопедических методо...
Роль профилактики в "борьбе" с дисграфией у младших школьников.
Статья раскрывает вопрос о важности профилактики нарушений письменной речи, рациональности её проведения еще в детском саду, задолго до начала обучения ребенка в школе. Описываются пердпосылки успешно...
Коррекция оптической и моторной дисграфии у младших школьников
в презентации дано определение дисграфии в том числе отличие оптической от моторной. Комплексное обследование детей. Виды ошибок. Основные направления корркционной работы....
Коррекция оптической и моторной дисграфии у младших школьников
основные направления работы, представлено большое разнообразие игр и упражнений для коррекции оптической и моторной дисграфии. Дана сравнительная характеристика...
Статья «Дисграфия у младших школьников» (Виды дисграфии)
laquo;Дисграфия у младших школьников» (Виды дисграфии). Статья сопровождается материалом практической направленности/...