Рабочая программа внеурочной деятельности "Я исследую мир"
рабочая программа (2 класс)
Предварительный просмотр:
РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа развивающего курса «Я исследую мир» (2класс) составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г.№373»;
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. №1/15)
- Авторской программы: А.И. Савенков, с использованием рабочих тетрадей Савенкова А.И. «Развитие логического мышления. 7-8 лет».
- Учебного плана внеурочной деятельности на 2020/2021 учебный год МОУ «Правохеттинская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа развивающего курса «Я исследую мир» реализует общекультурное направление.
С целью формирования исследовательских навыков у детей младшего школьного возраста создана программа курса «Я исследую мир». Данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования, составлена на основе «Программы исследовательского обучения младших школьников», автор А.И. Савенков, с использованием рабочих тетрадей Савенкова А.И. «Развитие логического мышления. 7-8 лет», «Я-исследователь».
Цель: развитие творческого потенциала личности ребенка путем формирования, развития и совершенствования его исследовательских навыков, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.
Задачи:
- развивать познавательные потребности, творческие и коммуникативные способности младших школьников через формирование исследовательских навыков;
- расширять кругозор обучающихся;
- обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать у детей младшего школьного возраста умения и навыки исследовательского поиска;
- раскрывать индивидуальный потенциал каждого обучающегося;
- формировать умение работать с литературой, выделять главное, делать выписки;
- активизировать навыки самостоятельной работы ребёнка по сбору информации из разных источников: справочная литература, энциклопедии, словари, Интернет.
- формировать умения формулировать проблему, цель исследования, делать собственные выводы;
Актуальность основывается на интересе, потребностях обучающихся и их родителей. В программе сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Данный развивающий курс является межпредметным, в чём заключается его актуальность и новизна. Темы проектов тесно связаны с предметным содержанием, что вызывает интерес у учащихся и даёт возможность вовлечь их в активную познавательную деятельность. В ходе реализации программы предполагается развитие универсальных компетентностей (мыслительных, деятельностных, коммуникативных, информационных); общеучебных навыков (интеллектуальных, организационных, коммуникативных); проектных умений (проблематизация, целеполагание, планирование, осуществление деятельности, самоанализ и рефлексия)
Срок реализации программы
Программа курса предназначена для учащихся 1-4 классов, интересующихся исследовательской деятельностью.
Данная программа рассчитана во 2 классе на 34 ч в год.
Формы организации и место проведения занятий
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
Формы проведения занятий
- беседа;
- практикум;
- тренинг;
- исследование (индивидуальное и групповое);
-экскурсия (посещение предприятий, научных учреждений, музея, парка, различных выставок);
- деловая игра;
- ролевая игра;
- консультация;
Используемые методы для реализации программы:
-словесные;
- наглядные;
- метод проблемного обучения;
- метод проектов;
- исследовательские (лабораторные и экспериментальные занятия);
- игра
Данная программа учебно-исследовательской деятельности обучающихся включает в себя три относительно самостоятельных подпрограммы:
Подпрограмма «Тренинг». Специальные занятия по приобретению обучающимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.
Подпрограмма «Исследовательская практика». Проведение обучающимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.
Подпрограмма «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).
Общая характеристика содержания подпрограмм
Подпрограмма «Тренинг»
В ходе тренинга развития исследовательских способностей обучающиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. К ним мы относим знания, умения и навыки:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса, мы вернемся к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвертом классах.
Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.
Подпрограмма «Исследовательская практика»
Основное содержание работы – проведение обучающимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
Подпрограмма «Мониторинг»
Эта часть программы меньше других по объему, но она так же важна, как и две предыдущие. Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
Основные особенности программы первого класса.
- Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не предусмотрена. Правда, программой предусматриваются часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу. Она выполняется ребенком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога.
- Результаты собственной исследовательской работы первоклассники представляют только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс-исследований.
РАЗДЕЛ II. ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты
- Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты
- Формировать умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний, отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
- Самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей.
- Самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле, находить несколько вариантов решения проблемы устанавливать причинно-следственные связи, находить и исправлять ошибки в работе других участников группы, умения и навыки работы в сотрудничестве: навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач, умение выдвигать гипотезы.
Примерный перечень формируемых компетенций обучающихся.
В результате обучения по данной программе предполагается, что:
обучающиеся будут иметь представление: | уметь: | приобретут опыт: |
|
|
|
РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2 класс
Подпрограмма «Тренинг»
Общий объем тренинговых занятий – 23 часа.
1. Тема «Научные исследования и наша жизнь» -1час
Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.
2. Тема «Методы исследования» -1 час
Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.).
3. Тема: «Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования»
Практические задания – тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т. п.).
4. Тема «Наблюдение и наблюдательность. Знакомство с приборами для наблюдения» -1час
Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические задания на развитие наблюдательности.
5. Тема «Эксперимент – познание в действии. Проведение опыта с водой» - 1 час
Что мы знаем об экспериментировании. Как узнавать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).
6. Тема «Эксперимент – познание в действии. Проведение опыта с сахаром» - 1 час
Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).
7. Тема «Гипотезы и провокационные идеи» -1час
Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.
8. Тема «Анализ и синтез» -1час
Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Практические задания на анализ и синтез. Практические задания – как делать обобщения.
9. Тема «Как давать определения понятиям. Загадки как определение понятий. Составление кроссвордов» -1час
Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов.
10. Тема «Планирование и проведение наблюдений и экспериментов»- 1 час
Коллективная беседа – «нужен ли исследователю план работы».
11. Тема: «Практическая работа по планированию и проведению собственных экспериментов» - 1 час
Практическая работа – планируем и проводим собственные наблюдения. Практическая работа – планируем и проводим собственные эксперименты.
12. Тема «Наблюдение и экспериментирование» -1 час
Беседа на тему: Что такое наблюдение и экспериментирование.
13. Тема: «Практическая работа: планируем и проводим собственные наблюдения» - 1 час
Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать.
14. Тема «Основные логические операции» -1 час
Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения – практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать».
15. Тема: «Практическая работа «Выявление логической структуры текста»
Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.
16. Тема «Гипотезы и способы их конструирования» -1час 12
Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу. Практические задания по теме «Конструирование гипотез».
17. Тема «Искусство задавать вопросы. Практическая работа по составлению вопросов к тексту» -1час
Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
18. Тема «Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное» -1час
Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею.
Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа – выявление логической структуры текста. Практические задания типа – «что сначала, что потом».
19. Тема «Ассоциации и аналогии. Практическая работа. Создание аналогий» -1час
Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия». Практические задания на выявление уровня сформированности и развитие ассоциативного мышления. Коллективная беседа «Использование аналогий в науке» (бионика, биоархитектура и др.). Практическое задание на создание аналогий.
20. Тема «Суждения, умозаключения, выводы» -1час
Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения.
21. Тема «Искусство делать сообщения» -1 час
Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.
22. Тема: «Искусство делать сообщения, тренировочное занятие» - 1 час
Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и т. п.
23. Тема «Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы» -1час
Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т. п. Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т. п.
Подпрограмма «Исследовательская практика»
Общий объем занятий – 6 часов. Занятия проводятся периодически, в течение учебного года.
1. Тема «Как выбрать тему собственного исследования» -1 час
Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися.
2.Тема «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований» - 1 час
Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я – исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.
3. Тема: «Коллективная игра-исследование» - 1 час
Коллективное обсуждение исследований
4.Тема: «Групповая консультационная работа по проведению самостоятельных исследований» -1 час
Педагог проводит работу с учащимися, работающими в микрогруппах
5. Тема: «Подготовка к публичной защите исследовательских работ и творческих проектов» - 1 час
Подготовка детских работ к публичной защите.
6. Тема «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований» -1 час
Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна сохранять в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.
Подпрограмма «Мониторинг»
Общий объем часов – 5. Из них 2 часа отводятся на коллективную работу – присутствие на защитах других ребят. 2 часа на индивидуальную подготовку к защите и 1 час на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу.
1. Тема «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся» -1 час
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
2. Тема: «Участие в процедурах защит исследовательских работ и творческих проектов в качестве зрителя» - 1 час
Участие предполагает заслушивание докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, высказывание собственных суждений.
3.Тема: «Индивидуальная работа. Подготовка к защите результатов собственных исследований» - 1 час
Индивидуальное консультирование с учащимися
4. Тема «Подготовка собственных работ к защите» -1 час
Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.
5. Тема «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов» -1 час
Участие предполагает: доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.
РАЗДЕЛ 4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ п/п | Дата план | Дата факт | Раздел. Тема занятия | Количество часов |
1четверть (9часов) | ||||
1 |
| Научные исследования и наша жизнь | 1 | |
2 | Методы исследования | 1 | ||
3 | Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования | 1 | ||
4 | Наблюдение и наблюдательность. Знакомство с приборами для наблюдения | 1 | ||
5 | Эксперимент – познание в действии. Проведение опыта с водой | 1 | ||
6 | Эксперимент – познание в действии. Проведение опыта с сахаром» | 1 | ||
7 | Гипотезы и провокационные идеи | 1 | ||
8 | Анализ и синтез | 1 | ||
9 | Как давать определения понятиям. Загадки как определение понятий. Составление кроссвордов | 1 | ||
2четверть (7часов) | ||||
10 | Планирование и проведение наблюдений и экспериментов | 1 | ||
11 | Практическая работа по планированию и проведению собственных экспериментов | 1 | ||
12 | Наблюдение и экспериментирование | 1 | ||
13 | Практическая работа: планируем и проводим собственные наблюдения | 1 | ||
14 | Основные логические операции | 1 | ||
15 | Практическая работа «Выявление логической структуры текста | 1 | ||
16 | Гипотезы и способы их конструирования | 1 | ||
3четверть (10часов) | ||||
17 | Искусство задавать вопросы. Практическая работа по составлению вопросов к тексту | 1 | ||
18 | Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное | 1 | ||
19 | Ассоциации и аналогии. Практическая работа. Создание аналогий | 1 | ||
20 | Суждения, умозаключения, выводы | 1 | ||
21 | Искусство делать сообщения | 1 | ||
22 | Искусство делать сообщения, тренировочное занятие | 1 | ||
23 | Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы | 1 | ||
24 | Как выбрать тему собственного исследования | 1 | ||
25 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 1 | ||
26 | Коллективная игра-исследование | 1 | ||
4четверть (8часов) | ||||
27 | Групповая консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | ||
28 | Подготовка к публичной защите исследовательских работ и творческих проектов | 1 | ||
29 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | ||
30 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся | 1 | ||
31 | Участие в процедурах защит исследовательских работ и творческих проектов в качестве зрителя | 1 | ||
32 | Индивидуальная работа. Подготовка к защите результатов собственных исследований | 1 | ||
33 | Подготовка собственных работ к защите | 1 | ||
34 | Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов | |||
ИТОГО: 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...