Консультация "Обобщение педагогического опыта"
консультация

Бондарева Марина Федоровна

Консультация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

Обобщение педагогического опыта

Обобщить свой собственный опыт — это значит увидеть в частном общее и таким образом объяснить с научной точки зрения, каким образом достигаются Вами как педагогом положительные результаты в учебно - воспитательном процессе. Для обобщения собственного опыта Вам необходимо постараться увидеть свою деятельность как бы со стороны, то есть встать в позицию внешнего эксперта. Но при этом очень важно, чтобы сущность, то главное, что составляет основу опыта, принципы, на которых вы строите учебный процесс, не заслонялись излишними мелкими деталями. 

Можно выделить три основных подхода к трактовке передового педагогического опыта:

  1. Образец хорошей работы.
  2. Деятельность, в которой воплощены выводы научных исследований или успешное применение другого опыта, технологии.
  3. Новаторство, свои педагогические находки, открытие нового педагогического знания.

Передовой педагогический опыт должен быть источником решений педагогической проблемы. Какие могут быть в образовательном учреждении насущные проблемы:

  • низкое качество знаний;
  • слабая подготовка учащихся;
  • недостаточный уровень развития речи, мышления, памяти и других психических процессов;
  • осуществление индивидуального и дифференцированного подхода;
  • низкий уровень воспитанности;
  • пробелы в формировании ЗУН учащихся по различным предметам (формирование орфографической зоркости, навыков устного счёта, обучение написанию сочинений и др.);

Если есть затруднения, педагог его разрешает, создаёт опыт, получает результат. Положительный результат фиксируется, о нём можно и нужно рассказать другим. Передовой педагогический опыт изучают, обобщают и распространяют.

Необходимо  учитывать следующие признаки ППО:

  1. Актуальность, социальная значимость учебно-воспитательных задач.
  2. Новизна опыта. Рекомендуется рассматривать что-то новое для данной школы, района, области.
  3. Более высокая результативность в обучении, воспитании и развитии учащихся.
  4. Оптимальность педагогического опыта: достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при наименьшей экономной затрате сил и времени педагогов и учащихся так, чтобы данный опыт не стал помехой для решения других не менее важных образовательных и воспитательных задач.
  5. Стабильность опыта, получение высоких результатов в течение длительного времени.
  6. Повторяемость основных элементов опыта в других условиях, другими педагогами других школ.
  7. Перспективность опыта.
  8. Научная обоснованность. Передовой опыт может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога, или его находкой в процессе проб и ошибок.

        Для характеристики педагогов – носителей педагогического опыта чаще всего употребляются понятия «профессиональное мастерство», «новаторство», «исследовательский подход».

Учитель-мастер свободно владеет профессиональной технологией, творческим подходом к делу и достигает высоких результатов в обучении и воспитании.

Учитель-новатор отличается качествами мастера и наряду с этим вносит в работу новые формы, методы, средства, повышающие эффективность педагогического процесса. Для такого учителя как творца характерны оригинальность стиля работы, рационализаторство, прогрессивные новации.

Работа учителя-исследователя характеризуется не только мастерством, новаторством и творчеством, но и элементами целенаправленной научно-исследовательской деятельности, прогнозированием и моделированием педагогического процесса, высоким развитием педагогического мышления, педагогической эрудиции. Такой учитель владеет педагогическим и исследовательскими умениями и навыками педагогического анализа.

Приемы выявления опыта:

        1. Наблюдение за деятельностью учителя через посещение уроков и внеклассных мероприятий.

        Посещая открытие занятия опытных педагогов, их коллеги и руководители школ коллективно обсуждают, замечают те стороны, которые действительно являются передовыми и может стать достоянием других.

        2. Найти можно при анализе итогов учебного года – увидели позитивные, стабильные результаты у учителя, значит, есть у него своя система, можно её оформлять как опыт.

        3. Увидеть опыт можно в ходе аттестации учителя, особенно на первую и высшую квалификационные категории.

        4. Запланировать из проблемы класса, выявленной на диагностической основе.

        5. Запланировать самому учителю как тему по самообразованию, актуальную для педагога и для современного образования на данном этапе работы.

        6.Педагогические советы, совещания по проблемам педагогики. Перед их проведением ведется большая подготовительная работа: посещаются и анализируются учебно-воспитательные занятия разных педагогов, изучается литература, подготавливается выставка, отражающая опыт, готовятся основные доклады и содоклады. На совете, совещании коллективно обсуждаются поднятые в докладе вопросы, обращается внимание на выявление тех факторов и условий, которые обеспечили успех в работе отдельных педагогов, групп и целых коллективов, после обсуждения вопроса выносятся рекомендации об использовании передового опыта.

        7.Научно-методическая и научно-практическая конференции – удачная форма изучения и обобщения опыта. В соответствии с темой конференции учителя изучают литературу и осмысливают собственный опыт коллег.

8.Педагогическая выставка, отражающая опыт, например дидактический материал, способствующий активизации учебного процесса, образцы планов, конспектов и методических разработок по разным вопросам.

9.Изучение документации (календарно-тематическое планирование, классные журналы и т.д.)

        10.Диагностические методики.

(В ИМС есть книга «Диагностика успешности учителя, в которой предложены самые различные диагностические методики, для оценки профессионализма учителя).        

        11.Беседы с учителем.

Формы распространения ППО:

  • Семинар-практикум,
  • Педагогическая мастерская,
  • Мастер-класс,
  • Аукцион «педагогических идей»,
  • Банк педагогического опыта,
  • Творческий отчёт.
  • Печатные способы распространения ПО (публикации в газете, брошюры и т.п.).
  • Общественная презентация опыта,
  • Информационная выставка,
  • Стендовый доклад.
  • Педагогический совет.
  • Заседания методического объединения.
  • Различные конкурсы педагогического мастерства («Педагог года», «Урок года», «Конкурс методических разработок» и др.).-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие и систематизация педагогического опыта через творческий потенциал педагогической деятельности»

Презентация передового педагогического опыта: «Развитие и систематизация педагогического опыта через творческий потенциал педагогической деятельности»    Составите...

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Забатуриной Татьяны Викторовны Актуальность и перспективность опыта

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования  учебно- воспитательного процесса Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация...

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Забатуриной Татьяны Викторовны Актуальность и перспективность опыта

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования  учебно- воспитательного процесса Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация...

Форма распространения собственного педагогического опыта. Тема представляемого педагогического опыта

Форма распространения собственного педагогического опыта.Тема представляемого педагогического опыта...

Презентация из опыта работы, распространение педагогического опыта

Логопедические методики на уроках в начальной школе...

Наличие обобщенного актуального педагогического опыта. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов деятельности.

Развитие творческих способностей младших школьников в условиях группы продленного дня.Одна из главных задач воспитателя ГПД является раскрытие и развитие творческих способностей младших школьников.Цел...