ТИПЫ УРОКОВ В ШКОЛЕ
учебно-методический материал

Освещены типы уроков в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipy_urokov.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

ТИПЫ УРОКОВ В ШКОЛЕ

1. УРОК ИЗУЧЕНИЯ И ПЕРВИЧНОГО        ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Цель: восприятие учащимися и первичное        осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Структура данного типа урока:

  1. Организация начала урока.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Подготовка учащихся к усвоению.
  4. Изучение нового материала.
  5. Первичная проверка усвоения знаний.
  6. Первичное закрепление знаний.
  7. Контроль и самопроверка знаний.
  8. Подведение итогов урока.
  9. Информация о домашнем задании.

Уроки данного типа в чистом виде встречаются редко. Это объясняется своеобразием учебного материала и неустойчивостью внимания учащихся. Новый материал небольшими частями рассматривается почти на каждом уроке. Но бывают уроки, на которых изучение нового материала является основной дидактической целью. Этой работе отводится большая часть времени на уроке, все другие части урока также подчинены изучению нового. Для того, чтобы установить связи преемственности в изучении нового материала с изученным, включить новые знания в систему ранее усвоенных, повторяют те разделы и вопросы, которые подготавливают детей к восприятию нового материала. На таком уроке происходит и первичное закрепление изучаемого материала.

2. УРОК ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

Цель: вторичное осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Логика процесса закрепления знаний:

  1. Актуализация опорных знаний и их коррекция.
  2. Определение границ (возможностей) применение этих знаний: что с их помощью можно определить, где применить?
  3. Пробное применение знаний.
  4. Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний.
  5. Упражнения с переносом знаний в новые условия.

Данный тип урока особенно характерен для построения учебного процесса в начальных классах. Это объясняется тем, что одной из основных задач начального обучения является: научить учащихся учиться, вооружить их определенными умениями и навыками. Основное место на уроках данного типа занимает выполнение учащимися различных тренировочных упражнений, творческих работ. Упражнения предлагаются в определенной системе, основой которой является постепенное нарастание трудностей.

Структура этих уроков, как правило, следующая:

  1. сообщение цели предстоящей работы,
  2. воспроизведение        учащимися        знаний,        умений        и        навыков,        которые потребуются для выполнения предложенных заданий,
  3. выполнение учащимися различных упражнений, задач,
  4. проверка выполненных работ,
  5. задание на дом (если это необходимо).

С целью развития знаний, умений и навыков на таких уроках иногда включаются элементы нового. С помощью специальных упражнений проводится подготовительная работа к изучению следующих тем. Но эти дидактические цели подчиняются основной дидактической цели урока— закреплению изученного.

3.УРОК КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЗУН УЧАЩИХСЯ

Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.

Логика процесса комплексного применения ЗУН:

  1. Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний.
  2. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
  3. Усвоение образца комплексного применения ЗУН.
  4. Применение обобщенных ЗУН в новых условиях.
  5. Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.

  1.  УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ

Цель: усвоение знаний в их системе,

Подготовка учащихся: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов, литературы Вооружение учащихся во   время обобщающей деятельности на уроке необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами, фрагментами фильмов. Самое главное в методике обобщения - включение части в целое.

  1. УРОК ПРОВЕРКИ, ОЦЕНКИ И КОРРЕКЦИИ ЗУН УЧАЩИХСЯ

Цель: определение уровня знаний, сформированность умений и опыта, комплексного их применения. Закрепление и систематизация знаний. Коррекция знаний, умений и навыков.

В процессе учебно-воспитательной деятельности учащихся лежит деятельность, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применение их на разных уровнях.

I. Уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания. Это значит понял, запомнил, воспроизвел.

  1. Уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел, применил по образцу и в измененных условиях, где нужно узнать образец.
  2. Уровень готовности к творческому применению знаний. Это значит: овладел знаниями на 2 уровня и научился переносить в новые условия.

В конце урока, если проверка проводилась в устной форме, учитель, как правило, дает краткую характеристику знаниям, умениям и навыкам учащихся, указывает на достижения, недостатки и пути их преодоления. Если проверка проводилась в письменной форме, то последующий урок посвящается разбору контрольной работы.

6. КОМБИНИРОВАННЫЙ УРОК

На уроках данного типа решается несколько дидактических задач:

  • повторение пройденного
  • проверка домашнего задания,
  • изучение новых знаний
  • закрепление новых знаний.

Комбинированные уроки особенно широко распространены в младших классах школы. Это объясняется как возрастными особенностями младших

         школьников (неустойчивость        внимания,        повышенная        эмоциональная возбудимость),        так и особенностью построения        учебных программ и учебников. На каждом уроке предусматривается проведение работы по нескольким линиям: работа над ранее усвоенными знаниями с целью их повторения и закрепления, работа над изучением новых знаний и их закреплением, работа над материалом, готовящим к усвоению новых знаний. Структура уроков комбинированного типа может быть такой:

  1. проверка домашнего задания,
  2. подготовка к усвоению новых знаний,
  3. объяснение нового материала,
  4. закрепление изученного материала,
  5. задание на дом.

Этапы других типов уроков включают как обязательные этапы:

  1. Организация начала урока
  2. Подготовка к активному усвоению нового учебного материала.
  3. Информация о внеаудиторной самостоятельной работе, инструкция, о его выполнении.

В качестве основного этапа выступает этап, отвечающий основной обучающей цели данного урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: " Типы уроков по ФГОС: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков"

В презентации рассмотрены типы уроков по ФГОС, предложенные в методике, в чем их предназначение, и какие виды и формы предлагают нам новые требования в начальной школе с учётом новых требований ФГОС Н...

Типы уроков по ФГОС: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков

Типы уроков по ФГОС: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков...

Конспект урока по математике: "Виды треугольников по типу углов"(УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по математике: "Виды треугольников по типу углов"(УМК "Школа России) 3 класс...

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Текст. Типы текстов" УМК "Школа России"

Данная презентация составлена в соответствии материала учебника Канакиной В.П., Горецкого В.Г. "Русский язык 3 класс 1 часть". В презентации содержится материал по чистописанию, блок-схемы к...

Типы уроков в начальной школе

Урок открытия нового знанияУрок рефлексииУрок развивающего контроляУрок построения системы знаний...

«Типы уроков по ФГОС: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков»

Выступление на ШМО на тему  «Типы уроков по ФГОС: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков»...