"Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность"
консультация

Максимова Ольга Николаевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_teatralizovannaya_deyatelnost.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, т.к. от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. К сожалению, сегодня у многих детей уровень речевого развития ниже положенной нормы.

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребёнка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения – учить играя.

Всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Дети учатся четко формулировать свои мысли и излагать  их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Значение театрализованной деятельности:

• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств

• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению

• совершенствует артикуляционный аппарат

• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь

• улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий

• дети получают эмоциональный подъём

• способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса

• позволяет формировать опыт социального поведения

• стимулирует активную речь

Очень важно создать условия для развития речи детей через творческую активность

в театрализованной деятельности. В связи с этим перед педагогом встают такие задачи как:

• анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта;

• разработка программы;

• определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;

• создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;

• выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;

• приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.

Содержание театральных игр тесно связанно со всеми разделами программ, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Театрализованные игры детей способствуют активизации разных  сторон речи детей:

  • словаря;
  • грамматического строя;
  • диалогической и монологической речи;
  • совершенствованию звуковой стороны речи.

Интенсивному речевому развитию способствуют и самостоятельная театральная

деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с куклами или персонажами, или собственные действия по ролям, но так же художественно – речевую деятельность:

  • выбор темы;
  • передача знакомого содержания;
  • сочинение;
  • исполнение от лица персонажей.

Одним из этапов развития речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи.

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявлять свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребёнку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения). Поэтому работа в этом направлении начинается с младших групп.

Итак, влияние  театрализованной  деятельности  на  развитие  речи  детей

неоспоримо. С помощью театрализованных занятий

можно решать практически

все  задачи  программы  развития  речи  и  наряду  с  основными  методами  и

приемами  речевого  развития  детей  можно  и  нужно  использовать  этот

богатейший материал словесного творчества народа.

 В  процесс  театрализованной  игры  расширяются  и углубляются знания детей об окружающем мире;

 Активизируется   и   совершенствуется   словарный   запас, грамматический  строй  речи,  звукопроизношение,  навыки  связной  речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи;

 Совершенствуется   моторика,   координация,   плавность, переключаемость, целенаправленность движений;

 Происходит коррекция поведения;

 Развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;

 Стимулируется  развитие  творческой,  поисковой  активности, самостоятельности;

 Участие  в  театрализованных  играх  доставляют  детям  радость, вызывают активный интерес, увлекают их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности во второй младшей группе на тему: «Сказки из сундука».

Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности во второй младшей группе на тему: «Сказки из сундука»....

Конспект ОД по развитию речи с элементами театрализованной деятельности во второй младшей группе по сказке «Теремок»

Конспект ОД по развитию речи с элементами театрализованной деятельности во второй младшей группе по сказке «Теремок»...

Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности во второй младшей группе "Сказки из сундука"

Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельностиво второй младшей группена тему: «Сказки из сундука». Цель: Обогащение активного словар...

"Развитие речи дошкольника через познавательную деятельность "

Статья на тему" Развитие речи через познавательную деятельность "...

"Развитие речи дошкольника через познавательную деятельность "

Статья на тему" Развитие речи через познавательную деятельность "...

Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности во второй младшей группе на тему: «Сказки из сундука».

Цель: Обогащение активного словаря, посредством театрализованной деятельности.Задачи: - Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.- Продолжать уч...