Адаптированная программа родной язык 1класс
рабочая программа
Адаптированная программа родной язык 1класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 201.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного предмета
«Родной язык»
для обучающихся 1 «б» класса(АООП НОО НОДА)
Количество часов 17
Составитель: Шамсутдинова Р.М
учитель нач. классов
МБОУ гимназии г. Советский
г. Советский
2021- 2022 уч. год.
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» для 1-х классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009г. № 15785, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012г. № 1060, 29.12.2014г. № 1643, от 31.12.2015г. № 1576);
- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ)
- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке».
Рабочая программа по предмету Родной язык (русский) составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования по ФГОС 1 классы МБОУ гимназии г. Советский (с изменениями), утвержденной приказом от 31.08.2020 г. № 262 «Об утверждении образовательных программ и учебного плана МБОУ гимназии г. Советский на 2020-2021 учебный год».
Предмет «Родной язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Цели изучения учебного предмета «Русский родной язык»
Цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
· формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
· совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
· приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
2. Общая характеристика учебного предмета «Русский родной язык»
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения и объединения народов России. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества. Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов. Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика.
У детей ОВЗ часто оказываются несформированными предпосылки овладения навыком чтения: дети с трудом дифференцируют акустически сходные фонемы, плохо запоминают буквы, наблюдается нарушение перекодировки звука в букву и наоборот.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка.
3.Описание места учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане
Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, и рассчитана на учебную нагрузку в объеме 17 часов (0,5 часа в неделю, 33 учебных недель).
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Планируемые результаты освоения программы
Программа обеспечивает достижение первоклассниками личностных, метапредметных и предметных результатов.
Изучение курса «Родной язык (русский)» в первом классе направлено на получение следующих личностных результатов:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «Родной язык (русский)» в первом классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Метапредметные результаты.
Разделы программы | Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
Русский язык: прошлое и настоящее | - различать предложение и слово; - делить слова на слоги - находить ударный слог в слове; - различать смысловую и интонационную законченность предложения. | - устанавливать смысловую связь слов в предложении по вопросам; - понимать роль ударения в различении смысла слова; - отличать предложение от текста |
Язык в действии | - применять правила переноса слов; - списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в слове; - употреблять заглавную букву в начале и точку в конце предложения; - грамотно писать под диктовку слова, написание которых не расходятся с их произношением, предложения и тексты в 12 – 15 слов | - понимать термин «орфограмма»; - находить изученные орфограммы в слове |
Слова, слова… | - применять правила переноса слов; - списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в слове; - употреблять заглавную букву в начале и точку в конце предложения; - грамотно писать под диктовку слова, написание которых не расходятся с их произношением. | - обогатить словарный запас -расширить объём, используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения -употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы |
Секреты речи и текста | - простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и к взрослым; - выслушать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддержать разговор репликами и вопросами; - самостоятельно составлять и записывать тексты из 2 – 3 предложений, по опорным словам, на определённую тему. | - создавать собственные небольшие тексты (устные) на предложенную тему (по вопросам и опорным словам. |
6. Содержание учебного предмета (17 часов)
Русский язык: прошлое и настоящее. - 6 часов
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок». Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.) Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках). Проектное задание: «Словарь в картинках».
Язык в действии. - 4 часа
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов). Смыслоразличительная роль ударения. Звукопись в стихотворном художественном тексте. Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Слова, слова - 4 часа
Слова, называющие предмет. Слова, называющие действие предмета. Слова, называющие признак предмета. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Работа с разными словарями. Образование слов. Слова однозначные и многозначные.
Секреты речи и текста. – 3часа
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
7.Тематическое планирование.
№ урока п/п | Тема урока | Основные виды учебной деятельности обучающихся. | Дата | |
план | факт | |||
1 | История русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита | Углубляют знания о формах речи – устной и письменной, их сходства и различия. | 1 неделя | |
2 | Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. | 2 неделя | ||
3 | Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта | распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике; | 3 неделя | |
4 | Слово и предложение. Текст. Речь. Воспроизведение сказки по серии сюжетных картинок. | Наблюдают за связью слов по смыслу в предложении и словосочетании, составляют текст по впечатлению или по рисунку (иллюстрации). | 4 неделя | |
5 | Слова и слоги. Звучание и значение слова. Прямое и переносное значение слов. | использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова | 5 неделя | |
6 | Слово огорчает, веселит, утешает. Выполнение слого-звукового анализа слов. | 6 неделя | ||
7 | Как нельзя произносить слова. | произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного) осознавать смыслоразличительную роль ударения | 7 неделя | |
8 | Смыслоразличительная роль ударения | 8 неделя | ||
9 | Звукопись в стихотворном художественном тексте. | 9 неделя | ||
10 | Сочетаемость слов. | Наблюдают за связью слов по смыслу в предложении и словосочетании | 10 неделя | |
11 | Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? Зеленая аптека Югры. | Работают над усвоением первоначальных сведений из области грамматики: работают со словами, которые обозначают предмет, действие предмета, признак предмета, и с вопросами, на которые они отвечают. | 11 неделя | |
12 | Слова, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать? | 12 неделя | ||
13 | Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? Какие? | 13 неделя | ||
14 | Подбор слов по вопросам. Составление текста. | Задают смысловые вопросы от одного слова к другому в словосочетании. Наблюдают за связью слов по смыслу в предложении и словосочетании | 14 неделя | |
15 | Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. | различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; | 15 неделя | |
16 | Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и cо взрослыми. | 16 неделя | ||
17 | Проверяем то, что знаем. Игры в слова | Характеризуют звуки. Выписывают слова с орфограммами жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн. Соотносят звучание и написание; объясняют случаи расхождения звучания и написания жи, ши в ударном положении. Подбирают слова с данными орфограммами, составляют и записывают предложения со словами, включающими данные сочетания. Пишут зрительно-слуховые, затем слуховые диктанты. | 17 неделя |
8.описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Русский родной язык. 1 класс. Учеб. пособие для общеобразовательной организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2018.
2. Русский родной язык. 1–4 классы. Рабочие программы / О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др. М.: Просвещение, 2019.
Интернет-ресурсы
Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny
Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop
Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru
Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types
Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru
Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru
Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs
Обучающий корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/searchschool.html
Издательский дом «Первое сентября». Журнал «Русский язык». URL: http://rus.1september.ru
Портал «Словари.ру». URL: http://slovari.ru
Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Родной язык", 4 класс, УМК "Школа России"
Рабочая программа, тематическое планирование по курсу родной язык для 4 класса. Рабочая программа по курсу родной язык в 4 классе составлена в соответствии с Федеральным государственн...

Рабочая программа. Русский язык. 1класс
Адаптированная основная общеообразовательная программа по русскому языку 1клсс (вариант6,2)...

Рабочая программа Родной язык и родная литература 2-4 УМК школа России.
Рабочая программа Родной язык и родная литература 2-4 УМК школа России....

Адаптированная программа литературное чтение на родном языке 1класс
Адаптированная программа литературное чтение на родном языке 1класс...