Адаптированная программа родной язык 1класс
рабочая программа

Шамсутдинова Римма Мингайдаровна

Адаптированная программа родной язык 1класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_programma_rodnoy_yazyk_1klass.docx201.17 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: гриф НОО.jpg

Рабочая программа учебного предмета

«Родной язык»

для обучающихся 1 «б» класса(АООП НОО НОДА)

Количество часов 17

 

Составитель: Шамсутдинова Р.М

учитель нач. классов

МБОУ гимназии г. Советский

г. Советский

2021- 2022 уч. год.

1.Пояснительная записка.

         Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» для 1-х классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
  • Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009г. № 15785, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012г. № 1060, 29.12.2014г. № 1643, от 31.12.2015г. № 1576);

           - Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ)

  • письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке».

        Рабочая программа по предмету Родной язык (русский) составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования по ФГОС 1 классы МБОУ гимназии г. Советский (с изменениями), утвержденной приказом от 31.08.2020 г. № 262 «Об утверждении образовательных программ и учебного плана МБОУ гимназии              г. Советский на 2020-2021 учебный год».

Предмет «Родной язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Цели изучения учебного предмета «Русский родной  язык»

Цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию  характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

 расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

·                   формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;

совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

·                   совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

·                   приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

2. Общая характеристика учебного предмета «Русский родной язык»

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения и объединения народов России. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества. Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры.

Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов. Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. 

У детей ОВЗ часто оказываются несформированными предпосылки овладения навыком чтения: дети с трудом дифференцируют акустически сходные фонемы, плохо запоминают буквы, наблюдается нарушение перекодировки звука в букву и наоборот.

Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка.

3.Описание места учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане

Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, и рассчитана на учебную нагрузку в объеме 17 часов (0,5 часа в неделю, 33 учебных недель).

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Планируемые результаты освоения программы

Программа обеспечивает достижение первоклассниками личностных, метапредметных и предметных результатов.

Изучение курса «Родной язык (русский)» в первом классе направлено на получение следующих личностных результатов:

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения курса «Родной язык (русский)» в первом классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Метапредметные результаты.

Разделы программы

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

Русский язык: прошлое и настоящее

- различать предложение и слово;

- делить слова на слоги

- находить ударный слог в слове;

- различать смысловую и интонационную законченность предложения.

- устанавливать смысловую связь слов в

предложении по вопросам;

- понимать роль ударения в различении смысла слова;

- отличать предложение от текста

Язык в действии

- применять правила переноса слов;

- списывать с печатного и письменного текстов,

не искажая начертания строчных и заглавных

букв и правильно соединяя буквы в слове;

- употреблять заглавную букву в начале и точку в

конце предложения;

- грамотно писать под диктовку слова, написание

которых не расходятся с их произношением,

предложения и тексты в 12 – 15 слов

- понимать термин «орфограмма»;

- находить изученные орфограммы в слове

Слова, слова…

- применять правила переноса слов;

- списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в слове;

- употреблять заглавную букву в начале и точку в конце предложения;

- грамотно писать под диктовку слова, написание которых не расходятся с их произношением.

- обогатить словарный запас

-расширить объём, используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения

-употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы

Секреты речи и текста

- простейшими формулами речевого этикета при

встрече, прощании, обращении друг к другу и к

взрослым;

- выслушать собеседника, проявляя к нему

внимание и уважение, поддержать разговор

репликами и вопросами;

- самостоятельно составлять и записывать тексты

из 2 – 3 предложений, по опорным словам, на

определённую тему.

- создавать собственные небольшие тексты (устные) на предложенную тему (по вопросам и опорным словам.

6. Содержание учебного предмета (17 часов)

Русский язык: прошлое и настоящее. - 6 часов

Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок». Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.) Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках). Проектное задание: «Словарь в картинках».

Язык в действии. - 4 часа

Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов). Смыслоразличительная роль ударения. Звукопись в стихотворном художественном тексте. Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).

Слова, слова -  4 часа

Слова, называющие предмет. Слова, называющие действие предмета. Слова, называющие признак предмета. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Работа с разными словарями. Образование слов. Слова однозначные и многозначные.

Секреты речи и текста. – 3часа

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).

7.Тематическое планирование.

№ урока

п/п

Тема урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся.

Дата

план

факт

1

История русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита

Углубляют знания о формах речи – устной и письменной, их сходства и   различия.

1 неделя

2

Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.

2 неделя

3

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта

  распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

3 неделя

4

Слово и предложение. Текст. Речь. Воспроизведение сказки по серии сюжетных картинок.

Наблюдают за связью слов по смыслу в предложении и словосочетании, составляют текст по впечатлению или по рисунку (иллюстрации).

4 неделя

5

Слова и слоги. Звучание и значение слова. Прямое и переносное значение слов.

использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова

5 неделя

6

Слово огорчает, веселит, утешает. Выполнение слого-звукового анализа слов.

6 неделя

7

Как нельзя произносить слова.

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного)

осознавать смыслоразличительную роль ударения

7 неделя

8

Смыслоразличительная роль ударения

8 неделя

9

Звукопись в стихотворном художественном тексте.

9 неделя

10

Сочетаемость слов.

 Наблюдают за связью слов по смыслу в предложении и словосочетании

10 неделя

11

Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? Зеленая аптека Югры.

Работают над усвоением первоначальных сведений из области грамматики: работают со словами, которые обозначают предмет, действие предмета, признак предмета, и с вопросами, на которые они отвечают.

11 неделя

12

Слова, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?

12 неделя

13

Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? Какие?

13 неделя

14

Подбор слов по вопросам. Составление текста.

Задают смысловые вопросы от одного слова к другому в словосочетании. Наблюдают за связью слов по смыслу в предложении и словосочетании

14 неделя

15

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и

со взрослыми.

различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

15 неделя

16

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и

cо взрослыми.

16 неделя

17

Проверяем то, что знаем. Игры в слова

Характеризуют звуки. Выписывают слова с орфограммами жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн. Соотносят звучание и написание; объясняют случаи расхождения звучания и написания жи, ши в ударном положении. Подбирают слова с данными орфограммами, составляют и записывают предложения со словами, включающими данные сочетания. Пишут зрительно-слуховые, затем слуховые диктанты.

17 неделя

8.описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

1. Русский родной язык.   1 класс. Учеб. пособие для общеобразовательной  организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2018.    

           2. Русский родной язык.   1–4 классы. Рабочие программы / О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др. М.: Просвещение, 2019.  

 

Интернет-ресурсы

Азбучные истины. URL:  http://gramota.ru/class/istiny  

Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop 

Древнерусские берестяные грамоты. URL:  http://gramoty.ru 

 Какие бывают словари. URL:  http://gramota.ru/slovari/types  

Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru

 Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru 

Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs  

Обучающий корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/searchschool.html  

Издательский дом «Первое сентября». Журнал «Русский язык». URL: http://rus.1september.ru 

 Портал «Словари.ру». URL: http://slovari.ru 

Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Родной язык (русский)

Программа для 1-2 классов по родному языку (русскому)....

Рабочая программа "Родной язык", 4 класс, УМК "Школа России"

Рабочая программа, тематическое планирование по курсу родной язык для 4 класса. Рабочая программа по курсу  родной язык в 4 классе составлена в соответствии  с Федеральным государственн...

Рабочая программа Родной язык (русский)

Примерная рабочая программа "Родной (русский) язык....

Рабочая программа. Русский язык. 1класс

Адаптированная основная общеообразовательная программа по русскому языку 1клсс (вариант6,2)...

Рабочая программа Родной язык и родная литература 2-4 УМК школа России.

Рабочая программа Родной язык и родная литература 2-4 УМК школа России....

Адаптированная программа литературное чтение на родном языке 1класс

Адаптированная программа литературное чтение на родном языке 1класс...