Рабочая программа 4 класс УМК Школа России
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа 4 класс УМК Школа России (ОРКСЭ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_4_kl_orkse_1_2_pdf.io_.docx | 177.47 КБ |
Предварительный просмотр:
1
1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса ОРКСЭ модуль «Основы мировых религиозных культур»
составлена для 4 класса общеобразовательной школы на основании нормативных документов:
- ФГОС НОО (Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО», зарегистрирован Минюст № 15785 от 22 .12. 2009); (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 № 1576);
-Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов обитания» утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.01.2021 №2 (далее-СанПиН 1.2.3685-21).
- Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями (утверждѐн приказом Министерства образования и науки Российской Федерации) от 20 мая 2020 г. № 254 , с учѐтом изменений , внесѐнных в федеральный перечень учебников приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №766 от 23 декабря 2020 года.
- Примерной образовательной программы начального общего образования;
- Авторской программы курса «ОРКСЭ» А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов;
-Учебного плана МАОУ «Талецкая средняя общеобразовательная школа» на 2022-2023 уч. год.
Учебный план начального общего образования МАОУ «Талецкая СОШ» - Положение о рабочей программе МАОУ «Талецкая СОШ»
- Программа воспитания МАОУ «Талецкая СОШ»
Рабочая программа по предмету «ОРКСЭ» модуль «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе составлена с учетом программы воспитания МАОУ «Талецкая СОШ», модуля «Школьный урок».
Модуль «Школьный урок»
- Урок находится в пространстве воспитания, а вместе они являются одним целым и решают одну ключевую задачу - развитие ребенка. Одной из задач, направленной на достижение цели воспитания, сегодня является усиление воспитательного потенциала образовательного процесса. В соответствии с Законом "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции от 31 июля 2020 г) воспитание должно стать составной частью всех образовательных программ, включая программы учебных курсов и дисциплин.
- Приоритетные идеи развития воспитательного потенциала урока, включают систему взаимосвязанных, взаимодополняющих видов деятельности в рамках урока, а именно интеграцию различных форм и видов деятельности, работающих на расширение возможностей реализации воспитательного потенциала обучения и воспитания.
- Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
- специально разработанные занятия – событийные уроки, посвященные историческим датам и событиям, онлайн-экскурсии, которые, расширяют образовательное пространство предмета, воспитывают уважение к историческим личностям, людям науки, любовь к прекрасному, к природе, к родному краю;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, дискуссий, групповой работы и работы в парах, которые повышают познавательную мотивацию, дают возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога, учат командной работе и взаимодействию с другими обучающимися. Виртуальные экскурсии – открывают возможность ознакомление с социально-значимыми, культурными объектами с использованием современных коммуникационных технологий.
- использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных приложениях, мультимедийные презентации, онлайн-диктанты, научно-популярные передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.);
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, перевод содержания с уровня знаний на уровень личностных смыслов, восприятие ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, анализ поступков людей, историй судеб, комментарии к происходящим в мире событиям.
Используемые нами механизмы организации учебной деятельности способствуют развитию навыка сотрудничества, коммуникации, социальной ответственности, способность критически мыслить, оперативно и качественно решать проблемы; воспитывается ценностное отношение к миру.
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи учебного курса ОРКСЭ:
1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
2
Согласно учебного плана на изучение курса ОРКСЭ в 4 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 класс : учеб. для общеобразоват. организаций./ [А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева и др.]. – М.: Просвещение, 2018.
2. Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику «Основы
мировых религиозных культур» (авторы А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева,
А.А. Ярлыкапов)
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты:
∙ формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
∙ формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
∙ развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
∙ развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
∙ воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
∙ развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
∙ наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
∙ овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;
∙ формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учѐтом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
∙ адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
∙ умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
3
∙ овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
∙ овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
∙ готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
∙ определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Универсальные учебные действия
Курс ОРКСЭ модуль «Основы мировых религиозных культур» предполагает формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
∙ Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
∙ Совместно с учителем составлять план решения задачи.
∙ Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
∙ В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
∙ Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
∙ Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
∙ Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
∙ Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
∙ Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
∙ Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
4
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
∙ Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать еѐ, приводя аргументы.
∙ Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
∙ Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
∙ Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Предметные результаты:
В результате изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы мировых религиозных культур» ученик научится:
− понимать значимость нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, способность выражать это понимание своими словами, приводить примеры;
− осознавать значение традиционных нравственных ценностей народов России как основы нравственного самосовершенствования и духовного развития;
− называть мировые религиозные культуры, традиционно представленные в России; − рассказывать об основателях мировых религий (имя, чему учил основатель
религии, как называются последователи этой религии);
− рассуждать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных религиях России, их роли в семье и обществе;
− рассуждать об основных нравственных категориях в религиозной культуре народов России (любовь к ближнему, «золотое правило нравственности», долг, свобода, ответственность, милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, отношение к труду);
− понимать роль религиозной культуры в формировании нравственных ценностей в жизни человека, семьи, народа, в обществе и государстве;
− оценивать свое поведение с использованием основных нравственных категорий;
− рассказывать о священных книгах традиционных религий народов России (Библия, Коран, Трипитака, Танах), хранителях предания и служителях религиозного культа (священники, муллы, ламы, раввины);
− называть и объяснять основные религиозные обряды в контексте изучаемых религиозных культур (1–2 примера);
− понимать значение понятий: храм, синагога, церковь, мечеть, ступа, пагода. Знать назначение и устройство священных сооружений традиционных религий России, основные нормы поведения в религиозных сооружениях и рядом с ними;
− понимать роль искусства в религиозных культурах;
− понимать особенности и значение произведений религиозного (культового) искусства, проявлять ценностное отношение к культурно-историческим памятникам;
− рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных религий народов России (не менее одного религиозного праздника каждой традиции);
− рассуждать о семейных ценностях в традиционных религиях народов России, основных нормах отношения к труду, учению в традиционных религиях народов России;
5
− распознавать религиозную символику традиционных религий народов России (как минимум, по одному символу), объяснять своими словами ее значение в религиозной культуре;
− рассказывать об основных исторических фактах и роли традиционных религий в становлении культуры народов России, российского общества, российской государственности;
− применять полученные знания для осуществления проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия с учетом особенностей своего региона;
− объяснять своими словами значение моральных норм для человека и общества, термины «добро», «зло», «любовь», «свобода вероисповедания»; • рассуждать о многонациональном и многоконфессиональном составе общества, понимать значение и формы выражения российского патриотизма, любви к Отечеству, нашей Родине — России;
− выражать своими словами понимание ценности человеческой жизни, с опорой на примеры из традиционных религий России.
6
Содержание тем учебного предмета, курса.
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и
общества (1 час).
Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.
Блок 2. Основы религиозных культур (28 часов).
Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура? Влияние религии на культуру.
Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм.
Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммед. Буддизм. Сиддхартха Гуатама.
Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они назывались? Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Священная книга буддизма – «Три корзины мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран.
Хранители предания в религиях мира. Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская община – сангха.
Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях мира.
Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор. Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения.
Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях. Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма.
Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Религии России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси. Православное христианство в истории России. Первые русские святые (Борис и Глеб). Деятельность Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский печатник Иван Фѐдоров. Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы (староверы). Судьба Церкви в XX веке. Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в истории России.
Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в религиях
мира. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме.
Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения. Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная молитва намаз. Иудаизм: еженедельная традиция – соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва (мантра).
Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира. Религиозные ритуалы в искусстве. Значение религиозных ритуалов в искусстве в традиционных религиях.
Календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Праздники в религиях мира. Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука). Праздники христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган).
Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье.
Долг, свобода, ответственность, труд. Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд» в разных религиях.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в различных религиях.
Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов).
Духовные традиции России. Роль религий в становлении России. С чего начинается Россия.
4. Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Колич часов | Дата | Формы реализации воспитательного потенциала темы |
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) | ||||
1 | Россия – наша Родина. | 1 |
Родине , активный интерес к ее прошлому и настоящему, готовность служить ей | |
Блок 2. Основы религиозных культур (28 часов) | ||||
2-3 | Культура и религия | 2 | Использование
воспитательных
возможностей
содержания
темы через подбор
соответствующих
заданий | |
4 | Возникновение религий. Древнейшие верования | 1 | ||
5 | Возникновение религий. Религии мира и их основатели | 1 | ||
6 | Священные книги религий мира. Веды, Авеста, Трипитака | 1 | ||
7 | Священные книги религий мира. Тора, Библия, Коран | 1 | ||
8 | Хранители предания в религиях мира | 1 | ||
9-10 | Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. | 2 | ||
11 | Человек в религиозных традициях мира | 1 | ||
12-13 | Священные сооружения | 2 | ||
14-15 | Искусство в религиозной культуре | 2 | ||
16-17 | Творческие работы ученика | 2 | ||
18-19 | История религий в России | 2 | ||
20-21 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | 2 | ||
22 | Паломничества и святыни. | 1 | ||
23-24 | Праздники и календари | 2 | ||
25-26 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | 2 | ||
27 | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. | 1 | ||
28 | Семья. | 1 | ||
29 | Долг, свобода, ответственность, труд. | 1 | ||
Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) | ||||
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | Воспитание любви к Родине , активный интерес к ее прошлому и настоящему. готовность служить ей | |
31-32 | Подготовка творческих проектов. | 2 | ||
33-34 | Выступление учащихся со своими творческими работами | 2 |
5. Приложения
1.Возможные темы для творческих проектов и презентаций:
«Как я понимаю православие»,
«Как я понимаю ислам»,
«Как я понимаю буддизм»,
«Как я понимаю иудаизм»,
«Что такое этика?»,
«Значение религии в жизни человека и общества»,
«Памятники религиозной культуры (в моем городе)» и т.д.
: «Мое отношение к миру»,
«Мое отношение к людям»,
«Мое отношение к России»,
«С чего начинается Родина»,
«Герои России»,
«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)»,
«Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.
«Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).
2.Организация проектной деятельности учащихся
Проекты, выполняемые учащимися в рамках изучения модуля «Основы мировых религиозных культур», могут быть:
• индивидуальными или коллективными (группа из 3-6 человек);
• долгосрочными (1-2 месяца) или краткосрочными (1-2 урока);
• творческими (например, написание сценария рождественского вертепа), исследовательскими (например, «История строительства храма в моѐм городе (селе или посѐлке)» или социально значимыми (например, дети пишут поздравительные открытки ветеранам).
Для организации проектной работы на уроке учитель готовит комплект материалов, который включает в себя:
• методический паспорт проекта;
• текст задания и примерную разработку (или предложения) оформления результатов работы над проектом;
10
• лист планирования и продвижения по заданию
• сценарий (план) проведения учебного занятия (занятий) в технологии проектирования;
• рекомендации по организации работы групп;
• памятку для организации деятельности учащихся;
• список (банк) информационных ресурсов (включая Интернет), которыми учащиеся могут воспользоваться, работая над проектом.
3.Контроль предметных результатов
При преподавании учебного предмета «Основы мировых религиозных культур» предполагается безотметочная система, но это не означает, что в контроле усвоения знаний нет необходимости. Процесс усвоения знаний индивидуален, поэтому необходимы формы контроля, позволяющие предусмотреть проверку, во-первых, достижения каждым учеником уровня обязательной подготовки по предмету, а во-вторых, глубины сформированности учебных умений.
Оценка должна решать, как минимум, две основные задачи:
• подведение итогов работы;
• сравнение (с самим собой и с другими).
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации учащихся предусматривает использование следующих методов.
Тестирование (метод тестов) - метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации учащихся путѐм анализа результатов и способов выполнения детьми ряда специально разработанных заданий. Для оперативного контроля знаний и умений по предмету можно использовать специально подобранные и систематизированные упражнения. Целесообразно предлагать ученикам тестовые задания разных типов. При этом речь не идѐт о том, что работа с тестом должна занимать значительную часть урока. Можно предлагать школьникам 2-4 тестовых задания, которые они будут выполнять не дольше 5 минут. Целесообразно использовать те тестовые материалы, которые предлагаются в электронном приложении к учебнику.
4.Возможные варианты тестовых заданий
1. Задания альтернативных ответов. К каждой задаче альтернативных ответов даѐтся только два варианта ответов. Испытуемый должен выбрать один из них: да - нет, правильно - неправильно.
2. Задания множественного выбора. Задачи с множественным выбором предполагают наличие вариативности в выборе. Школьник должен выбрать один из предложенных вариантов, среди которых чаще всего правильный только один. При составлении заданий множественного выбора следует руководствоваться принципом однородности, т. е. подбирать такие задания, которые относятся к одному роду, виду, отображают основные стороны, грани явления. Этот принцип применяется в заданиях с различным числом вариантов ответа (оптимально от 3 до 6).
3. Задания на восстановление соответствия. В заданиях на восстановление соответствия необходимо найти соответствие (или приравнять части, элементы, понятия) между элементами двух списков.
11
Обычно такое задание состоит из двух столбцов: в первом - вопросы, утверждения, факты, понятия и т. д., во втором - список утверждений или свойств объектов, которые надо поставить в соответствие.
Задания на восстановление последовательности можно рассматривать как вариант задания на восстановление соответствия, когда одним из рядов является время, расстояние и т. д. Главными преимуществами заданий этого вида являются возможность быстрой оценки знаний, умений и навыков в конкретной области знаний и экономичность размещения задач в тесте.
При составлении заданий на упорядочение элементов следует отметить обязательность инструкции для детей: в какой именно последовательности располагать элементы - от большего к меньшему, в алфавитном, хронологическом порядке и т. п.
Опрос - получение информации, заключѐнной в словесных сообщениях учащихся. Для оценки эффективности деятельности по воспитанию и социализации учащихся используются следующие виды опроса:
• анкетирование - эмпирический социально-психологический метод получения информации на основе ответов учащихся на специально подготовленные вопросы анкеты;
• интервью - вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между учителем и учащимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации. В ходе интервью учитель не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов ребѐнка или задаваемых вопросов, что создаѐт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;
• беседа - специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации.
Самооценка (как составляющая и необходимая часть учебной деятельности школьника, которая включает самопроверку своих действий по овладению учебным материалом, учебных достижений).
Овладение основами самооценки позволяет ученику судить о том, что он знает и умеет хорошо, в чѐм ещѐ надо разобраться, а что только предстоит узнать. Процедура самооценки должна включать в себя:
• разработку учителем эталонов оценивания деятельности учащегося;
• мотивацию учащихся на анализ процесса и результатов собственных действий;
• создание ситуации, в которой ученики сопоставляют свои результаты с имеющимися эталонами оценки.
Возможный вариант самооценки:
- перед выполнением самостоятельной работы учитель обсуждает с учащимися критерии успешности еѐ выполнения. Выполнив работу, дети сами ставят себе баллы (необязательно и даже нежелательно по пятибалльной шкале оценки) в соответствии с принятыми сообща критериями для каждого задания. После этого учитель проверяет работу и рядом с баллами, выставленными ребѐнком, ставит свои баллы.
Ещѐ один возможный вариант самооценки - использование цветовых сигналов. Для того чтобы можно было оценить не только письменную работу, но и устную или оценить свою работу сразу после выполнения и показать свой результат учителю, школьники
12
показывают карточки определѐнного цвета (или делают пометки цветом на полях рабочей тетради), например:
• зелѐный цвет - ученик не допустил ни одной ошибки и доволен собой;
• жѐлтый цвет - допущены неточности;
• красный цвет - надо постараться для достижения успеха.
Одним из способов оценивания учениками своей деятельности может также являться систематическое обращение к материалам рубрики «Вы узнаете» в учебнике. Обращаясь к материалам этой рубрики в начале урока, учащиеся (под руководством учителя) формулируют одну из задач урока, а анализируя в конце урока достижение (или недостижение) предполагаемых результатов, тем самым анализируют свою деятельность на уроке. При работе в парах или группах очень важна так - же взаимооценка учениками деятельности друг друга. Школьник может получить задание проверить работу своего товарища и исправить имеющиеся, на его взгляд, ошибки, определить, что в работе заслуживает похвалы. Желательно периодически опрашивать учеников с целью определения самых интересных ответов (или составленных товарищами вопросов), самых необычных решений проблемы и т. д. Для детей 10-11 лет большое значение имеет демонстрация своих достижений, похвала, одобрение, интерес к результатам их деятельности со стороны сверстников, семьи, значимых взрослых, школьного коллектива. Роль такой внешней оценки может выполнять итоговое мероприятие, завершающее изучение курса ОРКСЭ, выступление перед родителями на родительском собрании или перед педагогами с сообщением о том, чем дети занимаются, что узнают, изучая курс; проведение заочной или очной экскурсии для членов семьи, учителей, учащихся других классов, а также другие мероприятия, которые дадут возможность учащимся презентовать индивидуальные результаты своей работы по предмету.
13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по предметам "Школа России" 4 класс
Рабочие программы по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, физкультуре, ОБЖ, технологии для УМК "Школа России"....
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по ИЗО "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ИЗО "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по УМК "Школа России" 3 класс
Документ включает в себя рабочие программы и тематическое планирование по русскому языку и литературе, татарскому языку и литературе, математике, окружающему миру. технологии, изоискусству и музыке....
Рабочая программа по УМК "Школа России" 3 класс
Документ включает в себя рабочие программы и тематическое планирование по русскому языку и литературе, татарскому языку и литературе, математике, окружающему миру. технологии, изоискусству и музыке....