духовнонравственное направление воспитания
материал

Лобыцина Татьяна Фёдоровна

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Воспитывать и формировать миропонимание ребёнка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Авторская программа54.75 КБ

Предварительный просмотр:

Республиканский педагогический конкурс методических материалов по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи»

Направление конкурса

Программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи

.

 

«Мы – патриоты своей страны»

 программа

 по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников

во внеурочное время

по национально-культурным традициям

                                 

                             

                                                  Автор: Лобыцина Татьяна Фёдоровна

с. Тунка

2019

Содержание

Ведение ……………………………………………………………………………………….2                

1.Пояснительная записка программы……………………………………………………….5

2. Общая характеристика учебного курса внеурочной деятельности…………………….6

3. Место учебного курса  внеурочной деятельности в плане внеурочной деятельности………………………………………………………………………………… 6

4. Описание ценностных ориентиров учебного курса  внеурочной деятельности………6.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты…………………………….…6

6. Содержание учебного курса внеурочной деятельности………………………………... 7

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности ……………………………………………………………………………………………….. 11

8. Описание материально-технического обеспечение материально технического обеспечения образовательного процесса………………………………………………….16

Заключение…………………………………………………………………………………..17

Литература

Введение

Актуальность проблемы

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Воспитывать и формировать миропонимание ребёнка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.

Перед образовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Основной функцией её является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно-деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами. В научном обосновании обновления содержания образования начальной ступени положена современная идея развивающего обучения, как носителя определенных умений, навыков, субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур в соответствии со своими индивидуально – возрастными особенностями.

Таким образом, актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников обусловлена следующим:

-для воспитания социально активных членов общества необходима подготовка широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;

-в современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепшее сознание и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Самостоятельно, без педагогической поддержке ему трудно ориентироваться в этих проблемах;

-так как само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: "Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания".

-знания не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей;

-младшие школьники, в соответствии с возрастными особенностями очень восприимчивы к воздействию на них.

В связи с актуальностью проблемы духовно- нравственного воспитания в начальной школе, мы составила программу на теме "Программа духовно- нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время".

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности “ Мы патриоты своей страны ” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начального общего образования  с учетом  воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.  

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации,   взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.  

Программа “ Мы патриоты своей страны ”  предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Программа   включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует  привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях сохранения преемственности  “славных боевых и трудовых традиций”, проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); собирать материалы для музейного уголка “Операция Поиск”;  а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.

Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

-создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

-формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

-утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

-развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

-воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную  деятельность  обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

-повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

Ступень образования: начальное общее образование

Сроки реализации программы:4 года

Этапы :

-начальный (1кл-2кл)

-промежуточный(3кл)

-итоговый(4кл)

Прогнозируемый результат:

-начального этапа

1. Становление самосознания, положительного отношения к себе, к одноклассникам.

2. Формирование собственного поведения в коллективе, характера.

3. Проявление внутренней позиции ученика.

4. Выявление потенциальных возможностей школьников.

            -промежуточного этапа

.1. Формирование нравственных понятий.

2. Понимание важнейших общечеловеческих ценностей, таких как дружба, умение ценить и дорожить дружбой.

3. Накопление опыта нравственного поведения.

4. Осознание важности в жизни человека нравственных качеств, как честность, порядочность, взаимоуважение.

 -итогового этапа

1. Формирование и развитие положительных общечеловеческих качеств личности.

2. Формирование у детей ответственности за свое здоровье.

3. Накопление и обогащение опыта нравственного поведения детей путем организации их практической деятельности.

4. Снижение агрессивности в поведении учащихся.

5. Формирование навыков и привычек нравственного поведения.

6. Обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных качеств и чувств. 

Конечный результат:

Становление духовно - нравственной личности, способной  реализоваться в социуме.

2.Общая характеристика учебного курса внеурочной деятельности.

Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

  • Беседы
  • Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)
  • Классный час  
  • Сообщения
  • Встречи с интересными людьми
  • Литературно – музыкальные композиции
  • Просмотр и обсуждение видеоматериала  
  • Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
  • Поездки, походы по историческим и памятным местам
  • Родительские собрания
  • Разработка и реализация проектов
  • Собеседования с учащимися и родителями
  • Участие в общешкольных мероприятиях
  • Праздники, фестивали
  • Исследовательская работа
  • Разработка и пополнение портфолио учащихся и класса
  • Участие в общешкольных мероприятиях «Класс  года», «Семья года»   и т.д.

     Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

  • Творческие конкурсы
  • Выставки декоративно-прикладного искусства
  • Коллективные творческие дела
  • Соревнования
  • Показательные выступления
  • Праздники
  • Викторины
  • Интеллектуально-познавательные игры
  • Трудовые дела
  • Тренинги
  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
  • Заочные путешествия
  • Акции благотворительности, милосердия
  • Творческие проекты, презентации
  • Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
  • Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания  (урочная, внеурочная, внешкольная)

3. Место учебного курса  внеурочной деятельности в плане внеурочной деятельности.

1-2 класс – 1 час в неделю ( 1 класс – 33 учебные недели, 33 часа, 2 класс- 34 учебные недели, 34 часа), 3-4 класс – по 1 часу в неделю (34 часа 34 учебные недели). Всего 135 часов.

4. Описание ценностных ориентиров учебного курса  внеурочной деятельности.

Ценностные установки:  

любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,  

долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;

родная земля, заповедная природа, планета Земля;

красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты.

  • развитие творческих способностей;
  • осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  • способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  • осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

 Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

 Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:

доброжелательный;

порядочный;

самодисциплинированный;….

уверенный;

терпимый (толерантный);

самостоятельный;

ответственный;

целеустремленный (особенно к знаниям);

внимательный к сверстникам;

аккуратный;

уважительный;

любящий;

интеллектуальный;

здоровый;

общительный;

любознательный;

сопереживающий;

воспитанный;

трудолюбивый;

открытый;

активный;

коммуникабельный;

социально зрелый и др.

В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.

6. Содержание учебного курса внеурочной деятельности.

Программа “ Мы патриоты своей страны ” используется с 1-4 классы. Она включает  шесть  направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.

Задачи:

-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;

-формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;

-воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;

-формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

Предполагаемый результат деятельности:

высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.

Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я,?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», конкурс «Ученик года», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни Здоровья, спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, беседы по профориентации, акции милосердия.

2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.

Задачи:

-формировать уважение к членам семьи;

-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;

-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

Предполагаемый результат деятельности:

-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;

- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;

-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья», концерт для родителей «От всей души», праздники «Семейные традиции»,  классные часы с привлечением родителей, совместные праздничные вечера, день открытых дверей «День школы», родительские собрания, педагогический лекторий для родителей.

3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.

Задачи:

- воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина

Предполагаемый результат деятельности:

умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.

Мероприятия: экскурсии в музеи, на художественные выставки и фотовыставки, посещение театров и кинотеатров, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок, конкурс художественной самодеятельности  (конкурсы мастеров художественного слова, вокалистов, хоровых коллективов, инструменталистов, театральных и танцевальных коллективов), выставки книг, книжкина неделя, КВН.

4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.

Задачи:

-формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

-воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;

-воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;

-вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;

- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.

Предполагаемый результат деятельности:

осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и

возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», организация дежурств, игры «Проще простого о вежливости», конкурс сочинений конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь», трудовой десант «Укрась территорию школы»,.  

5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Задачи:

-развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;

-воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

Предполагаемый результат деятельности:

убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн.    

6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Задачи:

-  воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;

- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

Предполагаемый результат деятельности:

обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

Мероприятия: круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», «Цветник у школы», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой».

1 класс «Маленькие Россияне» - 33ч

Общий годовой план работы составляет -33ч, из них: теоретических -12, практических -21

1. “Я и я” (2 ч) – формирование гражданского отношения к себе.

Что такое хорошо и что такое плохо.

Мои права и обязанности.

Антиреклама вредных привычек. Диагностика

2. “Я и семья” (6ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

Моя семья – мой дом.  Семейные традиции. Папа, мама и я – дружная семья.

Помоги своей бабушке.  Слушаем сказки моей бабушки.   

Загляните в мамины глаза.     

Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки

3. “Я и культура” (5ч) – формирование отношения к искусству.

История моего села. Люди нашего села. Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.  

4. “Я и школа” (9 ч) – формирование гражданского отношения к школе.

Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливых наук. А ну-ка мальчики.

Помоги школьной библиотеке. Самый красивый школьный двор. Без друзей меня чуть- чуть.

Экскурсии по школе, по школьному саду. Акции.

5. “Я и мое Отечество” (8 ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Мои права и обязанности. Деревня (город) в котором ты живёшь. Край, в котором я живу. Люблю тебя, мой край родной.

Они защищают Родину.  Мои родные – защитники Родины. Народные герои Тунки. Поклон тебе, солдат России. 

Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

6. “Я и планета” (3 ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Планета просит помощи. Земля наш общий дом.  Уроки добра.

Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции.

 2 класс «Моя Малая Родина» - 34ч

  1. “Я и я” (2ч) – формирование гражданского отношения к себе, другим людям.

Я – ученик. Подумай о других.

 Диагностика. Сбор игр.

  1. “Я и семья” (4 ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

Я помощник в своей семье.

Моя любимая мамочка.  Об отце говорю с уважением. Три поколения.

Конкурсы рисунков, сочинений.

  1. “Я и культура” (8 ч) – формирование отношения к искусству.

Поэты и писатели нашего района.      

Что посеешь, то и пожнешь.

Язык родной, дружи со мной.

Экскурсии в музеи.

  1. “Я и школа” (4 ч) – формирование гражданского отношения к школе.

Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Город мастеров. Уроки дружбы.

  1. “Я и мое Отечество” (11 ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.  День Конституции.

Край, в котором я живу. Наша деревня. О чем шепчут названия улиц родного села.     Полёт на другую планету. Знай, люби и гордись своим краем.

Дети военных лет. След Великой Отечественной войны в жизни родного края..

Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

  1. “Я и планета” (5 ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

День добрых волшебников.

Моя Земля Красная книга Тункинского района. День птиц.  Мы в ответе за тех, кого приручили. Десант чистоты и порядка.

Вывешивание кормушек, выставки рисунков.

3 класс «Россия – Родина моя» - 34ч

  1. “Я и я” (1 ч) – формирование гражданского отношения к себе.

Я знаю свои права

Диагностика.

2 . “Я и семья” (3 ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя мама на рабочем месте.

Пожилые люди – мудрые люди.

 Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.

3. “Я и культура” (9 ч) – формирование отношения к искусству.

Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской.  Счастье не в воздухе вьётся, а трудом достаётся.  

Мои любимые книги. Три вопроса – один ответ. Язык есть наша тайна.

 Дети войны. Писатели и поэты о Бурятии. Пришла коляда – отворяй ворота

Экскурсии в вернисаж, библиотеку.  

4. “Я и школа” (2 ч) – формирование гражданского отношения к школе.

 Мы все такие разные. Мои права и обязанности.

Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика. Трудовой десант. Высаживание рассады.

5. “Я и мое Отечество” (16ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Знакомства с символами Республик Бурятияи. Государственный гимн Республики Буурятия, Улан-Удэ - столица  Республики Бурятия. Конституция – основной закон жизни страны.

Мой край родной. Наша республика. Бурятия в прошлом и настоящем. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История Отечества.  Кто хочет стать знатоком истории

Они служили в Армии. Салют, Победа. О подвигах женщин в военное время.

Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

6. “Я и планета” (3 ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Протяни руку помощи. Животные из Красной книги.  Охрана природы – защита Родины

Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады.

  1. класс «Я – гражданин России» - 34ч
  1. Я и я” (3ч) – формирование гражданского отношения к себе.

Кто я? Какой я? Откуда я родом.

Мир моих интересов

Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика.

2. “Я и семья” (4ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

От бабушки до наших дней

Забота о родителях – дело совести каждого. Спешите делать добро. Мои семейные обязанности.      

Акции. Конкурсы песен. Мини – проект. Оформление фотовыставки.     

3. “Я и культура” (5ч) – формирование отношения к искусству.

Традиции моего рода, народа, страны. Родословная моего рода, народа. Страны. Люди, прославившие Бурятию. Знай и люби родной и русские языки. Родной край – частица России.

Конкурс на лучший рецепт блинов.

4. “Я и школа” (6ч) – формирование гражданского отношения к школе.

Продолжаем изучать Школьный Устав.

Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.

Учимся правильно общаться.  Учимся правильно жить и дружить Формулы извинения и благодарности

Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. Высаживание рассады.

5. “Я и мое Отечество” (11ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Государственная символика Российской Федерации. Государственный праздник – День Согласия и примирения. Москва- столица великой страны. Танцы и песни народов России

Знакомство с основными статьями Конституции. Я знаю Конституцию.

Есть такая профессия – Родину защищать.

Победа деда – моя победа. Города – герои.

Конкурсы сочинений. Мини – проекты, презентации и размещение в Интернете лучших работ. Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

6. “Я и планета” (5ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Я- житель планеты Земля. Сад на окошке. Чем живёт планета земля. Береги природу. Сохраним дерево, сбережём лёгкие планеты

В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.

Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов.

7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

        1 класс «Маленькие Россияне»  - 33ч

Тема

Основные виды деятельности обучающихся

1

 Праздник первого звонка. Мой школьный дом.

Праздник первоклассников Экскурсия по школе

2

Правила поведения в школе.

Игра по станциям на территории школы

3

Я, ты, мы. Законы жизни в классе.

Игра на сплочение классного коллектива

4

Мои права и обязанности.

Беседа с творческим заданием

5

Помоги своей бабушке

Акция ко дню пожилых людей

6

Моя семья, мой дом,

Презентация фотографии из семейного альбома.

7

Семейные традиции

Конкурс рисунков

8

Устное народное творчество. Слушаем сказки моей бабушки.

Чтение сказок

9

Деревня(город), в котором ты живёшь

Экскурсия

10

История моего села (деревни)

Экскурсия в краеведческий музей школы

11

Люди нашего села.

Устный журнал

12

Правила счастливого человека

Психологический практикум

13

Мои родные – защитники Родины.

Фотовыставка

14

Национальные игры

Игры

15

Народные игрушки.

Поделки из разных материалов

16

С чего начинается Родина?

КВН

17

Край. в котором я живу

Экскурсия в краеведческий музей школы

18

Узоры Бурятии

Конкурс рисунков

19

Народные герои Бурятии

Просмотр презентации

20.

Школа вежливых наук»

Беседа.

21

Что такое хорошо и что такое плохо?

 Творческий проект

22

Они защищают Родину.

Конкурс стихов ко дню защитников Отечества

23

Конкурс «А ну-ка мальчики»

Утренник, посвящённый ко дню защитников Отечества

24

Загляните в мамины глаза.

 Праздник

25

Планета просит помощи.

Конкурс рисунков

26

Земля – наш общий дом

Викторина

27

 Помоги школьной библиотеке

Акция

28

Самый красивый школьный двор.

Десант чистоты и порядка.

29

Уроки добра

Экологический субботник

30

Поклон тебе, солдат России

Конкурс чтецов

31

Мама, папа, я – дружная семья.

Конкурс – соревнование, посвящённое ко Дню семьи

32

Без друзей меня чуть-чуть…

Праздник Дружбы

33

Люблю тебя, мой край родной

Экскурсия на природу

2 класс «Моя Малая Родина» - 34 ч

Тема

Основные виды деятельности обучающихся

1

Я – ученик 2 класса.

Беседа с творческим заданием.

2

По каким правилам мы живем в школе?

Игра.

3

Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).

Просмотр презентации.

4

Край, в котором я живу

Экскурсия в краеведческий музей.

5

Подумай о других.

Декада добрых дел ко Дню пожилого человека

6

Что посеешь, то и пожнешь.

Беседа с элементами игры.

7

Знаменитые люди нашего района

Составление буклетов. Просмотр презентаций

8

Школьная символика (гимн, герб, флаг)

Беседа с творческим заданием.

9

Я – ученик.

Декада добрых дел Беседа с элементами игры.

10

О чем шепчут названия улиц родного села.

Конкурс рисунков.

11

Наша деревня.

Конкурс визиток, мини-проекты о достопримечательностях деревни

12

Моя любимая мамочка.

Конкурс рисунков, поделок, стихотворений ко Дню матери

13

Помоги братьям меньшим День добрых волшебников.

Вывешивание кормушек. Акция

14

День Конституции. Кто защищает наши права? (Конвенция о правах ребенка)

Урок практикум

15

Город мастеров

Совместное построение снежного городка

16

Праздник «Сурхарбан»

Игра.

17

В краю ста тысяч песен и вышивок

Выставка вышивок.

18

В краю ста тысяч песен и вышивок

Конкурс народных песен.

19

Игра-викторина о бурятских традициях «Где тепло, там и добро»

Игра-викторина

20.

Бурятский этикет. Правила общения

Ролевые игры

21

Дети военных лет

Чтение художественных книг о

22

Об отце говорю с уважением.

Конкурс сочинений.

23

Три поколения «Бабушка, мама и я»

Семейное спортивное соревнование

24

Уроки дружбы

Деловая игра

25

Моя Земля

Игра-путешествие

26

День птиц.

Выставка рисунков, скворечников.

27

Красная книга Бурятии

Викторина

28

Полет на другую планету

Конкурс рисунков о космосе

29

В ответе за тех, кого приручили

Сочинения о своих питомцах

30

Язык родной, дружи со мной

Утренник

31

След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Ветераны великой Победы

Круглый стол с ветеранами ВОВ, ветеранами тыла

32

Я помощник в своей семье.

Беседа с элементами игры.

33

Десант чистоты и порядка.

Экологический субботник

34

Знай, люби и гордись cвоим краем.

Викторина.

3 класс «Россия – Родина моя» - 34 ч

Тема

Основные виды деятельности обучающихся

1

Мои права и обязанности.

Правила поведения в школе. Традиции школы. Обычаи. Беседа о школьном Уставе.  

2

Знакомства с символами Республики Бурятии.

Просмотр видеороликов

3

О Государственном флаге   и гимне Республики Бурятии

Практическая работа.

4

Государственный Гимн Республики бурятии

Музыкальный урок.

5

Пожилые люди – мудрые люди.

Просмотр презентации «Мудрость и мудрецы». Беседа о мудрости.

6

Что значит быть хорошим сыном и дочерью.

Чтение сказки «Три дочери». Беседа.

7

Мои любимые книги.

Выставка книг. Рассказы детей, что они любят читать.

8

Богатыри земли Русской.

Урок – вернисаж.

9

Люблю тебя, моя Россия.

Музыкальный час. Песни про Россию.

10

Счастье не в воздухе вьется, а трудом достается»

утренник

11

Протяни руку помощи

Акция

12

Животные из Красной книги.

Просмотр видеороликов о животных.

13

Мы все такие разные.

Конкурс рисунков.

14

Конституция – основной закон жизни страны.

Беседа. Викторина «Главная книга страны»

15

Я знаю свои права.”

Практическое занятие.

16

Пришла Коляда – отворяй ворота

Рождественские колядки

17

Наша республика.  * «Родной край – частица России»

Игра – путешествие

18

Писатели и поэты о Бурятии

Беседа. Викторина «Главная книга страны»

19

Мой край родной….

Конкурс рисунков.

20

Три вопроса – один ответ

диспут

21

История Отечества.

Аукцион знаний.  

22

О подвигах женщин в военное время.

Просмотр и обсуждение фильма.

23

Они служили в Армии.

Встреча с ветеранами Чеченской и Афганской войн

24

Моя мама на рабочем месте

Сочинения, мини-проекты.

25

Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь.

Конкурс стихов.

26

Охрана природы - защита Родины

Круглый стол

27

Бурятия в прошлом и в настоящем

Викторина.

28

Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь

Конкурс рисунков

29

 Мой край родной…”

Интеллектуальная игра.

30

Язык наш есть тайна

Утренник

31

Салют, Победа!

Акция. Изготовление подарков ветеранам.

32

Дети войны.

Чтение книги Л. Агакова «Золотая цепочка» и обсуждение

33

Кто хочет стать знатоком истории.  

КВН по истории России

34

Улан-Удэ – столица Республики Бурятия.

Экскурсия в столицу

  4 класс «Я – гражданин России» - 34 ч

Темы

Основные виды деятельности

1

Продолжаем изучать Школьный Устав.

Беседа . Игровая программа.

2

Зачем нужно учиться в школе.

Диспут. Конкурс рисунков «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики»

3

 Наши классные обязанности.

Выпуск буклетов.

4

Кто я? Какой я? Откуда я родом.

Тест «Познай себя

5

Аукцион народной мудрости «От бабушки до наших дней»

Мини проекты

6

Государственная символика Российской Федерации.

Просмотр презентаций, видеороликов

7

Москва – столица великой страны.

Заочное путешествие.

8

 «Учимся правильно общаться»

Практическая игра

9

Государственный праздник – День Согласия и примирения.

Литературная викторина

10

Аукцион «Формулы извинения, благодарности»

Конкурс работ (поделки, сочинения, стихи, рисунки)

11

 «Можно» и «нельзя» в жизни. Учимся правильно жить и дружить»

Практическая игра

12

Забота о родителях – дело совести каждого.

Проект «Наши родители»

13

Люди, прославившие Бурятию

Экскурсия в краеведческий музей в г. Чебоксары.

14

Я – гражданин великой страны

Знакомство с основными статьями Конституции.

Деловая игра.

15

Я знаю Конституцию.

Занятие-практикум.

16

Песни и танцы народов России

Праздник

17

Традиции моего рода, народа, страны.

Ярмарка национальных блюд одежды

18

Родословная моего рода, народа и страны.

Творческие проекты Выступления.

19

Геральдика – наука о гербах.

Конкурс рисунков Герб семьи, школы, рода.

20

 Поговорим о толерантности.

Беседа о толерантности. Просмотр презентации. Обсуждение

21

Мир моих интересов.

Беседа с творческим заданием.

22

Есть такая профессия – Родину защищать.

Конкурсная  познавательная программа.

23

Сохраним дерево - сбережём лёгкие планеты

Акция сбора макулатуры

24

Я - житель планеты Земля.

Круглый стол.

25

Береги природу!

Конкурс экологических сказок

26

Чем живет планета Земля?

КВН

27

 Сад на окошке

Экологическая акция

28

 Спешите делать добро

Акция милосердия

29

Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть

Праздник

31

Победа деда – моя победа. Память

Мини – проекты о своих героических родственниках.

32

Города – герои.

Оформление альбома.

33

Мои семейные обязанности..

Проигрывание сюжетов

34

 Родной край – частица России

Игра – путешествие, экскурсии

8.Описание материально-технического обеспечение материально технического обеспечения образовательного процесса.

1.Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.

2.Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.

3.Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.

4.Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.

5.Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru

6.Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.

7.Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. -  9 - 13с.  

8.Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007

9.Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.

10.Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников

[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.

11.Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.

12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова –  Волгоград: изд. «Учитель», 2001.  

13.Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотическоговоспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.

14.Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999.

15.О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.

16. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. – Смоленск: Русич, 1996.

17.Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.

18.Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.

19. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.

20.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.

Заключение

Значение начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.

Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является духовно- нравственное воспитание. Духовно- нравственное воспитание – процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его отношения, к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Особое значение нравственное воспитание имеет для учащихся начальных классов, так как в этом возрасте идет формирование нравственного сознания ребёнка, его мировоззрения.

Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым.

Наша задача, как педагогов - нейтрализовать негативное влияние, помочь любящим родителям в воспитании детей, указать пути и условия формирования нравственности ребёнка. Задача школы - создать благоприятные условия для формирования и развития духовно-нравственной культуры младших школьников.

 

 

 

Литература

  1. Конституция Российской Федерации- ООО “Издательство “Айрис-пресс”. М., 2005г.
  2. Всеобщая Декларация прав человека. (1948г.)
  3. Конвенция о правах ребёнка.(1989г.)
  4. Национальная доктрина. 2001-2002гг.
  5. Семейный кодекс.
  6. Декларация прав ребёнка. (1959г.)
  7. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права: Кн. Для учащихся нач. классов.-М.:Изд-во “Вита-Пресс”,1996.
  8. Журнал “Классный руководитель” №8 2006г.
  9. Журнал “Начальная школа” 2011г.,2012г.
  10. Газета «Начальная школа». Приложение к журналу «1 сентября»- №12 2011.
  11. Газета «Классное руководство и воспитание школьников». Приложение к журналу «1 сентября»- №12 2008.
  12. А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. М., «Просвещение»,2012. 36-37с.
  13. С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М., Госиздат,1960., 485с
  14. Д.В.Григорьев. П.В.Степанов. Внеурочная деятельность. М.,»Просвещение»2011, с.9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приоритетные направления воспитания.

Перемены, происходящие в обществе, всё глубже затрагивают не только сознание и психологию людей, но и положение человека в нем. Особо это значимо в современном мире, в период перео...

Обобщение опыта по направлению "Воспитание и здоровье"

Здоровье - необходимое условие для счастья.Если нельзя вырастить ребенка чтобы онсовсем  не болел,то поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно. В данной статье обобщается опыт ...

Из опыта работы педагога по реализации направления "Воспитание человека"

Профессия учителя требует постоянного горения, неистощимого энтузиазма и самой беззаветной любви к детям. Ни усталость, ни горе, никакие другие обстоятельства не дают учителю право работать плох...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Материал выступления на районной педагогической конференции по патриотическому воспитанию младших школьников...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ статья

В статье дается определение патриотизму и система работы  по патриотическому воспитанию...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Материал выступления на районной педагогической конференции по патриотическому воспитанию младших школьников...

Конспект воспитательного мероприятия духовнонравственной направленности для обучающихся с нарушением интеллекта

Конспект воспитательного мероприятия духовнонравственной направленности для обучающихся с нарушением интеллекта1.Тема занятия: «Улыбка»2.Возраст учащихся: 3 класс3.Цель: освоение базовых п...