«Развитие музыкального мышления при изучении пьес разного характера»
план-конспект урока (1 класс)
Развитие музыкально-образного мышления, слуха, памяти, внимания;
Развитие двигательно-игровых навыков;
Развитие творческих способностей обучающейся.
Сформировать умение применять ритмические, динамические, темповые и артикуляционные средства в работе над звуковыми качествами произведений;
Научить находить различные приемы исполнения при разучивании разных типов фортепианной фактуры;
Научить выделять главное, видеть и различать технические моменты (арпеджио, гаммы, аккорды);
Сформировать умение применять ритмические, динамические, темповые и артикуляционные средства в работе над звуковыми качествами произведений;
Научить находить различные приемы исполнения при разучивании разных типов фортепианной фактуры;
Научить выделять главное, видеть и различать технические моменты (арпеджио, гаммы, аккорды);
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_muzykalnogo_myshleniya.docx | 22.61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Развитие музыкального мышления при изучении пьес разного характера» Цель: сформировать у обучающейся умение передавать разнохарактерную музыку. Задачи урока: Развитие музыкально-образного мышления, слуха, памяти, внимания; Развитие двигательно-игровых навыков; Развитие творческих способностей обучающейся. Обучающие: Сформировать умение применять ритмические, динамические, темповые и артикуляционные средства в работе над звуковыми качествами произведений; Научить находить различные приемы исполнения при разучивании разных типов фортепианной фактуры; Научить выделять главное, видеть и различать технические моменты (арпеджио, гаммы, аккорды); Воспитательные: воспитание эмоциональной отзывчивости при передаче художественного образа в пьесах разного характера; воспитание вдумчивого исполнителя и слушателя; воспитание интереса и любви к инструменту и предмету. Использование педагогических технологий: 1. Технология проблемного обучения. Проблемные задания на уроке составляются с учетом всех видов деятельности: при игре на фортепиано, восприятии музыки, выполнении занимательных и интеллектуальных заданий. 2. Технология развивающего обучения. Основой данной технологии является принцип последовательности в освоении учебного материала. 3.Здоровьесберегающая технология. Общение педагога с обучающейся влияет на состояние здоровья. Развитие мышц пальцев положительно влияет на память, включение игровых моментов укрепляет мотивацию к изучению предмета. Чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется повторением выученных пьес, игровыми моментами). Методы: словесный, наглядно-слуховой, практический, анализа и сравнения, обобщения, эмоциональной отзывчивости. Тип урока: комбинированный. Оборудование: два фортепиано, ноты, метроном, наглядный материал. Ход урока: II. Чтобы привести пианистический аппарат обучающейся в рабочее состояние, девочка играет упражнения Ш. Ганона. Педагог: « Мы выбрали пятипальцевые упражнения №1, №2 Ш.Л. Ганона из сборника «Пианист – виртуоз. 60 упражнений», которые расположены так, что в каждом следующем упражнении пальцы отдыхают от усилия, которое было в предыдущем. Перед каждым упражнением указан темп исполнения, сначала оно разучивается в медленном темпе, а затем прибавляем темп. Ш. Ганон указывает, что первоначальный темп: четверть равна 60.Педогог ставит метроном на темп 60 и обучающаяся играет упражнения. Когда упражнения разучили берем следующий темп – 69 и девочка пробует исполнить упражнения более быстро. Затем обучающаяся играет с наращиванием темпа для того что бы определить удобный для нее темп. Во время исполнения педагог должен следить за свободой рук девочки, независимостью пальцев, четкостью и точностью прикосновения. III. Проигрывание гаммы Соль Мажор разными длительностями. « Нет такой степени мастерства, когда постоянное упражнение в гаммах сделается излишним» А.Д. Алексеев. Педагог: «Даша, давай вспомним, сколько знаков в гамме?» Игра «Отряды - звукоряды» Первый звукоряд играем половинными, представляем идут медвежата, переваливаясь с ноги на ногу. Второй звукоряд – четвертями, бегут по лесу волки, ищут добычу. В третьем отряде – восьмые, скачут быстрые зайчики друг за другом. Обучающаяся играет гамму предложенными длительностями, для ровности педагог предлагает проиграть гамму в пунктирном ритме сначала с опорой на первую долю, затем на вторую, предварительно показав как надо играть (на другом инструменте). IV.Техническое развитие обучающейся. И. Беркович «Этюд». Педагог: «Даша, что такое этюд? Что отрабатывается в этом этюде?» Игра этюда наизусть. Педагог: «Какое строение данного этюда?» Затем ведется работа над короткими лигами в теме: сначала в правой руке в первой части, потом в левой руке во второй части и опять в правой в повторении. Педагог следит за объединяющим, плавным движением запястья. В аккомпанементе обучающаяся должна следить за одновременным взятием двойных нот, дослушивать окончания фраз. Физкультминутка. Все упражнения направлены на вытяжку позвоночника и выполняются медленно. 1-упр.: ноги на ширине плеч, руки на поясе, вдох. Повороты туловища в стороны на выдохе. 2-упр.: исходное положение тоже. Руки вдоль туловища. Вдох. Наклоны в стороны на выдохе. 3-упр.: Ноги вместе, руки вверх. Тянуться вверх на пределе возможного, затем резкое расслабление. Корпус наклонён вниз, колени чуть согнуты, голова и руки опущены. 4-упр.: на восстановление дыхания. Каждое упражнение выполняется по три раза. V. Мир образов программных миниатюр разного характера очень близок художественному восприятию младших школьников. Особенно ярко проявляется реакция детей на ритмо-моторную и художественную сферу этой музыки. Доступность технических средств сочетается в этих произведениях с простотой и ясностью гомофонно-гармонического изложения. Их жанровое богатство обуславливает применение различных приёмов исполнительского воплощения. Пьесы лирического характера привлекают своей мелодичностью, напевностью, красотой звучания. Все дети как правило любят танцевать, поэтому в хрестоматиях для младших и средних классов много танцевальных пьес. Названия таких пьес образные, формирующие у ребёнка не просто желание играть эту музыку, возбуждающие его воображение. Педагог: «Теперь сыграй двумя руками со счетом вслух». Вторая часть состоит из двух проведений темы сначала в мажоре потом в миноре. Девочка должна выразительно показать смену лада, сменить настроение. Ритмические игры «Эхо», «Вопрос-ответ». В начале, педагог предлогает обучающейся повторить за ней ритм - как эхо. Затем на предложенный ритмический вопрос, придумать свой ответ. VI.Г.В.Свиридов «Ласковая просьба» С обучающейся разобран текст, проведена детальная работа над произведением. На уроке работа над художественным образом произведения. Педагог: «Даша , сегодня на уроке, мы поговорим с тобой о сборнике детских пьес великого курского композитора Г.В.Свиридова в который входит и твоя пьеса «Ласковая просьба». «Моя музыка – это лучшее, что есть во мне», так о своем творчестве говорил Георгий Васильевич Свиридов. В своем музыкальном альбоме композитор рассказывает о том, что интересно детям. «Альбом пьес для детей» Г. Свиридова включает семнадцать небольших произведений, различных по характеру, масштабу, технической трудности. Порядок в расположении пьес естествен и логичен как в художественном, так и в методическом отношениях в целом: трудность их постепенно возрастает. Многогранна образность пьес альбома Свиридова.Здесь картины природы «Зима», «Дождик», жанровые картинки «Парень с гармошкой», и музыкальные характеристики сказочных персонажей «Колдун». Многие пьесы рисуют различные психологические состояния: «Попрыгунья», «Ласковая просьба», «Упрямец», «Перед сном». Широко используются автором разнообразные музыкальные жанры: «Колыбельная песенка», «Грустная песня», «Веселый марш», «Маленькая токката», «Музыкальный момент». Встречаются в пьесах и элементы звукоподражания «Музыкальный ящик». Но особенно обращает на себя внимание тесная связь музыки с русским фольклором в обработке песни «Звонили звоны» или таких русских по сюжету пьесах, как «Парень с гармошкой» Большое художественно-педагогическое достоинство пьес альбома Свиридова — в разнообразии их строения, например встречаются пьесы в форме периода «Попрыгунья», «Ласковая просьба». Главным достоинством пьес Свиридова является то, что написанные замечательным советским композитором без всяких «скидок» на педагогику в художественном отношении, они сочетают яркую образность, свежесть языка, самобытность стиля с доступностью детскому пониманию и педагогической целесообразностью применяемых средств музыкальной выразительности и технических приемов. Особенно ценным представляется синтез простоты, ясности и глубокого стилистического своеобразия авторского письма. Свойство это вообще присуще зрелым произведениям Свиридова, которому удается сочетать новаторство музыки с широкой доступностью ее понимания. Видимо, поэтому разговор композитора с детьми отличается естественностью, непринужденностью, внутренней свободой и гармоничностью. Пьесы Свиридова принадлежат к числу именно тех немногих сочинений, которые, будучи доступными для детского восприятия и исполнения, в состоянии учить главному — исполнительскому творчеству, неразлучному с освоением современного музыкального языка, современных средств художественной выразительности. Георгию Васильевичу принадлежат такие слова: «Музыка предназначена для духовного совершенствования человека. И в этом – ее основная миссия». Эмиль Мунье. Девочка с куклой Ласковая просьба. Г. Свиридов Музыка передает разные настроения человека - грусть и радость, нежность и тревогу. Педагог: «Сейчас давай послушаем пьесу композитора Георгия Свиридова «Ласковая просьба» в записи. В этом произведении уже в самом названии композитор сообщает нам о том, какие чувства он хотел выразить в музыке. Как звучит эта пьеса?» Педагог: «Музыка нежная, просящая, иногда настойчивая и жалобная. (Исполняет фрагменты.) Если ребенку что-то очень хочется, он уговаривает маму, повторяя свою просьбу много раз. Эта пьеса очень ласковая, движения рук передают характер музыки». Педагог: « Как тебе кажется, почему пьеса Г. Свиридова называется «Ласковая просьба»? Педагог: « Мелодия повторяется. Она звучит каждый раз по-разному. В музыке слышны то просящие, спокойные, ласковые интонации (исполняет 1-4-й такты), то более настойчивые (играет 9-16-й такты), то робкие, неуверенные, жалобные, вопросительные (исполняет 29-32-й такты). Когда человек просит разрешения что-то сделать или задает вопрос, например: «Можно?», его голос звучит, тоньше, выше. В музыке, как и в речи, тоже может звучать вопрос. (Играет повторно 29-32·й такты.) А как заканчивается пьеса?» (Исполняет последние два такта. Педагог: « Последние аккорды звучат жалобно и грустно. Наверное, ребенку не разрешили того, о чем он просил, и он грустит». Педагог: «Даша, попробуй теперь сыграть пьесу, исходя из задумки автора, полнее передать художественный образ произведения. Домашнее задание. 1. Упражнения Ш. Ганона играть крепкими, активными пальцами, четко, ровно, следить за движением запястья от 1 пальца к 5-му. Проигрывать в умеренном темпе, затем в максимально быстром . 2. Гамма Соль мажор – закрепить, пройденное на уроке, и придумать свой ритм. 3.В этюде работать над короткими лигами в теме, следить за объединяющим, плавным движением запястья. Текст уверенно наизусть. 4.Лукомский «Полька» - прохлопать с динамикой, играть двумя руками со счетом, ритмическая игра – 2 такта играть; 3,4 – хлопать и т.д. 5.Г.В.Свиридов «Ласковая просьба» - продумать художественный образ произведения, нарисовать рисунок. – Наш урок окончен. Спасибо тебе, Даша, за работу, оценка за урок . Рефлексия. Преподаватель предлагает обучающейся карточки с тремя цветами: зеленый, красный, коричневый. (Тест Люшера) Педагог: «Маша, каким цветом ты бы охарактеризовала наш сегодняшний урок?» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разные люди - разные характеры
Вашему вниманию было представлено занятие "Разные люди - разные характеры" по Программе развивающих занятий под редакцией Т.А.Аржакаевой, И.В.Вачкова, А.Х.Поповой – М., Генезис, 2013г...
«Развитие образного мышления у учащихся посредством варьирования музыкальных средств выразительности»
план-конспект открытого урока...
«Использование технологии развития критического мышления в изучении предметов школьного курса»
В китайской мудрости, высказанной философом Конфуцием, очень точно передана суть технологии развития критического мышления: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и, может быть, я запом...
Публикация на тему "Развитие музыкального мышления как основы творческой реализации личности."
Музыкальное мышление – это активное, логически осмысленное восприятие художественно-звуковой реальности, проявляющееся в продуктивной творческой деятельности, ракрывающей личностно-значимый смыс...
«Развитие музыкального мышления при изучении пьес разного характера»
Цель: сформировать у обучающейся умение передавать разнохарактерную музыку.Задачи урока:Развивающие:Развитие музыкально-образного мышления, слуха, памяти, внимания;Развитие двигательно-игровых на...
Технология развития критического мышления. "Применение активных методов обучения на разных этапах урока"
Выступление на методическом совете. Сообщене содержит какие формы работы на основе развития критического мышления можно организовать в начальной школе на разных этпах урока....
Развитие логического мышления при изучении умножения и деления
Изучение умножения и деления является основой курса математики для 2-го класса. Методика изучения этих действий строится так, чтобы овладение ими было сосредоточено вокруг определённых вопросов: связи...