«Развитие музыкального мышления при изучении пьес разного характера»
план-конспект урока (1 класс)

Бондаренко Татьяна Викторовна

Развитие музыкально-образного мышления, слуха, памяти, внимания;

Развитие двигательно-игровых навыков;

Развитие творческих способностей обучающейся.

Сформировать умение применять ритмические, динамические, темповые и артикуляционные средства в работе над звуковыми качествами произведений;

Научить находить различные приемы исполнения при разучивании разных типов фортепианной фактуры;

Научить выделять главное, видеть и различать технические моменты (арпеджио, гаммы, аккорды);

Сформировать умение применять ритмические, динамические, темповые и артикуляционные средства в работе над звуковыми качествами произведений;

Научить находить различные приемы исполнения при разучивании разных типов фортепианной фактуры;

Научить выделять главное, видеть и различать технические моменты (арпеджио, гаммы, аккорды);

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_muzykalnogo_myshleniya.docx22.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Развитие музыкального мышления при изучении пьес разного характера»

Цель: сформировать у обучающейся умение передавать разнохарактерную музыку.

Задачи урока:
Развивающие:

Развитие музыкально-образного мышления, слуха, памяти, внимания;

Развитие двигательно-игровых навыков;

Развитие творческих способностей обучающейся.

Обучающие:

Сформировать умение применять ритмические, динамические, темповые и артикуляционные средства в работе над звуковыми качествами произведений;

Научить находить различные приемы исполнения при разучивании разных типов фортепианной фактуры;

Научить выделять главное, видеть и различать технические моменты (арпеджио, гаммы, аккорды);

Воспитательные:

воспитание эмоциональной отзывчивости при передаче художественного образа в пьесах разного характера;

воспитание вдумчивого исполнителя и слушателя;

воспитание интереса и любви к инструменту и предмету.

Использование педагогических технологий:

1. Технология проблемного обучения. Проблемные задания на уроке составляются с учетом всех видов деятельности: при игре на фортепиано, восприятии музыки, выполнении занимательных и интеллектуальных заданий.

2. Технология развивающего обучения. Основой данной технологии является принцип последовательности в освоении учебного материала.

3.Здоровьесберегающая технология. Общение педагога с обучающейся влияет на состояние здоровья. Развитие мышц пальцев положительно влияет на память, включение игровых моментов укрепляет мотивацию к изучению предмета. Чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется повторением выученных пьес, игровыми моментами).

Методы: словесный, наглядно-слуховой, практический, анализа и сравнения, обобщения, эмоциональной отзывчивости.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: два фортепиано, ноты, метроном, наглядный материал.
Этапы урока:
I. Организационный момент. II. Игра упражнений: упражнения №1, №2 Ш.Ганона. III. Игра гаммы Соль Мажор разными длительностями.
IV. Техническое развитие обучающейся: Беренс Этюд До мажор. V. Практическая часть: работа над пьесами Л. Лукомский «Полька», Г.В.Свиридов «Ласковая просьба». VI. Подведение итогов урока. Домашнее задание. VII.Рефлексия.

Ход урока:
«Сколько пьес, столько и разных способов работы ».
(К.Игумнов)
I.Организационный момент: сообщение темы, цели, задач урока.

II. Чтобы привести пианистический аппарат обучающейся в рабочее состояние, девочка играет упражнения Ш. Ганона. Педагог: « Мы выбрали пятипальцевые упражнения №1, №2 Ш.Л. Ганона из сборника «Пианист – виртуоз. 60 упражнений», которые расположены так, что в каждом следующем упражнении пальцы отдыхают от усилия, которое было в предыдущем. Перед каждым упражнением указан темп исполнения, сначала оно разучивается в медленном темпе, а затем прибавляем темп. Ш. Ганон указывает, что первоначальный темп: четверть равна 60.Педогог ставит метроном на темп 60 и обучающаяся играет упражнения.

Когда упражнения разучили берем следующий темп – 69 и девочка пробует исполнить упражнения более быстро. Затем обучающаяся играет с наращиванием темпа для того что бы определить удобный для нее темп. Во время исполнения педагог должен следить за свободой рук девочки, независимостью пальцев, четкостью и точностью прикосновения.

III. Проигрывание гаммы Соль Мажор разными длительностями.

« Нет такой степени мастерства, когда постоянное упражнение в гаммах сделается излишним» А.Д. Алексеев.

Педагог: «Даша, давай вспомним, сколько знаков в гамме?»

Игра «Отряды - звукоряды»

Первый звукоряд играем половинными, представляем идут медвежата, переваливаясь с ноги на ногу.

Второй звукоряд – четвертями, бегут по лесу волки, ищут добычу.

В третьем отряде – восьмые, скачут быстрые зайчики друг за другом.

Обучающаяся играет гамму предложенными длительностями, для ровности педагог предлагает проиграть гамму в пунктирном ритме сначала с опорой на первую долю, затем на вторую, предварительно показав как надо играть (на другом инструменте).

IV.Техническое развитие обучающейся.

И. Беркович «Этюд».

Педагог: «Даша, что такое этюд? Что отрабатывается в этом этюде?»

Игра этюда наизусть.

Педагог: «Какое строение данного этюда?»

Затем ведется работа над короткими лигами в теме: сначала в правой руке в первой части, потом в левой руке во второй части и опять в правой в повторении. Педагог следит за объединяющим, плавным движением запястья.

В аккомпанементе обучающаяся должна следить за одновременным взятием двойных нот, дослушивать окончания фраз.

Физкультминутка. Все упражнения направлены на вытяжку позвоночника и выполняются медленно.

1-упр.: ноги на ширине плеч, руки на поясе, вдох. Повороты туловища в стороны на выдохе.

2-упр.: исходное положение тоже. Руки вдоль туловища. Вдох. Наклоны в стороны на выдохе.

3-упр.: Ноги вместе, руки вверх. Тянуться вверх на пределе возможного, затем резкое расслабление. Корпус наклонён вниз, колени чуть согнуты, голова и руки опущены.

4-упр.: на восстановление дыхания.

Каждое упражнение выполняется по три раза.

V. Мир образов программных миниатюр разного характера очень близок художественному восприятию младших школьников. Особенно ярко проявляется реакция детей на ритмо-моторную и художественную сферу этой музыки. Доступность технических средств сочетается в этих произведениях с простотой и ясностью гомофонно-гармонического изложения. Их жанровое богатство обуславливает применение различных приёмов исполнительского воплощения.
Для пьес подвижного характера характерны чёткая синтаксическая расчленённость изложения, острота ритмической пульсации, частые смены артикуляционных штрихов, яркие динамические сопоставления.
Одним из типичных свойств фактуры является связь технических средств с метро-ритмом, влияющая на естественное усвоение обучающимся как ритма, так и двигательных навыков в их единстве.

Пьесы лирического характера привлекают своей мелодичностью, напевностью, красотой звучания.
Л.Лукомский « Полька»
С ученицей проведена следующая работа:
1. Беседа на тему «Что такое полька?»
а) дано определение жанру танец;
б) выявлены характерные черты танцевальной музыки;
в) какие бывают еще танцы.
2. Разобран и проучен нотный текст произведения.

Все дети как правило любят танцевать, поэтому в хрестоматиях для младших и средних классов много танцевальных пьес. Названия таких пьес образные, формирующие у ребёнка не просто желание играть эту музыку, возбуждающие его воображение.
Каждый тип танцевальных пьес обладает целым набором особенностей и определенных трудностей, которые необходимо знать и учитывать при работе. Разделим работу над произведением на несколько этапов.
(Л.Лукомский«Полька»).
Обучающаяся вместе с педагогом определяет характер и форму пьесы: музыка носит шутливый танцевальный характер (I и III части), противопоставление мажора и минора(IIчасть).
В работе над выразительностью большое место занимает мелодия. При этом важно прежде всего уяснить развитие мелодии, её членение на построения, ознакомиться с фразами, мотивами.
(Разбираем строение мелодии первой части: определяем предложения – их 2; отмечаем фразы и главные звуки в каждой; затем Даша проигрывает их, выделяя кульминацию в каждой, соблюдая правильные пальцы).
Средняя часть пьесы сложна тем, что меняются лады.
(Вместе с обучающейся педагог делает устный разбор смены лада, затем отрабатываются все элементы на фортепиано).
Важное значение в танцевальных пьесах имеют штрихи. Именно штрихи придают каждому произведению особую неповторимость. Необходимо ознакомить ученика не только с длинными – фразировочными – лигами, но и с лигами короткими – штрихами. Здесь большое влияние оказывает снятие рук. Особенно в мелодиях танцевальных, снятие рук большей частью необходимо. В данной пьесе снятие руки способствует подчёркиванию задорно-шутливого характера. При этом важно, чтобы обучающаяся осознанно применяла в мелодии штрихи, отдельные интонации, оттенки и подчиняла это общему замыслу.
Каждое начало фразы звучит из-за такта (слабая доля, счет «два и»), поэтому начинать со стремлением в первую долю. Педагог отрабатывает с обучающейся этот приём, добиваясь точных штрихов исполнения. Затем педагог предлагает обучающейся прохлопать одно предложение громко, второе – тихо.

Педагог: «Теперь сыграй двумя руками со счетом вслух».

Вторая часть состоит из двух проведений темы сначала в мажоре потом в миноре. Девочка должна выразительно показать смену лада, сменить настроение.
С первых лет обучения необходимо воспитывать в ученике сознательное отношение к аппликатуре. Выбор наиболее удачных пальцев тесно связан с задачами фразировки, динамики. Следует познакомить ученика с принципами аппликатуры – это экономия движений и равномерное использование всех пальцев, чтобы лучше выявить характер пьесы.
Большое значение в передаче художественного образа имеют динамические средства выразительности. В данном произведении следует добиваться контрастности звучания; отработать приём – чередование динамических оттенков.
Последний этап работы над произведением характеризуется окончательным выявлением художественных задач. При этом на первый план выдвигается задача собирания отдельных эпизодов в единое целое, выявление главной кульминации всего произведения, соблюдение динамических оттенков.
Обучающаяся исполняет пьесу целиком с учётом всех проработанных элементов.

Ритмические игры «Эхо», «Вопрос-ответ».

В начале, педагог предлогает обучающейся повторить за ней ритм - как эхо. Затем на предложенный ритмический вопрос, придумать свой ответ.

VI.Г.В.Свиридов «Ласковая просьба»

С обучающейся разобран текст, проведена детальная работа над произведением.

На уроке работа над художественным образом произведения.

Педагог: «Даша , сегодня на уроке, мы поговорим с тобой о сборнике детских пьес великого курского композитора Г.В.Свиридова в который входит и твоя пьеса «Ласковая просьба».

«Моя музыка – это лучшее, что есть во мне», так о своем творчестве говорил Георгий Васильевич Свиридов.
Г.В. Свиридов написал много прекрасной музыки, но одно сочинение он написал специально для своего маленького сына и для всех детей. Композитор так и назвал это произведение – «Альбом пьес для детей»

В своем музыкальном альбоме композитор рассказывает о том, что интересно детям. «Альбом пьес для детей» Г. Свиридова включает семнадцать небольших произведений, различных по характеру, масштабу, технической трудности.

Порядок в расположении пьес естествен и логичен как в художественном, так и в методическом отношениях в целом: трудность их постепенно возрастает.

Многогранна образность пьес альбома Свиридова.Здесь картины природы «Зима», «Дождик», жанровые картинки «Парень с гармошкой», и музыкальные характеристики сказочных персонажей «Колдун». Многие пьесы рисуют различные психологические состояния: «Попрыгунья», «Ласковая просьба», «Упрямец», «Перед сном».

Широко используются автором разнообразные музыкальные жанры: «Колыбельная песенка», «Грустная песня», «Веселый марш», «Маленькая токката», «Музыкальный момент». Встречаются в пьесах и элементы звукоподражания «Музыкальный ящик». Но особенно обращает на себя внимание тесная связь музыки с русским фольклором в обработке песни «Звонили звоны» или таких русских по сюжету пьесах, как «Парень с гармошкой»

Большое художественно-педагогическое достоинство пьес альбома Свиридова — в разнообразии их строения, например встречаются пьесы в форме периода «Попрыгунья», «Ласковая просьба».

Главным достоинством пьес Свиридова является то, что написанные замечательным советским композитором без всяких «скидок» на педагогику в художественном отношении, они сочетают яркую образность, свежесть языка, самобытность стиля с доступностью детскому пониманию и педагогической целесообразностью применяемых средств музыкальной выразительности и технических приемов.

Особенно ценным представляется синтез простоты, ясности и глубокого стилистического своеобразия авторского письма. Свойство это вообще присуще зрелым произведениям Свиридова, которому удается сочетать новаторство музыки с широкой доступностью ее понимания. Видимо, поэтому разговор композитора с детьми отличается естественностью, непринужденностью, внутренней свободой и гармоничностью.

Пьесы Свиридова принадлежат к числу именно тех немногих сочинений, которые, будучи доступными для детского восприятия и исполнения, в состоянии учить главному — исполнительскому творчеству, неразлучному с освоением современного музыкального языка, современных средств художественной выразительности.

Георгию Васильевичу принадлежат такие слова: «Музыка предназначена для духовного совершенствования человека. И в этом – ее основная миссия».

Эмиль Мунье. Девочка с куклой

Ласковая просьба. Г. Свиридов

Музыка передает разные настроения человека - грусть и радость, нежность и тревогу. Педагог: «Сейчас давай послушаем пьесу композитора Георгия Свиридова «Ласковая просьба» в записи. В этом произведении уже в самом названии композитор сообщает нам о том, какие чувства он хотел выразить в музыке. Как звучит эта пьеса?»

Педагог: «Музыка нежная, просящая, иногда настойчивая и жалобная. (Исполняет фрагменты.) Если ребенку что-то очень хочется, он уговаривает маму, повторяя свою просьбу много раз. Эта пьеса очень ласковая, движения рук передают характер музыки».

Педагог: « Как тебе кажется, почему пьеса Г. Свиридова называется «Ласковая просьба»?

Педагог: « Мелодия повторяется. Она звучит каждый раз по-разному. В музыке слышны то просящие, спокойные, ласковые интонации (исполняет 1-4-й такты), то более настойчивые (играет 9-16-й такты), то робкие, неуверенные, жалобные, вопросительные (исполняет 29-32-й такты). Когда человек просит разрешения что-то сделать или задает вопрос, например: «Можно?», его голос звучит, тоньше, выше. В музыке, как и в речи, тоже может звучать вопрос. (Играет повторно 29-32·й такты.) А как заканчивается пьеса?» (Исполняет последние два такта.

Педагог: « Последние аккорды звучат жалобно и грустно. Наверное, ребенку не разрешили того, о чем он просил, и он грустит».

Педагог: «Даша, попробуй теперь сыграть пьесу, исходя из задумки автора, полнее передать художественный образ произведения.

Заключение. Главная и конечная цель при изучении любого музыкального произведения - достижение понимания замысла композитора и передача его обучающимся на хорошем исполнительском уровне, т.е. осмысленно, технически свободно, музыкально, эмоционально и выразительно.
Пьесы малой формы составляют значительную часть педагогического репертуара, на котором строится процесс воспитания ученика – пианиста. Ученики всех классов с большим удовольствием работают над этими пьесами. Причины вполне объяснимы:
1) удобный формат (малая форма);
2) разнообразие характеров и образов;
3) богатое стилистическое и жанровое разнообразие;
4) возможность использовать такие произведения для участия в концертах.
Таким образом, пьесы расширяют кругозор и обогащают музыкальный слух обучающегося, развивают музыкальное мышление, активно способствуют развитию его моторики.

Домашнее задание.

1. Упражнения Ш. Ганона играть крепкими, активными пальцами, четко, ровно, следить за движением запястья от 1 пальца к 5-му. Проигрывать в умеренном темпе, затем в максимально быстром .

2. Гамма Соль мажор – закрепить, пройденное на уроке, и придумать свой ритм.

3.В этюде работать над короткими лигами в теме, следить за объединяющим, плавным движением запястья. Текст уверенно наизусть.

4.Лукомский «Полька» - прохлопать с динамикой, играть двумя руками со счетом, ритмическая игра – 2 такта играть; 3,4 – хлопать и т.д.

5.Г.В.Свиридов «Ласковая просьба» - продумать художественный образ произведения, нарисовать рисунок.

– Наш урок окончен. Спасибо тебе, Даша, за работу, оценка за урок .

Рефлексия.

Преподаватель предлагает обучающейся карточки с тремя цветами: зеленый, красный, коричневый. (Тест Люшера)

Педагог: «Маша, каким цветом ты бы охарактеризовала наш сегодняшний урок?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разные люди - разные характеры

Вашему вниманию было представлено занятие "Разные люди - разные характеры" по Программе развивающих занятий под редакцией Т.А.Аржакаевой, И.В.Вачкова, А.Х.Поповой – М., Генезис, 2013г...

«Использование технологии развития критического мышления в изучении предметов школьного курса»

В китайской мудрости, высказанной философом Конфуцием, очень точно передана суть технологии развития критического мышления:  «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и, может быть,  я запом...

Публикация на тему "Развитие музыкального мышления как основы творческой реализации личности."

Музыкальное мышление – это активное, логически осмысленное восприятие художественно-звуковой реальности, проявляющееся в продуктивной творческой деятельности, ракрывающей личностно-значимый смыс...

«Развитие музыкального мышления при изучении пьес разного характера»

Цель: сформировать у обучающейся умение передавать разнохарактерную музыку.Задачи урока:Развивающие:Развитие музыкально-образного мышления, слуха, памяти, внимания;Развитие двигательно-игровых на...

Технология развития критического мышления. "Применение активных методов обучения на разных этапах урока"

Выступление на методическом совете. Сообщене содержит какие формы работы на основе развития критического мышления можно организовать в начальной школе на разных этпах урока....

Развитие логического мышления при изучении умножения и деления

Изучение умножения и деления является основой курса математики для 2-го класса. Методика изучения этих действий строится так, чтобы овладение ими было сосредоточено вокруг определённых вопросов: связи...