Публикация на тему "Развитие музыкального мышления как основы творческой реализации личности."
статья по музыке
Музыкальное мышление – это активное, логически осмысленное восприятие художественно-звуковой реальности, проявляющееся в продуктивной творческой деятельности, ракрывающей личностно-значимый смысл музыки и являющееся средством общения между музыкальным произведением и слушателем. Целенаправленная работа по развитию музыкального мышления открывает неограниченные возможности для формирования духовной культуры человека, обогащая палитру его чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnoe_myshlenie.doc | 34.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие музыкального мышления как основы творческой реализации личности.
Музыку называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыка способна волновать, радовать, вызывать к себе интерес, радость и печаль, надежду и разочарование, счастье и страдание. Всю эту гамму человеческих чувств, переданную в музыке, учитель должен помочь детям услышать, пережить и осознать. Итогом этой деятельности должно стать развитое музыкальное мышление. Целенаправленная работа по развитию музыкального мышления открывает неограниченные возможности для формирования духовной культуры человека, обогащая палитру его чувств. Музыкальное мышление – это активное, логически осмысленное восприятие художественно-звуковой реальности, проявляющееся в продуктивной творческой деятельности, ракрывающей личностно-значимый смысл музыки и являющееся средством общения между музыкальным произведением и слушателем. Педагог исследователь М.Г. Арановский трактует музыкальное произведение как звуковое сообщение адресованное слушателю. Передача информации осуществляется посредством музыкального языка. Главной целью процесса музыкального мышления становится умение «прочитать» это звуковое сообщение, научиться переживать художественный смысл произведения. Миссия учителя музыки заключается не в том, чтобы сводить проблемы музыкального воспитания и образования к формальной информации, а в том, чтобы средствами искусства учить детей мыслить, чувствовать, сопереживать. Как известно, чем более склонен человек к сопереживанию, тем богаче его внутренний мир и творческий потенциал, потому что там, где есть многообразие чувств, там есть и простор для фантазии, а фантазия – это основа творческой деятельности и креативности мышления.
На своих уроках и во внеурочной деятельности я применяю следующие приемы, помогающие развить музыкальное мышление детей:
- опора на эмоциональную сферу учащихся;
- индивидуальный подход;
- создание условий для активизации;
Задание
Во время прослушивания музыкального произведения ответить на следующие вопросы:
1. Нарисуйте цветовое пятно такого цвета, который, по-вашему, отражает характер музыки;
2. Опишите характер музыкального произведения. (3-5 прилагательных);
радостный, печальный, спокойный, торжественный, праздничный, тоскливый
3. Опишите чувства, которые у вас вызвала музыка. (3-5 существительных);
восторг, одиночество, протест, спокойствие, взволнованность, нежность
4. Какое настроение должно быть у вас, чтобы вам захотелось послушать эту музыку?
светлое, хмурое, созерцательное, восторженное
5. В какой ситуации было бы уместно слушать эту музыку?
6. Что вы представляете, слушая эту музыку?
7. Выразите, что, по-вашему, композитор хотел сказать своей музыкой?
8. Выразите свое отношение к этой музыке. (с пояснениями)
При помощи этих приемов, учащиеся могут научиться:
- воспринимать многообразие чувств и эмоций, переданных в музыке, тем самым обогатить свой внутренний мир;
- научиться принимать неповторимость восприятия других людей, даже если это восприятие не соответствует их собственному, тем самым научиться видеть уникальность другого человека;
- развивать собственную фантазию, как пусковой механизм творческих проявлений;
- осознавать собственные эмоции и чувства, замечая связи между своими эмоциями и жизненными впечатлениями;
- развивать ассоциативно-образное мышление.
Можно ли использовать эти приемы на других предметах:
В первую очередь на предметах литературы и изобразительного искусства. Так как стихотворение и картина – это тоже эмоциональное послание поэта или художника.
И, чем полнее они будут прочувствованы, тем легче запомнятся.
Использование на других предметах может сводиться к эмоциональному включению учащихся в процесс обучения. Это повышает качество усвоения материала, так как лучше запоминается то, что вызвало какие-либо эмоции.
На истории. При прохождении какого-либо исторического события задать вопрос, а как бы вы поступили, если бы от вас зависело принятие решения в той или иной ситуации?
На географии. В какой климатической зоне вам бы хотелось жить, а в какой нет и почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект Реализация программы «Развитие творческого потенциала личности» с элементами «Гимнастики мозга».
: Занятия по развитию творческого потенциала личности самостоятельно разработаны.В результате инновационных преобразований были соединены две программы: развитие творческого потенциала личности ...
Влияние музыкальной сказки на развитие социальных качеств личности ребенка
Необходимой предпосылкой в решении жизненных проблем является наличие определенных моральных качеств, свидетельствующих об отношении личности к обществу (коллективизм, патриотизм) труду и его результа...
«Формирование читательской компетентности учащихся как основы полноценного нравственно-эстетического и творческого развития личности на основе использования инновационных технологий».
Могут пользоваться учителя начальных классов. Статья поможет в воспитании читающего учащегося, который владеет необходимым уровнем – техники читательской деятельности, способного самостоятельно мысли...
«Формирование читательской компетентности учащихся как основы полноценного нравственно-эстетического и творческого развития личности на основе использования инновационных технологий».
«В России уменьшается доля «читающего населения» - такое мнение высказал президент Российского книжного союза, Сергей Степашин. По исслед...
«Духовно-нравственное воспитание - основа гармоничного развития личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС начального общего образования»
Духовный мир взрослеющего человека – это та первооснова, которая в течение всей его последующей жизни определяет направленность личности.Недостатки развития и воспитания в школьный период жизни ...
«Развитие творческого потенциала личности младшего школьника через организацию внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»
Выступление на методическом объединение учителей начальных классов...
Тема публикации: «Развитие логики и мышления в школе у детей младшего школьного возраста»
Развитие логики и мышленияв школе у детей младшего школьного возраста. Все учителя должны развивать логическое мышление своих учеников. Сделать это довольно нелегко, так как большинство учащихся ...