Рабочая программа по финансовой грамотности 2-3 кл.
рабочая программа (2 класс)

Коневина Ольга Александровна, учитель начальных классов

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_finansovoy_gramotnosti_2-4_klass.docx44.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Адамовская основная общеобразовательная школа»

 Тел./факс 8(30131)99137 e-mail:adamovoschool@mail.ru

671620 Республика Бурятия, Баргузинский район, с.Адамово, ул.Советская,2.

«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета МБОУ «Адамовская ООШ»

________________

Протокол №___

от «___» ___________2022г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «Адамовская ООШ»

________/И.А.Низовцева

 «___» ___________2022 г

«Утверждаю»

Директор МБОУ  «Адамовская ООШ»

________________ Нолева Л.Г.

Приказ №______

от «___» ____________2022 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по Финансовой грамотности

для начальной школы

на 2022- 2023 учебный год

.

Разработала учитель начальных классов

ФИО учителя Коневина Ольга Александровна

Квалификационная категория 1 категория

Год  разработки программы   2022

Срок  действия программы    5 лет

с.Адамово

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Финансовая грамотность» для 2-3 классов разработана на основе ФГОС НОО и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности младших школьников, их мотивацию к познанию и на приобщение общечеловеческим ценностям. Программа соответствует программе начального общего образования и авторской программе  «Финансовая грамотность» Ю. Н. Корлюгова.

Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся в сфере экономики семьи.

Цель: развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачи программы:

Формируемые компетенции

  • осуществлять поиск и использование информации необходимой для результативного и эффективного решения задач в финансовой сфере;
  • определять актуальные и потенциальные источники доходов;
  • анализировать структуру собственных (семейных) доходов и расходов, определять уровень жизни семьи на основании бюджета, оценивать финансовую устойчивость своего домохозяйства, планировать семейный и личный бюджет, планировать сбережения;
  • выявлять возможные финансовые риски, оценивать их, разрабатывать меры по уменьшению рисков;
  • оценивать актуальность при кредитовании, оценивать риски, возникающие в связи с кредитной нагрузкой на семью, определять эффективную процентную ставку по кредиту;
  • оценивать риски при инвестировании, сравнивать доходность различных инвестиционных продуктов, выбирать типовые методы и способы выполнения задач по инвестированию средств;
  • сравнивать возможности - оценивать соотношения уровня расходов и степени защищенности, обеспечиваемой страховым продуктом;
  • оценивать степень безопасности различных предложений на финансовом рынке;
  • оценивать их эффективность и качество, описывать алгоритм действий в ситуации финансового мошенничества.
  • учить планировать личный бюджет и постановку целей;
  • рассмотреть способы достижения финансовых целей (накопления, депозиты, вклады);
  • познакомить с особенностями функционирования банков, пенсионных фондов, налоговых и страховых компаний;
  • познакомить с понятиями «право» и «налоги»;
  • формировать основы предпринимательства, через игровую деятельность.

Общая характеристика учебного предмета

Основные содержательные линии курса:

• деньги, их история, виды, функции;

• семейный бюджет.

Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом, его части, формируемой участниками образовательных отношений, на изучение курса «Финансовая грамотность»   предусмотрено  34 часа во 2-3 классах по 1 занятию в неделю. Для реализации программы в полном объеме, возможна корректировка.

 Краткая характеристика условий организации образовательного  процесса

         В МБОУ «Адамовская  ООШ» учатся дети из  4 деревень. Обучение проводится на территории сел Адамово и Макаринино в приспособленном здании.

       На качество обучения влияют различные факторы:

 - обучение ведется в классах комплектах (по 2 класса);

- учащиеся класса  приходят в школу за 2 км пешком (село Макаринино) и подвозятся из сел Макаринино, Журавлиха на школьном автобусе;

 - неблагоприятные погодные условия, грунтовое покрытие дороги:  осенняя и весенняя распутица, обильные снегопады, заносы в зимний период.

    Все  выше изложенные факторы негативно влияют на физическое, психическое и эмоциональное  состояние, что, конечно же, наносит огромный  урон  усвоению программного материала и влияет на качество знаний. Однако, малочисленный состав позволяет применять личностно-ориентированный подход к обучению,  а так же ежедневно отслеживать усвоение преподаваемого материала. Одновременное обучение детей разных возрастов в классе комплекте создает основу для самостоятельного  успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций,  видов и способов деятельности и обеспечивает     достижение  планируемых результатов освоения программы через системно-деятельностный        подход.    

2. Планируемые предметные результаты  изучения учебного предмета

В результате изучения данного курса у учащихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства;
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
  • развитие самостоятельности и осознания личной ответственности за свои поступки;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • составление простых планов с помощью учителя;
  • понимание цели своих действий;
  • проявление познавательной и творческой инициативы;
  • оценка правильности выполнения действий;
  • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Познавательные УУД:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • овладение базовыми   предметными и межпредметными понятиями.

Коммуникативные УУД:

  • составление текстов в устной и письменной формах;
  • умение слушать собеседника и вести диалог;
  • умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

  • понимание и правильное использование экономических терминов;
  • представление о роли денег в семье и обществе;
  • умение характеризовать виды и функции денег;
  • знание источников доходов и направлений расходов семьи;
  • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
  • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
  • проведение элементарных финансовых расчётов.

Результативность реализации программы отслеживается через:

  • устный опрос;
  • письменная самостоятельная работа: ответы на вопросы;
  • тестовое задание;
  • решение задач;
  • решение кроссворда и анаграммы;
  • мини-исследование;
  • графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
  • творческая работа: постер, компьютерная презентация;
  • викторина;
  • проект.

3. Содержание учебного  предмета

Название раздела, темы

Содержание

Количество часов

Раздел 1. Что такое деньги и какими они бывают

 

Тема 1.

Как появились деньги.

Причиной возникновения обмена является специализация. В результате обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться.

Основные понятия

Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.

4

Тема 2. История монет.

 

Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты. На Руси монеты появились в Х веке. Монеты чеканили княжества. При образовании централизованного государства монеты стали едиными.

Основные понятия

Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка».

4

Тема 3. Бумажные деньги.

 

Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине II. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защищают от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением.

Основные понятия

Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.

 

3

Тема 4. Безналичные деньги.

 

Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги являются информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты.

Основные понятия

Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты.

6

Тема 5. Валюты.

 

Валюта - денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной валютой России является рубль. Государства хранят запасы иностранных валют и золота, которые называются золотовалютными резервами. Валюты, в которых хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчётов. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.

Основные понятия

Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта.

Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.

3

Раздел 2.

Из чего складываются доходы в семье

 

Тема 6. Откуда в семье берутся деньги.

 

 

Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность.

Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.

Основные понятия

Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.

4

Раздел 3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать

 

Тема 7.

На что семьи тратят деньги.

 

 

Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.

Основные понятия

Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.

.

4

Раздел 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал

 

Тема 8.

Как правильно планировать семейный бюджет.

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок

или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном случае придётся брать кредит и платить проценты.

Основные понятия

Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.

4

Итог

34

4. Календарно тематическое планирование

№ п/п

Тема

Дата проведения

Дата проведения (планируемая)

Дата проведения (фактическая)

Раздел 1. Что такое деньги и какими они бывают

1-2

Что такое деньги и откуда они взялись.

3-4

Рассмотрим деньги поближе.

5-6

Какие деньги были раньше в России.

История монет.

7-8

Защита от подделок

9

Современные деньги России и других стран. Бумажные деньги

10-11

Откуда в семье деньги.

12-13

На что тратятся деньги. Безналичные деньги.

14-15

Как умно управлять своими деньгами.

 

16-17

Как делать сбережения.

 

18-19

Как появились деньги.

Валюты.

20

Валюты.

Раздел 2. Из чего складываются доходы в семье.

21-24

Откуда в семье  берутся деньги.

Раздел 3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать.

25-28

На что семья  тратит  деньги.

Раздел 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал.

29-32

Как правильно планировать семейный бюджет.

33

Промежуточная аттестация

34

Подведение итогов года

 

Итого часов: 34

5. Список литературы

Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:

       Учебная программа. 2-4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. - М.: ВАКО, 2020

  • Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2 – 4 классы. - М.: ВАКО, 2020.
  • Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (2–3 класс, в 2-х частях), М.: ВАТО, 2020.
  • Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (4 класс) - М.: ВАТО, 2020

                      Интернет-источники

  1. Сайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru;
  2. Журнал «Работа и зарплата»- http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-rabota-i-zarplata;
  3. Портал «Профориентир», «Мир профессий» - http://www.cls-kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
  4. Сайт «Все о пособиях» -http://subsidii.net/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа по финансовой грамотности для 2- 4 классов...

Рабочая программа по финансовой грамотности 4 класс

Программа "Финансовая грамотность" составлена на основе Учебной программы, 2-4 классы общеобразов.орг./ Ю.Н. Корлюгова(Дополнительное образование. Серия"Учимся разумному финансовому пов...

Рабочая программа по финансовой грамотности

Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают:• развитие основ экономического образа мышления;•  воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;&bul...

Рабочая программа курса "Финансовая грамотность"

Рабочая программа курса "Финансовая грамотность" разработана в соответствии с требованиями ФГОС....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 1-4 классы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ   1-4 классы...

Рабочая программа " Секреты финансовой грамотности."

Образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмо...