Формирование функциональной грамотности (математической, читательской, естественно-научной) на уроках в начальной школе.
статья
В материале представлены упражнения, направленные на развитие функциональной грамотности по трем блокам: "Читательская грамотность", "Математическая грамотность", "Естественно-научная грамотность".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_funktsionalnoy_gramotnosti.docx | 442.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование функциональной грамотности (математической, читательской, естественно-научной) на уроках в начальной школе.
Содержание
Введение 3-4
1.Читательская грамотность……………………..5-7
2.Математическая грамотность…………………8-10
3. Естественнонаучная грамотность……………..11-12
Заключение 13
Литература 14
Приложения 15
Введение
Функциональная грамотность – это способность личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.[а] Функциональная грамотность младшего школьника характеризуется следующими показателями:
1) готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
2) возможность решать различные учебные и жизненные задачи;
3) обладать умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
4) способность строить социальные отношения в соответствии правилами сотрудничества;
5) способность оценивать свою деятельность;
6) стремиться к дальнейшему образованию и самообразованию. [а]
Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании. [б]
Для формирования функциональной грамотности используются следующие педагогические технологии: технология формирования правильной читательской деятельности; технология проектной деятельности; обучение на основе «учебных ситуаций»; уровневая дифференциация обучения; информационные и коммуникативные технологии; технология оценивания учебных достижений. [г]
Выделим основные цели деятельности учителя:
- Развитие мышления. Из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое.
- Развитие речи, аналитико-синтетических способностей.
- Развитие пространственного восприятия.
- Развитие коммуникативных способностей: способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением. [а]
Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности: групповые, игровые, творческие задания, тестовые задания, практическая работа, ролевые и деловые игры, исследовательская деятельность. [б]
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение. [а] Рассмотрим некоторые приемы, направленные на формирование математической, читательской, естественно-научной грамотности в начальной школе.
- Читательская грамотность
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности. Важное внимание важно уделять развитию осознанности чтения. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературного чтения, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей. [а]
Для формирования читательской грамотности очень важно организовать читательское пространство:
- пробно-поисковые ситуации;
- беседы-дискуссии;
- самостоятельное формулирование вопросов;
- устное словесное рисование;
- словарно-стилистическая работа. [б]
Упражнения, направленные на формирование читательской грамотности:
- «Вопросник»
Этот прием применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего. Приведу пример вопросника к тексту М. Пришвина «Золотой луг».
- Назовите героев рассказа.
- Где происходят события?
- Одуванчики – интересные или неинтересные цветы?
- Какое открытие сделал рассказчик? Можно ли считать это открытием?
- Что можно сказать о герое-рассказчике, какой он?
- «Уголки»
Этот прием можно использовать на уроках литературного чтения при
составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.
- «Тонкие и толстые вопросы»
Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы. Толстые вопросы:
Дайте несколько объяснений, почему...?
Почему Вы считаете (думаете) …?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?
2) Тонкие вопросы
Кто…? Что…?
Когда…? Может…?
Будет…? Мог ли …?
Верно ли …? Было ли …?
- «Логическая цепочка»
После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.
- «Ключевые слова»
Детям после прочтения текста предлагается записать ключевые слова. Приём «Ключевые слова» можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы.
- «Чтение с остановками»
Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
- «Создание викторины»
После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины.
- Математическая грамотность
Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт.[в] Выделим несколько правил, которые способствуют формированию математической грамотности:
- необходимость теоретической базы;
- погружение обучающихся в реальные ситуации;
- формирование опыта поиска путей решения жизненных задач, необходимость обучения математическому моделированию реальных ситуаций, умение переносить способы решения учебных задач на реальные;
- развитие регулятивной сферы и рефлексии: учить планировать деятельность, конструировать алгоритмы, контролировать процесс и результат, выполнять проверку, коррекцию и оценку результата деятельности. [д]
Полезно на уроке использовать контекстные задачи. Контекстная задача должна опираться на реально имеющийся у обучающихся жизненный опыт, представления, знания. Задача должна соответствовать программе курса.
Контекст задачи может быть представлен в различных формах: таблицы, графики, текст, диаграммы. Детям предлагаются не типичные учебные задачи, а близкие к реальным проблемные ситуации, представленные в некотором контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами математики. Например:
Рита решила пообедать в кафе. Какой заказ может сделать Рита на 400 рублей, если он должен состоять из супа, второго, напитка и десерта?
Меню показано в таблице.
Название блюд | Цена (р.) |
Суп «Азбука» | 95 |
Солянка | 100 |
Суп-пюре | 140 |
Омлет | 90 |
Котлеты «Солнышко» | 158 |
Наггетсы куриные | 117 |
Чай чёрный | 50 |
Кофе | 69 |
Лимонад | 120 |
Меренговый рулет | 86 |
Смородиновый секрет | 98 |
Чизкейк | 135 |
Упражнения, направленные на формирование математической грамотности:
- Решение текстовых задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.)
- Решение нестандартных задач.
- Решение задач с недостающими данными.
- Изменение вопроса задачи.
- Задания для развития математической речи. Примеры: [е]
- Соотнесение знаковой и словесной формулировки.
- + 4 32 - 15 9 + 11
- К двенадцати прибавить четыре.
- Уменьшаемое тридцать два вычитаемое пятнадцать.
- Сумма чисел девяти и одиннадцати
- Тридцать два уменьшить на пятнадцать
- Первое слагаемое 9, второе слагаемое 11.
- Двенадцать увеличить на четыре.
- Запиши выражение.
«Сумму чисел шести и двадцати трех умножили на семь».
- Игра «Верно ли что?»
Ученикам предлагается словесная формулировка высказывания, которую нужно перевести в знаковую форму, затем определить ложность данных высказываний.
- Тринадцать больше восьми на пять.
- С десяти часов утра до семнадцати часов того же дня прошло восемь часов.
- Разность четырнадцати и шести равна девяти.
- Двадцать три меньше двадцати пяти.
- Работа с условием задачи.
Можно использовать следующие формы работы с условием задачи: составление вопроса или вопросов к условию задачи; составление текста задачи по рисунку; восстановление задачи из «деформированного» текста.
3. Естественнонаучная грамотность
Естественнонаучная грамотность - способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознавания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и объяснения естественнонаучных явлений. [е] Естественнонаучная функциональная грамотность младшего школьника:
-готовность осваивать и использовать знания о природе;
-сознание ценности и научных знаний о природе;
-овладение методами познания природных явлений;
-способность к рефлексивным действиям.
Упражнения, направленные на формирование естественнонаучной грамотности:
- Приём «Хорошо - плохо»
Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные умений: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства. Формируется:
- умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
- умение разрешать противоречия;
- умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.
Например, найдите плюсы или минусы такого природного явления как «дождь». Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы.
- Приём «Фишбоун» (рыбий скелет) - универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа.
Наиболее эффективно «рыбья кость» применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему. В основе Фишбоуна - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы - горизонтальная. (Приложение 1, 2)
Это приём позволяет учащимся проанализировать весь учебный материал, который был предложен в ходе изучения темы, и сделать соответствующие выводы.
- Прием «Проблемная ситуация»
Данный прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения. Например, во время познавательной экскурсии на природу определить стороны горизонта по расположению объектов природы.
- Технология проектной деятельности [г]
Виды заданий, направленные на формирование естественнонаучной грамотности, можно условно разделить на 3 группы:
1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.
2. Задания, направленные на применение знаний на практике.
3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.
Заключение
Сформированность функциональной грамотности обеспечивает человеку возможность адаптации и самореализации. Развитие функциональной грамотности возможно на основе сформированной академической грамотности. Особенность учебного процесса в современных условиях заключается в развитии компетенций, которые являются основой функциональной грамотности. Образовательный результат можно сформулировать терминами деятельности учащихся: «что умеет ученик», «насколько он владеет определенными компетенциями». Ориентирование идет на комплексные задания с описанием реальных жизненных ситуаций, направленных на развитие и оценку функциональной грамотности.
Список литературы
- Алексашина И. Ю., Абдулаева О. А., Киселев Ю. П.; науч. ред. И. Ю. Алексашина Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие. — СПб.: КАРО, 2019. — 160 с. — (Петербургский вектор введения ФГОС ООО). ISBN 978-5-9925-1413-1.
- Комплекс заданий способствующих развитию математической грамотности обучающихся [Электронный ресурс] https://urok.1sept.ru/articles/687706
- Методы формирования функциональной грамотности [Электронный ресурс] https://znanio.ru/media/formirovanie-funktsionalnoj-gramotnosti-na-urokah-2743830
- Методы, приемы и технологии формирования математической грамотности [Электронный ресурс] https://урок.рф/library/statya_metodi_priemi_i_tehnologii_formirovaniya_m_220326.html
- Современные приемы и методы формирования функциональной грамотности [Электронный ресурс] https://infourok.ru/sovremennye-priemy-i-metody-formirovaniya-funkcionalnoj-gramotnosti-v-nachalnoj-shkole-5710014.html
- Формирование функциональной грамотности [Электронный ресурс] https://multiurok.ru/files/metody-formirovaniia-funktsionalnoi-gramotnosti-v.html
- Формирование функциональной грамотности младших школьников [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/user/974601/page/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov
- Формирование функциональной грамотности на уроке [Электронный ресурс]
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Тема: «Запятая в предложениях с однородными членами»
Тема: «Буквы е, ё, ю, я»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс «Синквейн как средство формирования критического мышления и развития творческих способностей на уроках в начальной школе».
Требования современных Федеральных государственных образовательных стандартов ориентированы не только на индивидуальные достижения школьников в рамках учебных предметов, но и на результаты освое...
Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"
Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки по диагностике функциональной гр...
Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 4 классов"
Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки по диагностике функциональной гр...
Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 3 классов"
Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки по диагностике функциональной гр...
Мастер-класс «Синквейн как средство формирования критического мышления и развития творческих способностей на уроках в начальной школе».
Мастер-класс«Синквейн как средство формирования критического мышления и развития творческих способностей на уроках в начальной школе»....
Читательская грамотность, как одна из технологий формировании функциональной грамотности учащихся начальной школы
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность....