по предмету: «Домоводство» для обучающихся 3-4 классов (ОВЗ, интеллектуальные нарушения.)
учебно-методическое пособие (3 класс)
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Домоводство» для обучающихся 3-4 классов является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ГБОУ школы № 439 в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) III - IV классы.
Цель изучения предмета:
создание условий для целенаправленного развития и совершенствования социально значимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни.
Воспитательная цель – социальная адаптация школьников, проявляющаяся:
в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе социально значимых знаний;
в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Образовательные задачи предмета:
формирование социально-значимых умений и навыков, необходимых для
формировать, уточнять и закреплять основные бытовые умения и навыки, обеспечивающие постепенное вхождение в социальную жизненную среду
формировать навыки социально-бытовой ориентировки в окружающем предметном мире;
формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового и трудового опыта;
формировать умение составлять с помощью педагога простейший словесный отчёт о выполненных действиях;
формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека;
обучать называнию предметов одежды и обуви, элементарным способам ухода за ними
обучать соблюдению санитарно-гигиенических требований к питанию
формировать умение пользоваться средствами и инвентарём по уходу за жилищем
обучать элементарным правилам поведения в классе, дома, в транспорте, общественных местах, культуре приёма пищи, ношения одежды и обуви
обучать элементарным знаниям состава своей семьи, о распределении обязанностей
знакомить с простейшими рассказами, историями, сказками, стихотворениями, по лексическим темам занятий, сопровождая рассказ движениями, картинками, пиктограммами.
Коррекционно-развивающие:
воспитывать и развивать стремление детей к установлению коммуникативных контактов с окружающими, расширять круг общения и совершенствовать средства общения
расширять кругозор детей, умение ориентироваться в условиях большого города, в быту
расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3-4_klass.docx | 35.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга
РАССМОТРЕНО на МО учителей Протокол №1 от 29.08.2022 | СОГЛАСОВАНО зам. дир. по УР _______М.Г. Жакун «29»08.2022 г. | ПРИНЯТО на Педагогическом Совете Протокол № 1 от 31.08.2022 | УТВЕРЖДАЮ Директор _________В.Н. Гнездилова Приказ № 1 от31.08.2022 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Домоводство»
для обучающихся 3-4 классов
Составила Иванова Виктория Юрьевна
Первая квалификационная категория
должность, ФИО, квалификационная категория
Санкт-Петербург
2022-2023
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Домоводство» для обучающихся 3-4 классов является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ГБОУ школы № 439 в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) III - IV классы.
Цель изучения предмета:
создание условий для целенаправленного развития и совершенствования социально значимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни.
Воспитательная цель – социальная адаптация школьников, проявляющаяся:
в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе социально значимых знаний;
в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Образовательные задачи предмета:
формирование социально-значимых умений и навыков, необходимых для
формировать, уточнять и закреплять основные бытовые умения и навыки, обеспечивающие постепенное вхождение в социальную жизненную среду
формировать навыки социально-бытовой ориентировки в окружающем предметном мире;
формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового и трудового опыта;
формировать умение составлять с помощью педагога простейший словесный отчёт о выполненных действиях;
формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека;
обучать называнию предметов одежды и обуви, элементарным способам ухода за ними
обучать соблюдению санитарно-гигиенических требований к питанию
формировать умение пользоваться средствами и инвентарём по уходу за жилищем
обучать элементарным правилам поведения в классе, дома, в транспорте, общественных местах, культуре приёма пищи, ношения одежды и обуви
обучать элементарным знаниям состава своей семьи, о распределении обязанностей
знакомить с простейшими рассказами, историями, сказками, стихотворениями, по лексическим темам занятий, сопровождая рассказ движениями, картинками, пиктограммами.
Коррекционно-развивающие:
воспитывать и развивать стремление детей к установлению коммуникативных контактов с окружающими, расширять круг общения и совершенствовать средства общения
расширять кругозор детей, умение ориентироваться в условиях большого города, в быту
расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта.
Место курса в учебном процессе
Статус программы: рабочая программа учебного предмета.
Категория обучающихся: учащиеся 3-4 классов.
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени:102 часов.
Форма обучения: очная.
Режим уроков: 3 часа в неделю.
Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.
Статус программы: рабочая программа учебного предмета.
Используемые технологии обучения
Технология разно уровневого обучения
Коррекционно-развивающие технологии
Проектная деятельность
Информационно-коммуникационные технологии
Здоровье сберегающие технологии
Игровые технологии
Формы организации учебного процесса
Формы обучения
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.
Для мониторинга динамики развития обучающихся по АООП ФГОС О у/о педагоги используют в своей работе формы промежуточной аттестации в виде диагностики. Диагностика создана на основе «Педагогической диагностики детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью», составленной под руководством Петровой Е.А. и разработанной по «Программе образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» (2011, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой).
Диагностика представляет собой перечень социально значимых знаний, умений, навыков (ЗУН) по учебным предметам:
коммуникативные возможности (речь и общение),
игровая деятельность,
базовые учебные действия;
математические представления;
представления об окружающем мире;
самообслуживание,
предметно-практическая деятельность (действия с материалами, предметами, инструментами; бытовая, трудовая деятельность), которые объединены в блоки по крупным темам.
ЗУН должны/могут сформироваться у ребенка за время обучения в школе.
Педагоги по результатам наблюдения определяют уровень сформированности ЗУН и заполняют электронную таблицу (на каждого ребёнка по основным предметам). Качественной характеристикой уровня освоения ЗУН являются «Особенности осуществления деятельности обучающихся (степень участия педагога)», которые выражаются в баллах, и имеет цветовое оформление.
Особенности осуществления деятельности обучаемым (степень участия педагога)
Цветовое решение таблицы позволяет наглядно отслеживать темпы и уровень формирования ЗУН по предметам. Таблица заполняется вначале, середине и в конце учебного года. Далее выводится среднее значение обученности по данному предмету за данный период для каждого обучающегося. Полученные данные заносятся в сводную таблицу.
Итоговые результаты образования каждого ребенка за оцениваемый период оформляются описательно в специальной индивидуальной программе развития (СИПР). В СИПРы так же включаются задачи по формированию базовых учебных действий. В конце учебного года оформляется итоговая характеристика за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
Планируемые результаты освоения предмета
класс | Личностные результаты освоения АООП | Предметные результаты |
3 класс | - позитивно относиться к хозяйственно-бытовому труду, -осознавать необходимость и практическую значимость самообслуживания; -общаться с окружающими людьми для достижения положительного конечного результата; -стремиться работать самостоятельно. -уметь элементарно заботиться о себе -уметь ориентироваться в окружающей среде -уметь оказывать посильную помощь в группе -владеть элементарными навыками гигиены и самообслуживания -уметь называть, узнавать предметы одежды, обуви -уметь называть, узнавать продукты питания -уметь называть, узнавать бытовой инвентарь и средства по уходу за жилищем -владеть элементарными правилами поведения в общественных местах -владеть элементарными правилами общения со взрослыми и сверстниками -проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; | - овладение методом проб и ошибок при выполнении практических задач, - узнавание и выделение (показ) сенсорных эталонов доступным способом, -использование практических способов действий в продуктивных видах деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация); - умение практически ориентироваться на внешние свойства и качества предметов (метод проб и ошибок, практическое примеривание) в процессе зрительного восприятия и внимания (раздел "Зрительное восприятие"), - умение узнавать звуки предметов и явлений природы по звуковым характеристикам в процессе слухового восприятия и внимания (раздел "Слуховое восприятие"), -практические умения воспринимать и узнавать на ощупь предметы в процессе кинестетического восприятия (раздел "Кинестетическое восприятие"), -использование чувственного опыта (раздел "Восприятие запаха", раздел "Восприятие вкуса"), -Умение ориентироваться в классе, в помещениях школы. -Соблюдение правил учебного поведения. -Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует. |
4 класс |
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЕРЕДМЕТА
«ДОМОВОДСТВО»
Тематическое планирование
№ раздела п\п | Содержание |
Раздел Покупки | |
3-4 | - принятие и освоение социальной роли, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, -развитие доброжелательности, -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, - наличие мотивации к труду. |
| Раздел «Обращение с кухонным инвентарем» |
3-4 | Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Узнавание (различение) кухонных принадлежностей (терка, венчик, овощечистка, разделочная доска, шумовка, дуршлаг, половник, лопаточка, пресс для чеснока, открывалка и др.). Различение чистой и грязной посуды. Очищение остатков пищи с посуды. Замачивание посуды. Протирание посуды губкой. Чистка посуды. Ополаскивание посуды. Сушка посуды. Соблюдение последовательности действий при мытье и сушке посуды: очищение посуды от остатков пищи, замачивание посуды, намыливание посуды моющим средством, чистка посуды, ополаскивание, сушка. |
Раздел «Приготовление пищи» | |
3-4 | Подготовка к приготовлению блюда. Знание (соблюдение) правил гигиены при приготовлении пищи. Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда. Выбор инвентаря, необходимого для приготовления блюда. Обработка продуктов. Мытье продуктов. |
Раздел «Уход за вещами» | |
3-4 | Наполнение емкости водой. Выбор моющего средства. Отмеривание необходимого количества моющего средства. Замачивание белья. Застирывание белья. Полоскание белья. Выжимание белья. Вывешивание белья на просушку. Соблюдение последовательности действий при ручной стирке: наполнение емкости водой, выбор моющего средства, определение количества моющего средства, замачивание белья, застирывание белья, полоскание белья, выжимание белья, вывешивание белья на просушку. - содержать в порядке свое рабочее и спальное место в доме; - ухаживать за растениями в доме (квартире). - производить сухую чистку одежды; - сушить и чистить кожаные, меховые и шерстяные изделия; - выполнять основные гигиенические правила; - выполнять санитарные требования и правила техники безопасности при работе с инструментами, бытовыми электроприборами, химическими средствами; - производить мелкий ремонт одежды и белья; -подбирать моющие средства для стирки различных изделий; - владеть навыками ручной стирки мелких вещей. |
Раздел «Уборка помещения» | |
3-4 | Уборка мебели. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели. Соблюдение последовательности действий при мытье поверхностей мебели: наполнение таза водой, приготовление тряпок, добавление моющего средства в воду, уборка предметов с поверхности, вытирание поверхности, вытирание предметов интерьера, раскладывание предметов интерьера по местам, выливание использованной воды. Уборка пола. Сметание мусора на полу в определенное место. Заметание мусора на совок. Соблюдение последовательности действий при подметании пола: сметание мусора в определенное место, заметание мусора на совок, высыпание мусора в урну. Различение основных частей пылесоса. Подготовка пылесоса к работе. Чистка поверхности пылесосом. Соблюдение последовательности действий при уборке пылесосом: подготовка пылесоса к работе, установка регулятора мощности, включение (вставление вилки в розетку; нажатие кнопки), чистка поверхности, выключение (поворот рычага; нажатие кнопки; вынимание вилки из розетки), отсоединение съемных деталей пылесоса. Соблюдение последовательности действий при мытье пола: наполнение емкости для мытья пола водой, добавление моющего средства в воду, намачивание и отжимание тряпки, мытье пола, выливание использованной воды, просушивание мокрых тряпок. Мытье стекла (зеркала). Соблюдение последовательности действий при мытье окна: наполнение емкости для мытья водой, добавление моющего средства в воду, мытьё рамы, вытирание рамы, мытьё стекла, вытирание стекла, выливание использованной воды. Учить совершать сухую и влажную уборку помещения, работать по инструкции. Воспитание чувства товарищества и умение работать в коллективе, умения доводить начатое дело до конца. Учить различать жилые комнаты, знать назначение жилых комнат. Расширить представление о требованиях к жилому помещению. Формировать представление: о функциональном назначении передней, гостиной, спальни. Воспитание чувства товарищества и умение работать в коллективе. Развитие зрительное восприятия и пространственных представлении и ориентировки на плане - схеме квартиры, комнаты. Дать представления о назначении и правилах пользования коммунальными удобствами. Учить применять полученные знания в практической деятельности. Воспитание аккуратного и экономного отношения к энерговодоресурсам, коммунальным удобствам. Учить безопасному пользованию пылесосом, утюгом, уметь проанализировать опасные ситуации. Систематизировать и расширить знания учащихся о правилах безопасности при работе с пылесосом, утюгом; правила пользования электроприборами. Учить работать по инструкции. Воспитание чувства товарищества и умение работать в бригаде. Дать представление о предметах мебели и их видах, о назначении мебели и правилах ухода за мебелью. Дать правила ухода за мебелью, учить применять средства по уходу за мебелью. Формирование культуры поведения и речевого этикета. |
| Раздел «Уборка территории» |
0-4 | Уборка бытового мусора. Подметание территории. Сгребание травы и листьев. Уборка снега: сгребание, перебрасывание снега. Уход за уборочным инвентарем. |
Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)
- Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классов. Поляков В.В.
- Социально- бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида под редакцией А.М. Щербаковой М., Владос 2008
- Бережливое домоводство М., Внешсигма 2002
- Разговор о правильном питании М., 2013
- Разумихина. Мир семьи. М., Просвещение 2003
- Т.П. Лапардина. Вкусные рецепты (Детская кулинарная книга) Ярославль 2004
- Демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники;
альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы;
изображения алгоритмов рецептуры и приготовления блюд, стирки белья, глажения белья.
- Компьютерное оборудование
Видео-ролики и презентации по темам разделов.
- Компьютерное оборудование
Видео-ролики и презентации по темам разделов.
Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете
- http://wunderkind-blog.ru/ - пространственная ориентация
- http://maminsite.ru/game.html - игры онлайн
- http://сезоны-года.рф/ - презентации о времени года
- http://www.detiam.com/ - сравнение по величине
- http://www.kindergenii.ru/ - графические диктанты
- http://www.solnet.ee/- детский портал «Солнышко»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "ЧТЕНИЕ" для обучающейся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), получающей образование по индивидуальному плану на дому, 9 класс
Рабочая программа по предмету предназначена для обучающейся 9 класса, получающей образование по индивидуальному плану на дому и составлена с учётом индивидуальных и возрастных психофизиологическ...
Учет психофизических особенностей при организации работы с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Речевая практика»
Данная статья описывает основные особенности обучающихся с интеллектуиальными нарушениями, учет психифизических возможнсотей при организации работы по учебному предмету "Речевая практика&qu...
Рабочая программа по домоводству для детей с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, II вариант)
Рабочая программа по домоводству составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:- Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.1...
Конспект урока по АООП обучающихся 4 класса с интеллектуальными нарушениями по учебному предмету "Человек" - "Друзья Мойдодыра"
Конспект урока по адаптированной основной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 вариант для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, Т...
Программа по предмету "Домоводство" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
Рабочая учебная программа по предмету "Домоводство" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью (вариант 2).
Актуальность предмета «Домоводство» заключается в том, что обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки ...
Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство»для обучающегося с ОВЗ
Предназначен для детей с ОВЗ, соответствует нормам и требованиям ФГОС. Поможет педагогу в распределении материала в течении всего учебного года....