Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики
статья (1 класс)

Алексеева Любовь Игоревна

Статья об одном из  способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovye_igry.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики у детей с умеренными интеллектуальными нарушениями

 Наши дети, какие они?

У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, а именно такой диагноз стоит у моих учеников, ярко  выражена несформированность тонких движений рук.Дети не могут выполнять целенаправленные действия руками, испытывают затруднения при выполнении действий руками. У ребят отмечается недостаточность мышечной силы. Двигательные нарушения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью обуславливаются нарушением процесса нормального формирования мозга. Чем ярче выражен интеллектуальный дефект, тем больше сопутствующих нарушений в моторной сфере. Недоразвитие моторики у обучающихся проявляется в недостаточности точных и тонких движений, в беспорядочности, нечеткости пальчиковых движений, несовершенстве контроля и регуляции движений. Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности.

Для успешного овладения учебными навыками, необходимо, чтобы обучающиеся научились контролировать и регулировать свои движения и действия в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями. Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности.

Одним из основных видов работ по развитию мелкой моторики пальцев рук является пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика подразделяется на несколько видов:

- Пальчиковые игры с предметами;

- Пальчиковые игры со стихотворным сопровождением;

- Пальчиковые игры - манипуляции;

- Пальчиковые игры на основе сказок;

- Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.

Больше всего нашим ученикам подошли следующие  виды: пальчиковые игры с предметами, игры-манипуляции, пальчиковые игры с о стихотворным сопровождением. В ходе работы применялись следующие материалы

- массажные ванночки для рук с крупой;

- игры с песком, пластилином, тестом для лепки;

- раскраски, ;

-мячики разной фактуры и разного размера;

- мозаика, пирамидки, шнуровка, бусины, пуговицы, прищепки, мелкие крышки, стаканчики, коробки с крышками, мячи разного диаметра и функциональности, молнии, карандаши, счетные палочки, настольно-печатные игры (картинки-половинки), тренажеры с молниями и пуговицами.

Пальчиковые игры с предметами.

1)Игры с игрушками-пищалками. Ребёнок сжимает игрушку и издается звук.

2) Игры с пуговицами. Сначала отбирают самые большие пуговицы и выкладывают дорожки из них.

3)Игры с мячиком с шипами. Дети катают его в ладошках, перекидывают из руки в руку, катают его то левой, то правой рукой по столу и т.д.

4) Игры с прищепками. Для этого нужно вырезаются из картона различные заготовки: квадрат, треугольник, круг, овал и берутся прищепки разного цвета.

5)Игры с карандашами. Коллеги предлагаю вам вспомнить одну из таких игр с карандашом.

6) Игры с бусинами «Сделаем бусы для мамы».

7) Игры-тренажеры «Застегни пальто на молнию, пуговицы» (используются заготовки)

Карандаш в руках держу

Поиграть я с ним хочу.

Карандаш в ладони взяли

И немного покатали.

Игры- манипуляции.

Я предлагаю следующие игры: «Сорока-белобока кашку варила…», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик в лес пошел!», «Поезд», «Карусели",«Этот пальчик – дедушка».

Заключение.

Систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей с использованием пальчиковых игр дает свои результаты: дети становятся более активными в общении, используют в речи доступные средства коммуникации. Использование в своей работе разнообразных видов пальчиковой гимнастики оказывают положительное воздействие на речевое развитие у детей, повышают работоспособность обучающихся на уроках.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики сти...

Бисероплетение - как средство развития мелкой моторики рук детей группы подготовки к школе

В статье описывается  положительное влияние бисероплетения на активизацию  мелкой моторики рук, на развитие мелких мышц кисти, воображение, фантазию, памяти, развитие пространственного мышле...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

      Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это свя...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

      Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это свя...

Консультация для родителей на тему: «Лепка как средство развития мелкой моторики у обучающихся»

Мелкая  моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление.... Теоретическое обоснование развитию мелкой моторики у детей средствами лепки.......

Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста

Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста....