Учебно-методическое пособие по предмету "Человек"
учебно-методическое пособие (2 класс)
Формирование представлений о себе как целостном «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_2_klass.docx | 29.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт-Петербурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Человек»
для обучающихся 2 класса
Срок реализации программы 1 год
(АООП ФГОС с У/О)
Составил учитель- дефектолог Макеева Т.Н.
Санкт-Петербург
2021-2022 учебный год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Человек» для обучающихся 2 класса является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель изучения предмета: формирование представлений о себе как целостном «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Задачи изучения предмета:
Образовательные:
- Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими людьми;
представления о собственном теле
- соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
- формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое), сообщать (показывать) о них взрослому;
- формировать умения соблюдать режимные моменты (мытье рук перед едой, после посещения туалета, переодевание на другие уроки);
- формировать умения обслуживать себя;
- формировать представление о своей семье, бытовой и досуговой деятельности;
Коррекционно-развивающие:
- коррекция зрительного восприятия;
- коррекция зрительного и слухового внимания;
- коррекция вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
- коррекция пространственных представлений;
- коррекция мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Воспитательные:
-воспитание устойчивого интереса;
- развитие навыков правильного поведения на уроках;
- создание благоприятного эмоционального фона, стимулирование положительных эмоций.
Содержание программы предмета «Человек» для 2 класса разработано на основе Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Используемые технологии обучения:
-технологии развивающего обучения;
- игровые;
- технологии личностно – ориентированного обучения;
-информационно-коммуникационные;
- здоровье сберегающие технологии.
Формы организации учебного процесса.
Ведущей формой организации учебного процесса и основной формой обучения является урок. Урок позволяет наиболее полно реализовать образовательно - воспитательные и коррекционно-развивающие задачи, использовать различные средства и методы обучения, осуществлять индивидуальный и дифференциальный подход к обучающимся. Продолжительность урока составляет 40 минут.
1.Формы обучения:
- урок изучения нового материала;
- урок закрепления знаний, умений и навыков;
- комбинированный урок;
- урок повторения и обобщения;
- урок - экскурсия;
- урок – путешествие.
2.Методы и приемы обучения:
- игровые:
- дидактические игры,
- пальчиковые игры,
- игры с предметами и различными материалами,
- игры с образными игрушками,
- проигрывание различных ситуаций общения,
- игры-драматизации.
- словесные методы:
- рассказ,
- объяснение,
- беседа.
- наглядные методы:
- показ, иллюстрация,
- демонстрация,
- использование ИКТ.
- практические методы:
- рука в руку,
- практические упражнения,
- упражнения с картинками,
- упражнения с пиктограммами (символами),
- упражнения по прослушанному тексту,
- упражнения со словами и т. п.
3.Виды деятельности обучающихся на уроке:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- деятельность с привлечением внимания ученика к предмету деятельности.
Формы текущего контроля успеваемости.
В конце четверти проводятся обобщающие уроки и промежуточная аттестация, а в конце года – итоговая аттестация. Аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. При обучении детей с тяжелой умственной отсталостью рекомендуется без оценочная система обучения. Результаты аттестации заносятся в классный журнал (усвоил, частично усвоил, не усвоил).
По итогам 1 и 2 полугодий проводится диагностика уровня усвоения программного материала обучающимися. Данные диагностики заносятся в специально разработанную таблицу и служат учителю показателями определения динамики обучения, позволяет оценить зону актуального развития обучающегося, выстроить индивидуальный маршрут коррекции. В конце учебного года составляется психолого-педагогическая характеристика на каждого обучающегося, оформляется портфолио с образцами продуктивной деятельности, фотоматериалами.
Планируемые результаты освоения учебного курса:
Личностные результаты.
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (глаза, волосы, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья.
Гендерная идентичность
- определяет «Я – человек»;
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок – маленький);
- проявляет уважение к сверстникам, взрослым.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удаётся;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать контакты;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне);
- стремится помогать окружающим.
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате.
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья.
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх, не применяя агрессии;
- принимает и оказывает помощь.
Предметные результаты:
Восприятие сенсорных событий, затрагивающих собственное тело:
- позволяет оказывать сенсорное воздействие на собственное тело;
- доступным образом даёт ответ на сенсорный контакт.
Знакомство с собственным телом, его частями:
- умение воспринимать собственное тело как целое;
- умение узнавать части тела как части своего собственного тела;
- умение принимать процесс игры с собственным телом.
Одевание-раздевание, прием пищи, умывание, чистка зубов, пользование туалетом:
- адекватно реагирует на процесс одевания-раздевания, приёма пищи, умывания, посещения туалета;
- одевается-раздевается (самостоятельно и с помощью), принимает пищу, умывается, чистит зубы (со слов родителей), посещает туалет с поддержкой взрослого;
- сообщает о голоде-жажде, о потребности посетить туалет.
Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других:
- умение соотнести себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.
Учебно-методический комплект, обеспечивающий реализацию программы:
Литература:
1.Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы № 439
2.«Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011;
3.Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Я – ребёнок» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2007;
4.Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Ребёнок в школе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2008;
5.Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Ребёнок и явления в природе!» 6.Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2008;
7.Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Ребёнок и его игрушки!» 8.Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2007.
9.Демидова Н.М. Времена года в картинках и заданиях для развития ума и внимания. М,; ДРОФА, 2000
10.Катаева А.А., Стребелева Е А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников - М., 1990.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса:
- http://www.twirpx.com/ - электронная библиотека;
- http://logopsi.ucoz.com/ - сайт «Логопедия. Дефектология. Психология»;
- http://prezentacya.ru - образовательный портал «Презентация.ru»;
- http://detsky-mir.com/- сайт «Детский мир»;
- http://daohappiness.ru/
- http://900igr.net - 900 презентаций для детей;
- http://www.logoped.ru - сайт «Логопед.ru»;
- http://nsportal.ru - социальная сеть работников образования;
- www.razumniki.ru - литература для детского чтения;
- http://zvuki-tut.narod.ru/ - большая подборка звуков;
- http://www.boltun-spb.ru/ - сайт «Болтунишка» (логопедический);
- http://logoportal.ru/ - логопедический портал;
- http://flashsait.com - бесплатная детская электронная библиотека;
- http://www.defectolog.ru/ - сайт «Дефектолог.ru»;
- http://www.solnet.ee/ - детский портал «Солнышко»;
- http://adalin.mospsy.ru/ - коррекционные упражнения;
- www.school-collection.edu.ru
- http://zavuch.info/forums.html
- http://www.gramma.ru
- http://www.openclass.ru
- ttp://www.gramota.ru
- Уроки Мудрой Совы - виртуальная школа (здесь можно в игровой форме приобретать знания, умения и навыки для успешного обучения в школе. http://www.logozavr.ru/1549/
- набор пиктограмм, фотографии с изображением педагогов класса, учащихся класса, родителей учащегося;
- предметы для нанизывания на шнур (бусины, пуговицы), нить, мелкая мозаика, баночки разной величины с крышками, шнуровки.
- наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Дикие и домашние животные», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Музыкальные инструменты».
- логические блоки Дьенеша, «Почтовый ящик», набор предметов для группировки по цвету, форме и величине, вкладыши по форме и величине, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие «Учебный тренажёр и проверочный Тест по теме: «Имя существительное»
Проверочный тест состоит из 10 заданий. Каждое задание имеет 4 варианта ответа, один из которых - правильный....
Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.
Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо...
Учебно-методическое пособие: «Формирование личностных учебно-универсальных действий в начальной школе».
В пособии раскрывается методический аспект по формированию личностных учебно-универсальных действий (УУД) в начальной школе.Предлагаются способы развития и оценки данных умений у младших школьников....
Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”
В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....
Учебно - методическое пособие."Игры - пособия для коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза".
В учебно - методической разработке представлены два пособия "Считалочка" и "Волшебный сундучок логопеда", предназначенные для работы по формированию языкового анализа и синтеза у детей младших классов...
Учебно - методическое пособие. Книга для логопеда "Логопедические занятия в школе" (методическое пособие)
Конспекты логопедических занятий. Рекомендуются учителям - логопедам общеобразовательных школ....
Учебно-методическое пособие по учебном предмету "Изобразительная деятельность" 3 класс ОВЗ (интеллектуальные нарушения)
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительная деятельность» для обучающихся 3 «О» класса является приложением к Адаптированной основной образовательной программе о...