Учебно-методическое пособие по предмету "Человек"
учебно-методическое пособие (2 класс)

Макеева Татьяна Николаевна

Формирование представлений о себе как целостном «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek_2_klass.docx29.6 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт-Петербурга

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Человек»

для обучающихся 2 класса

Срок реализации программы 1 год

(АООП ФГОС с У/О)

Составил учитель- дефектолог Макеева Т.Н.

Санкт-Петербург

2021-2022 учебный год

        

                                                         I. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Человек» для обучающихся 2 класса является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель изучения предмета: формирование представлений о себе как целостном «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.

Задачи изучения предмета:

Образовательные:

- Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими людьми;

представления о собственном теле

- соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;

- формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое), сообщать (показывать) о них взрослому;

- формировать умения соблюдать режимные моменты (мытье рук перед едой, после посещения туалета, переодевание на другие уроки);

- формировать умения обслуживать себя;

- формировать представление о своей семье, бытовой и досуговой деятельности;

Коррекционно-развивающие:

- коррекция зрительного восприятия;

- коррекция зрительного и слухового внимания;

- коррекция вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

- коррекция пространственных представлений;

- коррекция мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Воспитательные:

 -воспитание устойчивого интереса;

- развитие навыков правильного поведения на уроках;

- создание благоприятного эмоционального фона, стимулирование положительных эмоций.

Содержание программы предмета «Человек» для 2 класса разработано на основе Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

                               

Используемые технологии обучения:

-технологии развивающего обучения;

- игровые;

- технологии личностно – ориентированного обучения;

-информационно-коммуникационные;

- здоровье сберегающие технологии.

Формы организации учебного процесса.

            Ведущей формой организации учебного процесса и основной формой обучения является урок. Урок позволяет наиболее полно реализовать образовательно - воспитательные и коррекционно-развивающие задачи, использовать различные средства и методы обучения, осуществлять индивидуальный и дифференциальный подход к обучающимся. Продолжительность урока составляет 40 минут.

1.Формы обучения:

- урок изучения нового материала;

   - урок закрепления знаний, умений и навыков;                        

- комбинированный урок;

- урок повторения и обобщения;

- урок - экскурсия;

- урок – путешествие.

2.Методы и приемы обучения:

- игровые:

  • дидактические игры,
  • пальчиковые игры,
  • игры с предметами и различными материалами,
  • игры с образными игрушками,
  • проигрывание различных ситуаций общения,
  • игры-драматизации.

- словесные методы: 

  • рассказ,
  • объяснение,
  • беседа.

- наглядные методы: 

  • показ, иллюстрация,
  • демонстрация,
  • использование ИКТ.

- практические методы:

  • рука в руку,
  • практические упражнения,
  • упражнения с картинками,
  • упражнения с пиктограммами (символами),
  • упражнения по прослушанному тексту,
  • упражнения со словами и т. п.

3.Виды деятельности обучающихся на уроке:

  • совместные действия с педагогом;
  • деятельность по подражанию;
  • деятельность по образцу;
  • деятельность по последовательной инструкции;
  • деятельность с привлечением внимания ученика к предмету деятельности.

                   Формы текущего контроля успеваемости.

В конце четверти проводятся обобщающие уроки и промежуточная аттестация, а в конце года – итоговая аттестация. Аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. При обучении детей с тяжелой умственной отсталостью рекомендуется без оценочная система обучения. Результаты аттестации заносятся в классный журнал (усвоил, частично усвоил, не усвоил).

По итогам 1 и 2 полугодий проводится диагностика уровня усвоения программного материала обучающимися. Данные диагностики заносятся в специально разработанную таблицу и служат учителю показателями определения динамики обучения, позволяет оценить зону актуального развития обучающегося, выстроить индивидуальный маршрут коррекции. В конце учебного года составляется психолого-педагогическая характеристика на каждого обучающегося, оформляется портфолио с образцами продуктивной деятельности, фотоматериалами.

Планируемые результаты освоения учебного курса:

Личностные результаты.

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (глаза, волосы, рост и т.д.);

- определяет состояние своего здоровья.

Гендерная идентичность

- определяет «Я – человек»;

Возрастная идентификация

- определяет свою возрастную группу (ребенок – маленький);

- проявляет уважение к сверстникам, взрослым.

«Уверенность в себе»

- осознает, что может, а что ему пока не удаётся;

«Чувства, желания, взгляды»

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства;

«Социальные навыки»

- умеет устанавливать контакты;

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов;

- использует элементарные формы речевого этикета;

- участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

Мотивационно – личностный блок

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне);

- стремится помогать окружающим.

Биологический уровень

- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)

- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Ответственность за собственные вещи

- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате.

Экологическая ответственность

- не мусорит на улице;

- не ломает деревья.

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх, не применяя агрессии;

- принимает и оказывает помощь.

Предметные результаты:

Восприятие сенсорных событий, затрагивающих собственное тело:

- позволяет оказывать сенсорное воздействие на собственное тело;

- доступным образом даёт ответ на сенсорный контакт.

Знакомство с собственным телом, его частями:

- умение воспринимать собственное тело как целое;

- умение узнавать части тела как части своего собственного тела;

- умение принимать процесс игры с собственным телом.

Одевание-раздевание, прием пищи, умывание, чистка зубов, пользование туалетом:

- адекватно реагирует на процесс одевания-раздевания, приёма пищи, умывания, посещения туалета;

- одевается-раздевается (самостоятельно и с помощью), принимает пищу, умывается, чистит зубы (со слов родителей), посещает туалет с поддержкой взрослого;

- сообщает о голоде-жажде, о потребности посетить туалет.

Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других:

- умение соотнести себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.

Учебно-методический комплект, обеспечивающий реализацию программы:

Литература:

1.Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы № 439

2.«Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011;

3.Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Я – ребёнок» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2007;

4.Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.  «Я говорю! Ребёнок в школе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2008;

5.Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.  «Я говорю! Ребёнок и явления в природе!» 6.Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2008;

7.Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.  «Я говорю! Ребёнок и его игрушки!» 8.Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2007.

9.Демидова Н.М. Времена года в картинках и заданиях для развития ума и внимания. М,; ДРОФА, 2000

10.Катаева А.А., Стребелева Е А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников - М., 1990.

Материально-техническое оснащение образовательного процесса:

  • http://www.twirpx.com/ - электронная библиотека;
  • http://logopsi.ucoz.com/ - сайт «Логопедия. Дефектология. Психология»;
  • http://prezentacya.ru - образовательный портал «Презентация.ru»;
  • http://detsky-mir.com/- сайт «Детский мир»;
  • http://daohappiness.ru/
  • http://900igr.net - 900 презентаций для детей;
  • http://www.logoped.ru - сайт «Логопед.ru»;
  • http://nsportal.ru - социальная сеть работников образования;
  • www.razumniki.ru - литература для детского чтения;
  • http://zvuki-tut.narod.ru/ - большая подборка звуков;
  • http://www.boltun-spb.ru/ - сайт «Болтунишка» (логопедический);
  • http://logoportal.ru/ - логопедический портал;
  • http://flashsait.com - бесплатная детская электронная библиотека;
  • http://www.defectolog.ru/ - сайт «Дефектолог.ru»;
  • http://www.solnet.ee/ - детский портал «Солнышко»;
  • http://adalin.mospsy.ru/ - коррекционные упражнения;

-   www.school-collection.edu.ru

-   http://zavuch.info/forums.html

-   http://www.gramma.ru

-   http://www.openclass.ru

-   ttp://www.gramota.ru

-   Уроки Мудрой Совы - виртуальная школа (здесь можно в игровой форме приобретать знания, умения и навыки для успешного обучения в школе. http://www.logozavr.ru/1549/

-  набор пиктограмм, фотографии с изображением педагогов класса, учащихся класса, родителей учащегося;

-  предметы для нанизывания на шнур (бусины, пуговицы), нить, мелкая мозаика, баночки разной величины с крышками, шнуровки.

- наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Дикие и домашние животные», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Музыкальные инструменты».

- логические блоки Дьенеша, «Почтовый ящик», набор предметов для группировки по цвету, форме и величине, вкладыши по форме и величине, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие «Учебный тренажёр и проверочный Тест по теме: «Имя существительное»

Проверочный тест состоит из 10 заданий. Каждое задание имеет 4 варианта ответа, один из которых - правильный....

Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.

Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо...

Учебно-методическое пособие: «Формирование личностных учебно-универсальных действий в начальной школе».

В пособии раскрывается методический аспект по формированию личностных учебно-универсальных действий (УУД) в начальной школе.Предлагаются способы развития и оценки данных умений у младших школьников....

Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”

В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....

Учебно - методическое пособие."Игры - пособия для коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза".

В учебно - методической разработке представлены два пособия "Считалочка" и "Волшебный сундучок логопеда", предназначенные для работы по формированию языкового анализа и синтеза у детей младших классов...

Учебно - методическое пособие. Книга для логопеда "Логопедические занятия в школе" (методическое пособие)

Конспекты логопедических занятий. Рекомендуются учителям - логопедам общеобразовательных школ....

Учебно-методическое пособие по учебном предмету "Изобразительная деятельность" 3 класс ОВЗ (интеллектуальные нарушения)

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительная деятельность» для обучающихся 3 «О» класса  является приложением к Адаптированной основной образовательной программе о...