Учебно-методическое пособие: «Формирование личностных учебно-универсальных действий в начальной школе».
методическая разработка по теме
В пособии раскрывается методический аспект по формированию личностных учебно-универсальных действий (УУД) в начальной школе.
Предлагаются способы развития и оценки данных умений у младших школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Вершинина Н.В. Учебно-методическое пособие: «Формирование личностных учебно-универсальных действий в начальной школе».
Учебно-методическое пособие:
«Формирование личностных учебно-универсальных действий в начальной школе».
Исходя из требований ФГОС к результатам образования по окончании начальной школы, каждое из умений рассматривается в динамике его развития по классам обучения. Построенная таким образом система работы позволяет отследить конкретный результат деятельности учителя и ученика в конце каждого класса обучения и планировать дальнейшее развитие умения в рамках одного качества, но уже более высокого порядка. Последовательность формирования и развития всех групп умений представлена в таблицах №1-4.
Таблица №1
Личностные универсальные учебные действия |
1 класс | 2 класс | 3класс | 4класс |
Уметь называть город, страну, адрес проживания. Ф.И.О. родителей, состав семьи. | Иметь представление об особенностях своего края, города. Уважать ценности семьи. | Иметь представление о территории и границах России. Уметь составлять родословную своей семьи. Испытывать чувство ответственности за свою семью. | Основы гражданской личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
Положительное отношение ребенка к урокам «школьного» типа; адекватное содержательное представление о школе; предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома; предпочтение школьной оценки (отметки) дошкольным способам поощрения (сладости, подарки). | Положительная мотивация к процессу обучения на уровне понимания смысла обучения (потребности). | Самоопределение к обучению: - мотивация; -осознание собственной потребности; - постановка личностно значимой цели. | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. |
Уметь различать и определять понятия «добро», «терпение», «ответственность», «честность» и т.д. | Принимать и ценить базовые ценности (честность, справедливость, ответственность, долг, терпение, семья и др.) | Способность адекватно судить о ценностях (о добре, о терпении, семье, о Родине, о настоящем друге, о справедливости, о желании понимать). Уметь сделать правильный выбор своего поведения. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах (понимать позицию другого). |
Принимать основы здорового образа жизни: режим учебного дня, личная гигиена, позитивное отношение к спорту, к урокам физкультуры, культура физического воспитания. | Выполнение правил охраны здоровья в разное время года. Позитивное отношение к занятию спортом, выполнение правил гигиены, внешнего вида, опрятности. | Стремление к активному и здоровому образу жизни, негативное отношение к вредным привычкам: алкоголю, курению, наркотикам и т.п., Умение контролировать отрицательные эмоции. | Установка на безопасный, здоровый образ жизни и реализация в реальном поведении и поступках. |
Сравнивать ситуации и поступки героев в текстах. Давать оценку поступкам: «хорошо», «плохо», «можно», «нельзя» | Сопоставлять жизненные ситуации и поступки героев в текстах. | Оценка ситуаций и поступков героев в произведениях с точки зрения общечеловеческих качеств. | Анализировать жизненные ситуации и поступки героев в произведениях с точки зрения общечеловеческих качеств, нравственных и этических ценностей и ценностей гражданина России. |
Личностные результаты обучения- это уровень сформированной ценностной ориентации выпускников начальной школы, отражающей их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.
ЛИЧНОСТНЫЕ УМЕНИЯ
- Личностные умения присущи каждому индивидуально (как индивидуальна и неповторима каждая личность);
- личностные умения представляют ценность, поскольку они являются показателем творчества личности;
- личностные умения позволяют совершенствованию и духовному развитию человека;
- личностные умения существенно влияют на развитие нравственных качеств;
- развитие личностных умений как качественного образования личности будущего гражданина представляет ценность в современном обществе.
Достижению этого результата способствует планомерная работа педагога. В классе должна постоянно поддерживаться психологически комфортная атмосфера, где ребёнок не боится высказать свою точку зрения, встречать доброжелательную поддержку со стороны учителя и сверстников, приобретать опыт переживания ситуации успеха и возможность преодоления первых трудностей. Большую помощь в развитии личностных качеств оказывает школьная служба сопровождения- психологи, логопеды.
Для оценки личностных умений формирования УУД предлагается следующая система задач, которая построена для диагностики умения в рамках одного качества, но разного уровня сложности в зависимости от класса обучения.
На одно из первых мест в работе ставится развитие творческих, познавательных интересов детей. Очень хорошо, если задания даются в нетрадиционной форме и при этом используется интерактивная доска, мультимедийная установка, слайдоскоп, оверхед-проектор, тестирование с использованием пультов и т.п. Всё это повышает интерес детей к обучению и развивает навыки самоконтроля.
В соответствии с требованиями ФГОС к концу 4 класса у учащихся должны быть сформированы основы гражданской личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
В конце 1 класса учитель выявляет уровень сформированности знаний учащихся об адресе своего проживания (страна, город, адрес проживания) (см.табл. №2).
Таблица №2
Содержание задания | Форма организации | Характеристика действий учителя | Характеристика действий ученика | Критерии оценивания | Уровень оценивания |
Высокий | Средний | Низкий |
Написать свой обратный адрес на конверте выбрав из перечисленных вариантов название страны («Франция, Украина, Россия, Татарстан») и города (Москва, Париж, Санкт-Петербург, Рыбинск) | Практическое задание | Учитель выдаёт каждому ребёнку конверт. «Выберите из перечисленных вариантов название страны и города своего проживания и напишите на конверте обратный адрес с указанием названия улицы, № дома, № квартиры)» | Учащимися заполняется конверт в соответствии с инструкцией учителя. | Знание названия своей страны, города, и адрес проживания. | Безошибочно называет страну, город, адрес своего проживания. | Ошибки в названия своего города или своей страны или адреса проживания. | Ученик не может назвать страну, город и адрес своего города |
В конце 2 класса учитель выявляет уровень сформированности знаний учащихся о природных особенностях своего края (см.табл. №3).
Таблица №3
Содержание задания | Форма организации | Характеристика действий учителя | Характеристика действий ученика | Критерии оценивания | Уровень оценивания |
Высокий | Средний | Низкий |
Ученикам выдаются карточки с вопросами и ответами по темам «Деревья», «Кустарники», «Животные» и «Птицы». Вычеркнуть названия деревьев, кустарников, животных и птиц, которые не встречаются в дикой природе нашего края | Тест. | «Я буду перечислять названия деревьев, а вы вычёркиваете те из них, которые не растут в нашей местности: яблоня, ель, баобаб, кипарис, вишня. Вычеркните кустарники, которые не растут в нашей местности: малина, верба, ива, саксаул. Вычеркните животных, которые не живут в наших лесах: лиса, волк, кенгуру, леопард. Вычеркните название птиц, которые не водятся в наших лесах: дятел, киви, клест, поползень» | Ученики выполняют задания учителя. | Количество правильных ответов | Правильные ответы на все вопросы. | Допущены частичные ошибки. | Менее половины правильных ответов. |
В конце 3 класса учитель выявляет уровень сформированности представлений учащихся о территории и границах России (см.табл. №4).
Таблица №4
Содержание задания | Форма организации | Характеристика действий учителя | Характеристика действий ученика | Критерии оценивания | Уровень оценивания |
Высокий | Средний | Низкий |
Отметь на контурной карте: город, в котором ты живешь; столицу государства; города входящие в «Золотое кольцо России»; не менее 5 крупных рек России, выделить сухопутные границы России. | Работа с контурной картой. | Учитель выдаёт контурные карты, цветные карандаши. «Отметьте на контурной карте: город, в котором Вы живёте; столицу нашей Родины; города входящие в «Золотое кольцо России»; не менее 5 крупных рек России, выделить сухопутные границы России.» | Ученики выполняют задания учителя. | Количество правильно отмеченных объектов, соответствие выделенных территориальных границ России. | Все объекты и границы отмечены правильно | Отмечено не менее 7 городов «Золотого кольца России», не менее 3 крупных рек, большая часть границ России. Город проживания и столица отмечены верно. | Выполнено менее половины работы. |
В соответствии с требованиями ФГОС к концу 4 класса у учащихся должна быть сформирована установка на безопасный, здоровый образ жизни и её реализация в реальном поведении и поступках.
В конце 1 класса учитель выявляет уровень умений учащихся по основам здорового образа жизни (режим дня) (см.табл. №5).
Таблица №5
Содержание задания | Форма организации | Характеристика действий учителя | Характеристика действий ученика | Критерии оценивания | Уровень оценивания |
Высокий | Средний | Низкий |
Составить режим дня для первоклассников «Ани и Вани» (сопутствующие герои), используя линейную шкалу часов и перечень режимных моментов: «сон», «подъем», «занятия в школе», «завтрак», «зарядка», «прогулка», «обед», «полдник», «ужин», «чтение книг», «умывание», «подвижные игры». | Индивидуальная работа | Учитель выдает каждому ребёнку лист с диагностическим заданием. Инструктирует: 1.Возьмите лист с заданием. 2.Перед вами линейка времени. Цифры обозначают часовые отрезки. 3.Используя предложенные слова, составьте режим дня, записав их на линейку времени и ограничив их вертикальными линиями. | В соответствии с инструкцией учителя вписывает слова из перечня режимных моментов в линейку времени | В составленном режиме дня оценивается наличие закаливающих и гигиенических процедур, рациональное чередование труда и отдыха. Соотнесение режимных моментов рекомендациям медиков | Составленный режим дня полностью соответствует критериям оценивания | Имеются незначительные ошибки в соотнесении с временной шкалой, отсутствие чередования периодов труда и отдыха | Имеются грубые ошибки в соотнесении с временной шкалой, отсутствие ряда режимных моментов или неправильный их порядок |
В конце 2 класса учитель определяет отношение учащихся к занятиям спортом и физической культурой, выполнению правил гигиены, внешнего вида, опрятности (см.табл. №6).
Таблица №6
Содержание задания | Форма организации | Характеристика действий учителя | Характеристика действий ученика | Критерии оценивания | Уровень оценивания |
Высокий | Средний | Низкий |
Тест 1. Кому необходимо заниматься спортом: -только спортсменам; - только взрослым людям; только детям; -всем. 2. Перед занятиями физ.культурой необходимо: -плотно поесть; -переодеться в спортивную форму, - выпить побольше воды. 3. Физкультурой необходимо заниматься: -для укрепления здоровья, -для получения грамот и медалей, - чтобы стать знаменитым, - чтобы меня боялись. 4 После занятий спортом необходимо: - принять душ, - съесть мороженое, чтобы охладиться, - сделать зарядку. 5. Выбери предметы для ухода за кожей: -зубная щётка, зубная паста; -шампунь, бальзам; - мыло, крем. | Тест | Учитель инструктирует учащихся и проводит тестирование (по возможности) с использованием интерактивной доски и пультов. По окончании тестирования проводится анализ. | Учащиеся выполняют тест в соответствии с инструкцией учителя | Количество правильных ответов, переведённых в балльную систему. | Все ответы правильные | Допущены частичные ошибки. | Количество правильных ответов менее половины. |
Оценивая учащихся в конце каждого периода обучения педагог видит формирование нравственно-этических качеств каждого ученика, становление его гражданской позиции и планирует индивидуальную учебно-воспитательную работу для достижения поставленных целей.
Любая деятельность ценна, когда она опирается не только на опыт, но и на передовые знания и достижения науки, на лучшие образцы профессиональной практики. Говоря сегодня об изменениях в образовании надо понимать, что эти изменения учитель должен начать с себя, со своего отношения к ним. Главная профессия, к которой ближе всего относится высказывание «учение через всю жизнь» - это ПЕДАГОГ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование личностных универсальных учебных действий в начальной школе.
Формирование личностных универсальных учебных действийЗа последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не ...
Формирование личностных универсальных учебных действий обучающихся начальных классов
Цель моего выступления: знакомство коллег с опытом работы по формированию личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира (1,2 класс), используя...
Формирование личностных универсальных учебных действий учащихся начальной школы в проектной деятельности.
Рассматриваются способы формирования личностных УУД на примере реализации социального проекта "Юные доброхоты"....
Формирование личностных универсальных учебных действий учащихся начальной школы в проектной деятельности
Способы формирования личностных УУД на примере реализации социального проекта "Юные доброхоты"...
Учебно - методическое пособие. Памятка работы над ошибками для учащихся начальной школы.
Учебно - методическое пособие. Памятка работы над ошибками для учащихся начальной школы....
Формирование личностных универсальных учебных действий в начальной школе
Презентация предназначена для учителей начальных классов. Формирование личностных УУД способствует положительному отношению к учёбе, к познавательной деятельности, желание преобретать новы...
Учебно-методическое пособие " Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся в процессе начального языкового образования (на материале краеведения) "
В соответствии с требованиями ФГОС НОО главным в изучении любого школьного предмета является не набор знаний, а система универсальных учебных действий, которыми должен овладеть обучающийся. Именно уни...