ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ, СТРЕМЛЕНИЯ К УКРЕПЛЕНИЮ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Современная социальная и экономическая ситуация в стране, создавая предпосылки для позитивных перемен в нашем обществе, привела к появлению новых проблем: смена идеологии и системы ценностей, нестабильность правовых и моральных критериев; межэтнические конфликты; безработица, криминализация общества и многие другие. В результате произошли существенные изменения в укладе жизни, которые не могли не затронуть базисные потребности личности. Эти перемены, прежде всего, влияют на здоровье населения и как следствие - на подрастающее поколение. Отсутствие знаний о культуре здоровья, пренебрежение здоровьем, являются одной из причин того, что 61 % учащихся школ имеют слабое представления о здоровом образе жизни. Это говорит о том, что сохранение здоровья детей - прежде всего, нравственная педагогическая проблема, которая требует не только решений, вызванных охранительной позицией педагогов по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, основанное на их заинтересованности учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и наклонностям, потребности в здоровом питании, занятиях физической культурой, закаливанием организма, сохранением стабильного психоэмоционального состояния, соблюдением мер предосторожности дома и на улице.
От здоровья детей в школьный период зависит многое в их будущей жизни, поэтому следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, выработать потребность в здоровом образе жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Поэтому в качестве основы нашего проекта «Формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни, стремлении к укреплению своего здоровья и развитию физических способностей» мы определили заботу о сохранении здоровья школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zozh.doc | 569 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
начальная школа - детский сад № 620
Центрального района Санкт- Петербурга
«Росток»
ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ, СТРЕМЛЕНИЯ К УКРЕПЛЕНИЮ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Учитель физической культуры
Жукова Н.Н.
Санкт-Петербург
2015
№ п/п | Содержание | Страницы |
I | Введение: паспорт проекта | 3 |
II | Структура проекта | |
1 | Обоснование актуальности проекта | 4 |
2 | Цели и задачи проекта | 6 |
3 | Анализ ситуации и желаемые результаты | 7 |
4 | Ожидаемые результаты | 9 |
5 | Проектное решение | 10 |
6 | Сроки реализации проекта | 26 |
7 | Контрольные и проблемные точки мониторинга проекта | 27 |
8 | Оценка необходимых для реализации проекта ресурса | 31 |
9 | Бюджет проекта | 31 |
10 | Риски проекта и меры по их преодолению | 33 |
III | Заключение | 33 |
Список информационных документов | 33 | |
Приложения | 35 |
II. ВВЕДЕНИЕ
Название темы проекта:
ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ, СТРЕМЛЕНИЯ К УКРЕПЛЕНИЮ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Паспорт проекта:
География проекта | Субъекты Северо-Западного Федерального округа |
Целевая социальная группа | Участники образовательного процесса |
Партнеры-участники проекта | Администрация муниципального района Управление образования муниципального района Сектор молодежной политики Учреждения здравоохранения Средства массовой информации Учреждения культуры и дополнительного образования Учреждения социальной защиты населения Отделы полиции по работе с несовершеннолетними КПДН |
Срок и продолжительность проекта | 2014-2016гг |
Стоимость проекта | 1000 500 рублей |
Аннотация проекта | Здоровьесберегающим технологиям уделяется сегодня большое внимание, они все чаще используются во всех видах деятельности образовательных учреждениях. Деятельность школы, направленная на сохранение и укрепление здоровья, включает в себя различные формы и методы: уроки здоровья, игровые формы работы, организация дней здоровья, родительские собрания, разработка программ летнего-оздоровительного отдыха и профилактических программ, интегрированные уроки по проблемам здоровья, педагогические советы, работа кружков и секций, использование динамических пауз на уроках, спортивные праздники, организация исследовательской работы учеников. В образовательных учреждениях проводиться работа по сохранению и укреплению здоровья, однако мероприятия ситуативные или не взаимосвязаны друг с другом, поэтому необходимо создание системы по формированию у учащихся потребности в здоровом образе жизни, стремления к укреплению своего здоровья и развитию своих физических способностей. |
III. СТРУКТУРА ПРОЕКТА
- ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА
Будьте добрыми, если захотите.
Будьте мудрыми, если сможете.
Но здоровыми вы должны быть всегда.
Конфуций
Здоровье- это социокультурная характеристика человека, интегрирующая системные элементы действенно- практической и смысловой сфер личности и проявляющаяся в успешности жизнедеятельности человека по достижению состояния благополучия (физического, душевного и социального).
В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников, как наиболее массового контингента детей и подростков. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодёжи, около 90% детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья.
Современная социальная и экономическая ситуация в стране, создавая предпосылки для позитивных перемен в нашем обществе, привела к появлению новых проблем: смена идеологии и системы ценностей, нестабильность правовых и моральных критериев; межэтнические конфликты; безработица, криминализация общества и многие другие. В результате произошли существенные изменения в укладе жизни, которые не могли не затронуть базисные потребности личности. Эти перемены, прежде всего, влияют на здоровье населения и как следствие - на подрастающее поколение.
Количество здоровых учащихся с каждым годом становится всё меньше. Сохраняется высокий удельный вес заболеваемости, наблюдается тенденция к росту по таким заболеваниям как миопия, плоскостопие, нервно-психологические расстройства, эндокринные заболевания.
Заболеваемость детей в возрасте до 14 лет ( на 100000 чел):
(Данные Минздрава России, расчет Росстата)
Факторами, которые негативно влияют на здоровье молодежи, принято считать:
- социально-экономические (низкий материальный уровень, низкий уровень культуры питания);
- климато-территориальные (длительный зимний период, ведущий к сенсорной депрессии, сезонные подъемы заболеваемости)
- трудности эмоционального характера, вызванные различными стрессовыми ситуациями ( неготовность подростков к их позитивному решению)
Психофизиологическая диагностика школьников показала:
- ухудшение памяти
- несформированности мышления
- снижение познавательной сферы
- незрелости нервной системы
- сенсорные патологии
Анализ результатов углублённого медицинского осмотра учащихся показывает, что ежегодно пропорционально уменьшается контингент учащихся , отнесенных к основной группе здоровья, а число обучающихся с хроническими заболеваниями в последние годы с растёт.
Отсутствие знаний о культуре здоровья, пренебрежение здоровьем, являются одной из причин того, что 61 % учащихся школ имеют слабое представления о здоровом образе жизни. Это говорит о том, что сохранение здоровья детей - прежде всего, нравственная педагогическая проблема, которая требует не только решений, вызванных охранительной позицией педагогов по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, основанное на их заинтересованности учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и наклонностям, потребности в здоровом питании, занятиях физической культурой, закаливанием организма, сохранением стабильного психоэмоционального состояния, соблюдением мер предосторожности дома и на улице.
От здоровья детей в школьный период зависит многое в их будущей жизни, поэтому следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, выработать потребность в здоровом образе жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Поэтому в качестве основы нашего проекта «Формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни, стремлении к укреплению своего здоровья и развитию физических способностей» мы определили заботу о сохранении здоровья школьников.
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель: формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни, стремлении к укреплению своего здоровья и развитию физических способностей.
Задачи проекта:
- Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса
- Формирование потребности в физическом и психическом саморазвитии всех участников образовательного процесса
- Совершенствование санитарно-гигиенической, просветительской и консультативной работы в общеобразовательном учреждении
- Профилактика алкоголизма, табакокурения, употребления ПАВ, СПИДа и травматизма среди обучающихся
- Повышение результативности методической работы по вопросам здоровьесбережения образовательного процесса
- Развитие материально-технической базы для укрепления здоровья обучающихся
- АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.
По данным Всероссийской диспансеризации (осмотрено всего 30 млн. 400 тыс. детей) "32,4% детей признаны здоровыми (I группа здоровья), 51,7% имеют функциональные отклонения (II группа здоровья), 16,2% - хронические заболевания (III - IV - V группы здоровья)".
Нами были рассмотрены общеобразовательные учреждения Республики Коми, г.Санкт-Петербурга, Псковской области: МБОУ «Выльгортская СОШ №1»; МОУ «Гимназия №1» г.Печора; МОУ «СОШ№83» г.Печора; МБОУ «Красногородская СОШ»;
Подсчитан средний показатель по группам здоровья
Группы здоровья
ОУ | Группы здоровья | 2011 | 2012 | 2013 |
Общеобразовательные школы Северо-Западного региона | I II III IV | 23 530 85 1,6 | 18 543 86 3 | 11 545 87 2 |
Анализ показателей состояния здоровья школьников выявил неблагоприятные тенденции: сократилось количество детей 1-й группы здоровья, в тоже время возросла численность 2, 3-й группы здоровья, что подтверждает данные Всероссийской диспансеризации.
Анализ результатов углублённого медицинского осмотра учащихся показывает, что ежегодно растёт контингент учащихся с различными заболеваниями:
(средний показатель по школам)
2010-2011 | 2011-2012 | На 01.09.13 | ||||
Кол-во детей | 604 | % | 561 | % | 453 | % |
С хроническими заболеваниями Всего: | 304 | 50 | 208 | 37 | 251 | 54 |
Болезни крови | - | - | 1 | 0,1 | 3 | 0,7 |
Болезни нервной системы | 79 | 13 | 56 | 10 | 44 | 9,7 |
Болезни эндокринной системы | 5 | 0,7 | 6 | 1 | 5 | 1,1 |
Болезни сосудистой системы | 7 | 1,2 | 2 | 0,3 | 4 | 0,9 |
Болезни дыхательной системы | 3 | 0,5 | 2 | 0,3 | 2 | 0,5 |
Болезни глаз | 102 | 17 | 88 | 17 | 88 | 20 |
Болезни уха | 2 | 0,3 | 2 | 0,4 | 3 | 0,7 |
Болезни пищеварительной системы | 44 | 8 | 37 | 7 | 39 | 8,6 |
Болезни мочеполовой системы | 19 | 3 | 12 | 3 | 25 | 5,5 |
Болезни костно – мышечной системы | 9 | 1,4 | 7 | 1,2 | 17 | 4,9 |
Аномалии развития (ВПС) | 3 | 0,5 | 3 | 0,6 | 1 | 0,2 |
Тубинфицировано | 464 | 77 | 447 | 80 | 358 | 79 |
По - прежнему на первом месте находятся отклонения со стороны костно – мышечной системы (в основном за счет нарушений осанки). Нарушения осанки от начальных до значительных форм диагностируются у 55-70% школьников.
Второе ранговое место занимают отклонения со стороны органов пищеварения; болезни глаз; болезни уха; болезни эндокринной и мочеполовой систем. На третьем ранговом месте находятся отклонения со стороны систем кровообращения : у 42-56% школьников диагностируются систематический шум, нарушение сердечного ритма, тенденция к гипотонии.
Ухудшение состояния здоровья детей происходит за счет снижения двигательной активности обучающихся, психологического дискомфорта в семье, нарушения режима труда и отдыха. В процессе взросления проявляются социальные факторы, негативно влияющие на образ жизни воспитанников и их здоровье. Это вредные привычки, прежде всего курение, употребление алкоголя, психо-активных веществ.
Часть детей приходят в школу, уже имея букет болезней, а это требует повышения ответственности педиатрической службы и улучшения системы медицинского обслуживания школьников.
Обучение — самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, раннее начало систематического обучения привели к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам.
Учитель, к которому приходят почти 70% не очень здоровых детей, также должен знать их особенности, возможности риска.
Вид | До поступ 2010 г | ления в 2011 г | школу 2012 г | Перед 2010 г | окончанием 2011 г | школы 2012 г |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Анализ состояния здоровья детей по школам свидетельствует о сохранении тенденций роста заболеваемости, увеличения распространенности хронической патологии, снижения числа абсолютных здоровых детей, что подтверждается данными таблицы.
Перспективной мерой снижения роста заболеваемости является профилактика нарушений здоровья школьников, в связи, с чем актуальным является изучение особенностей формирования здоровья детей в современных условиях для определения приоритетов при проведении профилактической и оздоровительной работе среди учащихся.
Обозначенные проблемы здоровья современных детей и подростков нуждающихся в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности.
- ОЖИДАЕМЫЕ РУЗУЛЬТАТЫ:
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья школьников, привитие навыков здорового образа жизни;
- Создание максимально комфортных условий для укрепления физического и психического здоровья школьника;
- создание единого воспитательного пространства по сохранению и укреплению физического и психического здоровья школьников всеми заинтересованными государственными и общественными учреждениями и организациями области;
- укрепление связей семьи и школы в интересах развития ребенка;
- повышение профессионального мастерства педагогов; внедрение в практическую деятельность современных достижений по сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся, применение здоровьесберегающих технологий;
- создание Комитета по здоровью как координирующего органа по сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся, применение здоровьесберегающих технологий
- ПРОЕКТНОЕ РЕШЕНИЕ
Проект осуществляется через реализацию следующих подпрограмм:
- Психофизиологическая безопасная школьная среда (Соблюдение норм и требований по сохранению и укреплению здоровья в образовательном учреждении)
- Оздоровительно-спортивные мероприятия для детей и взрослых (Физическое воспитание)
- Пропаганда ЗОЖ, обучение навыкам сохранения здоровья в ситуациях риска (Просветительская работа)
- Педагогически разумная организация учебного процесса (Использование здоровьесберегающих технологий)
В каждом направлении запланированы мероприятия, направленные на достижения цели и задач проекта
Психофизиологическая безопасная среда
Анализ состояния здоровья детей России свидетельствует о сохранении тенденций роста заболеваемости, увеличения распространенности хронической патологии, снижения числа абсолютных здоровых детей во всех возрастно-половых группах, что подтверждается данными официальной статистической отчётности и результатами выборочных научных исследований. Неблагоприятные сдвиги наиболее выражены в период обучения ребенка в школе, что определяет необходимость совершенствования медицинского обеспечения учащихся в образовательных учреждениях. Перспективной мерой снижения роста заболеваемости является профилактика нарушений здоровья школьников, в связи, с чем актуальным является изучение особенностей формирования здоровья детей в современных условиях для определения приоритетов при проведении профилактической и оздоровительной работы среди учащихся.
Задачи подпрограммы:
- Организация здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения в содружестве с медицинскими учреждениями.
- Обеспечение постоянного контроля за проведением профилактических осмотров детей.
- Обеспечение контроля за организацией питания учащихся;
- Обеспечение контроля за соблюдением норм рассадки детей;
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
Соблюдение норм и требований САНПиНа | В течение года | Администрация школы Фельдшер | |
Контроль за рассадкой детей в классах с учетом норм САНПиНа и здоровья детей | 1 раз в четверть | Фельдшер Классные руководители Комитет по здоровью | |
Проведение инструктажей среди педагогов и учащихся школы по технике безопасности и охране труда | В течение года | Администрация школы Классные руководители | |
Обеспечение всех учащихся горячим питанием | В течение года | Администрация школы | |
Организация мероприятий по витаминотерапии, фитотерапии, оксиногенотерапия | В течение года | Администрация школы Фельдшер | |
Организация питьевого режима | В течение года | Администрация школы Фельдшер | |
Обеспечение контроля за организацией питания | В течение года | Родительский комитет Комитет по здоровью Фельдшер | |
Измерение антропометрических данных учащихся | Начало и конец учебного года | Классные руководители Фельдшер | |
Постоянный контроль за организацией медицинских осмотров учащихся узкими специалистами | 1 раз в год (по плану работы поликлиники) | Администрация школы Фельдшер Комитет по здоровью | |
Прохождение учебы по санминимуму педагогами школы | 1 раз в 2 года | Директор | |
Создание кабинета Здоровья | Январь-февраль 2014г | Администрация школы Фельдшер Комитет по здоровью |
Открытие кабинет здоровья в школе, является изначально координационно - образовательным инструментом здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения.
Кабинет здоровья имеет своей целью научить и приучить всех участников образовательного процесса получить необходимые знания и навыки, действуя по принципу «равный обучает равного».
Это внутренняя функция кабинета.
Но жизненное пространство ребенка не ограничивается школой, а потому у кабинета здоровья есть и внешняя функция -взаимодействие с внешней инфраструктурой:
1. медицинскими центрами,
2. учреждениями дополнительного образования,
3. спортивными школами.
Управление деятельностью кабинета здоровья осуществляет директор школы.
Каждый из участников образовательного процесса, используя традиционные и дополнительные формы работы, участвует в реализации проекта, формируя у детей знания и навыки здорового образа жизни.
Функционально (и методически) кабинет разделен на 5 зон, где мы:
• учим детей
• совершенствуемся сами
• взаимодействуем, как равные участники процесса
• информируем
• предостерегаем.
Соответственно функционалу, распланированы в кабинете и зоны:
• зона учеников
• зона учителей
• зона родителей
• информационная зона
• закрытая зона под условным названием «Если возникла опасность!»
Зона учеников. Самой важной целевой группой являются, без сомнения, учащиеся. Получить образование в области здоровья, рекомендации по модели пищевого поведения, провести тренировку глаз, снять эмоциональное напряжение через видеотренажеры, провести самоанализ (изучение роста, веса, силы).
Зона учителей. Зона кабинета здоровья, предназначенная для учителей и работает под девизом «Учу детей - учусь сам».
Учителя совершенствуются, используя современные технологии -региональную цифровую ресурсную базу. Обмениваются опытом, проводя мастер-классы, интернет-форумы, стажерские площадки.
Зона для родителей предусматривает взаимодействие с родителями, как с равными участниками проекта. Девиз этой зоны «Будьте с нами! Вместе мы сильнее!»
Здесь используется как методическая литература и тренинги, так и цифровой формат материалов и индивидуальные консультации.
Информационная зона. Для успешного функционирования школьного кабинета здоровья он оснащён: видеооборудованием, компьютерами с выходом в Интернет, интерактивной доской, аудио-гарнитурой, мебелью для групповой работы, ростомером, весами, динамометром и др. Также кабинет обеспечен необходимыми методическими материалами, печатными и электронными ресурсами. (Приложение 1)
ПЛАН-ГРАФИК
РЕАЛИЗАЦИИ 1 направления
Годы | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | ||||||||||||||||||||
Квартал | I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал | I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал | I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал | |||||||||||
1 | Проведение инструктажей среди учащихся и педагогов школы по технике безопасности и охране труда | ||||||||||||||||||||||
2 | Соблюдение норм и требований САНПиНа | ||||||||||||||||||||||
3 | Обеспечение и контроль за горячим питанием | ||||||||||||||||||||||
4 | Контроль за рассадкой детей в классах с учетом норм САНПиНа и здоровья детей | ||||||||||||||||||||||
5 | Организация мероприятий по витаминотерапии, фитотерапии, оксиногенотерапия | ||||||||||||||||||||||
6 | Измерение антропометрических данных учащихся | ||||||||||||||||||||||
7 | Создание кабинета Здоровья | ||||||||||||||||||||||
8 | Анализ работы и планирование мероприятий на следующий год |
Оздоровительно-спортивные мероприятия для детей и взрослых
Низкая физическая активность является одним из ведущих факторов риска развития основных неинфекционных болезней таких, как сердечно-сосудистые заболевания , сахарный диабет II типа.
Дисбаланс потребления энергии (питание) и расхода энергии (физическая активность) в большинстве случаев является причиной возникновения ожирения. Кроме того, малоподвижный образ жизни в сочетании со злоупотреблением солью и наличием избыточного веса способствуют развитию артериальной гипертонии.
Задачи подпрограммы:
- Вовлечение учащихся в спортивные кружки и секции;
- Формирование у школьников потребности в укреплении своего здоровья;
- Формирование потребностей в регулярных занятиях оздоровительными физическими упражнениями в различных формах физкультурной деятельности, отражающей личные интересы учащихся в развитии культуры тела, культуры движений и физических возможностей;
- Использование дифференцированного подхода на уроках физкультуры с учетом группы здоровья ребенка;
- Привлечение учащихся к участию в спортивных соревнованиях.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
Информирование учащихся о работе спортивных кружков и секций оздоровительной направленности | Начало учебного года | Заместитель директора по ВР | |
Контроль за посещением учащимися спортивных кружков и секций | В течение учебного года | Классные руководители Комитет по здоровью (Приложение 5) | |
Ведение ежедневных зарядок до начала учебных занятий | В течение учебного года | Учителя физкультуры Классные руководители Комитет по здоровью | |
Посещение учащимися с нарушением осанки корригирующей гимнастики (ЛФК) в школьном кабинете Здоровья | В течение учебного года | Фельдшер | |
Проведение динамических пауз | В течение учебного года | Педагогический коллектив Комитет по здоровью | |
Организация подвижных перемен | В течение года | Совет старшеклассников Комитет по здоровью | |
3-й час физкультуры | По учебному плану | Администрация школы Учителя физкультуры | |
Систематический контроль за оформлением листов здоровья (Приложение 2) | В течение года | Фельдшер Зам. директора по УВР | |
Организация занятий с учащимися по спецмедгруппам | В течение года | Учителя физкультуры | |
Организация посещения бассейна учащимися | В течение года | Классные руководители | |
Организация посещения бассейна педагогами | В течение года | Педагогический коллектив | |
Организация спортивных соревнований и дней здоровья | В течение учебного года | Учителя физкультуры Комитет по здоровью Совет старшеклассников | |
Участие в спартакиадах среди школ района | В течение года | Учителя физкультуры | |
Участие в районных, республиканских и российских соревнованиях | В течение года | Учителя физкультуры | |
Создание школьной «Книги рекордов школы» (спортивные достижения школьников. Приложение 3) | В течение года | Заместитель директора по ВР Комитет по здоровью Совет старшеклассников | |
Создание стенда «Лучшие спортсмены школы» | Март-май 2014г | Заместитель директора по ВР Совет старшеклассников | |
Организация конкурса «Самый спортивный класс» | Апрель-май 2014г | Заместитель директора по ВР Учителя физкультуры | |
Организация и проведение спортивных мероприятий детей совместно с родителями, педагогами, родители совместно с педагогами | В течение года | Учителя физкультуры | |
Организация работы детского оздоровительного лагеря спортивного направления | Летний период | Администрация школы |
Именно такие мероприятия создают наиболее благоприятные условия для проявления игровой, оздоровительной и релаксационной активности школьников. При правильной педагогической организации в них могут принять педагоги и родители учащихся. Поэтому проведение таких массовых спортивно-оздоровительных мероприятий должно стать традиционным наряду с проведением обычных спортивных соревнований школьников по отдельным видам спорта.
ПЛАН-ГРАФИК
РЕАЛИЗАЦИИ 2 направления
Годы | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | ||||||||||||||||||||
Квартал | I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал | I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал | I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал | |||||||||||
1 | Введение ежедневных зарядок | ||||||||||||||||||||||
2 | Организация и контроль за посещением учащимися спортивных кружков и секций | ||||||||||||||||||||||
3 | Организация ЛФК | ||||||||||||||||||||||
4 | Организация спортивных соревнований Участие в районных, республиканских и российских соревнованиях | ||||||||||||||||||||||
5 | Измерение антропометрических данных учащихся | ||||||||||||||||||||||
6 | Организация спортивных соревнований Участие в районных, республиканских и российских соревнованиях | ||||||||||||||||||||||
7 | Открытие и ведение Книги спортивных рекордов школы | ||||||||||||||||||||||
8 | Анализ работы и планирование мероприятий на следующий год |
Пропаганда здорового образа жизни, обучение навыкам сохранения здоровья в ситуациях риска
Приоритетность задач охраны и укрепления здоровья ребёнка обуславливает насущность принципиальных изменений в организации жизни современной школы как одного из ведущих социальных институтов , обеспечивающих формирование у подрастающего поколения ценностных установок по отношению к собственному здоровью. Изучение основ ЗОЖ в школах ведется по самым разным программам, разработанным с учетом региональных, возрастных, социально-экономических условий. В ходе обучения школьников основам ЗОЖ многими преподавателями используются активные формы : конференции, ролевые и деловые игры, брифинги, дискуссии и многое другое. Просветительско-воспитательная работа обязательно учитывает психолого- педагогические особенности формирования личного отношения ребенка к своему здоровью. Важно не только вооружить обучающихся знаниями о сохранении здоровья, но и сформировать у них потребность в применении полученных знаний и умений на практике.
Задачи подпрограммы:
- Организация просветительской работы среди всех участников образовательного процесса на основе программ, рекомендованных Министерством образования и науки РФ;
- Использование разнообразных форм и методов просвещения (беседа, видео- и кинолектории, использование мультимедиатехнологий);
- Вовлечение в проведение профилактических мероприятий учащихся школы;
- Формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность, связанную с ЗОЖ | В течение учебного года | Педагогический коллектив | |
Создание банка данных исследовательских работ, рефератов учащихся по вопросам здорового образа жизни | В течение учебного года | Педагогический коллектив | |
Организация конференции с участием детей по вопросам здорового образа жизни | Ежегодно (по плану работы школы) | Педагогический коллектив | |
Оформление тематических уголков здоровья | В течение учебного года | Информационный отдел, отдел оформления (Совет старшеклассников) Комитет по здоровью | |
Создание в школьной газете странички, посвященной здоровью | Февраль 2014 | Главный редактор газеты | |
Анкетирование для всех участников образовательного процесса | Январь 2014 | Администрация школы Классные руководители Педагог –психолог | |
Проведение социологического опроса всех участников образовательного процесса с целью выявления потребностей в знаниях по вопросам здоровья | Январь-март 2014 | Администрация школы Классные руководители Педагог –психолог | |
Организация и проведение тематических бесед для учащихся, родителей, педагогов с привлечением специалистов | В течение учебного года | Администрация школы Классные руководители | |
Организация интерактивных занятий по методике «равный обучает равного» | В течение года | Администрация школы Классные руководители Комитет по здоровью Совет старшеклассников | |
Создание волонтерского отряда | 2015 год | Педагог-организатор Комитет по здоровью | |
Организация флешмобов | В течение года | Совет старшеклассников | |
Участие в конкурсах агитбригад | По плану работы ОУ | Педагог-организатор Совет старшеклассников Комитет по здоровью | |
Реализация проекта «Будущему – здоровое поколение» | По срокам проекта в 2014-15 учебном году | Администрация школы | |
Участие в районных и республиканских конкурсах плакатов, листовок | По плану работы ОУ | МО учителей ИЗО Педагог-организатор Совет старшеклассников Комитет по здоровью | |
Внедрение курса ОБЖ в начальном звене | 2014-2015 учебный год | Администрация школы Преподаватель ОБЖ | |
Проведение здоровьесберегающих бесед по ОБЖ в классах | В течение года | Классные руководители | |
Пропаганда ЗОЖ на сайте, публикации | В течение года | Ответственный за работу с сайтом | |
Вебинары для участников образовательного процесса | В течение года | Ответственный за работу с сайтом |
ПЛАН-ГРАФИК
РЕАЛИЗАЦИИ 3 направления
Годы | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | ||||||||||||||||||||
Квартал | I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал | I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал | I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал | |||||||||||
1 | Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность, связанную с ЗОЖ. | ||||||||||||||||||||||
2 | Оформление тематических уголков здоровья. | ||||||||||||||||||||||
3 | Создание банка данных исследовательских работ, рефератов учащихся по вопросам здорового образа жизни. | ||||||||||||||||||||||
4 | Организация конференции с участием детей по вопросам здорового образа жизни. | ||||||||||||||||||||||
5 | Создание в школьной газете странички, посвященной здоровью | ||||||||||||||||||||||
6 | Проведение социолог. опроса всех участников образовательного процесса с целью выявления потребностей в знаниях по вопросам здоровья | ||||||||||||||||||||||
7 | Организация и проведение тем. бесед для учащихся, родителей, педагогов с привлечением специалистов | ||||||||||||||||||||||
8 | Анализ работы и планирование мероприятий на следующий год |
Педагогически разумная организация учебного процесса
Сегодня значительное число школ в той или иной степени уделяет внимание вопросам укрепления здоровья обучающихся и, в частности , повышению психофизиологической комфортности образовательного процесса. В психолого-педагогической литературе признается неоспоримым, что микроклимат в детском коллективе является одним из основных факторов, влияющих на психофизиологический комфорт образовательного процесса в целом. На сегодняшний день установлена связь между социально-эмоциональным благополучием ребёнка в детском школьном коллективе и его успешностью в учебной деятельности.(ОлиференкоЛ.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска.-М.,2002; Соковня И. Социальное взросление и здоровье ребенка.-М.,2004.) Вместе с тем представление о здоровьесбережении нередко сводится только к соблюдениютребований санитарных правил и нормативов и проведению оздоровительных медицинских мероприятий. Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, в первую очередь, должно обеспечивать гигиенически рациональный, адекватный возрасту учебный процесс, организованный в безопасных для здоровья условиях.
Задачи подпрограммы:
- Создание и деятельность пилотной площадки «Здоровьесберегающие технологии»
- Поиск новых форм и методов работы в направлении сохранения и укрепления здоровья;
- Обобщение опыта работы по обеспечению здоровьесберегающего процесса обучения и воспитания обучающихся..
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
Создание пилотной площадки «Здоровьесберегающие технологии» | Сентябрь 2014 года | Администрация школы | |
Подбор информации, изучение опыта работы по вопросам сохранения и укрепления здоровья и здоровьесберегающих технологий | В течение учебного года | Участники пилотной площадки | |
Проведение семинаров, педагогических советов участниками пилотной площадки «Здоровьесберегающие технологии» | В течение учебного года (по плану работы школы) | Руководитель пилотной площадки | |
Создание пособия «Физминутки в основной и старшей школе» | С января 2015 года | Участники пилотной площадки | |
Распространение опыта пилотной площадки «Здоровьесберегающие технологии» для учителей школы и района | В течение учебного года | Руководитель пилотной площадки | |
Анкетирование участников образовательного процесса ( удовлетворенность учебным процессом и отношениями в классном коллективе .) | Регулярно По плану педагога-психолога | Администрация школы Педагог-психолог | |
Разработка мероприятий по регулированию и коррекции учебной нагрузки учащихся (Приложение 4) | Сентябрь 2014 года | Администрация школы | |
Разработка мероприятий по регулированию объема домашних заданий | Сентябрь 2014 года | Администрация школы | |
Компьютерная поддержка обучения и управления образовательным процессом | В течение 2014\15 учебного года | Администрация школы | |
Контроль за проведением динамических пауз во время уроков | В течение года | Администрация школы Фельдшер | |
Организация тренингов для педколлектива | В течение 2014\15 уч.года по плану педагога-психолога | Администрация школы Педагог-психолог Фельдшер |
Обучение — самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, раннее начало систематического обучения могут привести к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам. В связи с этим каждое учебное заведение, помимо решения общепедагогических задач, должно соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению здоровья.
В Концепции модернизации Российского образования, в нормативных документах Министерства образования, материалах всероссийских, областных, городских конференций решение проблемы здоровья подрастающего поколения выдвигается как приоритетное направление работы образовательных учреждений.
Практика работы в этом направлении показывает, что желаемого результата можно добиться путём оптимизации условий и применения эффективных форм, методов и приёмов работы в учебно-воспитательном процессе.
Исходя из того, что основной формой работы в школе является урок, прежде всего необходимо разрабатывать и апробировать требования оптимизации урока с позиции здоровьесбережения:
- Соблюдение санитарно-гигиенических норм:
- Оптимальное освещение
- Оптимальный температурный режим;
- Оптимальные физико-химические свойства воздуха (проветривание);
- Оптимальный цветовой фон панелей и пола кабинета;
- Соответствие классной мебели росту школьников.
2.Соблюдение требований к организации урока:
- Выделены четыре этапа урока: подготовительный, основной, закрепляющий, завершающий;
- Чередование видов деятельности с целью поддержания высокого уровня работоспособности и предупреждения утомления с учетом возрастных особенностей детей;
- Использование методов и методик, адекватных возрастным возможностям и особенностям школьников;
- Усвоение знаний, отработка умений и навыков должны осуществляться на уроке;
- Создание ситуации успеха на каждом уроке;
- Использование индивидуального подхода;
- Нормирование, контроль объема учебной нагрузки и домашних заданий соответственно возрасту (приложение 4);
- Избегание любых замечаний в адрес детей по поводу дисциплины с целью гуманизации отношений;
- Воспитание, стимулирование у детей желания жить, быть здоровыми;
- Вызывать у учащихся позитивную самооценку;
- Проведение микропауз и физкультминуток с целью предупреждения утомления
- Психолого – педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса.
Деятельность учителя должна быть направлена на создание системы комплексной работы, организованной на едином методическом фундаменте, сочетание принципов педагогики сотрудничества, эффективных педагогических технологий, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьников к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание личным примером культурного здоровья.
Приоритетное направление в работе по психолого – педагогическому сопровождению учебно – воспитательного процесса включает деятельность по развитию основных, структурных компонентов психологической культуры: интеллектуального, практического (поведенческого) и ценностно – смыслового:
- Психологического климата в классах, на уроке;
- Стиля педагогического общения учителя с учащимися;
- Характера проведения опросов и экзаменов, подходов к проблеме оценок;
- Степени реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно «группы риска»);
- Структуры работы с «трудными подростками в классе».
Педагогам необходимо придерживаюсь принципов:
- Принцип ненанесения вреда;
- Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся;
- Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям детей;
- Комплексный междисциплинарный подход;
- Приоритет адаптивных методов обучения;
- Принцип формирования ответственности школьников за свое здоровье.
Систему работы педагога с классом необходимо осуществлять по алгоритму:
ПЛАН-ГРАФИК
РЕАЛИЗАЦИИ 4 направления
Годы | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | ||||||||||||||||||||
Квартал | I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал | I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал | I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал | |||||||||||
1 | Проведение семинаров, педагогических советов по вопросам здорового образа жизни | ||||||||||||||||||||||
2 | Создание пособия «Физминутки в основной и старшей школе». | ||||||||||||||||||||||
4 | Организация работы детской оздоровительной площадки для учащихся начального звена. | ||||||||||||||||||||||
5 | Разработка мероприятий по регулированию и коррекции учебной нагрузки учащихся. | ||||||||||||||||||||||
6 | Разработка мероприятий по регулированию объема домашних заданий. | ||||||||||||||||||||||
7 | Организация и проведение видео конференций по обмену опытом школ Северо-Западного региона | ||||||||||||||||||||||
8 | Анализ работы и планирование мероприятий на следующий год |
- СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
І этап - подготовительный (2014 год).
ІІ этап - реализация программы (2014-2015 учебный год, 2015-2016учебный год)
ІІІ этап - контрольно-обобщающий (конец2016 года)
1 этап – подготовительный (0,5года):
- анализ уровня заболеваемости, динамики формирования отношения к
собственному здоровью учащихся и учителей;
- выявление причин снижения показателей общего здоровья;
- разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий.
2 этап – реализация программы (2 года):
- внедрение системы мониторинга;
- систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ;
- проведение оздоровительных мероприятий в соответствии с планом
-организация работы кабинета Здоровья
-создание Книги рекордов школы
3 этап - контрольно-обобщающий (0,5года):
- анализ результатов выполнения программы;
- определение эффективности использованных форм и методов;
- корректировка деятельности.
7. КОНТРОЛЬНЫЕ И ПРОБЛЕМНЫЕ ТОЧКИ МОНИТОРИНГА ПРОЕКТА
№ п/п | Контрольные и проблемные точки, индикаторы | Способы мониторинга | Срок | Значение и показатель |
1 | Социализация детей Повышение индекса здоровья обучающихся Приобщение к спортивным видам деятельности, ценностям ЗОЖ Повышение мотивации к ведению здорового образа жизни Повышение качества выступлений в соревнованиях различного уровня Осознанный выбор здорового образа жизни Повышение уровня питания (расширение ассортимента) | Мониторинг учреждений по итогам учебного года Рейтинг учреждений по итогам учебного года Анкетирование Мониторинг по итогам учебного года Педагогическое наблюдение, беседы, тестирование Контрольные рейды | Май 2014 Май 2015 Май 2016 Май 2014 Май 2015 Май 2016 Май 2014 Май 2015 Май 2016 Май 2014 Май 2015 Май 2016 В течение всего срока реализации проекта В течение всего срока реализации проекта | Снижение количества болеющих детей Увеличение количества детей, посещающих спортивные секции. 100% включение детей в систему ДО. Увеличение количества детей, принимающих участие в спортивных видах деятельности, Увеличение % участия в областных конкурсных мероприятиях. Наличие призовых мест. Уменьшение количества учеников, имеющих вредные привычки Соответствие рациона питания суточным потребностям детей в основных пищевых веществах, качества питания |
2 | Подготовленность педагогов Повышение уровня психолого-педагогической грамотности педагогов Увеличение информационного, методического ресурса Повышение уровня заинтересованности педагогов в результатах труда | Тестирование Тематическая проверка Диагностика | Сентябрь 2014 Апрель 2014 Ноябрь 2015 Январь 2015 Май 2015 | Успешно прошедших тестирование 100% Аналитическая справка Повышение размера стимулирующих выплат по данному направлению |
3. | Включенность родителей Определение родительского ресурса Повышение психолого-педагогической грамотности родителей обучающихся Повышение уровня ответственности родителей за физическое воспитание ребенка Повышение качества организации и проведения мероприятий и внеурочных занятий Развитие системы семейных ценностей Удовлетворенность родителей физическим состоянием школьников | Анкетирование Тестирование Наблюдение Отзывы Психолого-педагогическое исследование Мониторинг | Сентябрь 2014 В течение всего срока реализации проекта В течение всего срока реализации проекта В течение всего срока реализации проекта В течение всего срока реализации проекта Май 2014 Май 2015 Май 2016 | Готовых оказать помощь 30% Повысивших (от опрошенных) 45% Повышение участия родителей в школьной жизни до 80% Увеличение положительных отзывов Поставивших семейные ценности на высокий уровень 90% Увеличение доли родителей, удовлетворенных физическим состоянием своих детей |
4. | Открытость образовательной среды Повышение толерантного отношения в обществе к проблемам детей (спец. Групп, инвалидов) Повышение открытости образовательного учреждения Участие широкой общественности в социально-значимых мероприятиях Доступность образовательных информационных ресурсов | Анкетирование Анкетирование Наблюдение Анкетирование | В течение всего срока реализации проекта Март 2015, 2016 В течение всего срока реализации проекта Октябрь 2014 – Май 2016 | Готовность к общению и совместной деятельности 75% Увеличение партнеров проекта Удовлетворенных 90% Удовлетворенных 80% |
- ОЦЕНКА НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА РЕСУРСОВ
Для реализации проекта предполагается использование следующих ресурсов:
Административные ресурсы - руководство Управлений образования, науки и молодёжной политики Республики Коми, Псковской, Ленинградской областей, администраций ОУ;
Кадровые ресурсы - педагогический коллектив, профильные специалисты;
Учебно- методические – электронные образовательные ресурсы, учебно-методические комплексы и др.;
Информационные ресурсы - современные информационные технологии, базы данных и т.д.;
Социальные ресурсы – общественные организации, волонтёрское движение
Материально–техническая база ОУ - имущество участников проекта;
- БЮДЖЕТ ПРОЕКТА:
Для полной реализации проекта потребуется 1000 500 рублей, из них - 324 000 рублей предполагается привлечь из внебюджетных источников.
- РИСКИ ПРОЕКТА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Элементы риска | Пути преодоления |
Отсутствие финансовых возможностей для материально-технической поддержки | Поиск и привлечение дополнительного финансирования для ОУ |
Методические трудности при организации совместной деятельности педагогов, родителей и общественных организаций | Организация совместной деятельности Заключение договорных обязательств сторон |
Низкая культура ЗОЖ у населения | Поиск способов поднять культуру ЗОЖ; Формирование понимания значимости ЗОЖ |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы считаем, что проблема сохранения и укрепления здоровья школьников и педагогов является назревшей и требует безотлагательного решения.
В настоящее время ведётся много разговоров вокруг данной проблемы, разработано множество различных программ и походов по её решению, но проблема остаётся нерешённой до сих пор.
Разработка данного проекта ориентирована на решение значимых проблем в области здоровья учащихся и педагогов. Устранение имеющихся проблем в сумме может дать максимально полезный эффект оздоровления , повышение индекса здоровья, сохранения и укрепления физического, психологического здоровья и социальной адаптированности педагогов и обучающихся.
Предложенный проект является мобильным, так как может быть реализован в любом образовательном учреждении со всеми участниками образовательного процесса.
Список информационных документов и источников информации
- Указ президента РФ "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012- 2017 годы».
- Проект Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 декабря 2010 г. N 2106 г. Москва "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
- Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 г. (от17.11.2008 № 1663-р) Формирование здорового образа жизни и экологических стандартов жизни.
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (от 11.10.2012 г.).
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.
- Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями от 29.06.2011 г.).
- Приказ Министерства образования РФ № 2715, Министерства здравоохранения РФ № 227, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту № 166, Российской академия образования № 19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации» от 16.07.2002 г., решение Коллегии от 23.05.2002 г., № 11/9/6/5.
- Методические рекомендации Министерства здравоохранения и социального развития РФ 15.01.2008 г., № 206-ВС «О проведении профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях».
- Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. – М.: МГПИ, 2008.
- Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы //Педагогика. 2005. № 6.
- Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений//Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. - М., 2004.
- Рекомендации по организации работы в общеобразовательной школе с полным днем ttp://togirro.t5.ru/assets/files/filefolder/files/shola_3var.dok .
- Шелуха О.И., Сазонова О.В. Необходимость организации здоровьесберегающейдеятельности в общеобразовательной школе // современные наукоемкие технологии. –2006. – № 5 – с. 53-55.
- Антропова М. В., Кузнецова Л.М. Развитие ребенка и его здоровье.- М.: Вентана-Граф, 2003.
- Бабенкова Е.А. Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье. – М.: Вентана-Граф, 2002.
Приложение 1
Примерное положение о школьном кабинете Здоровья
1. Общие положения
1.1. Муниципальный школьный кабинет Здоровья (далее – кабинет) создаётся в целях организации деятельности педагогических сотрудников школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, развитию культуры здорового образа жизни всех участников образовательного процесса, созданию оптимального материально-технического и научно-методического обеспечения и координации деятельности всех специалистов и служб школы, наиболее тесно занимающихся здоровьем учащихся.
1.2. Работу кабинета обеспечивают:
- педагог-психолог, курирующий вопросы здоровьесбережения в школе
(руководитель кабинета);
- заместитель директора по воспитательной работе;
- социальный педагог;
- учителя физической культуры;
- привлеченные специалисты – педиатр, кардиолог, невропатолог;
- школьный врач и медицинская сестра.
1.3. В структуру кабинета включаются:
- медицинский блок с автоматизированным комплексом медико-педагогического сопровождения здоровья школьников, набором имеющегося оборудования по оздоровлению школьников;
- психологический блок с кабинетом психологической разгрузки и
психологической диагностики на основе автоматизированной программы
психологического тестирования (при наличии);
- блок социального педагога;
- блок физкультурно-массовой работы со спортивным залом, малым залом открытой спортивной площадкой.
1.4. Кабинет оснащен:
- автоматизированным рабочим местом врачей с программой автоматизированного мониторинга здоровья школьников;
- электронным банком данных здоровья школьников;
- программами профилактики, брошюрами, пособиями по формированию
здорового образа жизни, видеороликами, учебными фильмами, электронными информационными ресурсами.
1.5. Кабинет является координационным органом, обеспечивающим взаимосвязь всех участников образовательного процесса, разрабатывающим и оформляющим необходимую документацию, направленную на создание оптимальных условий для сохранения и развития здоровья учащихся и сотрудников школы.
2. Цели и задачи кабинета
2.1. Целью является обеспечение оптимизации образовательного
процесса, определяющего здоровье как цель, объект и результат деятельности школы, гарантирующего оптимальные условия физического и психического становления обучающихся и сотрудников образовательного учреждения.
2.2. Задачами кабинета являются:
- проведение системы психолого-медико-педагогического мониторинга
состояния здоровья, физического и психического развития школьников;
- обеспечение коррекции физического, психологического, социального и
нравственного развития обучающихся с использованием комплекса
оздоровительных мероприятий без отрыва от учебного процесса;
- организация работы по повышению профессиональной компетентности
педагогов по реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
- информационное обеспечение всех участников образовательного процесса
(учителей, учащихся и их родителей) по вопросам здоровья и здорового образа жизни;
- активизация участия семьи в решении вопросов охраны и укрепления здоровья детей;
- обеспечение условий для практической реализации принципов
здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе;
- организация научно-методической работы, направленной на
профессиональный рост педагогов через проведение практических занятий,
тематических встреч, самообразование и т. п. по решению задач сохранения и развития здоровья учащихся, формирования здорового образа жизни коллектива школы, культуры физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса.
3. Основные направления деятельности кабинета
Основой деятельности кабинета является создание образовательной среды, ориентированной на сохранение и укрепление физического, социального, психологического, нравственного здоровья. Работа Центра осуществляется в рамках Закона РФ «Об образовании», Устава школы, рекомендаций Министерства образования и науки РФ в соответствии с целями и задачами школы.
Основные направления кабинета представлены следующими блоками:
- организационный блок, отвечающий за координацию работы школы по
вопросам охраны и укрепления здоровья учащихся и сотрудников школы, а
также информационную работу, пропаганду и просвещение в области здорового образа жизни среди учителей, учащихся и их родителей;
- медицинский блок, планирующий проведение индивидуальных и
коллективных мероприятий, направленных на укрепление здоровья школьников и учителей, обеспечивающий становление системы профилактики и коррекции нарушений соматического здоровья с использованием комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от учебного процесса;
- социально-психологический блок, реализующий программу комплексной
диагностики, профилактики и коррекции социальной и психологической сфер личности обучающихся и сотрудников школы, развитие системы психолого-педагогической поддержки субъектов образовательного процесса;
- оздоровительный блок, обеспечивающий формирование здорового жизненного стиля, активной жизненной позиции и устойчивой мотивации на здоровье у сотрудников школы, учеников и их родителей;
- педагогический блок, реализующий внедрение здоровьесберегающих
технологий обучения и воспитания, участие сотрудников психолого-медико-
педагогической службы школы в педагогических советах и оперативных
совещаниях;
- родительский блок, практикующий проведение родительских встреч с
участием специалистов психолого-медико-педагогической службы, индивидуальные и групповые методы работы с родителями учащихся,
стимулирующий повышение внимания родителей школьников к вопросам
здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной
активности.
4. Права сотрудников кабинета
Сотрудники кабинета являются полноправными участниками коллегиального органа управления образовательным процессом в школе. Они имеют право:
- разрабатывать и вносить предложения, готовить проекты решений, определяющих их направление работы, отражать работу Центра содействия здоровью в годовом планировании работы школы;
- анализировать и оценивать результаты здоровьесберегающей деятельности педагогов, поощрять педагогов за успешное решение задач укрепления и коррекции здоровья учащихся, создание благоприятных условий образовательной среды;
- вносить коррективы, вырабатывать рекомендации по грамотной организации учебно-воспитательного процесса, по внедрению методик преподавания учебных дисциплин, которые должны строиться на здоровьесберегающих технологиях.
5. Обязанности сотрудников кабинета
Сотрудники кабинета обязаны:
- добросовестно и своевременно выполнять свои функциональные обязанности;
- вести в установленном порядке документацию и отчетность, знать нормативные
документы;
- ежегодно, в течение месяца, следующего за днем окончания учебного года,
руководитель Центра обязан представлять письменный отчет о проделанной работе директору школы;
- принимать участие и активно работать на заседаниях педагогического и коллектива и педагогических советах, проявлять инициативу и ответственность в решении педагогических и управленческих задач;
- уделять внимание саморазвитию и повышению профессиональной компетентности, владеть основами самоанализа;
- осуществлять практическую и творческую работу как в области
здоровьесбережения, так и в других областях деятельности, основываясь на их оценке как факторов и условий здорового образа жизни;
- вносить предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения
образовательного процесса, доводить до сведения руководства обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма обучающихся.
6. Оценка результатов работы кабинета
Оценка результатов работы кабинета осуществляется по следующим критериям:
- наличие материально-технической, организационной, методической и правовой базы для функционирования кабинета;
- динамика состояния здоровья школьников по группам здоровья;
- снижение числа учащихся с вредными привычками;
- процент охвата детей занятиями физической культурой и спортом;
- процент охвата родителей, участвующих в школьных Днях здоровья, спортивно-массовых мероприятиях;
- процент обученности участников проекта по программам, ориентированным на формирование здорового образа жизни.
Приложение 2
Индивидуальный лист здоровья школьника
(заполняется учителем физкультуры)
Образовательное учреждение:
ФИО ученика:
Полная дата рождения:
Учитель физкультуры:
Класс | Дата | Результат балл | Общая сумма | Оценка | ||
Бег на 1000м | Подтягивание | Прыжок в длину | ||||
1 класс | ||||||
Примечание : для каждого класса определены четыре ячейки (даты) для интегральной оценки физической подготовленности учащихся. Предполагается, что первая и последняя ячейки в каждом классе соответствуют началу и концу учебного года (сентябрь и май).
Приложение 3
Книга рекордов школы может стать одной из форм летописи и истории учреждения .
Редакция Книги рекордов школы - добровольное объединение –инициативная группа обучающихся, педагогов, родителей, которые направляют свою деятельность на поиск и фиксацию достижений (рекордов) как отдельных лиц, так и групп , команд ОУ.
- Автором рекорда может быть любое лицо (группа, команда) готовое сотрудничать с редакцией Книги рекордов школы.
СТРУКТУРА РЕДАКЦИИ КНИГИ РЕКОРДОВ ШКОЛЫ.
Структура редакции Книги рекордов школы предполагает наличие:
- непосредственно Книги рекордов школы,
- картотеку рекордов, их авторов и респондентов,
- музей,
- архив (фондохранилище).
- Книга рекордов школы -рукописное (или печатное) издание, разделенное на главы (направления),куда заносятся достижения (рекорды) обучающихся, групп, команд.
- Картотека: набор карточек-бланков, хранящихся по определенной системе, обладающих информацией о рекордах и их авторах, респондентах для их использования обучающимися в качестве дополнительного материала по изучению ЗОЖ.
- Музей-экспозиции, в котором размещаются экспонаты, характеризующие или рассказывающие те или иные достижения (рекорды) участников образовательного процесса.
Книга рекордов школы не является книгой, в которой просто перечисляются люди и их достижения. Ее отличительной чертой является то, что:
- Книга рекордов школы должна быть доступной для всех желающих,
- материалы Книги рекордов школы позволяют не только познакомиться со школьными рекордами по всем направлениям, но и устанавливать новые ,систематизировать достижения, анализировать и даже прогнозировать отдельные факты, цифры и достижения.
- Сведения о новых рекордах и рекордсменах публикуется в СМИ, на школьном сайте, благодаря чему рекордсмены и их рекорды становятся известными массовому читателю.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
Основными целями и задачами Книги рекордов школы и деятельности ее редакции должны быть:
- своевременная фиксация рекордов и информации о рекордсменах,
- помощь обучающимся в проявлении их спортивных способностей, в достижении новых значительных результатов в спортивной жизни,
- создание картотеки для хранения информации о самых выдающихся обучающихся и их достижениях для будущего поколения школьников,
- использование Книги рекордов ,картотеки, музейных экспозиций в качестве дополнительного образования по курсу ЗОЖ , истории школы .
ПОИСК РЕКОРДСМЕНОВ.
Чтобы найти претендентов, которые. могли бы быть внесены в Книгу рекордов школы, нужен обширный поток информации. Источником этой информации могут быть:
- педагоги ( учителя физкультуры. Классные руководители),
- родители,
- массовые праздники,спартикиады
- массовые олимпиады, соревнования, конкурсы,
- обычные информаторы (респонденты) :знакомые, родственники, гости школы ,
ПОРЯДОК ЗАНЕСЕНИЯ В КНИГУ РЕКОРДОВ ШКОЛЫ.
- В Книгу рекордов школы заносятся спортивные достижения обучающихся.
- Рекорды должны подходить под определенные параметры: вес, величина, количество , подходить под рубрику: самый, самая, самое…
- Один человек (группа, команда), могут заноситься в Книгу рекордов школы несколько раз в одной или разных номинациях или по мере достижения новых параметров.
- Для занесения в Книгу рекордов школы необходимо иметь:
- документы, подтверждающие рекорд(награды, дипломы, удостоверения , протоколы соревнований…),
- подтверждение наблюдателей(жюри, судей),видевших или удостоверяющих установление рекорда,
- полную информацию о себе , фотографию, видеозапись и т.д.
- Для занесения в Книгу рекордов необходимо заполнить Протокол, подтверждающий установление рекорда с подписями жюри, свидетелей, респондентов .
- Автору рекорда выдается «Свидетельство» о занесении в Книгу рекордов школы с указанием числа, параметров достижения и подписями членов жюри на основании Протокола.
- Одновременно результат рекорда и данные о рекордсмене заносятся в картотеку.
- По мере накопления рекордов, информацию о них публикуют в СМИ, на сайте школы.
- Если выполняется информации о побитии данного рекорда - процедура его утверждения повторяется, а автору нового рекорда выдается новое свидетельство.
Приложение 4
Пребывание детей на воздухе в учебные дни
Класс | Продолжительность (ч) |
1 | 4,0 |
2-4 | 3,5 |
5 | 3,0 |
6-11 | 2,5 |
Возрастные нормативы сна в сутки
Класс | Сон (ч) | |
Ночной | Дневной | |
1 | 10,5-11,0 | 1,5-2,0 |
2 | 10,5-11,0 | 1,5 |
3 | 10,5-11,0 | - |
4 | 10,5 | - |
5 | 10,5 | - |
6-7 | 10,0 | - |
8-9 | 9,5 | - |
10 | 9,0 | - |
11 | 8,5-9,0 | - |
Продолжительность учебных, внеклассных и внешкольных занятий и выполнения домашних заданий в течение дня
Класс | Продолжительность (ч) | |||
Учебные занятия | Домашние занятия | Внеклассные занятия | Просмотр телепередач | |
1 | 2,5-3 | До 1 ч со 2 полугодия | 0,5-1 | 0,5 |
2 | 3-4 | До 1,5 | 1-2 | 1 |
3-4 | 3-4 | До 2 | 1-2 | 1,5 |
5-6 | 5-6 | До2,5 | 1-2 | 1,5 |
7-8 | 5-6 | До 3 | 1-3 | 2,5 |
9-11 | 5-6 | До 4 | 1-3 | 2,5 |
Приложение 5
Примерное Положение о работе Комитета по здоровью
1. Общие положения
1.1. Комитет по охране здоровья (далее - Комитет) является постоянным действующим рабочим органом образовательного учреждения.
1.2. Порядок деятельности Комитета определяется Уставом ОУ и настоящим Положением.
1.3. Порядок формирования состава Комитета определяется Уставом ОУ.
1.4. Деятельность Комитета основывается на принципах свободы обсуждения и гласности.
1.5. Правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности Комитета осуществляет администрация образовательного учреждения.
2. Основные задачи Комитета
2. Основными задачами Комитета являются:
2.1 внесение предложений по формированию проекта примерной программы формирования ЗОЖ на очередной месяц, а также внесение предложений о включении мероприятий в примерную программу формирования ЗОЖ;
2.2 подготовка проектов мероприятий , участие и контроль мероприятий ЗОЖ в ОУ.
2.3 рассмотрение и исполнение поручений администрации ОУ по формированию ЗОЖ;
2.4 организация и внесение предложений о проведении конференций, совещаний, "круглых столов" по формированию ЗОЖ и участие в их работе;
2.5 анализ реализации мероприятий по вопросам ЗОЖ, относящимся к ведению Комитета;
2.6 изучение отечественного и зарубежного опыта по вопросам ведения Комитета, подготовка предложений по его использованию в ОУ.
2.7 рассмотрение обращений участников образовательного процесса по вопросам ведения Комитета.
2.8 решение вопросов организации своей деятельности.
3. Основные функции Комитета
3. Для решения задач, указанных в разделе 2 настоящего Положения, Комитет:
3.1 создает подкомитеты по основным направлениям своей деятельности;
3.2 утверждает план работы Комитета;
3.3 осуществляет предварительное рассмотрение мероприятий ЗОЖ и их подготовку;;
3.4 создает самостоятельно или совместно с другими комитетами рабочие группы;
3.5 приглашает на свои заседания и заседания рабочих групп представителей соответствующих субъектов профилактики ЗОЖ;
3.6 принимает решение о необходимости проведения мероприятий ЗОЖ, вносит эту инициативу на рассмотрение заседаний педагогического коллектива, методического объединения классных руководителей и по их решению организует и проводит мероприятия по вопросам ЗОЖ, отнесенным к ведению Комитета,
3.7 взаимодействует с аналогичными структурами в других образовательных учреждениях;
3.8 взаимодействует по вопросам своего ведения с органами управления образовательного учреждения.
4. Состав, структура и общий порядок работы Комитета
4.1. Комитет образуется из числа представителей родительской общественности, администрации школы, членов педагогического коллектива, обучающихся ОУ.
Состав Комитета и изменения в нем определяются настоящим Положением.
4.2. Комитет самостоятельно определяет свою структуру и образует подкомитеты по основным направлениям своей деятельности. Подкомитеты предварительно прорабатывают направляемые им председателем Комитета поручения, иные документы и материалы, рассматривают их на своих заседаниях и подготавливают предложения по обсуждаемым вопросам к заседаниям Комитета.
4.3. Персональный состав подкомитетов утверждается решением Комитета. Руководители подкомитетов избираются на заседании Комитета по представлению Председателя Комитета. Каждый член Комитета может быть членом только одного подкомитета. Комитет может упразднять подкомитеты, реорганизовывать их или создавать новые подкомитеты.
4.4. Комитет может создавать рабочие группы из числа членов Комитета, других комитетов, представителей органов самоуправления ОУ, экспертные советы по направлениям деятельности Комитета и привлекать к своей работе общественность и желающих , а также других специалистов по формированию ЗОЖ.
4.5. Для осуществления своих функций Комитет проводит заседания, заранее информируя членов Комитета о дате, месте и времени проведения заседаний Комитета и о рассматриваемых вопросах.
4.6. Внеочередное заседание Комитета созывает председатель Комитета по своей инициативе, а в случае его отсутствия - заместитель председателя, исполняющий его обязанности.
4.7. Комитет может инициировать, проводить совместные заседания, конференции, совещания с участием двух и более комитетов или соответственно участвовать в их работе.
4.8. Председатель Комитета:
организует работу Комитета;
проводит заседания Комитета;
направляет членам Комитета материалы, связанные с деятельностью Комитета;
осуществляет общее руководство деятельностью Комитета;
5. Порядок проведения заседаний Комитета, подкомитета
5.1. Заседания Комитета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Заседания подкомитетов проводятся по мере необходимости.
5.2. Заседания Комитета проводятся открыто.
5.3. Комитет вправе проводить заседания совместно с другими комитетами. Решения на совместных заседаниях принимаются участвующими комитетами и комиссиями раздельно.
5.4. Член Комитета обязан присутствовать на заседаниях Комитета. О невозможности присутствовать на заседании Комитета ,не позднее чем за сутки , информирует председателя Комитета с указанием уважительной причины, по которой он не сможет принять участие в заседании.
5.5 На заседание Комитета могут быть приглашены должностные лица органов , представители ОУ, общественных объединений и организаций.
5.6. Решения Комитета (подкомитета) принимаются открытым голосованием. Решения Комитета (подкомитетов) принимаются большинством голосов от общего числа членов Комитета (подкомитета), присутствующих на заседании.
5.7. Заседания Комитета проводит председатель Комитета, а в отсутствие председателя Комитета по его поручению - один из его заместителей.
5.8. Председательствующий на заседании Комитета:
руководит общим ходом заседания;
предоставляет слово для выступления;
проводит голосование и оглашает его результаты;
контролирует работу Комитета, ведение протокола заседания;
удостоверяет протокол заседания своей подписью;
обеспечивает выполнение организационных решений Комитета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к обучающему и развивающему курсу для младших школьников "Учусь создавать проект". Развитие познавательных способностей
Пояснительная записка включает общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмет...
ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.
«ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.» Выступление на ...
Адаптивная общеобразовательная программа обучающихся с ограниченными возможностями жизни 1-4 класс в предметной области физическая культура.
Предметная область физической культуры включена в обязательную часть Адаптированной общеобразовательной программы (далее по тексту АООП) и реализуется как учебный предмет адаптивная ...
Выступление на семинаре, проводимом в рамках взаимодействия с Нижневартовской школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 «Развитие творческих способностей обучающихся с ОВЗ посредством внеурочной деятельности»
Выступление на семинаре, проводимом в рамках взаимодействия с Нижневартовской школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 «Развитие творческих способностей обучающихся ...
Формирование у обучающихся потребности в ЗОЖ через подготовку и сдачу норм комплекса ГТО.
Меня, как учителя, ведущего уроки физической культуры, не оставляет равнодушным тот факт, что комплекс ГТО станет инструментом реализации целей и задач по привлечению школьников к занятиям физич...
Особенности формирования жизненно важной компетенции – заботы о своем здоровье, в частности приучение к ежедневному выполнению комплекса физических упражнений, обучающихся с РАС.
В статье рассматриваются особенности, которые необходимо учитывать при разработке и реализации комплекса упражнений, а также обосновывается его значимость для обучающихся с РАС....
Статья. Развитие физических способностей по средствам спортивных игр.
Программа внеурочной деятельности «Развитие физических способностей по средствам спортивных игр» предназначена для физкультурно – спортивной и оздоровительной работы с обучающимися, ...