Тренинг для детей и родителей «Путь понимания и доверия»
материал

Хапикова Кристина Алексеевна

Тренинг для детей и родителей

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тренинг для детей и родителей «Путь понимания и доверия»

Цель тренинга:

— способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.

Задачи:

— создать на практическом занятии условия для взаимодействия и сотрудничества детей и родителей в игровых ситуациях;

— способствовать расширению понимания психологических особенностей ребенка;

— активизировать эффективные коммуникации внутри семьи;

— улучшить эмоциональный контакт и взаимодействие родителя и ребенка;

— помочь родителям понять причины негативных поведенческих проявлений у ребенка (грубость, бесконтрольное поведение, агрессивность, нетерпимость к критике);

Тренинг рассчитан на родителей, детей 4 класса.

Группа участников 14-16 человек.

Время: ~60-70 мин.

Материально-техническое обеспечение: стулья по количеству участников группы, бумага, карандаши, шкатулка (коробка с прорезью) для листов с ответами, краски, фломастеры, клубок пряжи, листы бумаги формата А4, наборы цветных карандашей по числу пар, скотч или кнопки для крепления рисунков, магнитофон и кассета с записью спокойной музыки,  столы по количеству пар родитель-ребенок.

Ожидаемые результаты: По завершению занятия родители начинают более позитивно воспринимать своего ребенка, охотнее преодолевают свои воспитательные стереотипы. Повышается эмоциональная открытость. Эмоциональные нарушения детей (повышенная застенчивость, страх неудачи и пр.)  легче преодолеваются.

Психолог: Дорогие дети и родители, я очень рада видеть вас всех здесь, я думаю, что встреча наша сегодня пройдёт интересно и необычно в виде тренинга, который я называла «Путь понимания и доверия». Я надеюсь, что сегодня благодаря моим и вашим стараниям вы станете еще немного ближе друг другу, станете еще лучше понимать и доверять друг другу. 

Упражнение – разминка «Карандаши» Время: 7 мин

Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников.

 Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70–90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. 

Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад.

После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50–60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей.

Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:

  1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.
  2. Вытянуть руки вперед, отвести назад.
  3. Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга).
  4. Наклониться вперед, назад, выпрямиться.
  5. Присесть, встать.

Обсуждение:

— Трудно ли было выполнять это упражнение?

— Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? (четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать только о своих действиях, то упражнение практически невыполнимо. Необходимо строить свои действия с учетом движений партнеров.)

— Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека? 

Как говорилось ранее, наше небольшое занятие нацелено на то, чтобы Вы лучше понимали друг друга, доверяли друг другу и я вам предлагаю родителям перевоплотится в своих детей, а детям — в родителей.

Сейчас вам нужно разделиться на 2 команды. Родители и дети.

Упражнение «Идеальный родитель и идеальный ребенок»: 15 мин: 

Дети отдельно от родителей составляют список, который характеризует идеального родителя.

Родители, объединившись, составляют свой список характеристик идеального ребенка.

После этого списки зачитываются. Участникам предлагается обсудить являются ли они таковыми, что из списка им бы хотелось взять в первую очередь, чтобы приблизиться к образу «Идеального родителя, либо идеального ребенка». 

Вывод: ИДЕАЛА в мире нет, и недостатки есть у всех, но от этого дети не перестают любить родителей, а родители детей. 

Упражнение заканчивается тем, что составленные списки разрываются, а пары (родитель — ребенок) обнимаются.

Уважаемые родители, как часто вы говорили детям ласковые слова, хвалите их за успехи? Ведь человеку независимо от возраста необходима ласка, внимание, похвала и конечно же любовь. 

Упражнение «Угадай, кто это?».

— Дети, вам нужно встать в круг, закройте глаза, а родители по очереди подходят к вам (детям) по кругу. 

Ваша задача, дети, угадать своего родителя. Если вы решили, что это его родитель, он произносит: «Я тебя люблю». В том случае, если ребенок прав, пара уходит. Если нет, то движение родителей продолжается. Упражнение продолжается до тех пор, пока не образуются все пары.

Желающие могут поделиться своими переживаниями.

Упражнение «Взрослый – ребенок». 

Одним из важных умений в активном слушании является умение встать на место другого человека. К сожалению, так случается, что родители и дети, в силу разных причин, не хотят или не умеют этого делать. А здесь необходимо просто представить себя на месте другого. Наверное, каждому из нас хотелось вернуться в детство, или, наоборот, поскорее повзрослеть. Сейчас у вас будет такая возможность.

Итак, дети, вы так мечтали о самостоятельности, о свободе действий, о снятии ограничений… теперь вы – взрослые.

 Родители, вы наверняка устали от обыденности, от суеты, от проблем, так хочется быть чуточку беззаботным, легким на подъем, осознавать, что вся жизнь еще впереди.… Теперь вы – дети. 

Скажите, что бы вы делали, если бы были взрослым (родителем) или ребенком. 

Свои высказывания начинайте со слов: «Если бы я был родителем, то…», «Если бы я был ребенком, то…». Высказываемся по кругу.

Участники делятся своими мыслями.

Умение слушать – навык, необходимый каждому человеку. Часто родители неправильно истолковывают этот термин. Ведь с трудом дающееся молчание и ожидание своей очереди высказаться в ответ на речь собеседника вовсе не означает умения слушать. Тем более, если ваш собеседник – ребенок, ревниво отстаивающий свою точку зрения, много воспринимающий в штыки и в любой момент готовый обидеться и замкнуться.

Как же и когда необходимо активно слушать? Это стоит делать во всех ситуациях, когда ребенок расстроен, потерпел неудачу, ему больно, стыдно, — т. е., когда у него возникают эмоциональные проблемы.

Упражнение 6 (5-7 мин): «Письмо любви»

Цель: Формирование чувства близости, повышение позитивного настроя, приобретение ресурсных возможностей.

Разделить участников на 2 команды (родители и дети), каждой команде предложить написать (или нарисовать) «Письмо любви (в итоге получится 2 письма: родителей к детям, детей к родителям) в письмах попросить отразить: чувства, желания, обещания.

Письма зачитываются и обсуждаются.

Рефлексия (5-7 мин):

Цель: Обмен мнениями настроениями чувствами.

— Что нового Вы для сегодня узнали?

— Что особенно трудно было выполнить?

— Какие моменты были самыми важными, трогательными, а может даже и смешными сегодня?

— Что самое важное, на Ваш взгляд, принесла Вам наша встреча?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический тренинг для детей и родителей "Игры с Буквами"

Пояснительная записка.          В последние годы резко увеличилось и продолжает увеличиваться количество учащихся начальной общеобразовательной школы, испытыва...

Праздник детей и родителей с элементами тренинга «Моё солнышко»

Разработчики сценария: учителя начальных классов: Загурдаева Анна Александровна, Камичева Лидия Викторовна; психолог Намаконова Наталья АлександровнаЦель: формирование у родителей партнёрского взаимод...

Тренинг "Взаимодействие детей и родителей"

Цель тренинга - укрепление детско-ролительских отношений.Может быть использован в работе вопитателями детских садов,педагогами дополнительного образования,учителями начальных классов....

игровой тренинг для детей и родителей

игровой тренинг для детей и родителей...

Совместный тренинг для детей и их родителей "Идеальный портрет"

Одной из форм работы в нашей школе является проведение Месячников психолонического здоровья, в период которых мы способствуем формированию позитивного образа жизни и положительного самовосприятия. Зач...

Совместный тренинг для детей и их родителей "Идеальный портрет"

Одной из форм работы в нашей школе является проведение Месячников психолонического здоровья, в период которых мы способствуем формированию позитивного образа жизни и положительного самовосприятия. Зач...

Памятка для родителей по безопасности детей на ЖД путях

Памятка для родителей по безопасности детей на ЖД путях...