«Организация и проведение тематических выставок в начальной школе»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Данная работа представляет собой методические рекомендации для организации тематических выставок в начальной школе. Выставка всегда представляет собой интерес, так как здесь, взаимодействуя и дополняя друг друга, участвуют многие средства воздействия на зрителя. Своим силуэтом, цветом, формой она должна ещё издали привлечь внимание. Хорошо организованная и глубоко продуманная выставка никогда не оставит зрителя равнодушным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_i_provedenie_tematicheskih_vystavok_v_nachalnoy_shkole.docx | 19.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 94
Выборгского района Санкт-Петербурга
«Организация и проведение тематических выставок в начальной школе».
Автор – составитель:
Жданова Ксения Валерьевна
педагог - организатор
г. Санкт-Петербург, 2022 г.
Введение
Данная работа представляет собой методические рекомендации для
организации тематических выставок в начальной школе.
Целью является разработка методических указаний для педагогов школ
по организации и проведению тематических выставок.
Задача выставки состоит в раскрытии конкретной формы в связи с
современными насущными задачами. Выставка всегда представляет собой интерес, так как здесь, взаимодействуя и дополняя друг друга, участвуют многие средства воздействия на зрителя. Своим силуэтом, цветом, формой она должна ещё издали привлечь внимание. Хорошо организованная и глубоко продуманная выставка никогда не оставит зрителя равнодушным.
Выставка - экспозиции, имеющие временный характер или регулярно
меняющийся состав экспонатов, рассказывающие об отдельных сторонах жизни исторических лиц, раскрывающие интересные факты, события, произошедшие в стране или родном крае, описывающие историю, географическое, экологическое, природное, экономическое состояние местности.
Формы организации выставок:
стационарные – размещаются на постоянное экспонирование;
временные – размещаются на определенный недолгий срок экспонирования; тематические – представляют собой последовательное наглядное раскрытие учителем-предметником определенной темы, сопровождающееся показом разнообразных экспонатов – натуральных, иллюстративных, документальных; мемориальные – посвящаются памяти какого-либо человека, события, при их создании предпочтительным является использование подлинных предметов, в том числе реликвий;
предметные – организуются в помощь учащимся, для приобретения дополнительных знаний по предмету учебного курса, целесообразнее организовывать предметные выставки во время предметных недель: русского языка и литературы, математики, физики, химии, биологии, истории, географии.
Разнообразие вышеперечисленных форм и особенностей выставок,
создаваемых в образовательных организациях, позволяет использовать их при проведении занятий по дополнительному образованию, так как выставка может отразить в разных формах любую тему, затронутую образовательным процессом.
По содержанию выставки делятся на:
1. Выставки, посвященные актуальным проблемам современности;
2. Выставки к памятным датам;
3. Выставки, посвящённые жизни и творчеству выдающихся людей;
4. Выставки творческих работ учащихся;
5. Выставки в помощь учебному процессу;
Выставка - это комплексное мероприятие, она выступает
информационной основой образовательного и воспитательного процесса в учреждении. Выставка как объект социального взаимодействия оказывают влияние на процессы воспитания с помощью информации, которая позволяет интенсифицировать процессы социального и творческого развития ребенка.
Процесс организации выставок в образовательной организации состоит из нескольких этапов:
Подготовительно-диагностический этап, следует определить, чем
интересна будет выставка, что нового будет на ней представлено, что поможет привлечь к ней детей, удержать их интерес?
Организационный этап является ключевым в процессе создания
выставки, на этом этапе происходит рождение художественного обрамления и научного содержания выставки.
Аналитический этап - осуществляется анализ проведенной работы.
Педагогу следует делать для себя некоторые выводы по оформлению, содержанию, эмоционально-образовательному воздействию экспонируемого материала. Это поможет в дальнейшей работе избежать определенных ошибок при создании других выставок.
Рассмотрим этапы организации и оформления выставок подробнее.
Выбор темы и содержание будущей выставки является основным
моментом в процессе ее дальнейшего создания. Ведь для образовательной организации определение тематики выставки наиболее важно. Для того чтобы выставка привлекала к себе внимание, она должна быть интересной, соответствовать запросам современных детей. В образовательной организации всегда найдется множество тем, событий, достойных яркого и образного воплощения в музейной выставке.
После определения тематики выставки необходимо начать
комплектование – сбор экспонатов. В образовательной организации комплектование строится на основе собирательской работы. Собирательской работой является совокупность практических действий по сбору экспонатов, непосредственные поиски участников события, предметного ряда, дополнительного материала. Сбор экспонатов для организуемой в образовательной организации выставки соответствует тематическому направлению, обеспечивающему формирование проблемно-хронологических (тематических) и личных коллекций. Если речь идет о сборе экспонатов современного периода, то главными критериями отбора должны стать информативность и репрезентативность.
Для методически правильной работы по созданию выставки
существенное значение имеет момент определения места, где она будет размещена. Некоторые специалисты рекомендуют решать этот вопрос после того, как определился тематико-экспозиционный план, другие решение его считают первоочередным делом. Такое двоякое отношение к данному этапу обусловлено существенно отличающимися масштабами и содержанием различных выставок.
Подготовка основной экспозиционной документации является важной
составляющей. Необходимо заранее определить продолжительность выставки, учитывая какие материалы, инструменты и технические возможности (свет, звук, фотографии, слайды) можно будет применить. Продумать разработку научной концепции экспозиции, под которой подразумевается система основных тем, идей и проблем, подлежащих раскрытию, а также выбор адекватных способов реализации предлагаемых замыслов.
При составлении тематического и тематико-экспозиционного планов,
прежде всего, учитывают, из каких частей сложится выставка, в какой последовательности следует размещать материалы и отдельные экспонаты. В тематико – экспозиционном плане определяется общий заголовок выставки, заголовки отдельных стендов и подписи к ним, изобразительные средства: фотографии, рисунки, диаграммы, а также содержание текстов, относящимся к отдельным стендам и ко всей выставке в целом. Очень важно учитывать не только актуальность темы, но и своевременность экспозиции. Чтобы лучше представить содержание выставки в целом, обычно сначала записывают на бумаге перечень имеющихся в наличии элементов и экспонатов выставки. Сбор экспонатов поручается учащимся. Сбор материала для тематической выставки должен носить организационный характер и вестись примерно в течение месяца до начала её оформления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и проведение логопедических праздников в начальной школе, как средство повышения учебной мотивации
Как создать и поддержать интерес детей к правилам грамматики русского языка, развивать фонематические процессы и коммуникативные навыки, не усаживая их за парты? Об этом в следующей публикации : "Орга...
Организация и проведение урока – исследования в начальной школе
Выступление на районном МОучителей начальных классов. «Организация и проведение урока – исследования в начальной школе»Вашему вниманию представлен алгоритм организации учебно-познавательно...
Особенности организации и проведения дистанционных уроков в коррекционной школе для детей с недостатками слуха.
В статье говориться о структуре дистанционных уроков и описан алгоритм дистанционного урока....
Организация и проведение Недели здоровья в начальной школе
В данном пособии представлены методические рекомендации по организации Недели в начальной школе без отрыва от учебной деятельности младших школьников. Предложен не только план мероприятий, но и конспе...
План проведения мероприятий в рамках тематической недели в начальной школе
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, 2018-2019 УЧ.ГОД. 04.02.19- 15.02.19 ДЕВИЗ:«К ЗНАНИЯМ ВЕСЕЛО ШАГАЙ,ТРУДНОСТИ С УЛЫБКОЮ ПРЕОДОЛЕВАЙ!» Цели: 1. Создание условий для раскрытия ...
План проведения мероприятий в рамках тематической недели в начальной школе
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, 2019-2020 УЧ.ГОД. 03.02.19- 14.02.19 ДЕВИЗ:«К ЗНАНИЯМ ВЕСЕЛО ШАГАЙ,ТРУДНОСТИ С УЛЫБКОЮ ПРЕОДОЛЕВАЙ!» ...
"Организация и проведение дистанционного урока в начальной школе"
Технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач: создание образовательного пространства, формирование у учащихся познавательной самостоятельности и акти...