Особенности работы по программе 1-3 «Эффективная начальная школа»
материал

Бондаренко Анжела Валерьевна

Выступление на  родительском собрании  по теме "Особенности работы по программе 1 -3 "Эффективная начальная школа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на общешкольном родительском собрании

Подготовила: Бондаренко А. В.

Учитель ГБОУ Школа №1987.

Особенности работы по программе 1-3 «Эффективная начальная школа»

Не секрет, что период начальной школы - это время интенсивного интеллектуального развития ребенка, становления его учебной деятельности. И от условий образовательной среды напрямую зависят дальнейшее успешное образование и профессиональная деятельность во взрослой жизни.

Одна из задач педагогического сообщества сегодня -  увидеть, спрогнозировать и помочь каждому ребенку реализовать свой образовательный сценарий, свой путь плодотворного развития. Ведь любая  семья имеет свои образовательные приоритеты, в том числе в вопросах выбора эффективной траектории развития своих детей.

Среди образовательных проектов школ столицы и Подмосковья успешно реализуется проект «Эффективная начальная школа». Он позволяет детям освоить программу начального образования за три года, используя индивидуальный учебный план и учитывая персональные образовательные маршруты младших школьников.

Уже в группах детского сада ребенок проявляет свои особенности, уникальность, потребности и возможности. Есть ребята, которые активно двигаются вперед и имеют свой темп познавательного развития. Такие дети испытывают потребность в ином количестве и качестве информации, и нужно искать новые подходы и форматы для реализации их жизненных целей и планов.

Известно, что при поступлении в 1 класс не проводится никакого тестирования – в 1 класс записывают всех ребят. Но этот класс особый. Не каждый ребёнок способен освоить курс начального общего образования в ускоренном режиме, поэтому на основании письменных заявлений родителей проводят независимую педагогическую диагностику и зачисляют обучающиеся в эффективный класс.

Родителям  сейчас предоставлена возможность - получению качественного образования в ускоренном темпе. К слову, о последнем - родители таких детей сами являются активными: много занимаются с детьми перед поступлением в школу, водят в кружки и секции, вместе читают и обсуждают прочитанное. Они задали темп развития и обучения своим детям, который школа дальше подхватит и будет развивать. Качественная подготовка к школе в дошкольном учреждении и индивидуальная подготовка дома - вот основа успешного «интенсива» в начальной школе.

Важным является и психолого-физиологическая готовность ребенка к ускоренному обучению (достижение ребенком 7-летнего возраста на 1 сентября, основная группа здоровья, высокий уровень мотивационной готовности будущего первоклассника).

Необходимо отметить о большой методической подготовке. ЭНШ работает по УМК «Школа России». И новому классу тоже предстоит работать по данному комплекту. Сложность состоит в том, что за один год надо изучить учебники по всем предметам за 2 года. Необходимо было продумать,  за счёт чего можно сэкономить, какие темы объединить, а что никак нельзя сокращать в изучении тем. Издательство «Просвещение» выпустило в этом году серию учебников по УМК «Школа России» для эффективной школы.

Знакомство с учебниками.

С 2018 года в Москве действует проект «Эффективная начальная школа»: ученики проходят программу первых четырех классов за три года учебы.

Расскажу, что это за проект, как проходит отбор в классы и всем ли детям подходит такой высокий темп обучения.

Что за проект

«Эффективная начальная школа», она же сокращенно «1—3» — это проект ускоренного обучения в начальных классах.

Особенность этой программы в том, что дети изучают материал первого и второго класса за один год: до Нового года они первоклассники, а после — второклассники. Третий и четвертый классы ничем не отличаются от обычной программы, разве что дети оказываются немного младше, чем ученики параллельных классов.

Какие требования предъявляют к первоклассникам для участия в проекте

Формальные требования к ученикам не прописаны в официальных документах, но обычно школы указывают их на сайте или сообщают родителям лично: это помогает снизить риск, что ребенок будет чувствовать себя в школе некомфортно.

Вот несколько параметров, на которые обычно обращают внимание в школах.

Возраст ребенка. Считается, что для участия в проекте к 1 сентября ребенку должно исполниться семь лет: в этом возрасте дети обычно готовы к школе и способны выдержать увеличенную нагрузку. Но на свое усмотрение школы вправе брать и детей помладше, если убедятся, что они в состоянии справиться с программой.

Навыки. Ребенок должен уметь читать целыми словами и считать в пределах десяти: в рамках ускоренной программы первого класса не будет времени на обучение этим навыкам с нуля. Писать детей научат, начиная с первых дней в школе. Но дается очень короткий срок по программе - Курс «Обучение грамоте»: 20 часов отводится на обучение чтению и 25 часов – на обучение письму (4 недели).

Психологическая готовность. Ребенок должен быть мотивирован на учебу и психологически готов к школе: сидеть за партой, слушать учителя, выполнять домашние задания. Официально в первом классе их нет, но в эффективной школе сложно справиться с учебой без них. Чтобы оценить навыки, можно сводить ребенка на консультацию к психологу. Поэтому вопросы с дисциплиной на уроках не должны вообще возникать. Надо нацеливать ребенка на внимательность, сосредоточенность и спокойствие на уроках. Без совместного усилия учителя и родителей не обойтись в этом вопросе.

Как происходит отбор

 Отбор в классы проекта обычно происходит в апреле — мае и в Москве.   Проходить отбор могут и те семьи, которые еще не подавали документы в школу.

Чтобы ребенок участвовал в конкурсном отборе, родители должны написать в школе заявление на проведение независимой диагностики. Образец заявления выдается в школе.

Объявление о сроках подачи заявления появляется на школьных сайтах, в которых есть такие классы. Например, в нашей школе есть рассылка по электронной почте для родителей будущих первоклассников, а заявление дети приносили в день диагностики.

Отбор состоит из двух этапов:

  1. Независимая диагностика готовности к ускоренному обучению. Это тесты с заданиями на логику, счет и чтение, которые каждый год меняются. Работы проверяет департамент образования. Результаты появляются через несколько недель. После этого школа устанавливает свой проходной балл с учетом результатов поступающих.
  2. Собеседование со школьным психологом. Оно нужно, чтобы проверить психологическую готовность ребенка к более серьезным нагрузкам, чем в обычном первом классе. Вместо этого этапа школа может включить психологический тест в диагностику: например, предложить ребенку что-то нарисовать или раскрасить.

После объявления результатов и с учетом мнения психолога родители принимают окончательное решение об обучении в классе «1—3» и пишут заявление на обучение по индивидуальному учебному плану.

          Как учатся в классах проекта

В этом проекте дети учатся по стандартной общеобразовательной программе «Школа России», и уроков в расписании у них не больше, чем у сверстников из обычных классов. Более высокая скорость обучения достигается за счет того, что дети не тратят полгода на изучение букв и примеры вроде 1 + 1, а приходят уже подготовленными и поэтому легко продвигаются дальше по программе. При этом интенсивное обучение чаще всего требует вовлечения родителей в образовательный процесс, особенно в первый школьный год.

После уроков у детей будет бесплатная внеурочная деятельность: шахматы, подвижные игры, театр,  уроки каллиграфии, за рамками учебника, финансовая грамотность и др.  Перечень дополнительных занятий определяет школа. В других классах той же школы состав внеурочных занятий может быть другим.

Познакомимся с основными этапами ЭНШ:

1  полугодие – 1 класс:

•        1 триместр – уроки по 40 мин.  

•        День Знаний

•        Посвящение в первоклассники

•        Спасибо тебе, Азбука!

•        2 триместр – уроки по 40 мин.

•        декабрь -  независимая диагностика по предметам за 1 кл., МЦКО

2  полугодие – 2 класс:

•        Праздник первой отметки  

•        Выставление первых итоговых отметок за  2 триместр.

•        3 триместр

•        апрель - независимая диагностика по предметам за 2 кл., МЦКО

После окончания каждого класса ученики пишут диагностические работы по русскому языку, литературе и математике.

Если окажется, что ребенку сложно справиться с ускоренной программой, его могут перевести в обычный класс. Как правило, это происходит до окончания первого класса. Школа не может запретить перевод позже, просто в этом случае получится, что ребенок начнет учиться во втором классе, а потом вернется в первый.

Если с успеваемостью все в порядке, с января ребенок будет учиться уже во втором классе.

Плюсы и минусы проекта

У «Эффективной начальной школы» много преимуществ: мотивированные и хорошо обучаемые дети могут сэкономить год в начальной школе, у мальчиков будет лишняя попытка поступить в вуз до армии, а благодаря отбору состав класса однороден и не нужно ориентироваться на отстающих. Если ребенок хорошо готов к школе и ему скучно в обычном первом классе, ему не придется прыгать через класс и учиться с более взрослыми детьми.

Недостатки у проекта тоже есть. Например, дети будут младше обучающихся в других классах параллели. В средней школе успеваемость может упасть из-за резкого повышения требований к учебе — просто потому, что дети еще не будут готовы к этому по возрасту. Родителям с большой вероятностью придется помогать им с учебой. Это может быть трудно, если оба родителя работают полный день, а других взрослых, которые могут взять на себя занятия с ребенком, дома нет. Поэтому в школе организована группа продленного дня.

Еще обучение в классе проекта будет сложно совмещать с серьезным спортом, музыкальной или художественной школой: у ребенка, скорее всего, не будет столько свободного времени из-за ускоренного темпа школьной программы.

Важно запомнить

  1. Проект «Эффективная начальная школа» рассчитан на мотивированных подготовленных детей, которые смогут освоить программу двух классов за первый год.
  2. В классы проекта зачисляют по результатам теста и собеседования с психологом. Еще есть негласные требования к будущим ученикам: возраст не менее семи лет, умение считать в пределах десяти и читать.
  3. Официально домашней работы в первом классе быть не должно, но в реальности в проекте «Эффективная начальная школа» может быть не так даже в первом полугодии. Родителям нужно быть готовыми к тому, что ребенку придется помогать с уроками.
  4. В конце первого полугодия школьники пишут диагностическую работу, которая определит, справляется ли ребенок с программой. Если нет — переведут в обычный первый класс.

Ускоренное обучение сопровождается независимой диагностикой образовательных результатов,  проводимой ГАОУ ДПО Московский центр качества образования и  Департамента образования города  Москвы.

Сроки диагностик – декабрь / апрель.

Промежуточная аттестация результатов ускоренного обучения по образовательной программе начального общего образования проводится с учетом полного объема результатов, утвержденных в  образовательной программе начального общего образования на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Может показаться, что это то же, что было десятки лет назад, когда многие из нас учились по программе 1-3. Однако «Эффективная начальная школа» - это единство дошкольного и начального уровней образования, слияние и проникновение одного уровня в другой, преемственность не на словах, а на деле. Это тесный контакт учителей и родителей, а также индивидуальный маршрут для каждого обучающегося.  «Эффективная начальная школа» - это не хорошо забытое старое, а новый взгляд на систему дошкольного и начального общего образования. Работать педагогам в проекте становится интереснее, а результативность обучения у детей - выше! Всем хочу пожелать успехов, здоровья, терпения и взаимопонимания!

 Закончить речь хочется словами Монтескье «Надо много учиться, чтобы знать хоть немного».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы над групповым исследовательским проектом в начальной школе

В статье описана методика работы над групповым междисциплинарным исследовательским проектом в начальной школе. Рассказывается об опыте работы над проектом "У природы нет плохой погоды". В этом проекте...

Мастер-класс по теме: "Использование эффективных форм и приемов работы с учебником на уроках в начальной школе."

Мастер-класс по теме: "Использование эффективных форм и приемов работы с учебником на уроках в начальной школе."...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В современном обществе увеличивается число молодежи с отклоняющимся поведением, что является одной из самых важнейших социально – педагогических проблем. Данная проблема приобретает еще большую значим...

Статья "Эффективные приемы работы на уроках литературного чтения в начальной школе"

Статья "Эффективные приемы работы на уроках литературного чтения в начальной школе"...

"Эффективные приёмы работы по формированию естественнонаучной грамотности в начальной школе"

Естественнонаучное образование младших школьников в России переживает значительное обновление. Это связано, прежде всего, с отчетливым осознанием высокой развивающей и воспитательной значимости данной...

Эффективные приёмы работы по формированию читательской грамотности в начальной школе

Эффективные приёмы работы по формированиючитательской грамотности в начальной школе...

Сказкотерапия как один их эффективных методов работы с детьми с ОВЗ в начальной школе

Обобщение опыта работы с авторской дидактической сказкой...