Неповторимый курский говор
методическая разработка (3 класс)

Балицкая Татьяна Ивановна

Внеурочное занятие в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nepovtorimyy_kurskiy_govor_konspekat.docx24.16 КБ

Предварительный просмотр:

Неповторимый курский говор.

3 класс

Форма проведения: урок – путешествие

Цель: познакомить детей с особенностями курского говора.

Задачи:

  1. Совершенствовать связную речь детей, общую артикуляционную моторику.
  2. Развивать у детей слуховое и зрительное внимание, фантазию.
  3. Развивать реакцию и двигательные навыки во время игры.
  4. Развивать умение вслушиваться в речь взрослого.
  5. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Презентация: фотоматериал, видеоролик «Фольклорный ансамбль Поверье Курский хоровод», слайды с изображением народных костюмов Курской области, словарь В.И.Даля, сказка «Никола – дурак»

 Звукозаписи: «На тот большак» Нона Мордюкова, звуки деревни, Оберег «Колесо», звуки балалайки, для игры «Дударь»

        Оборудование: шаблон телефона, конверты с фрагментами национальных костюмов.

Ход занятия

Звучит песня «На тот большак…»

-Здравствуйте, ребята! Вместе с привычным школьным звонком нас позвала сегодня на урок народная музыка. Это не случайно. Песня, которую мы прослушали сегодня содержит слово которое не каждому из вас сразу станет понятным, это слово «большак». Давайте подумаем, что значит это слово?

Всем известно, что в популярной песне речь идет о дороге. Но мало кто знает, что слово «большак» (широкая дорога) – имеет курские корни!

-Тема, нашего сегодняшнего внеурочного занятия «Неповторимый курский говор»

-А, что значит слово говор?

Го́вор — это разновидность языка, используемая в общении небольшой, как правило, территориально связанной частью носителей данного языка.

- Мы отправимся в удивительное путешествие: из города перенесёмся в деревню, из настоящего попадаем в прошлое. Представьте, что вы приехали в гости к бабушке и дедушке, которые живут в деревне. (Звуки природы, пения птиц, крик петухов).

«Алой», «бяша», «абы как» и «абы где» – слова и выражения, которые многие куряне до сих пор используют в речи повседневно. Жители области уже так привыкли изъясняться на таком «русском курском», что и не задумываются о происхождении этих слов. Так называемый местный диалект – речь, характерная только для Курщины – названия действий, предметов, явлений окружающего мира возникли десятки лет назад и передаются из поколения в поколение.

Первая станция нашего путешествия «Разговорово»

Просмотр выступления фольклорного ансамбля Поверье Курский хоровод. https://youtu.be/ABOiRH20Ku0

-Мы сейчас просмотрели выступление курского ансамбля, здесь отражена специфика говора, костюмов, танцев.

- Что особенного в исполнении песни вы заметили?

В Курской,  Тамбовской,  Рязанской и других областях, расположенных к югу от Москвы употребляется  южное  наречие, акающий  говор  [акно],  [карова].

Как любой другой диалект, наш говор привычен только его носителям – курянам. Гости города зачастую вообще не понимают, что такое «накинуть башлык», «сварганить по-шустрому» или «взять в моду покупать все внатяг». А ведь это всего лишь означает «надеть капюшон», «сделать что-либо быстро» и «часто приобретать облегающие вещи».

Есть и редко используемые курянами, распространенные, в основном, в сельской местности оригинальные словечки. Так, «азиятка» – широкая юбка, «анадысь» – вчера, на днях, «барабуля спокон веку не родилась» – никогда не выращивался картофель, «баркан» – морковь, а «варенка» или «бурак» – свекла.

Всего в русском языке насчитывается около 4 тысяч говоров. В нашей области изучением «русского курского» занимается специализированная лаборатория на базе Курского государственного университета. Ее сотрудники ведут кропотливую работу по сбору слов и выражений, отслеживают новые тенденции в речи земляков. Летом им помогают студенты, выезжающие на полевые практики, учителя сельских школ, местные краеведы.

Первое задание, которое нам предстоит выполнить, чтобы продолжить наше путешествие. На доске вы видите слова, их нужно распределить в 2 группы, слова общеупотребимые и диалектные встречающиеся в курском говоре.

Волк, бурак, вода, яво, ихний, печь, рушник, уха, полотенце, большак, ложка, анадысь.

Вы выполнили задание, а значит мы можем продолжать наш путь в курскую деревню.

Следующая станция «Наряжальная»

Давайте, обратимся к народному костюму. Опишите его. Вспомните видео которое мы смотрели в начале урока.

Рассмотрим иллюстрации представленные на слайде.

- Какие цвета преобладают в костюме?

- Обратите внимание на вышивку, какие узоры вы видите?

В народном костюме обязательно обшивали рукава, подол платья и пояс, это делали что бы избежать сглаза.  Мужчины подвязывали рубаху поясом, опоясывание было обязательным элементом народного костюма.

Следующее задание, которое вам предстоит выполнить лежит прямо перед вами. У вас на парте конверт, откройте его и соберите народные костюмы, мужской и женский. (Работа в парах)

Физминутка

А, теперь отдохнем и пустимся в курскую пляску. Повторяйте движения за мной (дети разучивают движения курской пляски под народную песню Оберег «Колесо»)

На следующем этапе нашего путешествия в прошлое обратимся к устному народному творчеству. (на слайде обложки книг курских сказок).

 Это станция «Сказочная».

- Перечислите сказки которые мы читали на уроках или во время летних каникул?

       -Как вы думаете, почему в сказках, песнях, частушках нередко встречаются диалектные слова?

 Сказки, частушки, песни – жанры фольклора, их сочиняет народ, а диалекты употребляет простой народ, чаще в деревнях. Поэтому в фольклоре мы часто встречаем диалектные слова.

Сейчас отрывок одной из сказок мы прочитаем по ролям. Но сказка эта не простая, эта сказка которую сочинили в курской губернии, в ней мы встретимся с особенным языком, с большим количеством необычных для нас слов, будьте внимательны.

Никола-дурак

Жил один мужичок. В няво было два брата. Tе были умные, а он дурак. Вот яму нечем было кормитца. Яму жана отдала своё платья. «На, – говорит, – продай (яво), проси сто рублёв». Он позабыл, что надо просить сто рублёв. Там, кто у няво не спрося на базаря: «Что дать за платья?» – «Сто копеек». Купили у няво.

Ведуть волка продавать. Он спрашиваить: «Что дать за волка?» – «Сто копеек». Он узял и отдал. Привёл волка домой и говорить: «Вот табе, жана, продал платья за волка». Она яво изругала. – «Ну, гырть, поставь-ка в печку вару!» Она поставила. Он узял этим варом облил волка так, что с няво шерсть послезла.

Пошёл к братьям и говорить: «Братья!» Они сказали: «Что, дурак?» – «Да что, гырть, у мене есть штука!» – «Какая?» – «Да с того свету пришла! В мене было четыре овчёнки. Я их пустил на ночь туда. Нараня устал, там их Бог знать сколькя, не перешшитаешь!» Братья яму сказали: «Дай нам на ночь. Вот табе две тысячи рублёв».

Один брат узял яво да загнал к овцам. Нараня устал, и там овец ничяво нету. Он их усех поел. Он узял и отдал яво другому брату и не сказал, что он у няво поел усех овец. Там брат пустил яво к овцам. Нараня устаёть, там ни одной овечки нету. И говорить с братом: «Давай за это утопим!»

Пошли. Посадили яво у мешок. Прорубили пролубку.

– «Пойдём же теперь по колу возмёмь, чтоб нам яво уместя пхать! А то если одному пхнуть, то один будя грешен». Пошли. А дурак закричал: «Ой, братцы! Ня вмею ни читать, ни писать, хочуть на царство сажать!» Ехал барин на тройки бурых. Подскочил к няму и говорить: «Что ты кричишь?» – «Да как жа мне не кричать – не умею ни читать, ни писать, а за чтой-то мене хочуть на царство сажать». – «Посадитя мене. Я вмею читать и писать. Вот табе тройка лошадей». Дурак завязал яво у мяшок, сел и уехал.

Братья пришли, скапнули яво у воду и пошли. А дурак пришёл к ним и говорить: «Посмотритя-ко, я жив. Вы как мене туда вопхнули, а я закричал: «Бур, бур!» Накупил сабе там тройкю лошадей, бурых». Те братья сказали жёнам: «Вопхнитя нас у речку!» Жёны пошли, вопхнули их. Они там закричали: «Бур, бур!» А жёны и гoвoрять: «Ловитя там и бурых, и пегих, и всяких, какия толькя попадутца!» Там они и остались.

Вот жёны и говорять: «Давайтя яво у мешок завяжем, на речки пральниками (вальками) будем колотить». Завязали. Пошли за пральниками. А он закричал: «Ня вмею ни судить, ни рядить, хочуть у судьи становить».

Едет купец и говорить: «Я, говорить, умею и судить, и рядить. Поставь меня у судьи». Он завязал яво у мешок. А сам сел на яво лошадь и уехал.

Жёны пришли и узяли этого купца колотить пральниками. Дурак выскочил и закричал: «Разбой! Бабы мужика убили!» Сбежалси народ. Их сичас схватили, посадили у острог.

А он стал жить-поживать да добра наживать.

Источник: https://needlewoman.ru/articles/skazki-kurskogo-kraya-spisok.html

- Легко ли вам было читать эту сказку? Почему возникали сложности?

Где мы можем посмотреть значения непонятных нам слов?

Изображение «Толкового словаря живого великорусского языка   В. И. Даля»).

В данной сказке нам встретилось много слов, которые мы используем каждый день, давайте попробуем «расшифровать» все слова.

 Молодцы, вы отлично справились с этим заданием.

Следующий пункт нашего путешествия, станция «Игральная»

 Сейчас мы создадим образ курской деревни с помощью элементов народных костюмов, музыкальных инструментов представленных в нашем кабинете и сыграем в русскую народную  игру «Дед Дударь».

 Выбираем "Дударя", будем ходить по кругу, взявшись за руки, и петь. Пропев песню, спрашивают:

-Дударь, Дударь, что болит?

-Рука (нога, уши, голова, спина, пятка соседа, нос соседа и т.д.)

Все находящиеся в хороводе берутся за "больное" место и опять идут по кругу с песней, которая повторяется 3-4 раза. Когда в очередной раз у "Дударя" спрашивают: "Что болит?", он отвечает: "Здоров. Вас ловлю!" Кого поймает, тот становится на его место.

 

Дударь, дударь, дударище.

Дударь, дударь, дударище.

Старый, старый старичище

Его под колоду, его под гнилую.

-Дударь, дударь что болит?

-Рука (нога, голова, правое ухо, нос соседа, пятка соседа слева и т. д.)

Поиграли, поплясали. Вот так весело мы и добрались до конца нашего пути.

Давайте подведем итоги нашего путешествия.

Отличается ли курский говор от современного языка?

Какие отличительные черты курского говора вы запомнили?

Ребята, тем и интересен курский говор, что он своеобразен, певуч, неповторим. И потому до сих пор в селах он не просто слышен, а это часть жизни курян. Даже образованные люди, знающие хорошо культуру речи, в быту общаются на местном диалекте. Помните и чтите свои корни, любите свой край.

А, так как мы   с вами перенеслись в деревню и путешествие наше подошло к концу, напишите мамам смс сообщение на моделях телефонов которые лежат у вас на столе, как прошло ваше путешествие и что больше всего запомнилось.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе«Распознать, выявить, раскрыть, выпестовать в каждом ученике его неповторимо индивидуальный талант…»

Издавна говорят, что душа учителя – это совесть народа. Добрая, совестливая, ласковая душа педагога, находящаяся в неустанном творческом поиске, становится формирующим стержнем каждого его ученика и с...

Классный час "Я неповторимый" Родительское собрание "Поощерение и наказание"

Классный час "Я неповторимый"   Родительское собрание "Поощерение и наказание"...

Святыня земли Курской. Курская Коренная икона Божией Матери.

Святыня земли Курской. Курская Коренная икона Божией Матери...

Творческая научно-практическая работа: "Песок - Песчинка неповторимое чудо природы"

В работе представлены материалы по истории  использования песка в производстве стекла,строительстве, здравоохранении, искусстве. Практическая часть работы показывает, как происходиточистка воды в...

Неповторимый русский романс.

Этот праздник поможет ребятам окунуться в чудесный  мир русского романса, познакомит с историей его создания. ...

Конспект внеурочного занятия. «Святые места Курского края. Монастыри Курской епархии»

Тема: «Святые места Курского края. Монастыри Курской епархии»...

«Певец земли Курской (к 90-летию со дня рождения Льва Николаевича Боченкова, курского поэта и журналиста)»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Сегодня все ужасы войны ощутили на себе жители  Донбасса....