Виды функциональной грамотности обучающихся, формируемые на уроках в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Белякова Е. А.

Виды функциональной грамотности обучающихся, формируемые на уроках в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_vidy_funktsionalnoy_gramotnosti.docx251.87 КБ

Предварительный просмотр:

Виды функциональной грамотности обучающихся, формируемые на уроках в начальной школе

БОУ г. Омска «СОШ № 132».

Белякова Е. А.

Слайд 2

Умения и качества необходимые человеку 21 века:

C:\Users\ДСК\Searches\Desktop\

Слайд 3

С 1 сентября 2022 года начальные классы школ России перешли на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).

Слайд 4

Функциональная грамотность является одним из составляющих обновлённых ФГОС.

Слайд 5

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»?

Слайд 6

Термин «Функциональная грамотность» далеко не новый, он был введен в 1957 году в документах ЮНЕСКО, наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность». «Грамотность» - это навыки чтения, письма, счёта и работы с документами. «Минимальная грамотность» - это способность читать и писать простейшие сообщения. Функциональная грамотность – совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем.

Слайд 7

Однако, время, развитие науки и техники внесло свои коррективы в развитие и функциональной грамотности, и самого понятия о ней.

Президент МОО (межрегиональная общественная организация) «Школа 2100 А. А. Леонтьев дает такое определение «Функциональная грамотность способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Слайд 8

Функциональная грамотность простыми словами — это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе.

Слайд 9

«Функциональная грамотность» с точки зрения ученика начальной школы – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Слайд 10

В функциональную грамотность входят 6 направлений: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, креативное мышление, глобальные компетентности.

Слайд11

В ходе международных оценочных исследований в рамках TIMSS, PIRLS оцениваются три области функциональной грамотности: грамотность в чтении, математическая, естественнонаучная грамотность. В начальной школе упор делается на развитие этих направлений.

Слайд 12

Читательская грамотность – это способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм, для целей, требуемых обществом и ценных для индивида.

Слайд 13

Читательская грамотность это базовый навык ФГ - это гарантия успеха в любой предметной области, основа развития ключевых компетентностей.

Слайд 14

Одни из самых распространённых запросов от родителей к педагогам – «Наши дети не умеют читать», «Ребёнок прочитал толстую книгу и ничего не может о ней рассказать». Получается, что навык чтения и умение читать – вовсе не одно и то же. Алексей Леонтьев говорил, что функциональная грамотность – это прежде всего умение работать с информацией.

Слайд 15

Основа формирования читательской грамотности – это работа с текстом. Эффективно зарекомендовала себя технология правильного типа читательской деятельности. Я не буду на ней подробно останавливаться, так как каждый из на с ней хорошо знаком.

Упражнения для развития навыка быстрого чтения: «Чтение наоборот», «Текст с наложением», «Текст перевёртыш», «Текст с закрытым шрифтом наполовину».

Слайд 16

Приёмы для формирования читательской грамотности в 1 классе

#1053;айди и прочитай 5 слов, начинающихся на букву Р:

РАКЕТАРЫБААНАНАСДЕТИРЕБЯТА

2. Прочитай слова без лишнего слога: кородава, сокабака, молгуклоко, сокрарока, машидамна, гошинрод и т.д.

Слайд 17

3. прочитать слова, которые составлены из первых слогов (соловей, барабан, карамель);

добавить в слова определенную гласную, чтобы получилось слово (грд, млк, мрз, млтк – в данном примере вставляем букву О);

сложить слово из перепутанных букв (касоаб – собака)

Слайд 18

В послебукварный период обучения чтению детям можно предложить следующее задание:

- прочитайте загадку, отбросив иностранные буквы:

DYUВHFЕWPСXZЬSДUIGЕFНRLЬSСQLUПZVИSТDАWRНDQОWЧIJЬZЮSGГRОLDРSFИWТJQ

(Весь день спит, а ночью горит. Фонарь)

Слайд 19

Для смыслового обучения чтению можно предложить следующее задание:

Прочитайте пословицу правильно:

Здоровому - грач не нужен.

Лес рубят – кепки летят.

Слезами морю не поможешь.

Старый круг лучше новых двух.

Ус - хорошо, а два лучше.

Труд кормит, а пень портит

Слайд 20

Начиная со 2 класса задания усложняются:

- задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.

Слайд 21

Приём «Тексты с "хвостами"» - незавершенные предложения, которые ребенок должен будет закончить по смыслу.

Примером может послужить рассказ Л.Н. Толстого «Жучка»:

Несла Жучка её тень.

Глядь, в воде что в воде не тень, а Жучка и кость.

Пришло Жучке на ум, кость через мост.

Она и пусти свою кость, а своя ко дну пошла.

Ту не взяла, чтобы ту взять

Слайд 22

Приём «Чтение по частям»

●Приём «Реклама книги»

●Приём «Создание диафильма»

●Приём «Драматизация»

●Приём «Крестики-нолики»

●Приём «Ромашка вопросов»

Слайд 23

Прием «Кольца Венна». В ходе работы необходимо выявить, что у объектов общего, в чем различие. Колец должно быть столько, сколько сравнивается объектов. Например, так можно сравнить части речи, материки, природные зоны, царства живой природы, планеты Солнечной системы

Слайд 24

Педагогические техники: «Кубик Блума»

Слайд 25

«Приём ложная альтернатива»

Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать. Например:

  • Сколько будет 8 + 4: 11 или 13 ?
  • Что растет не березе - яблоки или груши?
  • Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?
  • Кто быстрее плавает - котенок или цыпленок?
  • Столица России - Париж или Минск?
  • Какие звери живут в Африке –
  • мамонты или динозавры?

Слайд 26

Приём «да – нет»

На уроке по изучению темы « Морфология» загадывается определенная часть речи, и ребята начинают задавать учителю вопросы:

Это самостоятельная часть речи? - да;

Она обозначает признак предмета? – нет;

Эта часть речи склоняется? – да;

Это самая многочисленная часть речи? – да.

Ребята делают вывод, что это существительное.

Слайд 27

Тонкие вопросы

Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли …?

Верно ли …? Было ли …? Как звали …? Согласны ли Вы…?

Толстые вопросы

Дайте несколько объяснений, почему...?

Почему Вы считаете (думаете) …?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Слайд 28-29

«Древо мудрости»

Сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.
Данная технология предусматривает проведение тематического урока в форме игры.

Слайд 30

C:\Users\Любовь\Desktop\семинар функц грамотность\

Слайд 31

Информация из билетов.

Вопросы:

По содержанию и проблемные вопросы: В какое время надо выйти из дома, успеет ли на спектакль после школы и т. д.

Слайд 32

Математическая грамотность – способность распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические факты и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты решения.

Слайд 33

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики возможно через решение задач. В любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления.

Слайд 34-45

Сюда же можно привести решение ребусов, решение логических задач, числовые последовательности, задачи с подвохом, задачи из повседневной жизни.

Слайд 46

Естественнонаучная грамотность – позволяет человеку использовать теорию на практике и на основе этих знаний уметь описывать и объяснять явления, прогнозировать их развитие. Процесс обучения естествознанию в начальной школе призван обеспечить учащихся не только необходимыми общими естественнонаучными знаниями, а ещё и умениями применять эти знания в жизненных ситуациях.

Слайд 47

Типичное комплексное задание по ВПР включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Например (показ на слайдах)

Слайд 48-50

Составление кластеров, задания на анализ и синтез

Слайд 51

Задание 1.

Вид деятельности: рассуждение

Формируемое умение: интерпретировать и использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе, делать выводы.

Вася очень обрадовался, что мог своими знаниями помочь родителям во время прогулки по лесу. Ведь компаса нет, а вокруг все одно на другое похоже.

Вася рассказал родителям, как можно справиться без компаса, чтобы определить север и юг. Какие утверждения Васи являются верными?

  1. Лишайники и мхи предпочитают «селиться» на камнях и деревьях с северной стороны.
  2. Кора у березы чище и белее с северной стороны.
  3. Муравейник с северной стороны относительно дерева.
  4. Грибы предпочитают расти с северной стороны пня или дерева.

Ответ: 1,4

Слайд 52

Задание 2

Вид деятельности: применение

Формируемое умение: находить и выбирать графическую информацию, изложенную в явном виде.

На каком рисунке знаками отображена погода в тот день, когда температура воздуха опустилась ниже 10 градусов мороза? Укажите букву, которой обозначен этот рисунок. Составьте описание погоды в этот день.

Ответ: А, в этот день была пасмурная погода, шёл снег, дул юго-восточный ветер, температура воздуха была минус 16 градусов, влажность воздуха – 74%.

Слайд 53

Задание 3.

Вид деятельности: знание

Формируемое умение: находить и выбирать информацию, изложенную в явном виде.

После посещения планетария Платон рассказал одноклассникам о планетах земной группы. Ближе всех к Солнцу на расстоянии 58 млн. км находится Меркурий. Его диаметр меньше, чем у других планет. Вторая от Солнца планета – Венера. Она расположена на 50 млн. км дальше от Солнца, чем Меркурий.

На небе эта планета видна как яркая звёздочка голубоватого цвета.

На третьей от Солнца планете живём мы с вами.

А последняя планета земной группы удалена от центра нашей планетной системы на 227 млн. км

Рассмотри таблицу и запиши недостающие данные.

Планета

Расстояние от Солнца, млн. км

58

Венера

150

Марс

Слайд 54

Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях.

Слайд 55-59

Примеры заданий

Слайд 60

Креативное мышление – это умение смотреть на вещи с уникальной точки зрения, замечать неочевидные закономерности, подходить к решению проблем нетрадиционно и использовать воображение при выполнении задач.

Слайд 61

Глобальные компетенции – это способность

— критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

— осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

— вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Слайд 62

Хочу остановиться на курсе внеурочной деятельности, который появился у нас в этом году «Функциональная грамотность». Очень полезный курс. Продуманы задания, ничего самим придумывать не нужно. Единственная пока трудность, это то, что нужно потратить время, на создание презентации.

Слайд 63

При формировании функциональной грамотности учащихся учителям начальных классов надо помнить.

1. Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете.

2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик - завтрашний активный член общества.

#1059;чите детей учиться.

#1053;еобходимо чаще использовать вопрос "почему?", чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.

5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике.

6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.

Закончить свое выступление хочу словами Джона Хиббена президента Принстонского Университета с 1912-1932 гг «Образование — это умение правильно действовать в любых житейских ситуациях.» То есть образование – это функциональная грамотность.

Слайд 64

Хочу остановиться на курсе внеурочной деятельности, который появился у нас в этом году «Функциональная грамотность». Очень полезный курс. Продуманы задания, ничего самим придумывать не нужно. Единственная пока трудность, это то, что нужно потратить время, на создание презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами....

Мастер класс «Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»

laquo;Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Немног...