"Мой край-моя Югра"
методическая разработка (2 класс)

Пяткова Анастасия Сергеевна

Программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2020-2021_robototehnika_2_klass.docx37.36 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 ИМЕНИ Л.И.ЗОЛОТУХИНОЙ

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

_____________/ ___________________

Протокол №_______________________

заседания МО от___________________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________/__________________    

Протокол №_______________________

заседания МС от___________________

УТВЕРЖДЕНО

Директор

_______________/_____________

Приказ №____________________

от___________________________

Учебный предмет: робототехника

Класс: 2-е классы

Учитель: Пяткова А.С.

Срок реализации программы – 2020-2021 год

Количество часов по учебному плану:

всего –34/ч год; 1ч/неделю

                                                                             РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Сургут 2020 г.

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Робототехника» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- письмом Министерства образовании и науки от 12 Мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

- Положением о внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 4 имени Л.И. Золотухиной.

Школа – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Конструирование и робототехника в школе – это продуктивная форма работы с детьми младшего школьного возраста. Актуальность данной программы обосновывается широким распространением робототехники в окружающем нас мире: от лифта в доме до производства автомобилей. Программа «Робототехника» приглашает ребят войти в увлекательный мир роботов, погрузиться в сложную среду информационных технологий. Программный  комплект «ТехноЛаб» отличается дружественным интерфейсом, позволяющим ребенку постепенно превращаться из новичка в опытного пользователя. Робототехника позволяет учащимся:

∙ совместно обучаться в рамках одной команды;

∙ распределять обязанности в своей команде;

∙ проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;

∙ проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;

∙ создавать модели объектов и процессов;

∙ видеть реальный результат своей работы.

Изучение робототехники является важным и далеко смотрящим проектом, способным развить и приумножить навыки и увлечения подрастающего поколения к инженерным специальностям, а также сформировать теоретические и практические навыки в области моделирования, конструирования, программирования.

Программа по внеурочной деятельности «Робототехника» для учащихся 2 классов составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного образования под редакцией

В.А.Горского (4-е изд.-М.: Просвещение, 2014 г.). учебно-методического пособия «Основы робототехники. VEX IQ» (Каширин Д.А., 2016 г.), а также рекомендаций по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011. № МД1552/03).  Программа переработана и дополнена.

Цель программы – создание условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся в области конструирования и робототехники.

Основные задачи:

- дать учащимся необходимый объём знаний, умений и навыков в области конструирования и робототехники;

- развить творческие, конструкторские, инженерные способности;

- сформировать у учащихся практические умения и навыки (чистота интонирования, артикуляция и дыхание);

- повысить уровень знаний детей в области технической культуры, развить их технические  представления;

- воспитать у детей инженерное видение, проектную культуру, умение работать в коллективе, настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей учебного процесса, ответственность за исследовательский результат.

Программа имеет техническое направление, является частью основной образовательной программы основного общего образования школы, входит в состав плана внеурочной деятельности и рассчитана на 1 год обучения, 1 час в неделю (35 ч. в год).

Данная программа разработана для учащихся 2 класса. В эту возрастную группу входят дети 7-8 лет.

В процессе решения практических задач и поиска оптимальных решений школьники осваивают понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности, а также передачи движения внутри конструкции. Изучая простые механизмы, дети учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию. Обучающая среда позволяет учащимся использовать и развивать навыки конкретного познания, строить новые знания на привычном фундаменте.  У учащихся, занимающихся конструированием, улучшается память, появляются положительные сдвиги в улучшении почерка (так как работа с мелкими деталями конструктора положительно влияет на мелкую моторику), речь становится более логической. Образовательная система предлагает такие методики и такие решения, которые помогают становиться творчески мыслящими, обучают работе в команде. Эта система предлагает детям проблемы, дает в руки инструменты, позволяющие им найти своё собственное решение. Благодаря этому учащиеся испытывают удовольствие подлинного достижения. Методическая основа программы  – деятельный подход, т.е. организация максимально продуктивной творческой деятельности детей. Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер, но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера, проектов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Предметными результаты:

- простейшие основы механики;

- виды конструкций однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;

- технологическая последовательность изготовления несложных конструкций;

- анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

- самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;

- реализовывать творческий замысел;

- формировать свою информационную и алгоритмическую культуру; формировать представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;

- развивать основные навыки и умения использования компьютерных устройств;

- формировать представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель и их свойствах.

Метапредметные результаты:

- определять, различать и называть детали конструктора;

- конструировать по условиям, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

-  перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;

- работать по предложенным инструкциям;

- излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

-  определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

- работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке;

- работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности;

- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; владеть основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Личностные результаты:

- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

- называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

- понимать роль информационных процессов в современном мире;

- самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы;

- осознавать чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

-  повышать свой образовательный уровень и продолжить обучение с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

Формы и методы обучения

Основная форма обучения  - групповое занятие (очной, очно-заочной или дистанционной форме).

Дополнительными формами занятий являются:

- просмотр видеозаписей мастер-классов и обучающих курсов;

- посещение тематических экскурсий;

- конкурсы.

На занятиях используются следующие методы обучения:

- наглядно-слуховой;

- наглядно-зрительный;

- словесный (рассказ, беседа);

- практический (показ приемов исполнения, импровизация)

- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)

- методические игры.

В рамках реализации данной программы используются современные образовательные технологии: информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные, игровые, здоровьесберегающие.

Предполагаемые результаты реализации программы

К концу курса обучения учащиеся научатся:

Первый уровень:

- принцип успешности;

- принцип творческого развития;

- принцип гармонического воспитания личности.

Второй уровень:

- формирование осознанного восприятия технических элементов;

- иметь четкое представление о специфике механизмов и движения;

- знать основные приемы робототехники.

Третий уровень:

- самостоятельно создавать сборные детали и механизмы;

- уметь совершенствовать и программировать модели;

- видеть другие сферы применения своим знаниям умениям и навыкам.

Ценностные ориентиры содержания курса

Одним из результатов внеурочной деятельности является решение задач воспитания – осмысление и присвоение школьниками системы ценностей.

Ценностные ориентиры объединения «Робототехника» соответствуют основным требованиям Стандарта: патриотизм – любовь к Родине, своему народу; гражданственность – долг перед Отечеством; личность – саморазвитие совершенствование, самоуважение, достоинство, любовь к жизни, способность к личностному и нравственному выбору; труд и творчество – уважение к труду, творчество, целеустремлённость и настойчивость; наука – стремление к познанию и истине, научная картина мира; природа – экологическое сознание; человечество – мир во всём мире, уважение культур и народов.

Стимулирование творческой деятельности, поощрение:

- создание мобильных стендов, посвященных победителям и призерам школьных, муниципальных и региональных олимпиад, конкурсов;

- публичное своевременное поощрение учеников-победителей (линейки, вручение грамот, дипломов);

- вручение благодарственных писем родителям за их заслуги в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, линейках.

Основное содержание программы

Вводное занятие. Знакомство с детьми. Объяснение целей и задач, режима работы, инструктаж по ТБ.

  1. Инженерия и робототехника.

Основы инженерии; специальные области инженерии; роботы; автономные, гибридные и телеуправляемые роботы.

  1. Знакомство с образовательным конструктором VEX IQ.

Планки и соединители; шестерни и ролики; пластины и резиновые ремни; контроллер робота; джойстик.

  1. Мой первый робот.

Логические выражения; таблицы и текстовые задачи; движение робота; захват предметов; испытание робота.

  1. Простые механизмы и движение.

Сила и гравитация; трение и наклонная плоскость; маятник и центр вращения; простое колебание; простые механизмы.

  1. Испытание установки «Цепная реакция».

Устройства с цепной реакцией; ступень цепной реакции; пусковой механизм; неприводное устройство; приводное устройство.

  1. Умные механизмы.

Зубчатая передача и шестерня; объектный манипулятор; подъемный механизм; датчик расстояния и контактный индикатор; программирование.

  1. Проектная деятельность.

Система управления; составление алгоритмов; тестирование алгоритмов; проектный отчет; презентация проекта. 

Учебно-тематический план

Наименование разделов

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Вводное занятие

1

1

1

Инженерия и робототехника.

4

1

3

2

Знакомство с образовательным конструктором VEX IQ.

5

1

4

3

Мой первый робот.

5

1

4

4

Простые механизмы и движение.

5

1

4

5

Испытание установки «Цепная реакция».

5

1

4

6

Умные механизмы.

5

1

4

7

Проектная деятельность.

5

1

4

Итого:

35

8

27

Календарно - тематический план

Наименование раздела/темы

Количество часов

Группа 1

Группа 2

Дата

Дата

план

факт

план

факт

1

Вводное занятие

1

                                           Инженерия и робототехника.

2.

Основы инженерии.

1

3.

Специальные области инженерии.

1

4.

Роботы.

1

5.

Автономные, гибридные и телеуправляемые роботы.

1

                                                     Знакомство с образовательным конструктором VEX IQ.

6.

Планки и соединители.

1

7.

Шестерни и ролики.

1

8.

Пластины и резиновые ремни.

1

9.

Контроллер робота.

1

10.

Джойстик.

1

                                                                                                              Мой первый робот.

11.

Логические выражения.

1

12.

Таблицы и текстовые задачи.

1

13.

Движение робота.

1

14.

Захват предметов.

1

15.

Испытание робота.

1

Простые механизмы и движение.

16.

Сила и гравитация.

1

17.

Трение и наклонная плоскость.

1

18.

Маятник и центр вращения.

1

19.

Простое колебание.

1

20.

Простые механизмы.

1

Испытание установки «Цепная реакция».

21.

Устройства с цепной реакцией.

1

22.

Ступень цепной реакции.

1

23.

Пусковой механизм.

1

24.

Неприводное устройство.

1

25.

Приводное устройство.

1

Умные механизмы.

26.

Зубчатая передача и шестерня.

1

27.

Объектный манипулятор.

1

28.

Подъемный механизм.

1

29.

Датчик расстояния и контактный индикатор.

1

30.

Программирование.

1

Проектная деятельность.

31.

Система управления.

1

32.

Составление алгоритмов;

1

33.

Тестирование алгоритмов;

1

34.

Проектный отчет;

1

35.

Презентация проекта.

1

Итого

35

Список использованной литературы

  1. Закон Российской федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ с изменением от 21.07.2014 г.
  2. Постановление Правительства от 15 апреля 2014 г. №295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации. Развитие образования на 2013-2020 годы»
  3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.; под редакцией В.А.Горского. - 4-е изд.-М.: Просвещение, 2014.
  4. Паронджанов В. Д. Как улучшить работу ума: Алгоритмы без программистов — это очень просто! — М.: Дело, 2001.
  5. Каширин Д.А. Основы робототехники VEX IQ – М.: Издательство «Экзамен», 2016.

WEB-ресурсы:

1. http://www.membrana.ru.

2. http://www.3dnews.ru 

3. http://www.all-robots.ru 

4. http://www.ironfelix.ru 

5. http://www.roboclub.ru 

6. http://www.robot.ru 

7. http://www.rusandroid.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

олимпиадные задания по экологии для начальной школы " Мой край - Югра"

Представлены олимпиадные задания для учащихся 2-4 классов начальной школы по экологии на тему: " Мой край - Югра"...

Олимпиада по экологии родного края "Югра" для 3 - 4 классов

разработала вопросы по экологии родного края "Югра"...

Мой край - Югра

Интегрированный курс краеведения “Мы – дети природы” является неотъемлемой составляющей образовательного компонента “Окружающий мир”, представлен предметом “Краевед...

Интегрированная программа по краеведению "Наш край - Югра"

Программа предназначена для обуающихся 2 классов и включает основные направления урочной, внеурочной и внешкольной деятельности....

Приложение к приказу. Итоги участия 4 классов в викторине "Мой край - моя Югра"

Приложение к приказу. Итоги участия 4 классов в викторине "Мой край - моя Югра"...

"Мой край-моя Югра"

Дополнительная общеобразовательная программа...