"Мой край-моя Югра"
методическая разработка (3 класс)

Пяткова Анастасия Сергеевна

Дополнительная общеобразовательная программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_kray_moya_yugra.doc219.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4

имени Л.И. Золотухиной

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

 _____________________

Протокол №_____

от_____________2022 года                                

СОГЛАСОВАНО 

Зам. директора по УВР

_______________________

Протокол №_____

от_____________2022 года

УТВЕРЖДАЮ 

Директор МБОУ СОШ № 4

имени Л.И. Золотухиной

______________________

Приказ №______________

от_____________2022 года

        

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Мой край-моя Югра»

Туристско-краеведческая направленность

Змановская Анастасия Сергеевна

Ф.И.О педагога реализующего программу

Возраст обучающихся 7-12 лет

Количество часов:

В год 68 ч; в неделю 2

Рабочая программа разработана на основе программы «Краеведение. История школы» под авторством М.С.Епанчинцева

Сургут, 2022

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа №4 имени Ларисы Ивановны Золотухиной

Название программы

Мой край, моя Югра

Направленность программы

туристско-краеведческая

Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу

Змановская Анастасия Сергеевна

Год разработки

2022

Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа

Методический совет МБОУ СОШ№ 4 имени Л. И. Золотухиной

Цель

Формирование смысловых установок, способов и первичного опыта развития у себя основ культуры устойчивого развития, предусматривающей изучение, сохранение и приумножение природного и культурного наследия своего края, во взаимосвязи ее общественной и личностной проекции

Задачи

1. организовать процесс усвоения знаний о природных богатствах, быте, традициях коренных народов Югры, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве;

2. развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

3. формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине;

4. овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией;

5. ознакомление учащихся с технологией проектной деятельности, умению применять данную технологию в самостоятельной работе;

6. выявление одарённых детей, склонных к научно-исследовательской работе, предоставление им возможностей для реализации своих способностей;

Ожидаемые результаты освоения программы

1. По итогам обучения в 1 полугодии дети должны знать понятие «краеведение»; название своего округа, города, посёлка; народы, населяющие Югру (8-12 названия);

жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы, и их типичных представлений (8-10 дерева, 6-10 кустарника, 10-20 травянистых растений); уметь: вести самостоятельные наблюдения в природе; называть жилища быта (домашняя утварь) народов Югры;

2. По итогам обучения во 2 полугодии, дети должны знать типичных представлений животного мира следующих групп: зверей, птиц, рыб, насекомых (8-12 представлений); основные правила поведения в природе; традиционные занятия коренных народов Югры; уметь: узнавать в окружающем мире изученные растения и животных; рассказывать о природе своего края;  подкармливать птиц; соблюдать правила поведения в природе; рассказывать о традиционных занятиях коренных народов нашего края.

Срок реализации программы

1 год

Количество часов в неделю / год

2 часа в неделю

68 часа в год

Возраст обучающихся

7-12 лет

Формы занятий

Очная, возможно с применением дистанционных образовательных технологий. В период временных ограничений, связанных с эпидемиологической или климатической ситуацией, в течение которой федеральными и/или региональными и/или местными правовыми актами устанавливается запрет и/или ограничение на реализацию дополнительных общеобразовательных программ в очной форме

Методическое обеспечение

Комплекты дидактических и демонстрационных материалов, дидактические материалы (карточки, таблицы).

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

Кабинет для начальных классов, компьютер, мультимедийное оборудование, медиатека.

Пояснительная записка

Нормативно-правовые основания разработки программы

Программа разработана на основе и в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №273-ФЗ);
  • приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Концепция развития дополнительного образования, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации детей от 04.09.2014 № 1726-р;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

  • письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».    

Аннотация

В настоящее время остро ощущается необходимость патриотического воспитания школьников, изучения истории народа, культурного наследия и восстановления духовности. Любовь к родине, народу, традициям истории своей страны важно прививать с детства, поэтому целесообразно вести в школе краеведческую работу.

Программа дополнительного образования по краеведению «Мой край, моя Югра» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.   Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. Программа обучения модифицированная и рассчитана на школьников 3 класса. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.

Новизна программы состоит в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься краеведением.

Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-краеведческого наследия своей малой Родины.

Программа дополнительного образования разработана на основе программы «Югра – моё наследие», под авторством Е.Н. Дзятковской, А.Н. Захлебного и предназначена для учащихся в возрасте7-12 лет. Количество часов составляет 68 часов в год.                                                                                                      

Актуальность программы

     В настоящее время остро ощущается необходимость патриотического воспитания школьников, изучения истории народа, культурного наследия и восстановления духовности. Любовь к родине, народу, традициям истории своей страны важно прививать с детства, поэтому целесообразно вести в школе краеведческую работу.

    Краеведение имеет большое значение в патриотическом воспитании школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка — это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края.

Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего города, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

Направленность дополнительной общеобразовательной программы – туристско-краеведческая.

Уровень освоения программы: стартовый.

Отличительные особенности программы:

  • раннее приобщение к краеведческой работе, включение ребенка   в личностно-значимую творческую деятельность с целью развития творческих способностей;
  • изучение особенностей истории своей местности;
  • учет интересов учащихся, их потребностей и возможностей через применение личностно-ориентированных технологий, технологий индивидуализации и уровневой дифференциации;
  • свобода самостоятельной деятельности, в которой ребенок является непосредственным субъектом, осуществляющим все ее этапы (целеполагание, планирование, реализацию и контроль), что создает наилучшие условия для развития нравственно- волевых качеств.

Адресат программы: учащиеся в возрасте от 7 до 12 лет, не имеющие медицинских противопоказаний. Количество человек в группе – 40 человек, 2 группы.

Срок освоения программы составляет 34 учебных недель, 9 месяцев.

Объем программы составляет 68 часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы.

Режим занятий: занятия проводятся 2 раз в неделю по 2 академических часа. Продолжительность занятия в объединении – 40 минут, перерыв – 20 минут.

Форма обучения: очная, возможно с применением дистанционных образовательных технологий. В период временных ограничений, связанных с эпидемиологической или климатической ситуацией, в течение которой федеральными и/или региональными и/или местными правовыми актами устанавливается запрет и/или ограничение на реализацию дополнительных общеобразовательных программ в очной форме.

Цель: формирование смысловых установок, способов и первичного опыта развития у себя основ культуры устойчивого развития, предусматривающей изучение, сохранение и приумножение природного и культурного наследия своего края, во взаимосвязи ее общественной и личностной проекции.

Задачи:

1. организовать процесс усвоения знаний о природных богатствах, быте, традициях коренных народов Югры, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве;

2. развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

3. формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине;

4. овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией;

5. ознакомление учащихся с технологией проектной деятельности, умению применять данную технологию в самостоятельной работе;

6. выявление одарённых детей, склонных к научно-исследовательской работе, предоставление им возможностей для реализации своих способностей.

2. Учебный план.

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

I.

Раздел 1. Моя экологическая зоркость

21

8

11

Проект фото-презентация «Любимый Сургут»

Введение. Инструктаж по ТБ. Стартовая диагностика.

1

1

-

Памятка

Наука учит

4

1

3

Проект

Культуры разных народов подсказывают

3

1

1

Реферат

Мои экологические линзы

4

1

3

Таблица

Учусь управлять собой

3

1

1

Презентация

Наука учит

3

2

1

Реферат

Культуры разных народов подсказывают

3

1

2

Игра

II.

Раздел 2. Мудрость югорской природы

18

8

10

Проект фото-презентация «Любимая семья»

Целесообразность в природе

6

2

4

Презентация своего родословного дерева

Сообщество в среде – одно целое

6

3

3

Доклад

Сохранить северную природу

6

2

4

Презентация

III.

Раздел 3. Моя культура – учусь у природы

25

10

15

Проект

Приспособления человека к жизни в Приполярье

4

1

3

Реферат

История заселения Югры

3

2

1

Реферат

Учимся у природы разнообразию

4

1

3

Фотоколлаж

Питание как способ приспособления к окружающей среде

5

2

3

Стенгазета

Традиционные жилища и промыслы народов Югры

5

2

3

Презентация

Югра – регион «зелёных» технологий

4

2

2

Доклад

IV.

Раздел 4. Спасти и сохранить

4

-

4

Стенгазета

Экологическая зоркость в действии

2

-

2

Стенгазета

Акция «Спасти и сохранить»

2

-

2

Конференция, проекты

3. Содержание программы.

Введение (2 ч).

Состав содержания учебника, его ключевые «герои»: люди, дарящие свой труд и талант всем жителям края; уникальная культура края, которая создается людьми разных национальностей; уникальная природа Югры; культура жителей Югры как условие сохранения ее уникальной природы; Югорский край и его значение в благосостоянии Родины и народов мира; прошлое, настоящее и будущее Югорского края; сохранение и приумножение его культурного и природного наследия.

Раздел 1. Моя экологическая зоркость (6 ч).

Наука о Табу природы. Экологическая зоркость как знание и понимание запретов природы. Роль науки в открытии таких знаний. Табу природы на сокращение естественных сообществ и снижение природного разнообразия. Образ связи общества и природы: «Лодка жизни», которая держится на плаву благодаря дикой природе. Роль сотрудничества людей разных народов и стран по согласованному управлению «лодкой».

Подсказки культур разных народов. Экологическая зоркость как понимание наказов, наставлений и подсказок народной мудрости о том, как нужно жить, чтобы следовать Табу природы. Пословицы и поговорки разных народов Югры, отражающие Табу природы. Роль культуры угорских народов в сохранении первозданной природы Югры в течение тысячелетий. Примеры развития современной промышленности края  без ущерба для природы.

Мои экологические линзы. Экологическая зоркость как умение пользоваться экологическими линзами. Экологические линзы как способы изучения культурного и природного наследия. Правило трех «П». Правило трех «О».

Духовные качества человека, необходимые для экологической зоркости. Жадность и равнодушие как угроза природному разнообразию. Полезные привычки зеленого потребления. Зеленая школа.

Учусь управлять собой. Мера как способность к самоограничению. Нравственный вопрос: умеренность или потребительство? Экологический бумеранг как ответ природы на характер потребления.

Раздел 2. Мудрость югорской природы (8 ч).

Целесообразность в природе. Не случайность особенностей растений, животных, их сообществ в каждой местности, их связь с приспособлением живого к среде обитания. Значение изучения приспособлений растений и животных к особенностям местной природы. Способы приспособления растений и животных югорского края к короткому летнему периоду. Особенности плодородия северных почв. Приспособление растений и животных к длительному холодовому периоду. Закаленность северных растений и животных к ветрам и резкой смене погоды. Экономный образ жизни северных растений и животных. Экологическая линза «Изучай природу вместе с ее средой».

Сообщество в среде - одно целое. Разнообразие в природе как основа ее иммунитета, защиты от неблагоприятных условий. Тесная связь растений и животных сообщества между собой (пищевые и пространственные связи). Сеть связей в сообществе. Пищевые связи смешанного леса летом. Их перестройка в зимний период. Изменение сообщества по мере истощения основного источника питания (на примере пищевых и пространственных связей природного сообщества на основе выворотня).

Последствия разрыва сетей связей в сообществе. Примеры специального заселения чужих видов в сообщество и его последствия. Примеры случайного заноса чужих видов в сообщество и его последствия.

Примеры восстановления «своего» вида в сообществе. Азиатский бобр и особо охраняемые территории Югорского края.

Сохранить северную природу. Пути сохранения естественных сообществ: сохранение их разнообразия, сохранение среды обитания. Приспособленность растений и животных к среде своего обитания. Причины изменения среды обитания: естественные и связанные с человеком. Черная книга безвозвратных потерь растений и животных. Что угрожает северной природе. Красная книга Югры: почему изменяется среда их обитания. Полезные привычки по защите среды дикой природы.

Раздел 3. Моя культура – учусь у природы (13 ч).

Приспособления человека к жизни в Приполярье. Культура как способ приспособления людей к природе. Культура материальная и духовная. Особенности отношения к природе коренных угорских народов. Примеры отношения к домашнему очагу, священным животным, земле, другим народам, своей семье. Культура как кладезь знаний о способах сохранения здоровья в условиях местной природы.

История заселения Югры. История заселения северных территорий. Промысловые виды деятельности первых жителей Югры. Сибирское ханство и угорские княжества. Поход Ермака и появление первых городов. Промышленное развитие края. Особенности современного развития Югры и его перспективы.

Учимся у природы разнообразию. Природное разнообразие как среда жизни людей. Влияние разнообразия цвета, форм, звуков, запахов, вкусов, движений в природе на здоровье человека. Полезные привычки по использованию принципа разнообразия в современном образе жизни.

Питание как способ приспособления к окружающей среде. Пища как способ приспособления человека к природным условиям жизни. Особенности питания на севере, помогающие приспособиться к местной природе. Сходства и различия в питании разных народов и их причины. Вегетарианство и ограничение его распространения.

Традиционные жилища и промыслы народов Югры. Целесообразность традиционных жилищ. Их национальные особенности. Материалы изготовления. Общие черты традиционных жилищ. Принципы, северных жилищ, используемые в современных зданиях. Виды традиционных народных промыслов угорских народов. Примеры изделий из бересты, травы, древесины, кости и рогов. Вышивки, плетение поясов, циновок, изготовление деревянных изделий.

Югра - регион «зеленых» технологий. Зеленые технологии. Использование природных ресурсов и энергии с максимальной пользой. Обеспечении безопасности для окружающей среды и здоровья человека. Области применения зеленых технологий. Примеры зеленых технологий: циклическое производство, биогаз, переработка макулатуры, твердое биотопливо. Примеры зеленых технологий в жизни.

Раздел 4. Спасти и сохранить (5 ч).

Значение экологической зоркости для добрых дел. Применение экологической зоркости для изучения и сохранения природного и культурного наследия Югры (материального и духовного).

Акция «Спасти и сохранить». Цели акции «Спасти и сохранить». Примеры добрых дел в рамках акции. Проектная работа на одну из предложенных тем.

4. Планируемые результаты.

Программа обеспечивает достижение определённых личностны, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

Личностными результатами обучающихся третьего класса при изучении регионального курса являются:

- осмысленное ценностное отношение к Табу природы, а также к науке, культуре разных народов, литературе, искусству;

- мотивация развивать свою экологическую зоркость для построения совместными усилиями благополучного экомира;

- ценность полезных привычек, вырабатываемых на основе науки и культурного опыта народов края, по приспособлению к природным условиям Югры и соблюдению меры в потреблении.

Метапредметные результаты

- применять для изучения культурного и природного наследия Югры экологические линзы (правило трех «П», правило трех «О», правила «Изучай живое вместе с его средой»);

- понимать иносказательные образы взаимодействия человека с природой; находить их в фольклоре; объяснять их скрытый смысл;

- использовать в речи приемы убеждения;

- задавать вопросы на уточнение и понимание скрытых экологических связей;

- соединять научную информацию, народную мудрость и информацию из художественных произведений и делать вывод;

- взаимодействовать и помогать друг другу для достижения общей цели;

- делиться своим мнением с одноклассниками и приходить к общему выводу.

Предметные результаты

- о том, что такое экологическая зоркость;

- об особенностях северной природы и приспособления к ней природы и человека;

- о важности разнообразия в природе и принципа разнообразия в жизни человека;

- о роли природного разнообразия сообществ в формировании сети связей в них; опасности их разрыва;

- о важности сохранения среды обитания живых существ;

- о том, что угрожает среде обитания дикорастущих растений и диких животных;

- о целесообразности в природе и том, как этот принцип применяется в традиционных культурах;

- путях сохранения северной природы и здоровья человека;

- краткой истории Югорского края;

- умения называть примеры приспособления в природе, которые могут быть использованы человеком;

- доказывать последствия сокращения разнообразия в природе;

- приводить примеры зеленого потребления;

- объяснять необходимость экономии электроэнергии для сохранения среды жизни;

- называть традиционные промыслы народов, населяющих Югру.

5.Календарный учебный график.

Дата начала и окончания учебных периодов

Количество учебных недель и количество учебных дней

Продолжительность каникул

Сроки контрольных процедур

01.09.2022 – 24.05.2023

34 недель

26.10 – 08.11.2022

с 19 по 24.12.2022

с 15 по 20.05.2023

28.12 – 10.01.2023

27.03 – 04.04.2023

6. Условия реализации программы.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, игровой.

Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.

Педагогические технологии: 

1. Здоровьесберегающие технологии, основной целью которых является сохранение и укрепление здоровья учащихся в процессе обучения и воспитания. Элементы здоровьесберегающих технологий, используемые на занятиях: чередование видов деятельности; благоприятная дружеская обстановка на занятии; дозировка заданий; индивидуальный подход к каждому ребенку.

2. Личностно-ориентированное и дифференцированное обучение – применение тестов и заданий с учетом уровня физической подготовленности учащихся. Учащимся предлагаются упражнения различной степени сложности, предоставляется возможность постепенного овладения необходимыми умениями и навыками.

3. Информационно-коммуникационные технологии –демонстрация презентаций и видеороликов для улучшения мотивации к участию в тематических экскурсиях 

7. Формы организации учебных занятий.

Теоретические (лекция, беседа) и практические (игра, соревнование, турнир, самостоятельная работа).

8. Формы проведения занятий: 

  • Лекции
  • Беседы
  • Игровая
  • Презентационная.

9. Методы обучения:

  • Словесные методы.  
  • Методы наблюдения.
  • Исследовательские методы.
  • Проективно-конструктивные методы.

10. Материально-техническое обеспечение.

Кабинет для начальных классов, компьютер, мультимедийное оборудование, медиатека.

11. Формы аттестации.

Формы подведения итогов реализации программы: текущий, промежуточный и итоговый.

Средства контроля: Результат отслеживаем через игру «Что? Где? Когда?», конференцию на тему «Мой край, моя Югра».

12. Список литературы и интернет - ресурсы

  1. Закон Российской федерации «Об образовании в Российской Федерации» от29 декабря 2012 г. №273-ФЗ с изменением от 21.07.2014  
  2. Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, Т.А. Гнеушева, 2016 г. Примерная программа и тематическое планирование к региональному учебному курсу «Югра – моё наследие», 3 класс, в 2-х частях, Москва, «Центр образования и экология»
  3. Е.Н. Дзятковская, Т.А. Гнеушева, 2016 г. Методические рекомендации к учебному пособию «Югра – моё наследие», 3 класс        , «Центр образования и экология»
  4. Постановление Правительства от 15 апреля 2014 г. №295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации. Развитие образования на 2013-2020 годы»
  5. Поэзия народов Крайнего Севера и Дальнего востока России-М Северные просторы
  6. Орлова Т.К. «Мы дети природы/ Т.К. Орлова – Ханты-Мансийск: Полиграфист.
  7. Хрестоматия по краеведению для учителя. Методическое пособие по курсу краеведения для учителя.
  8. Экология для младших школьников. Рабочая тетрадь для 3 класса под редакцией кандидата биологических наук Г.Н. Гребенюк
  9. Сургутский краеведческий музей - [Режим доступа]: https://skmuseum.ru/ 
  10.  Архивный отдел города Сургута - [Режим доступа]: http://admsurgut.ru/rubric/23755/Arhivnyy-otdel 

Календарно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Количество

часов

Группа №1

План

Факт

1

Введение. Инструктаж по ТБ. Стартовая диагностика.

1

2

Наука учит

1

3

Наука учит

1

4

Наука учит

1

5

Наука учит

1

6

Культуры разных народов подсказывают

1

7

Культуры разных народов подсказывают

1

8

Культуры разных народов подсказывают

1

9

Мои экологические линзы

1

10

Мои экологические линзы

1

11

Мои экологические линзы

1

12

Мои экологические линзы

1

13

Учусь управлять собой

1

14

Учусь управлять собой

1

15

Учусь управлять собой

1

16

Наука учит

1

17

Наука учит

1

18

Наука учит

1

19

 Культуры разных народов подсказывают

1

20

Культуры разных народов подсказывают

1

21

Культуры разных народов подсказывают

1

22

Целесообразность в природе

1

23

Целесообразность в природе

1

24

Целесообразность в природе

1

25

Целесообразность в природе

1

26

Целесообразность в природе

1

27

Целесообразность в природе

1

28

Сообщество в среде – одно целое

1

29

Сообщество в среде – одно целое

1

30

Сообщество в среде – одно целое

1

31

Сообщество в среде – одно целое

1

32

Сообщество в среде – одно целое

1

33

Сообщество в среде – одно целое

1

34

Сохранить северную природу

1

35

Сохранить северную природу

1

36

Сохранить северную природу

1

37

Сохранить северную природу

1

38

Сохранить северную природу

1

39

Сохранить северную природу

1

40

Приспособления человека к жизни в Приполярье

1

41

Приспособления человека к жизни в Приполярье

1

42

Приспособления человека к жизни в Приполярье

1

43

Приспособления человека к жизни в Приполярье

1

44

История заселения Югры

1

45

История заселения Югры

1

46

История заселения Югры

1

47

Учимся у природы разнообразию

1

48

Учимся у природы разнообразию

1

49

Учимся у природы разнообразию

1

50

Учимся у природы разнообразию

1

51

Питание как способ приспособления к окружающей среде

1

52

Питание как способ приспособления к окружающей среде

1

53

Питание как способ приспособления к окружающей среде

1

54

Питание как способ приспособления к окружающей среде

1

55

Питание как способ приспособления к окружающей среде

1

56

Традиционные жилища и промыслы народов Югры

1

57

Традиционные жилища и промыслы народов Югры

1

58

Традиционные жилища и промыслы народов Югры

1

59

Традиционные жилища и промыслы народов Югры

1

60

Традиционные жилища и промыслы народов Югры

1

61

Югра – регион «зелёных» технологий

1

62

Югра – регион «зелёных» технологий

1

63

Югра – регион «зелёных» технологий

1

64

Югра – регион «зелёных» технологий

1

65

Экологическая зоркость в действии

1

66

Экологическая зоркость в действии

1

67

Акция «Спасти и сохранить»

1

68

Акция «Спасти и сохранить»

1

Итого

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

олимпиадные задания по экологии для начальной школы " Мой край - Югра"

Представлены олимпиадные задания для учащихся 2-4 классов начальной школы по экологии на тему: " Мой край - Югра"...

Олимпиада по экологии родного края "Югра" для 3 - 4 классов

разработала вопросы по экологии родного края "Югра"...

Мой край - Югра

Интегрированный курс краеведения “Мы – дети природы” является неотъемлемой составляющей образовательного компонента “Окружающий мир”, представлен предметом “Краевед...

Интегрированная программа по краеведению "Наш край - Югра"

Программа предназначена для обуающихся 2 классов и включает основные направления урочной, внеурочной и внешкольной деятельности....

Приложение к приказу. Итоги участия 4 классов в викторине "Мой край - моя Югра"

Приложение к приказу. Итоги участия 4 классов в викторине "Мой край - моя Югра"...

"Мой край-моя Югра"

Программа внеурочной деятельности...