"Мой край-моя Югра"
методическая разработка (3 класс)
Дополнительная общеобразовательная программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_kray_moya_yugra.doc | 219.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4
имени Л.И. Золотухиной
РАССМОТРЕНО Руководитель МО _____________________ Протокол №_____ от_____________2022 года | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _______________________ Протокол №_____ от_____________2022 года | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 4 имени Л.И. Золотухиной ______________________ Приказ №______________ от_____________2022 года |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Мой край-моя Югра»
Туристско-краеведческая направленность
Змановская Анастасия Сергеевна
Ф.И.О педагога реализующего программу
Возраст обучающихся 7-12 лет
Количество часов:
В год 68 ч; в неделю 2
Рабочая программа разработана на основе программы «Краеведение. История школы» под авторством М.С.Епанчинцева
Сургут, 2022
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №4 имени Ларисы Ивановны Золотухиной
Название программы | Мой край, моя Югра |
Направленность программы | туристско-краеведческая |
Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу | Змановская Анастасия Сергеевна |
Год разработки | 2022 |
Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа | Методический совет МБОУ СОШ№ 4 имени Л. И. Золотухиной |
Цель | Формирование смысловых установок, способов и первичного опыта развития у себя основ культуры устойчивого развития, предусматривающей изучение, сохранение и приумножение природного и культурного наследия своего края, во взаимосвязи ее общественной и личностной проекции |
Задачи | 1. организовать процесс усвоения знаний о природных богатствах, быте, традициях коренных народов Югры, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве; 2. развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; 3. формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине; 4. овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией; 5. ознакомление учащихся с технологией проектной деятельности, умению применять данную технологию в самостоятельной работе; 6. выявление одарённых детей, склонных к научно-исследовательской работе, предоставление им возможностей для реализации своих способностей; |
Ожидаемые результаты освоения программы | 1. По итогам обучения в 1 полугодии дети должны знать понятие «краеведение»; название своего округа, города, посёлка; народы, населяющие Югру (8-12 названия); жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы, и их типичных представлений (8-10 дерева, 6-10 кустарника, 10-20 травянистых растений); уметь: вести самостоятельные наблюдения в природе; называть жилища быта (домашняя утварь) народов Югры; 2. По итогам обучения во 2 полугодии, дети должны знать типичных представлений животного мира следующих групп: зверей, птиц, рыб, насекомых (8-12 представлений); основные правила поведения в природе; традиционные занятия коренных народов Югры; уметь: узнавать в окружающем мире изученные растения и животных; рассказывать о природе своего края; подкармливать птиц; соблюдать правила поведения в природе; рассказывать о традиционных занятиях коренных народов нашего края. |
Срок реализации программы | 1 год |
Количество часов в неделю / год | 2 часа в неделю 68 часа в год |
Возраст обучающихся | 7-12 лет |
Формы занятий | Очная, возможно с применением дистанционных образовательных технологий. В период временных ограничений, связанных с эпидемиологической или климатической ситуацией, в течение которой федеральными и/или региональными и/или местными правовыми актами устанавливается запрет и/или ограничение на реализацию дополнительных общеобразовательных программ в очной форме |
Методическое обеспечение | Комплекты дидактических и демонстрационных материалов, дидактические материалы (карточки, таблицы). |
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) | Кабинет для начальных классов, компьютер, мультимедийное оборудование, медиатека. |
Пояснительная записка
Нормативно-правовые основания разработки программы
Программа разработана на основе и в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №273-ФЗ);
- приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации детей от 04.09.2014 № 1726-р;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Аннотация
В настоящее время остро ощущается необходимость патриотического воспитания школьников, изучения истории народа, культурного наследия и восстановления духовности. Любовь к родине, народу, традициям истории своей страны важно прививать с детства, поэтому целесообразно вести в школе краеведческую работу.
Программа дополнительного образования по краеведению «Мой край, моя Югра» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. Программа обучения модифицированная и рассчитана на школьников 3 класса. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Новизна программы состоит в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься краеведением.
Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-краеведческого наследия своей малой Родины.
Программа дополнительного образования разработана на основе программы «Югра – моё наследие», под авторством Е.Н. Дзятковской, А.Н. Захлебного и предназначена для учащихся в возрасте7-12 лет. Количество часов составляет 68 часов в год.
Актуальность программы
В настоящее время остро ощущается необходимость патриотического воспитания школьников, изучения истории народа, культурного наследия и восстановления духовности. Любовь к родине, народу, традициям истории своей страны важно прививать с детства, поэтому целесообразно вести в школе краеведческую работу.
Краеведение имеет большое значение в патриотическом воспитании школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка — это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края.
Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего города, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы – туристско-краеведческая.
Уровень освоения программы: стартовый.
Отличительные особенности программы:
- раннее приобщение к краеведческой работе, включение ребенка в личностно-значимую творческую деятельность с целью развития творческих способностей;
- изучение особенностей истории своей местности;
- учет интересов учащихся, их потребностей и возможностей через применение личностно-ориентированных технологий, технологий индивидуализации и уровневой дифференциации;
- свобода самостоятельной деятельности, в которой ребенок является непосредственным субъектом, осуществляющим все ее этапы (целеполагание, планирование, реализацию и контроль), что создает наилучшие условия для развития нравственно- волевых качеств.
Адресат программы: учащиеся в возрасте от 7 до 12 лет, не имеющие медицинских противопоказаний. Количество человек в группе – 40 человек, 2 группы.
Срок освоения программы составляет 34 учебных недель, 9 месяцев.
Объем программы составляет 68 часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раз в неделю по 2 академических часа. Продолжительность занятия в объединении – 40 минут, перерыв – 20 минут.
Форма обучения: очная, возможно с применением дистанционных образовательных технологий. В период временных ограничений, связанных с эпидемиологической или климатической ситуацией, в течение которой федеральными и/или региональными и/или местными правовыми актами устанавливается запрет и/или ограничение на реализацию дополнительных общеобразовательных программ в очной форме.
Цель: формирование смысловых установок, способов и первичного опыта развития у себя основ культуры устойчивого развития, предусматривающей изучение, сохранение и приумножение природного и культурного наследия своего края, во взаимосвязи ее общественной и личностной проекции.
Задачи:
1. организовать процесс усвоения знаний о природных богатствах, быте, традициях коренных народов Югры, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве;
2. развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
3. формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине;
4. овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией;
5. ознакомление учащихся с технологией проектной деятельности, умению применять данную технологию в самостоятельной работе;
6. выявление одарённых детей, склонных к научно-исследовательской работе, предоставление им возможностей для реализации своих способностей.
2. Учебный план.
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
I. | Раздел 1. Моя экологическая зоркость | 21 | 8 | 11 | Проект фото-презентация «Любимый Сургут» |
Введение. Инструктаж по ТБ. Стартовая диагностика. | 1 | 1 | - | Памятка | |
Наука учит | 4 | 1 | 3 | Проект | |
Культуры разных народов подсказывают | 3 | 1 | 1 | Реферат | |
Мои экологические линзы | 4 | 1 | 3 | Таблица | |
Учусь управлять собой | 3 | 1 | 1 | Презентация | |
Наука учит | 3 | 2 | 1 | Реферат | |
Культуры разных народов подсказывают | 3 | 1 | 2 | Игра | |
II. | Раздел 2. Мудрость югорской природы | 18 | 8 | 10 | Проект фото-презентация «Любимая семья» |
Целесообразность в природе | 6 | 2 | 4 | Презентация своего родословного дерева | |
Сообщество в среде – одно целое | 6 | 3 | 3 | Доклад | |
Сохранить северную природу | 6 | 2 | 4 | Презентация | |
III. | Раздел 3. Моя культура – учусь у природы | 25 | 10 | 15 | Проект |
Приспособления человека к жизни в Приполярье | 4 | 1 | 3 | Реферат | |
История заселения Югры | 3 | 2 | 1 | Реферат | |
Учимся у природы разнообразию | 4 | 1 | 3 | Фотоколлаж | |
Питание как способ приспособления к окружающей среде | 5 | 2 | 3 | Стенгазета | |
Традиционные жилища и промыслы народов Югры | 5 | 2 | 3 | Презентация | |
Югра – регион «зелёных» технологий | 4 | 2 | 2 | Доклад | |
IV. | Раздел 4. Спасти и сохранить | 4 | - | 4 | Стенгазета |
Экологическая зоркость в действии | 2 | - | 2 | Стенгазета | |
Акция «Спасти и сохранить» | 2 | - | 2 | Конференция, проекты |
3. Содержание программы.
Введение (2 ч).
Состав содержания учебника, его ключевые «герои»: люди, дарящие свой труд и талант всем жителям края; уникальная культура края, которая создается людьми разных национальностей; уникальная природа Югры; культура жителей Югры как условие сохранения ее уникальной природы; Югорский край и его значение в благосостоянии Родины и народов мира; прошлое, настоящее и будущее Югорского края; сохранение и приумножение его культурного и природного наследия.
Раздел 1. Моя экологическая зоркость (6 ч).
Наука о Табу природы. Экологическая зоркость как знание и понимание запретов природы. Роль науки в открытии таких знаний. Табу природы на сокращение естественных сообществ и снижение природного разнообразия. Образ связи общества и природы: «Лодка жизни», которая держится на плаву благодаря дикой природе. Роль сотрудничества людей разных народов и стран по согласованному управлению «лодкой».
Подсказки культур разных народов. Экологическая зоркость как понимание наказов, наставлений и подсказок народной мудрости о том, как нужно жить, чтобы следовать Табу природы. Пословицы и поговорки разных народов Югры, отражающие Табу природы. Роль культуры угорских народов в сохранении первозданной природы Югры в течение тысячелетий. Примеры развития современной промышленности края без ущерба для природы.
Мои экологические линзы. Экологическая зоркость как умение пользоваться экологическими линзами. Экологические линзы как способы изучения культурного и природного наследия. Правило трех «П». Правило трех «О».
Духовные качества человека, необходимые для экологической зоркости. Жадность и равнодушие как угроза природному разнообразию. Полезные привычки зеленого потребления. Зеленая школа.
Учусь управлять собой. Мера как способность к самоограничению. Нравственный вопрос: умеренность или потребительство? Экологический бумеранг как ответ природы на характер потребления.
Раздел 2. Мудрость югорской природы (8 ч).
Целесообразность в природе. Не случайность особенностей растений, животных, их сообществ в каждой местности, их связь с приспособлением живого к среде обитания. Значение изучения приспособлений растений и животных к особенностям местной природы. Способы приспособления растений и животных югорского края к короткому летнему периоду. Особенности плодородия северных почв. Приспособление растений и животных к длительному холодовому периоду. Закаленность северных растений и животных к ветрам и резкой смене погоды. Экономный образ жизни северных растений и животных. Экологическая линза «Изучай природу вместе с ее средой».
Сообщество в среде - одно целое. Разнообразие в природе как основа ее иммунитета, защиты от неблагоприятных условий. Тесная связь растений и животных сообщества между собой (пищевые и пространственные связи). Сеть связей в сообществе. Пищевые связи смешанного леса летом. Их перестройка в зимний период. Изменение сообщества по мере истощения основного источника питания (на примере пищевых и пространственных связей природного сообщества на основе выворотня).
Последствия разрыва сетей связей в сообществе. Примеры специального заселения чужих видов в сообщество и его последствия. Примеры случайного заноса чужих видов в сообщество и его последствия.
Примеры восстановления «своего» вида в сообществе. Азиатский бобр и особо охраняемые территории Югорского края.
Сохранить северную природу. Пути сохранения естественных сообществ: сохранение их разнообразия, сохранение среды обитания. Приспособленность растений и животных к среде своего обитания. Причины изменения среды обитания: естественные и связанные с человеком. Черная книга безвозвратных потерь растений и животных. Что угрожает северной природе. Красная книга Югры: почему изменяется среда их обитания. Полезные привычки по защите среды дикой природы.
Раздел 3. Моя культура – учусь у природы (13 ч).
Приспособления человека к жизни в Приполярье. Культура как способ приспособления людей к природе. Культура материальная и духовная. Особенности отношения к природе коренных угорских народов. Примеры отношения к домашнему очагу, священным животным, земле, другим народам, своей семье. Культура как кладезь знаний о способах сохранения здоровья в условиях местной природы.
История заселения Югры. История заселения северных территорий. Промысловые виды деятельности первых жителей Югры. Сибирское ханство и угорские княжества. Поход Ермака и появление первых городов. Промышленное развитие края. Особенности современного развития Югры и его перспективы.
Учимся у природы разнообразию. Природное разнообразие как среда жизни людей. Влияние разнообразия цвета, форм, звуков, запахов, вкусов, движений в природе на здоровье человека. Полезные привычки по использованию принципа разнообразия в современном образе жизни.
Питание как способ приспособления к окружающей среде. Пища как способ приспособления человека к природным условиям жизни. Особенности питания на севере, помогающие приспособиться к местной природе. Сходства и различия в питании разных народов и их причины. Вегетарианство и ограничение его распространения.
Традиционные жилища и промыслы народов Югры. Целесообразность традиционных жилищ. Их национальные особенности. Материалы изготовления. Общие черты традиционных жилищ. Принципы, северных жилищ, используемые в современных зданиях. Виды традиционных народных промыслов угорских народов. Примеры изделий из бересты, травы, древесины, кости и рогов. Вышивки, плетение поясов, циновок, изготовление деревянных изделий.
Югра - регион «зеленых» технологий. Зеленые технологии. Использование природных ресурсов и энергии с максимальной пользой. Обеспечении безопасности для окружающей среды и здоровья человека. Области применения зеленых технологий. Примеры зеленых технологий: циклическое производство, биогаз, переработка макулатуры, твердое биотопливо. Примеры зеленых технологий в жизни.
Раздел 4. Спасти и сохранить (5 ч).
Значение экологической зоркости для добрых дел. Применение экологической зоркости для изучения и сохранения природного и культурного наследия Югры (материального и духовного).
Акция «Спасти и сохранить». Цели акции «Спасти и сохранить». Примеры добрых дел в рамках акции. Проектная работа на одну из предложенных тем.
4. Планируемые результаты.
Программа обеспечивает достижение определённых личностны, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Личностными результатами обучающихся третьего класса при изучении регионального курса являются:
- осмысленное ценностное отношение к Табу природы, а также к науке, культуре разных народов, литературе, искусству;
- мотивация развивать свою экологическую зоркость для построения совместными усилиями благополучного экомира;
- ценность полезных привычек, вырабатываемых на основе науки и культурного опыта народов края, по приспособлению к природным условиям Югры и соблюдению меры в потреблении.
Метапредметные результаты
- применять для изучения культурного и природного наследия Югры экологические линзы (правило трех «П», правило трех «О», правила «Изучай живое вместе с его средой»);
- понимать иносказательные образы взаимодействия человека с природой; находить их в фольклоре; объяснять их скрытый смысл;
- использовать в речи приемы убеждения;
- задавать вопросы на уточнение и понимание скрытых экологических связей;
- соединять научную информацию, народную мудрость и информацию из художественных произведений и делать вывод;
- взаимодействовать и помогать друг другу для достижения общей цели;
- делиться своим мнением с одноклассниками и приходить к общему выводу.
Предметные результаты
- о том, что такое экологическая зоркость;
- об особенностях северной природы и приспособления к ней природы и человека;
- о важности разнообразия в природе и принципа разнообразия в жизни человека;
- о роли природного разнообразия сообществ в формировании сети связей в них; опасности их разрыва;
- о важности сохранения среды обитания живых существ;
- о том, что угрожает среде обитания дикорастущих растений и диких животных;
- о целесообразности в природе и том, как этот принцип применяется в традиционных культурах;
- путях сохранения северной природы и здоровья человека;
- краткой истории Югорского края;
- умения называть примеры приспособления в природе, которые могут быть использованы человеком;
- доказывать последствия сокращения разнообразия в природе;
- приводить примеры зеленого потребления;
- объяснять необходимость экономии электроэнергии для сохранения среды жизни;
- называть традиционные промыслы народов, населяющих Югру.
5.Календарный учебный график.
Дата начала и окончания учебных периодов | Количество учебных недель и количество учебных дней | Продолжительность каникул | Сроки контрольных процедур |
01.09.2022 – 24.05.2023 | 34 недель | 26.10 – 08.11.2022 | с 19 по 24.12.2022 с 15 по 20.05.2023 |
28.12 – 10.01.2023 | |||
27.03 – 04.04.2023 |
6. Условия реализации программы.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, игровой.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Педагогические технологии:
1. Здоровьесберегающие технологии, основной целью которых является сохранение и укрепление здоровья учащихся в процессе обучения и воспитания. Элементы здоровьесберегающих технологий, используемые на занятиях: чередование видов деятельности; благоприятная дружеская обстановка на занятии; дозировка заданий; индивидуальный подход к каждому ребенку.
2. Личностно-ориентированное и дифференцированное обучение – применение тестов и заданий с учетом уровня физической подготовленности учащихся. Учащимся предлагаются упражнения различной степени сложности, предоставляется возможность постепенного овладения необходимыми умениями и навыками.
3. Информационно-коммуникационные технологии –демонстрация презентаций и видеороликов для улучшения мотивации к участию в тематических экскурсиях
7. Формы организации учебных занятий.
Теоретические (лекция, беседа) и практические (игра, соревнование, турнир, самостоятельная работа).
8. Формы проведения занятий:
- Лекции
- Беседы
- Игровая
- Презентационная.
9. Методы обучения:
- Словесные методы.
- Методы наблюдения.
- Исследовательские методы.
- Проективно-конструктивные методы.
10. Материально-техническое обеспечение.
Кабинет для начальных классов, компьютер, мультимедийное оборудование, медиатека.
11. Формы аттестации.
Формы подведения итогов реализации программы: текущий, промежуточный и итоговый.
Средства контроля: Результат отслеживаем через игру «Что? Где? Когда?», конференцию на тему «Мой край, моя Югра».
12. Список литературы и интернет - ресурсы
- Закон Российской федерации «Об образовании в Российской Федерации» от29 декабря 2012 г. №273-ФЗ с изменением от 21.07.2014
- Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, Т.А. Гнеушева, 2016 г. Примерная программа и тематическое планирование к региональному учебному курсу «Югра – моё наследие», 3 класс, в 2-х частях, Москва, «Центр образования и экология»
- Е.Н. Дзятковская, Т.А. Гнеушева, 2016 г. Методические рекомендации к учебному пособию «Югра – моё наследие», 3 класс , «Центр образования и экология»
- Постановление Правительства от 15 апреля 2014 г. №295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации. Развитие образования на 2013-2020 годы»
- Поэзия народов Крайнего Севера и Дальнего востока России-М Северные просторы
- Орлова Т.К. «Мы дети природы/ Т.К. Орлова – Ханты-Мансийск: Полиграфист.
- Хрестоматия по краеведению для учителя. Методическое пособие по курсу краеведения для учителя.
- Экология для младших школьников. Рабочая тетрадь для 3 класса под редакцией кандидата биологических наук Г.Н. Гребенюк
- Сургутский краеведческий музей - [Режим доступа]: https://skmuseum.ru/
- Архивный отдел города Сургута - [Режим доступа]: http://admsurgut.ru/rubric/23755/Arhivnyy-otdel
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Группа №1 | |
План | Факт | |||
1 | Введение. Инструктаж по ТБ. Стартовая диагностика. | 1 | ||
2 | Наука учит | 1 | ||
3 | Наука учит | 1 | ||
4 | Наука учит | 1 | ||
5 | Наука учит | 1 | ||
6 | Культуры разных народов подсказывают | 1 | ||
7 | Культуры разных народов подсказывают | 1 | ||
8 | Культуры разных народов подсказывают | 1 | ||
9 | Мои экологические линзы | 1 | ||
10 | Мои экологические линзы | 1 | ||
11 | Мои экологические линзы | 1 | ||
12 | Мои экологические линзы | 1 | ||
13 | Учусь управлять собой | 1 | ||
14 | Учусь управлять собой | 1 | ||
15 | Учусь управлять собой | 1 | ||
16 | Наука учит | 1 | ||
17 | Наука учит | 1 | ||
18 | Наука учит | 1 | ||
19 | Культуры разных народов подсказывают | 1 | ||
20 | Культуры разных народов подсказывают | 1 | ||
21 | Культуры разных народов подсказывают | 1 | ||
22 | Целесообразность в природе | 1 | ||
23 | Целесообразность в природе | 1 | ||
24 | Целесообразность в природе | 1 | ||
25 | Целесообразность в природе | 1 | ||
26 | Целесообразность в природе | 1 | ||
27 | Целесообразность в природе | 1 | ||
28 | Сообщество в среде – одно целое | 1 | ||
29 | Сообщество в среде – одно целое | 1 | ||
30 | Сообщество в среде – одно целое | 1 | ||
31 | Сообщество в среде – одно целое | 1 | ||
32 | Сообщество в среде – одно целое | 1 | ||
33 | Сообщество в среде – одно целое | 1 | ||
34 | Сохранить северную природу | 1 | ||
35 | Сохранить северную природу | 1 | ||
36 | Сохранить северную природу | 1 | ||
37 | Сохранить северную природу | 1 | ||
38 | Сохранить северную природу | 1 | ||
39 | Сохранить северную природу | 1 | ||
40 | Приспособления человека к жизни в Приполярье | 1 | ||
41 | Приспособления человека к жизни в Приполярье | 1 | ||
42 | Приспособления человека к жизни в Приполярье | 1 | ||
43 | Приспособления человека к жизни в Приполярье | 1 | ||
44 | История заселения Югры | 1 | ||
45 | История заселения Югры | 1 | ||
46 | История заселения Югры | 1 | ||
47 | Учимся у природы разнообразию | 1 | ||
48 | Учимся у природы разнообразию | 1 | ||
49 | Учимся у природы разнообразию | 1 | ||
50 | Учимся у природы разнообразию | 1 | ||
51 | Питание как способ приспособления к окружающей среде | 1 | ||
52 | Питание как способ приспособления к окружающей среде | 1 | ||
53 | Питание как способ приспособления к окружающей среде | 1 | ||
54 | Питание как способ приспособления к окружающей среде | 1 | ||
55 | Питание как способ приспособления к окружающей среде | 1 | ||
56 | Традиционные жилища и промыслы народов Югры | 1 | ||
57 | Традиционные жилища и промыслы народов Югры | 1 | ||
58 | Традиционные жилища и промыслы народов Югры | 1 | ||
59 | Традиционные жилища и промыслы народов Югры | 1 | ||
60 | Традиционные жилища и промыслы народов Югры | 1 | ||
61 | Югра – регион «зелёных» технологий | 1 | ||
62 | Югра – регион «зелёных» технологий | 1 | ||
63 | Югра – регион «зелёных» технологий | 1 | ||
64 | Югра – регион «зелёных» технологий | 1 | ||
65 | Экологическая зоркость в действии | 1 | ||
66 | Экологическая зоркость в действии | 1 | ||
67 | Акция «Спасти и сохранить» | 1 | ||
68 | Акция «Спасти и сохранить» | 1 | ||
Итого | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
олимпиадные задания по экологии для начальной школы " Мой край - Югра"
Представлены олимпиадные задания для учащихся 2-4 классов начальной школы по экологии на тему: " Мой край - Югра"...
Олимпиада по экологии родного края "Югра" для 3 - 4 классов
разработала вопросы по экологии родного края "Югра"...
Мой край - Югра
Интегрированный курс краеведения “Мы – дети природы” является неотъемлемой составляющей образовательного компонента “Окружающий мир”, представлен предметом “Краевед...
Интегрированная программа по краеведению "Наш край - Югра"
Программа предназначена для обуающихся 2 классов и включает основные направления урочной, внеурочной и внешкольной деятельности....
Приложение к приказу. Итоги участия 4 классов в викторине "Мой край - моя Югра"
Приложение к приказу. Итоги участия 4 классов в викторине "Мой край - моя Югра"...
Итоги городского фестиваля "Дружба народов". Итоги городской викторины "Мой край. Моя Югра".
Итоги городского фестиваля "Дружба народов"...
"Мой край-моя Югра"
Программа внеурочной деятельности...