Инклюзивное образование в Финляндии
материал

Лапина Елизавета Андреевна

В данном докладе представлена информация об инклюзивном образование в Финляндии

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 слайд титул

2 слайд 

У жителей Финляндии отношение к ребенку с момента его появления на свет – как к полноправному гражданину страны. Сразу после рождения он получает паспорт.

Родители не имеют права повышать голос на ребенка в общественных местах – это его унижает. «Воспитывать» можно только дома. А за попытку отшлепать чадо при всем честном народе можно получить солидный штраф или даже срок.

В Финляндии нет беспризорников - детей-бродяг, оставшихся без пап и мам.

Заботы о воспитании детей супруги несут более или менее поровну, но все же воспитание младенцев все-таки считается женской обязанностью.

3 слайд

Финляндия прошла длительный путь становления национальной системы образования.

Первый закон о всеобщем обязательном начальном образовании был принят в Финляндии в 1924 году, а закон об обязательном среднем образовании (9-летнем) – в 1968 году. В настоящее время основными ценностями финскойсистемы школьного образования являются:

- обязательность и бесплатность,

- равенство,

- инклюзивность.

По Конституции каждый гражданин Финляндии в возрасте 7-17 лет не только имеет право, но и обязан учиться.

4 слайд

В 6 лет каждый ребенок страны включается в систему обязательного базового образования, которое начинается в подготовительном классе. Обязательное школьное образование состоит из двух ступеней:

- начальной (1-6 классы), когда с учащимися работает один учитель,

- старшей (7-10 классы), когда с учащимися работают учителя-предметники.

Государство гарантирует бесплатность обязательного образования. Обучение, учебники, канцелярские принадлежности, горячее питание, а также проезд до школы (если ученик живет далее 5 км от школы) оплачиваются государством.

Министерство образования Финляндии проводит политику выравнивания системы образования. Это значит, что образование должно быть везде и для всех одинаковым как по доступности, так и по содержанию: равные возможности получения образования на любой ступени, независимо от того, где живет человек. 

В Финляндии есть проблема географического неравенства, на севере страны много малокомплектных школ. Государство заботится, чтобы качество образования в них не было хуже, чем в обычных школах.

5 Слайд

Инклюзивное образование понимается в Финляндии очень широко – это процесс развития и постоянного совершенствования общего образования, которое должно быть доступно всем без исключения детям (мигрантам, детям из отдаленных районов, национальных меньшинств, с ограниченными возможностями и др.).

Инклюзивное образование в Финляндии развивается в течение 20 лет и сопровождается серьезными научными исследованиями. Официально политика инклюзии закреплена в 2008 году.

6 слайд

В стране создана концепция развития инклюзивного образования. В ней зафиксированы следующие положения:

- Все дети обучаются в основной школе в соответствии со своими возможностями.

- Каждый решает в образовательном процессе свои задачи.

- Весь школьный коллектив участвует в решении проблем учащихся, а не только специальный педагог.

- В педагогическом процессе учителя используют общие и специальные методы и приемы обучения.

- Учебные проблемы ребенка и дидактические проблемы педагога решаются посредством командного подхода.

- Дети с неярко выраженными отклонениями в развитии обучаются в общеобразовательной школе по месту жительства: в специальном классе или в общем классе. Дети с тяжелыми нарушениями обучаются в специальных школах.

7 слайд

- Детям с инвалидностью индивидуальные компенсаторные средства и необходимое оборудование предоставляются за счет государства. Педагогов общеобразовательной школы обучают им пользоваться.

- Учащимся с нарушением мобильности предоставляется помощник, а с нарушенным слухом – сурдопереводчик.

- В каждой общеобразовательной основной школе в штате есть специальные педагоги, помощники учителя, социальные работники, медицинская сестра.

8 Слайд

Все специалисты работают как единая команда, компетенции командной работы очень высоки и у педагогов, их этому учат в университете.

Вузовская подготовка учителей предполагает включение знаний и навыков по работе с детьми с ограниченными возможностями, включая составление индивидуальной программы обучения, навыки командной работы и др.

Основной упор делается на математику и финский язык, который изучается как второй.

Обучение в классе подготовки ведется на родном языке. Затем ученик интегрируется в общее образование.

Любой ребенок в основной общеобразовательной школе имеет право на один из трех видов поддержки, которая имеет уровневый (этапы) характер.

9 слайд

Первый уровень поддержки – общая поддержка. Ее осуществляет учитель класса. Он помогает справиться с различными трудностями, которые могут встретиться у любого ребенка (например, после болезни). Выявленные трудности в обучении обсуждаются как с родителями, так и со специалистами школы. Педагог владеет различными (общими и специальными) приемами и технологиями индивидуальной помощи ребенку в процессе обучения. Его этому учат в вузе. Если общей поддержки недостаточно, чтобы преодолеть проблемы ученика в обучении, прибегают к поддержке второго уровня.

10 слайд

Второй уровень- это интенсивная поддержка. Решение о ее необходимости принимает мультидисциплинарная команда. Интенсивная поддержка осуществляется уже не только учителем, но и специалистами школы (специальный педагог, социальный работник, помощник учителя). На этом этапе составляется индивидуальный план поддержки специалистами школы (на полугодие). Решается вопрос о необходимости помощника педагога в классе, где учится этот ребенок. Помощь учителю может оказывать и специальный педагог, который вместе с учителем проводит урок. Это так называемое «соучительствование». Педагоги работают на равных, вместе составляют конспект урока, вместе проводят его, дополняя и поддерживая друг друга. Специальный педагог оказывает полноценную помощь в учебе всем ученикам, поскольку его образование позволяет это сделать специальный педагог имеет, прежде всего, квалификацию учителя и дополнительно к этой квалификации магистерскую степень по специальной педагогике). Два учителя, работающие в классе, более объективно оценивают прогресс учащихся. Получая поддержку второго уровня, ребенок продолжает учиться по общей программе, но акцент в его обучении делается на основные содержательные линии в каждом предмете. Другие дети изучают программу более глубоко.

Цель поддержки второго уровня – помочь справиться с программой, предупредить и преодолеть неуспеваемость.

Если проблемы ребенка решаются за 6 месяцев, то он может быть переведен на 1 уровень поддержки.

Если итенсивной поддержки недостаточно, то переходят на 3 уровень – к специальной поддержке.

11 слайд

Для перевода ребенка на третий уровень поддержки необходимо внешнее медико-психологическое обследование, которое проводится консилиумом в комитете по образованию. Для его прохождения составляется педагогическое обоснование (заключение), в котором описывается предыдущая поддержка. По результатам внешнего обследования координатор инклюзивного образования школы решает, будет ли ученику оказываться третий уровень поддержки. Если ребенок переводится на 3 уровень поддержки, то определяется, в каких условиях он будет учиться:

в специальном (маленькой группе) классе или в общем классе (тогда в классе работает второй педагог, а если надо, то и помощник).

На третьем уровне поддержки обязательно составляется индивидуальный учебный план и индивидуальная учебная программа по каждому предмету.

Индивидуальный план и программы составляются коллегиально мультидисциплинарной командой. Они составляются на полугодие или год, при необходимости

12 слайд

Вывод: Таким образом, в Финляндии создана высокоэффективная система специальных мер на уровне обязательного базового образования в школе для поддержки учеников, сталкивающихся с различными трудностями обучения.

Каждая финская школа имеет в штате несколько специальных педагогов; в среднем на каждые семь учителей- предметников приходится один такой учитель.

Специальные педагоги в рамках индивидуальных или групповых занятий оказывают помощь ученикам, рискующим попасть в число отстающих.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И Подготовили: Лапина Е.А Орлова Л. Р Килина А. С. Б-8022 Инклюзивное образование в Финляндии

Слайд 2

У жителей Финляндии отношение к ребенку с момента его появления на свет – как к полноправному гражданину страны. Родители не имеют права повышать голос на ребенка в общественных местах – это его унижает. «Воспитывать» можно только дома. В Финляндии нет беспризорников - детей-бродяг, оставшихся без пап и мам. Заботы о воспитании детей супруги несут более или менее поровну, но все же воспитание младенцев все-таки считается женской обязанностью.

Слайд 3

Финляндия прошла длительный путь становления национальной системы образования. Первый закон о всеобщем обязательном начальном образовании был принят в Финляндии в 1924 году, а закон об обязательном среднем образовании (9-летнем) – в 1968 году. В настоящее время основными ценностями финской системы школьного образования являются: обязательность и бесплатность; р авенство; инклюзивность

Слайд 4

В 6 лет каждый ребенок страны включается в систему обязательного базового образования, которое начинается в подготовительном классе. Обязательное школьное образование состоит из двух ступеней: начальной (1-6 классы ) старшей (7-10 классы) Государство гарантирует бесплатность обязательного образования. Министерство образования Финляндии проводит политику выравнивания системы образования. В Финляндии есть проблема географического неравенства, на севере страны много малокомплектных школ. Государство заботится, чтобы качество образования в них не было хуже, чем в обычных школах.

Слайд 5

Инклюзивное образование понимается в Финляндии очень широко – это процесс развития и постоянного совершенствования общего образования, которое должно быть доступно всем без исключения детям. Инклюзивное образование в Финляндии развивается в течение 20 лет и сопровождается серьезными научными исследованиями. Официально политика инклюзии закреплена в 2008 году.

Слайд 6

В стране создана концепция развития инклюзивного образования. В ней зафиксированы следующие положения: Все дети обучаются в основной школе в соответствии со своими возможностями. Каждый решает в образовательном процессе свои задачи. Весь школьный коллектив участвует в решении проблем учащихся, а не только специальный педагог. В педагогическом процессе учителя используют общие и специальные методы и приемы обучения. Учебные проблемы ребенка и дидактические проблемы педагога решаются посредством командного подхода. Дети с неярко выраженными отклонениями в развитии обучаются в общеобразовательной школе по месту жительства: в специальном классе или в общем классе. Дети с тяжелыми нарушениями обучаются в специальных школах .

Слайд 7

Детям с инвалидностью индивидуальные компенсаторные средства и необходимое оборудование предоставляются за счет государства. Педагогов общеобразовательной школы обучают им пользоваться. Учащимся с нарушением мобильности предоставляется помощник, а с нарушенным слухом – сурдопереводчик . В каждой общеобразовательной основной школе в штате есть специальные педагоги, помощники учителя, социальные работники, медицинская сестра.

Слайд 8

Все специалисты работают как единая команда, компетенции командной работы очень высоки и у педагогов, их этому учат в университете. Вузовская подготовка учителей предполагает включение знаний и навыков по работе с детьми с ограниченными возможностями, включая составление индивидуальной программы обучения, навыки командной работы и др. О сновной упор делается на математику и финский язык, который изучается как второй. Обучение в классе подготовки ведется на родном языке. Любой ребенок в основной общеобразовательной школе имеет право на один из трех видов поддержки, которая имеет уровневый (этапы) характер .

Слайд 9

Первый уровень поддержки – общая поддержка. Ее осуществляет учитель класса. Он помогает справиться с различными трудностями, которые могут встретиться у любого ребенка. Выявленные трудности в обучении обсуждаются как с родителями, так и со специалистами школы. Педагог владеет различными (общими и специальными) приемами и технологиями индивидуальной помощи ребенку в процессе обучения. Если общей поддержки недостаточно, чтобы преодолеть проблемы ученика в обучении, прибегают к поддержке второго уровня.

Слайд 10

Второй уровень- это интенсивная поддержка. Интенсивная поддержка осуществляется уже не только учителем, но и специалистами школы. На этом этапе составляется индивидуальный план поддержки специалистами школы. Решается вопрос о необходимости помощника педагога в классе, где учится этот ребенок. Педагоги работают на равных, вместе составляют конспект урока, вместе проводят его, дополняя и поддерживая друг друга. Два учителя, работающие в классе, более объективно оценивают прогресс учащихся. Получая поддержку второго уровня, ребенок продолжает учиться по общей программе, но акцент в его обучении делается на основные содержательные линии в каждом предмете. Другие дети изучают программу более глубоко. Цель поддержки второго уровня – помочь справиться с программой, предупредить и преодолеть неуспеваемость. Если проблемы ребенка решаются за 6 месяцев, то он может быть переведен на 1 уровень поддержки. Если интенсивной поддержки недостаточно, то переходят на 3 уровень – к специальной поддержке.

Слайд 11

Для перевода ребенка на третий уровень поддержки необходимо внешнее медико-психологическое обследование. Для его прохождения составляется педагогическое обоснование (заключение), в котором описывается предыдущая поддержка. По результатам внешнего обследования координатор инклюзивного образования школы решает, будет ли ученику оказываться третий уровень поддержки. Если ребенок переводится на 3 уровень поддержки, то определяется, в каких условиях он будет учиться: в специальном классе или в общем классе На третьем уровне поддержки обязательно составляется индивидуальный учебный план и индивидуальная учебная программа по каждому предмету. Индивидуальный план и программы составляются коллегиально мультидисциплинарной командой.

Слайд 12

Вывод Таким образом, в Финляндии создана высокоэффективная система специальных мер на уровне обязательного базового образования в школе для поддержки учеников, сталкивающихся с различными трудностями обучения. Каждая финская школа имеет в штате несколько специальных педагогов; в среднем на каждые семь учителей- предметников приходится один такой учитель. Специальные педагоги в рамках индивидуальных или групповых занятий оказывают помощь ученикам, рискующим попасть в число отстающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивное образование - образование для всех

Из опыта работы с учеником, имеющим диагноз ДЦП...

Дополнительное образование учащихся с нарушением слуха как перспективное направление развития инклюзивного образования

В условиях инклюзивного обучения ребёнку – инвалиду легче войти в обычную жизнь,  в процесс адаптации и самореализации, он успешнее усваивает нормативную социализацию, но не все дети с нарушением...

Инклюзивное образование. Проблемы в организации образования

В статье говорится о проблемах в организации образования ребёнка с ОВЗ, а также  об активных методах и приёмах обучения, применяемых на уроках для активизации деятельности учащихся с ОВЗ...

Статья "Педагогика: традиции и инновации. Инклюзивное образование – центральная идея современного образования."

Cлово «инклюзия» — inclusion— произошло от глагола «include» (французского происхождения) и означает — «содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе». В наши дни это слово становится термино...

Система образования в Финляндии

В данной работе раскрывается система образования в Финляндии на всех 4 уровнях....

Инклюзивное образование возможно только в инклюзивной школе

Все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими сверстниками по мес...

– Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы». Статья «Формирующее оценивание в инклюзивном образовании»

dash; Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы». Статья «Формирующее оценивание в инклюзивном образовании»...