Инклюзивное образование в Финляндии
материал
В данном докладе представлена информация об инклюзивном образование в Финляндии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_inklyuzivnoe_obrazovanie_v_finlyandii.docx | 16.83 КБ |
inklyuzivnoe_obrazovanie_v_finlyandii_wecompress.com_.pptx | 389.51 КБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд титул
2 слайд
У жителей Финляндии отношение к ребенку с момента его появления на свет – как к полноправному гражданину страны. Сразу после рождения он получает паспорт.
Родители не имеют права повышать голос на ребенка в общественных местах – это его унижает. «Воспитывать» можно только дома. А за попытку отшлепать чадо при всем честном народе можно получить солидный штраф или даже срок.
В Финляндии нет беспризорников - детей-бродяг, оставшихся без пап и мам.
Заботы о воспитании детей супруги несут более или менее поровну, но все же воспитание младенцев все-таки считается женской обязанностью.
3 слайд
Финляндия прошла длительный путь становления национальной системы образования.
Первый закон о всеобщем обязательном начальном образовании был принят в Финляндии в 1924 году, а закон об обязательном среднем образовании (9-летнем) – в 1968 году. В настоящее время основными ценностями финскойсистемы школьного образования являются:
- обязательность и бесплатность,
- равенство,
- инклюзивность.
По Конституции каждый гражданин Финляндии в возрасте 7-17 лет не только имеет право, но и обязан учиться.
4 слайд
В 6 лет каждый ребенок страны включается в систему обязательного базового образования, которое начинается в подготовительном классе. Обязательное школьное образование состоит из двух ступеней:
- начальной (1-6 классы), когда с учащимися работает один учитель,
- старшей (7-10 классы), когда с учащимися работают учителя-предметники.
Государство гарантирует бесплатность обязательного образования. Обучение, учебники, канцелярские принадлежности, горячее питание, а также проезд до школы (если ученик живет далее 5 км от школы) оплачиваются государством.
Министерство образования Финляндии проводит политику выравнивания системы образования. Это значит, что образование должно быть везде и для всех одинаковым как по доступности, так и по содержанию: равные возможности получения образования на любой ступени, независимо от того, где живет человек.
В Финляндии есть проблема географического неравенства, на севере страны много малокомплектных школ. Государство заботится, чтобы качество образования в них не было хуже, чем в обычных школах.
5 Слайд
Инклюзивное образование понимается в Финляндии очень широко – это процесс развития и постоянного совершенствования общего образования, которое должно быть доступно всем без исключения детям (мигрантам, детям из отдаленных районов, национальных меньшинств, с ограниченными возможностями и др.).
Инклюзивное образование в Финляндии развивается в течение 20 лет и сопровождается серьезными научными исследованиями. Официально политика инклюзии закреплена в 2008 году.
6 слайд
В стране создана концепция развития инклюзивного образования. В ней зафиксированы следующие положения:
- Все дети обучаются в основной школе в соответствии со своими возможностями.
- Каждый решает в образовательном процессе свои задачи.
- Весь школьный коллектив участвует в решении проблем учащихся, а не только специальный педагог.
- В педагогическом процессе учителя используют общие и специальные методы и приемы обучения.
- Учебные проблемы ребенка и дидактические проблемы педагога решаются посредством командного подхода.
- Дети с неярко выраженными отклонениями в развитии обучаются в общеобразовательной школе по месту жительства: в специальном классе или в общем классе. Дети с тяжелыми нарушениями обучаются в специальных школах.
7 слайд
- Детям с инвалидностью индивидуальные компенсаторные средства и необходимое оборудование предоставляются за счет государства. Педагогов общеобразовательной школы обучают им пользоваться.
- Учащимся с нарушением мобильности предоставляется помощник, а с нарушенным слухом – сурдопереводчик.
- В каждой общеобразовательной основной школе в штате есть специальные педагоги, помощники учителя, социальные работники, медицинская сестра.
8 Слайд
Все специалисты работают как единая команда, компетенции командной работы очень высоки и у педагогов, их этому учат в университете.
Вузовская подготовка учителей предполагает включение знаний и навыков по работе с детьми с ограниченными возможностями, включая составление индивидуальной программы обучения, навыки командной работы и др.
Основной упор делается на математику и финский язык, который изучается как второй.
Обучение в классе подготовки ведется на родном языке. Затем ученик интегрируется в общее образование.
Любой ребенок в основной общеобразовательной школе имеет право на один из трех видов поддержки, которая имеет уровневый (этапы) характер.
9 слайд
Первый уровень поддержки – общая поддержка. Ее осуществляет учитель класса. Он помогает справиться с различными трудностями, которые могут встретиться у любого ребенка (например, после болезни). Выявленные трудности в обучении обсуждаются как с родителями, так и со специалистами школы. Педагог владеет различными (общими и специальными) приемами и технологиями индивидуальной помощи ребенку в процессе обучения. Его этому учат в вузе. Если общей поддержки недостаточно, чтобы преодолеть проблемы ученика в обучении, прибегают к поддержке второго уровня.
10 слайд
Второй уровень- это интенсивная поддержка. Решение о ее необходимости принимает мультидисциплинарная команда. Интенсивная поддержка осуществляется уже не только учителем, но и специалистами школы (специальный педагог, социальный работник, помощник учителя). На этом этапе составляется индивидуальный план поддержки специалистами школы (на полугодие). Решается вопрос о необходимости помощника педагога в классе, где учится этот ребенок. Помощь учителю может оказывать и специальный педагог, который вместе с учителем проводит урок. Это так называемое «соучительствование». Педагоги работают на равных, вместе составляют конспект урока, вместе проводят его, дополняя и поддерживая друг друга. Специальный педагог оказывает полноценную помощь в учебе всем ученикам, поскольку его образование позволяет это сделать специальный педагог имеет, прежде всего, квалификацию учителя и дополнительно к этой квалификации магистерскую степень по специальной педагогике). Два учителя, работающие в классе, более объективно оценивают прогресс учащихся. Получая поддержку второго уровня, ребенок продолжает учиться по общей программе, но акцент в его обучении делается на основные содержательные линии в каждом предмете. Другие дети изучают программу более глубоко.
Цель поддержки второго уровня – помочь справиться с программой, предупредить и преодолеть неуспеваемость.
Если проблемы ребенка решаются за 6 месяцев, то он может быть переведен на 1 уровень поддержки.
Если итенсивной поддержки недостаточно, то переходят на 3 уровень – к специальной поддержке.
11 слайд
Для перевода ребенка на третий уровень поддержки необходимо внешнее медико-психологическое обследование, которое проводится консилиумом в комитете по образованию. Для его прохождения составляется педагогическое обоснование (заключение), в котором описывается предыдущая поддержка. По результатам внешнего обследования координатор инклюзивного образования школы решает, будет ли ученику оказываться третий уровень поддержки. Если ребенок переводится на 3 уровень поддержки, то определяется, в каких условиях он будет учиться:
в специальном (маленькой группе) классе или в общем классе (тогда в классе работает второй педагог, а если надо, то и помощник).
На третьем уровне поддержки обязательно составляется индивидуальный учебный план и индивидуальная учебная программа по каждому предмету.
Индивидуальный план и программы составляются коллегиально мультидисциплинарной командой. Они составляются на полугодие или год, при необходимости
12 слайд
Вывод: Таким образом, в Финляндии создана высокоэффективная система специальных мер на уровне обязательного базового образования в школе для поддержки учеников, сталкивающихся с различными трудностями обучения.
Каждая финская школа имеет в штате несколько специальных педагогов; в среднем на каждые семь учителей- предметников приходится один такой учитель.
Специальные педагоги в рамках индивидуальных или групповых занятий оказывают помощь ученикам, рискующим попасть в число отстающих.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
У жителей Финляндии отношение к ребенку с момента его появления на свет – как к полноправному гражданину страны. Родители не имеют права повышать голос на ребенка в общественных местах – это его унижает. «Воспитывать» можно только дома. В Финляндии нет беспризорников - детей-бродяг, оставшихся без пап и мам. Заботы о воспитании детей супруги несут более или менее поровну, но все же воспитание младенцев все-таки считается женской обязанностью.
Финляндия прошла длительный путь становления национальной системы образования. Первый закон о всеобщем обязательном начальном образовании был принят в Финляндии в 1924 году, а закон об обязательном среднем образовании (9-летнем) – в 1968 году. В настоящее время основными ценностями финской системы школьного образования являются: обязательность и бесплатность; р авенство; инклюзивность
В 6 лет каждый ребенок страны включается в систему обязательного базового образования, которое начинается в подготовительном классе. Обязательное школьное образование состоит из двух ступеней: начальной (1-6 классы ) старшей (7-10 классы) Государство гарантирует бесплатность обязательного образования. Министерство образования Финляндии проводит политику выравнивания системы образования. В Финляндии есть проблема географического неравенства, на севере страны много малокомплектных школ. Государство заботится, чтобы качество образования в них не было хуже, чем в обычных школах.
Инклюзивное образование понимается в Финляндии очень широко – это процесс развития и постоянного совершенствования общего образования, которое должно быть доступно всем без исключения детям. Инклюзивное образование в Финляндии развивается в течение 20 лет и сопровождается серьезными научными исследованиями. Официально политика инклюзии закреплена в 2008 году.
В стране создана концепция развития инклюзивного образования. В ней зафиксированы следующие положения: Все дети обучаются в основной школе в соответствии со своими возможностями. Каждый решает в образовательном процессе свои задачи. Весь школьный коллектив участвует в решении проблем учащихся, а не только специальный педагог. В педагогическом процессе учителя используют общие и специальные методы и приемы обучения. Учебные проблемы ребенка и дидактические проблемы педагога решаются посредством командного подхода. Дети с неярко выраженными отклонениями в развитии обучаются в общеобразовательной школе по месту жительства: в специальном классе или в общем классе. Дети с тяжелыми нарушениями обучаются в специальных школах .
Детям с инвалидностью индивидуальные компенсаторные средства и необходимое оборудование предоставляются за счет государства. Педагогов общеобразовательной школы обучают им пользоваться. Учащимся с нарушением мобильности предоставляется помощник, а с нарушенным слухом – сурдопереводчик . В каждой общеобразовательной основной школе в штате есть специальные педагоги, помощники учителя, социальные работники, медицинская сестра.
Все специалисты работают как единая команда, компетенции командной работы очень высоки и у педагогов, их этому учат в университете. Вузовская подготовка учителей предполагает включение знаний и навыков по работе с детьми с ограниченными возможностями, включая составление индивидуальной программы обучения, навыки командной работы и др. О сновной упор делается на математику и финский язык, который изучается как второй. Обучение в классе подготовки ведется на родном языке. Любой ребенок в основной общеобразовательной школе имеет право на один из трех видов поддержки, которая имеет уровневый (этапы) характер .
Первый уровень поддержки – общая поддержка. Ее осуществляет учитель класса. Он помогает справиться с различными трудностями, которые могут встретиться у любого ребенка. Выявленные трудности в обучении обсуждаются как с родителями, так и со специалистами школы. Педагог владеет различными (общими и специальными) приемами и технологиями индивидуальной помощи ребенку в процессе обучения. Если общей поддержки недостаточно, чтобы преодолеть проблемы ученика в обучении, прибегают к поддержке второго уровня.
Второй уровень- это интенсивная поддержка. Интенсивная поддержка осуществляется уже не только учителем, но и специалистами школы. На этом этапе составляется индивидуальный план поддержки специалистами школы. Решается вопрос о необходимости помощника педагога в классе, где учится этот ребенок. Педагоги работают на равных, вместе составляют конспект урока, вместе проводят его, дополняя и поддерживая друг друга. Два учителя, работающие в классе, более объективно оценивают прогресс учащихся. Получая поддержку второго уровня, ребенок продолжает учиться по общей программе, но акцент в его обучении делается на основные содержательные линии в каждом предмете. Другие дети изучают программу более глубоко. Цель поддержки второго уровня – помочь справиться с программой, предупредить и преодолеть неуспеваемость. Если проблемы ребенка решаются за 6 месяцев, то он может быть переведен на 1 уровень поддержки. Если интенсивной поддержки недостаточно, то переходят на 3 уровень – к специальной поддержке.
Для перевода ребенка на третий уровень поддержки необходимо внешнее медико-психологическое обследование. Для его прохождения составляется педагогическое обоснование (заключение), в котором описывается предыдущая поддержка. По результатам внешнего обследования координатор инклюзивного образования школы решает, будет ли ученику оказываться третий уровень поддержки. Если ребенок переводится на 3 уровень поддержки, то определяется, в каких условиях он будет учиться: в специальном классе или в общем классе На третьем уровне поддержки обязательно составляется индивидуальный учебный план и индивидуальная учебная программа по каждому предмету. Индивидуальный план и программы составляются коллегиально мультидисциплинарной командой.
Вывод Таким образом, в Финляндии создана высокоэффективная система специальных мер на уровне обязательного базового образования в школе для поддержки учеников, сталкивающихся с различными трудностями обучения. Каждая финская школа имеет в штате несколько специальных педагогов; в среднем на каждые семь учителей- предметников приходится один такой учитель. Специальные педагоги в рамках индивидуальных или групповых занятий оказывают помощь ученикам, рискующим попасть в число отстающих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инклюзивное образование - образование для всех
Из опыта работы с учеником, имеющим диагноз ДЦП...
Дополнительное образование учащихся с нарушением слуха как перспективное направление развития инклюзивного образования
В условиях инклюзивного обучения ребёнку – инвалиду легче войти в обычную жизнь, в процесс адаптации и самореализации, он успешнее усваивает нормативную социализацию, но не все дети с нарушением...
Инклюзивное образование. Проблемы в организации образования
В статье говорится о проблемах в организации образования ребёнка с ОВЗ, а также об активных методах и приёмах обучения, применяемых на уроках для активизации деятельности учащихся с ОВЗ...
Статья "Педагогика: традиции и инновации. Инклюзивное образование – центральная идея современного образования."
Cлово «инклюзия» — inclusion— произошло от глагола «include» (французского происхождения) и означает — «содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе». В наши дни это слово становится термино...
Система образования в Финляндии
В данной работе раскрывается система образования в Финляндии на всех 4 уровнях....
Инклюзивное образование возможно только в инклюзивной школе
Все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими сверстниками по мес...
– Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы». Статья «Формирующее оценивание в инклюзивном образовании»
dash; Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы». Статья «Формирующее оценивание в инклюзивном образовании»...