Статья Уроки ОРКСЭ в условиях дистанционного обучения.
статья (4 класс)

Марочкина Наталья Анатольевна

Реализация рабочей программы по ОРКСЭ с применением дистанционных образовательных технологий каждым учителем осуществляется индивидуально, руководствуясь методическими рекомендациями, техническими условиями, уровнем ИКТ-компетенции педагога. 

Умения и навыки, приобретённые в рамках изучения комплексного учебного курса ОРКСЭ, должны стать прочной образовательной платформой для выпускника начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки ОРКСЭ в условиях дистанционного обучения.

Учитель начальных классов МБОУ г. Иркутска гимназии №3

Марочкина Наталья Анатольевна

Реализация рабочей программы по ОРКСЭ с применением дистанционных образовательных технологий каждым учителем осуществляется индивидуально, руководствуясь методическими рекомендациями, техническими условиями, уровнем ИКТ-компетенции педагога.

Значительной частью учебного процесса обучения ОРКСЭ являются мультимедийный уроки, которые представляют единый комплекс информации, расположенной на различных носителях.

В режиме дистанционного обучения урок длится не больше 30 минут, остальное время дети проводят за выполнением полученного задания на бумажном носителе. Следует помнить о максимальных временных нормах непрерывного использования технических средств.  После использования технических средств обучения необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления.

Основой для проведения дистанционного обучения по ОРКСЭ всегда должен являться учебник.

Планирование урока заключается в определении содержания педагогического взаимодействия,  в четком представлении учителем, какие универсальные действия формируются на каждом этапе урока.  Составляя план урока, в первую очередь необходимо обратить  внимание на цели, которые вы намереваетесь достичь.  Определяем цели, решению которых будет посвящено занятие, и, основываясь на этих целях, продумываем какой материал и каким образом преподнести учащимся на уроке. Под целью понимаем заранее запрограммированный результат, программу действий учителя и учеников, которые должны быть достигнуты в конце урока. Ещё Марк Твен писал: «Кто не знает, куда направляется, очень удивится, что попал не туда». Формулировка цели начинается с отглагольных существительных (определение, формирование, знакомство), учим этому детей.

Формулировка задач начинается с глаголов (Что для этого необходимо сделать, чтобы достичь результата?): повторить, проверить, объяснить, научить. Задачи отражают планируемые результаты. Личностные: наличие мотивации, работа на результат, бережное отношение к духовным и материальным ценностям, развитие самостоятельности, личной ответственности, воспитание доверия,  уважения к культуре. Предметные: принятие ценностей, Отечество, нравственность, долг, милосердие, знакомство с основами морали. Метапредметные: способность понимать и сохранять цели и задачи, умение планировать, использовать речевые ситуации, логические действия, оценивать собственное поведение.

Работа с текстом на уроках ОРКСЭ является основной, т. к. позволяет получить информацию в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного занятия.  

Особо хочется остановиться на смысловом чтении. Мы обучаем ребят, на примере текстов разных стилей и жанров, строить речевые высказывания. Например,

1.Вызов (стимулирование интереса к теме).

Прочтение неоконченной притчи (Как ты думаешь, какие три слова написал отец?..). Прочтение притчи и подбор пословиц, которые помогут раскрыть смысл.  Знакомство с текстом может быть со звуковым ориентиром и пометками во время чтения.

Текст с «дырками».  Перед прочтением просим ребят посмотреть часть текста в окошечке и предположить: О чём пойдет речь? Обязательно проверяем наши предположения,  знакомимся с текстом.

2.На этапе осмысления и закрепления знаний рекомендую использовать тексты из сборника Д. С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном». Это речь доброжелательного человека, это сборник мудрости, который будет прекрасным дополнением к материалам учебника. (Например, письмо четвёртое «Самая большая ценность – жизнь», письмо седьмое «Что объединяет людей»).

Использование деятельностных приёмов и методов на уроке позволяет учащимся овладевать навыками смыслового чтения текстов.

Для итоговых уроков рекомендую обратить внимание на проект «Киноуроки в школах» образовательной платформы «Российская электронная школа». Это детские короткометражные художественные фильмы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию с целью распространения традиционных гражданских, культурных и семейных ценностей в школах России.

В условиях пандемии, изоляции и перехода на дистанционные формы общения, меняются взгляды людей. Поэтому так важно вместе с ребятами на уроках ОРКСЭ осознавать происходящее вокруг с духовно-нравственной точки зрения.

В древних летописях,  начиная с «Повести временных лет» все события, особенно беды и напасти, осмыслялись с духовно-нравственной позиции. Трагедии национального характера воспринимались как наказание – от слова «наказ», «научение». Любые исторические события, как и события личной жизни человека, преодоление испытаний воспринимались как возможность дальнейшего роста.  И мы так должны воспринимать происходящие события современности. Поэтому для осмысления, обсуждения с семьёй предлагаем детям такие вопросы:

 -Какие человеческие, нравственные качества помогают обществу,  народу пережить сложную ситуацию?

 -Какие духовные ценности оказываются в ситуации всеобщей трагедии, самыми важными?

 -Какие привычные ценности нашей жизни отходят на второй план в условиях самоизоляции?    

-Почему могут портиться человеческие взаимоотношения в условиях самоизоляции? Как этого избежать?

 -Как человеческие взаимоотношения меняются в лучшую сторону в трудных условиях жизни? Приведите примеры из того, что вы наблюдаете  в жизни своей семьи, в новостных сообщениях.

Эти и подобные вопросы могут быть заданы в Coogle форме c  ручной проверкой. Критерии – самостоятельность суждения, творческое обоснование.

И обязательно на каждом уроке благодарим ребят за тёплый доверительный разговор, за добрые мысли, за творческое отношение к работе.

Умения и навыки, приобретённые в рамках изучения комплексного учебного курса ОРКСЭ, должны стать прочной образовательной платформой для выпускника начальной школы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Использование облачных технологий в дистанционном обучении.

В статье рассказано, с помощью каких сайтов можно дистанционно работать с учащимися, и как пользоваться облачными технологиями....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в условиях дистанционного обучения

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является одной из важных задач современного образования. Огромную помощь в их развитии оказывают информационно-коммуникационные технологии, ...

Статья на тему "Как помочь первокласснику освоить понятие части речи в условиях дистанционного обучения"

Эта статья поможет родителям доступно объяснить первоклассникам такую трудную тему, как "Части речи", в условиях дистанционного обучения....

Обучение английскому языку в 10-11 классах в условиях дистанционного обучения (из опыта работы)

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расс...

Из опыта работы на уроках английского во втором классе в условиях дистанционного обучения.

Статья посвящена анализу работы в младших классах на уроках английского языка....

Дистанционное обучения уроков физической культуры. Комплексы домашних заданий 1-4 классы по физической культуре в условиях дистанционного обучения.

Урок физической культуры по своей актуальности и значимости является, испокон веков, носителем здоровья. Но в настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления&r...