« Казачество Тунки»
творческая работа учащихся

Лобыцина Татьяна Фёдоровна

Районная научно-практическая конференция

 « Казачество Тунки»

Секция: « Культура и быт казаков»

Тема: « Обычаи, традиции  и нравы казаков»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_obychai_kazakov.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Тункинская СОШ имени Седова ЮП»

Районная научно-практическая конференция

 « Казачество Тунки»

Секция: « Культура и быт казаков»

Тема: « Обычаи, традиции  и нравы казаков»

                                                                                 Выполнил: Тюменцева

                                                                                    Виолетта Владиславовна,

                                                                       ученица 4 класса

                                                                                         с.Тунка, улица Горького16-2.

                                                                                  Проверил: Лобыцина ТФ,

                                                                            учитель нач.классов

2014

        Содержание

  1. Введение            

2 Основная часть

      2.1 Особенности устоев жизни казаков.

       2.2 Рождение казака

       2.3 Рождение казачки.

 3. Заключение

ОБЫЧАИ, ТРАДИЦИИ, НРАВЫ КАЗАКОВ

1 Введение

Помни, брат, что у казаков:
Дружба – обычай;
Товарищество – традиции;
Гостеприимство – закон

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны.

Цель: выявить особенности и ценность обрядовой семейной поэзии   казаков, её своеобразие; богатство обрядов и традиций казаков.

Задачи исследования:

*Проследить основные традиции казачьих семей;

*Рассмотреть особенности соблюдения обычаев казаков, связанных с рождением и крещением ребёнка;

* Выяснить обычаи, связанные с посвящением мальчики в казаки;

*Узнать об особенностях воспитания девочек в казачьей семье;

  

2. Основная часть

2.1  Особенности устоев жизни казака.

       В характере обычного казака, как народности, присутствовало благодушие, щедрость, гостеприимство. Одновременно, присутствовала жестокость и беспощадность к врагу. Это порождало некоторую двойственность характера и его перепады. Казак, обычно, был весел, шутлив и забавен, но, неожиданно, впадал в депрессию, где становился молчалив и недоступен. 
         Это можно объяснить характером его жизни и службы. А жизнь у казака сопровождалась постоянным риском, постоянной близостью к смерти. Выпавшая радость жизни и здоровья добавляла ему настроения, которое прекращалось, от упоминания или воспоминания элементов его службы и опасностей судьбы.
       Длительные походы превращали казака в философа и поэта, о чем рассказывают многочисленные песни. Приходилось  размышлять о вечном, о суете сует, о конце, который будет неизбежен. Вот только когда. Поэтому, все казачьи традиции и обычаи имели под собой одну основу – десять заповедей Христа. 
      Эти заповеди формировали морально-нравственные устои казачьего общества: не убий, не укради, не прелюбодействуй, трудись по совести, не завидуй ближнему своему и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдов, защищай от врагов свое Отечество.
       Кроме Господних заповедей, у казаков свято соблюдались и чисто жизненные, то есть те, которых требовала бытовая необходимость. Обязательным было уважительное отношение к старшим. Обязательным было отношение к любой женщине, независимо от того, являлась ли она матерью, сестрой или женой. Святым было почитание любого гостя.

         Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от далекой старины. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписанные казачьи домашние законы:

а) Уважительное отношение к старшим.

б). Безмерное почитание гостя.

в)Уважение к женщине (матери, сестре, жене).
 .    2.2
Рождение казака
     Казак рождался воином, и с появлением на свет младенца начиналась его военная школа. Новорожденному все родные и друзья отца приносили в дар на зубок ружье, патроны, порох, пули, лук и стрелы. Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем. По истечению сорока дней после того, как мать, взяв очистительную молитву, возвращалась домой отец надевал на ребенка портупею от шашки, придерживая шашку в своей руке, сажал на коня и потом возвращал сына матери, поздравлял ее с казаком. Когда же у новорожденного прорезывались зубы, отец и мать сажали его вновь на лошадь и везли в церковь служить молебен Ивану- воину. Первыми словами малютки были «но» и «пу» - понукать лошадь и стрелять. Военные игры за городом и стрельба в цель были любимыми занятиями молодежи в свободное время. Эти упражнения развивали меткость в стрельбе, многие из казаков могли на значительном расстоянии выбить пулей монету, зажатую между пальцев.
Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а в 5 лет скакали по степи
             Рождение мальчика в семье казака всегда считалось большой радостью. На нового продолжателя рода возлагаются большие надежды - его готовят стать воином, тружеником. Вот почему малыша нужно воспитывать по казачьим обычаям уже с пеленок.

         Согласно существующей традиции, отец Михаил дождался появления у своего сына первого зуба и совершил обряд посвящения.  

Крестный отец в первый раз посадил будущего казачка верхом на оседланного коня и подрезал светлые волосы, нестриженые с рождения. В седле мальчик держался спокойно и уверенно, ни капельки не испугавшись красивой белой кобылицы. Пришло время дать ребенку главные казачьи символы. Надев на казачка шашку и фуражку, крестный вернул казака матери со словами «Вот тебе казак!».

Очень важен не сам ритуал, а его сакральное значение. Этим обрядом мальчика посвящали в казаки,   Более того, в семье растет мальчик и его нужно воспитывать мужчиной. Мужчина - голова, защитник, воин!

            У казаков при рождении мальчика дед и отец стреляли из ружей, тем самым, давая знать станичникам, что родился воин, защитник границ Отечества .В гости к матери новорожденного приходили соседи и родственники с вкусным угощением. Такой праздник назывался «Проведок».

                 Казаки строго соблюдали старые обычаи. На седьмой день младенца крестили. Христианское крещения означало вход ребенка в мир. Дети при крещении получали имя того святого, которого праздновали за седмицу до рождения. Крестная мать шила первую рубашку – крестильную. Она надевалась только раз – в момент крещения ребенка. Затем ее всю жизнь хранили. Сжигалась она только после смерти человека вместе с первой срезанной прядью волос и лично ему принадлежащими вещами (Письмами, нательной одеждой, постелью и т.п.).В сорокадневном возрасте казачонка облачали в кольчужку и прицепляли сбоку «Шаблюку».

          Если младенец родился слабым, прибегали к символическому обряду «перепекания» ребенка, т.к. он не «допекся» и появился на свет раньше своего времени. Его, как хлеб, сажали на лопату и держали в русской печи, в тепле.

По исполнения 1 года стричь волосы детям у русских не принято. В годовщину рождения крестная мать с родственниками (но без родной матери)усаживала казачонка на вывернутую шубу (кошму) и выстригала ему прядь волос крест-накрест, затем мальчика стригли полностью. В 7 лет уже крестный отец стриг подростка «в скобку», после чего казачонок шел первый раз мыться с мужчинами в баню. Третий, последний раз, ритуально стригли в 19 лет, при зачислении в казаки и приведении к присяге на верность службе.

         Важным в жизни казачонка был обряд получения первых штанов, которые он получал в 3 года. Именно с этого времени его начинали учить верховой езде. С 5 лет мальчишки работали в поле: погоняли волов на пахоте, пасли скот. Любимой игрой пастухов была дзига, или кубарь.

   2.3  Рождение девочки

       Рождение девочки не праздновалось так широко, как рождение мальчика, при известии о ее рождении не грохотали выстрелы. Но это была радость тихая, домашняя, овеянная легендами и молитвами. Крестная, няньки «смывали с дочушки заботы» - первый раз с песнями мыли девочку. Отец ел «отцовскую кашу», горелую, насоленную, наперченную, чтобы «девочке меньше горького в жизни досталось».

Девочки начинали работать рано. С 5 лет учились вышивать, шить, вязать. Была и особенная работа – нянчить младших. Когда девочка становилась девушкой, об этом по секрету сообщали деду – самому старшему в семье. Дед покупал серебряное колечко и дарил его внучке, а то и правнучке, сопровождая песней про колечко. Внучка теперь не дитя, а «барышня». С этого момента девушка начинала готовить себе приданное.

     Большая часть юридических прав принадлежала казачке. Она наследовала имущество, верховодила в доме. Казак, приезжавший со службы, чувствовал себя скорее гостем, чем хозяином.

 

3Заключение

У  казаков сложился свой, своеобразный культурно-бытовой облик. Жизненный цикл казака сопровождался особенными обычаями и традициями. Часть из них сегодня утрачена, но основные: крестины, пострижение волос в первый год жизни ребенка, воровство невесты  сохранились и в наши дни. С возрождением казачества   возрождаются забытые традиции, появляются новые.

Тот, кто не уважает обычаи своего народа

не хранит их в своем сердце, тот позорит

не только свой народ, но прежде всего

не уважает самого себя, свой род,

Литература

Попко И.Д. Терские казаки с стародавних времен.

 Вып. I. Гребенское войско. - Нальчик, 2001. 

Козлов С.А. Кавказ в судьбах казачества. - СПб., 1996. 

Потто В.А. Два века Терского казачества (1577-1801). Т. 2.- Владикавказ, 1912. 

Российский государственный военно-исторический архив. Ф.644.Оп.1. Д.117. 

Чернозубов Ф.Г. Генерал-майор П.С.Верзилин, первый наказной атаман Кавказского линейного войска // ЗТОЛКС. - Владикавказ, 1914. № 3. 

Нефедов В.Н. Письменное оформление норм обычного права у казаков в первой половине Х1Х в. // Проблемы развития казачьей культуры. Материалы научно-практической конференции. - Майкоп, 1997. Анатолий Бобков « От стен Тункинского острога»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Части света. Путешествие тучки по Европе.

Учащиеся на данном уроке знакомятся с важнейшими странами Европы, их столицами и достопримечательностями, развивают навыки использования географических карт для получения информации. У детей формирует...

Урок окружающего мира "Путешествие тучки по Европе. Скандинавский полуостров»" (2-й класс)

Урок окружающего мира "Путешествие тучки по Европе. Скандинавский полуостров»" (2-й класс)...

Урок по окружающему миру 2 класс Путешествие тучки по Европе 2

Предмет:   Окружающий мир. Наша планета Земля. Автор: А.А. Вахрушев. Образовательная система «Школа 2100».   Класс:  2 класс.   Тема:  Урок  «Путешествие второй...

Урок окружающий мир 2 класс "Путешествие тучки по Европе" ОС "Школа 2100"

Методическая разработка урока окружающий мир "Путешествие тучки по Европе", по учебнику А.А Вахрушева, Д.Д Данилова, О.В Бурского, А.С Рапутин Окружающий мир "Моя планета Земля"  часть 2, БАЛАСС ...

приложение к уроку "Путешествие тучки по Европе" 2 класс

приложение к уроку окружающий мир 2 класс "Путешествие тучки по Европе"...

презентация к уроку "Путешествие тучки по Европе"

презентация к уроку "Путешествие тучки по Европе"...

Презентация 2-ой класс "Путешествие тучки по Европе" (Франция)

Данная презентация содержит иллюстрации достопримечательностей Парижа , его окрестностей, исторических личностей Франции....