Урок окружающего мира "Путешествие тучки по Европе. Скандинавский полуостров»" (2-й класс)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Маринина Валентина Ивановна

Урок окружающего мира "Путешествие тучки по Европе. Скандинавский полуостров»" (2-й класс) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_puteshestvie_tuchki.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира "Путешествие тучки по Европе. Скандинавский полуостров»" (2-й класс)

Учитель  Маринина Валентина Ивановна

Тема: Путешествие тучки по Европе. Скандинавский полуостров.

Цели:

образовательная – сформировать первоначальное представление о странах Скандинавского полуострова, их экономикой  и достопримечательностями;

     развивающая – развивать наблюдательность, умение сравнивать, обобщать,  делать выводы; умение работать с различными источниками информации; формировать навыки исследовательской деятельности.

воспитательная - формирование уважительного  отношения к жизни и быту других народов, живущих на Земле.

Оборудование: карта полушарий, физическая и политическая карты Европы; презентация «Путешествие тучки по Европе. Скандинавский полуостров»;   фотографии изучаемых государств и их достопримечательностей; запись отрывка из драмы Ибсена «Пер Гюнт» «В пещере горного короля»; выставка книг А.Линдгрен, Сельмы Лагерлёф; классная и индивидуальная «Шкала успеха»; учебник «Окружающий мир. Наша планета Земля» (автор Вахрушев А.А.)

І. Организационный момент

- Я надеюсь, что сегодняшний урок будет для вас  уроком-открытием, уроком-удивлением.

 Познакомимся  с планом работы. (На доске – картинный план)

  1. Знание карты.
  2. Работа в группах.
  3. Новая тема.
  4. Кроссворд.

ІI. Проверка домашнего задания.

     1)  Работа с картой. Вызванные ученики показывают на карте  изученные материки, горы, озера, реки, острова, полуострова, моря.  Ученики класса  наблюдают и оценивают товарищей. (Дети оценивают свои знания на  индивидуальной «Шкале Успеха»)

     2)  Географический диктант. (Учитель называет объекты, ученики должны написать, что это: материк, остров, река и т.д.)

         А) Африка,       б) Виктория,     в) Альпы,      г) Лена,    д) Байкал,    е) Сахалин,        ж) Баренцево,     з) Мадагаскар,          и)  Камчатка,    к) Тихий.

Самопроверка (на доске ответы).(Ученики отмечают свои результаты на «Шкале Успеха»)

     3)  Определите материк по очертанию.  (Перед учениками изображение  Африки, Евразии)

     4)  Найдите лишнее слово: Гренландия, Сахалин, Скандинавский, Новая Зеландия. (Ответ: лишнее слово Скандинавский – это полуостров)

III. Актуализация знаний, постановка цели. 

- Итак, мы с Тучкой продолжаем путешествовать по Европе и отправляемся на северо-запад Европы на Скандинавский полуостров. Мы  познакомимся с народами, которые живут в этих странах Скандинавского полуострова, узнаем, чем занимаются люди, что им интересно. Будем находить эти страны на карте. Какая карта нам нужна? (политическая). 

 Нашими друзьями в путешествии будут Карлсон, Санта Клаус  и селёдка (На доске иллюстрации)   Как вы думаете, что их объединяет?  Постараемся ответить на этот вопрос.  

IV. Введение в тему урока

-Давайте определим, что мы уже знаем о Скандинавских странах, а что можем или хотим узнать.
Беседа по вопросам таблицы.

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

  • В  каком тепловом поясе расположены страны?
  • Какой климат?
  • Особенности растительного и животного мира.
  • О символах государства.
  • Чем занимаются народы, живущие в этих странах?
  • Чем особенна каждая страна?

 Итак, сегодня мы познакомимся со странами Скандинавского полуострова.

V. Изучение нового материала.

1) Практическая работа в группах  (Группа «Норвегов», группа  «Шведов», группа «Финнов»)

Заполните таблицу:

Название страны

Название столицы государства

Месторасположение.

С какими государствами граничит, какими морями омывается.

Как выглядит флаг страны

Государственный язык

Кто управляет страной

Интересные факты, особенности страны

Детям в помощь предлагаю энциклопедии, словари, карту мира,  географические справочники.

2) Презентация работы групп.

-  Отчет  группы «Норвегов»;

-  Отчет группы  «Шведов»;

-  Отчет группы «Финнов».

 Учитель  демонстрирует  мультимедийную презентацию, дополняя сообщения докладчиков.

(Слайд 1)

- Очертанием Скандинавский полуостров похож на взъерошенную собаку. «Мохнатым» он выглядит оттого. Что его берега изрезаны множеством заливов – фьюрдов  (слово написано на табличке) и скалистых островов.

(Слайд 2, 3, 4)

Норвегия – это 150 000 островов, островков, скал, рассыпавшихся вдоль её берегов. Люди этих краёв всегда были связаны с морем. Они совершали  дальние морские походы и называли себя викингами (слово написано на табличке), а на Руси их называли варягами (слово написано на табличке).

(Слайд 5)

Норвегию называют «Страной полуночного солнца».

(Слайд 6, 7, 8)

Большую часть Норвегии занимают Скандинавские горы. Склоны их сильно изрезаны – это работа ледников далекого прошлого. Это и есть фьюрды.

В Норвегии обилие воды: много рек и озер. В реках, озерах и морях много рыбы. Рыболовство было в истории страны основным занятием норвежцев, живших на побережье.

(Слайд 9)

В Норвегии родился знаменитый композитор Эдвард Григ. Послушайте отрывок из драмы Ибсена «Пер Гюнт» «В пещере горного короля».

(Слайд 10)

Швеция, как и Норвегия,   расположена на каменном фундаменте. В скалах иногда строят склады и гаражи.

(Слайд 11,12)

Знакомство со Швецией для многих начинается с чтения книги Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса». Книга была задумана как учебник по географии. Автор описал Швецию в начале XX века. С тех пор, конечно, многое изменилось,  но природа этой страны и её достопримечательности, которые увидел Нильс, остались почти прежними.

Уровень жизни в стране – один из самых высоких  в мире. Здесь на заводах и фабриках, в сельском хозяйстве применяют самую современную технику. Кроме этого, уже более 150 лет Швеция не участвует в войнах. Это хорошо сказалось на её экономике.

Главные богатства страны – железная руда и древесина. А по производству стали и бумаги страна занимает 2 место в Западной Европе.

(Слайд 13)

Швеция – родина спортивной гимнастики, шведская стенка изобретена здесь. Очень любят в стране лыжный спорт и хоккей.

(Слайд 14)

Шведская писательница, которая за свои добрые и прекрасные книги получила награду – золотую медаль имени Г.Х.Андерсена – Астрид Линдгрен.

(Слайд 15, 16)

Финляндия – ближайшая  к нам северная  страна  Европы. От Питера до финской границы ехать на автомашине или поезде всего несколько часов.

Финляндия – морская страна. Побережье Финляндии сильно изрезано заливами и бухтами со множеством небольших островков.

(Слайд 17, 18, 19)

Финны называют свою страну Суоми. Что в переводе на русский означает «Страна болот». Действительно. Треть территории Финляндии занято болотами. Часто Финляндию  также называют «Страной тысячи озёр». Озёра соединены между собой речками. Лес – главное богатство страны. И больше половины – сосны, есть ели и березы. Все, что можно сделать из дерева, производится в Финляндии. «Финские домики» - сборные дома, мебель – все это пользуется мировой славой.

(Слайд 20, 21)

В северной части Финляндии, в Лапландии, где царство вечной  зимы, живёт небольшой народ саами (слово записано на табличке). Живут они в условиях тундры, очень развито оленеводство. Под Рождество в Лапландию дети отправляют письма Санта Клаусу.

-   Ответьте на проблемный вопрос: что же объединяет Карлсона, Санта Клауса и сельдь? (Ответ: Скандинавский полуостров).

(Свою работу в группе отметьте на «Шкале Успеха»)

VI. Первичное закрепление материала.

     Кроссворд.

  1. Какую страну называют «Страной тысячи озёр»?    (Финляндию)
  2. Занятие населения трех стран. (Рыболовство)
  3. В какой стране родился на свет  Карлсон?       (Швеция)
  4. Столица Норвегии.   (Осло)
  5. Как называют народ, который живет в Лапландии?    (саами)
  6. С какой страной граничит Финляндия?      (Россия)

(Свои знания отметьте на шкале).

VІI.  Итог урока.

VІІІ. Домашнее задание.

Учиться показывать страны на карте и назвать их столицы;

Подобрать иллюстрации, интересную информацию об изученных странах

Желающим найти  и подготовить рассказ о Дании.

ІX. Рефлексия.

- Оцените работу на уроке(На парте у каждого ученика три тучки: бело-голубая, лёгкая; тёмно-синяя, тяжёлая; грозовая):

Я работал с … настроением,  поэтому я поднимаю …. тучку.

Я …доволен собой, поэтому выбираю … тучку.

Я чувствовал себя … , поэтому поднимаю … тучку.

Мне понравилась работа … .

- Молодцы, ребята! На следующих уроках мы  отправимся в следующее путешествие.

Спасибо вам за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "На севере Европы" (УМК "Школа России",3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «На севере Европы» Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся со странами северных европейских государств, их столицами и достопримечател...

Конспект урока окружающего мира "На юге Европы" (УМК "Школа России", 3 класс")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «На юге Европы» Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся со странами, расположенными на юге Европы их столицами и достопримечательностя...

Конспект урока окружающего мира "В центре Европы" (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «В центре Европы» Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся со странами центральной Европы, их столицами и достопримечательностями.Плани...

Конспект урока окружающему миру «В центре Европы» (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «В центре Европы»Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о странах Центральной Европы.Планируемые результаты: Предметные:  ...

Конспект урока окружающего мира «На севере Европы»» (УМК "Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с северными европейскими государствами; способствование формированию представлений учащихся о странах Европы, культуре и традициях народов, в них...

Конспект урока окружающего мира «В центре Европы» (УМК "Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся со странами Центральной Европы, экономикой этих стран, достопримечательностями.  Планируемые результаты:Предметные: ...

Конспект урока окружающего мира «На севере Европы»» (УМК "Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с двумя крупнейшими странами Европы: Францией и ВеликобританиейПланируемые результаты:Предметные:         знат...