Картотека игр, направленных на формирование навыков общения.
картотека

Васильева  Анна Васильевна

Картотека представляет собой сборник игр, которые направлены на формирование и развитие у детей навыков общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр подобранная для развития навыков общения

Игры-приветствия

«Давайте порадуемся»

Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам (Улыбаются друг другу)

И всем, кто живет на этой планете, (разводят руками)

«Доброе утро!» скажем мы вместе (берутся за руки)

«Доброе утро!» - маме и папе

«Доброе утро!» - останется с нами.

«Нетрадиционное приветствие»

Цель: создание положительного настроя у детей.

Методика проведения: педагог показывает детям способ выполнения предлагаемого приветствия.

Инструкция педагога: «Как вы приветствуете друг друга при встрече? А теперь давайте попробуем поприветствовать друг друга новым, не известным никому способом. Например, ладонями, но только их тыльной стороной (педагог показывает детям), плечами, коленями, лбами».

«Дружба начинается с улыбки»

Цель: создание непринужденной атмосферы, закрепление умения передавать различные эмоциональные состояния без слов.

Методика проведения: дети садятся по кругу, берутся за руки, смотрят соседу в глаза и по очереди, не произносят ни слова, дарят друг другу улыбку.

«Связующая нить»

Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить.

Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети хотели бы пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать.

Когда клубок вернется к ведущему, дети по просьбе взрослого натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Игры-разминки

Разминка «Из семени в дерево»

Дети выходят на середину комнаты. Педагог: Сегодня мы с вами поговорим о волшебстве, которое встречается не только в сказке, но и в мире природы. Звучит музыка. Педагог-«садовник» предлагает детям превратиться в маленькое семечко. Дети сжимаются в комочек на полу, убирают голову и закрывают ее руками.

  • «Садовник» очень бережно относится к семенам, поливает их — гладит детей по голове.
  • С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти, растет стебелек — дети по примеру педагога поднимают голову и выпрямляются.
  • Появляются веточки с бутонами — дети разводят руки в стороны, пальцы сжаты в кулачки.
  • Наступает радостный момент, бутоны раскрываются — дети разжимают кулачки, и росток превращается в прекрасный цветок, летом цветок хорошеет, улыбается цветам-соседям — по примеру педагога дети друг другу улыбаются.
  • Кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками — педагог предлагает детям кончиками пальцев дотронуться до своих товарищей.

Звучит музыка.

  • Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой — дети по примеру педагога выполняют наклоны вправо-влево, ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны, кисти рук свободно опущены.
  • Ветер срывает лепестки и листья — дети сгибают руки в локтях, затем свободно опускают их вдоль корпуса, опускают голову.
  • Цветок сгибается, клонится к земле — наклон вниз, руки свободно опущены.

Звучи т музыка.

  • Пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко - дети снова приседают, закрывают голову руками.
  • Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна, и оно оживет!

Педагог спрашивает детей об изменениях, которые происходили с цветком в разное время года.

Разминка «Походка и настроение»

Дети выходят на середину комнаты.

Педагог. Ребята, мы можем показать свое настроение мимикой лица: улыбнуться или нахмурить брови. Но наши движения тоже могут передавать различные настроения. (Звучит музыка)

  • Покапаем как мелкий и частый дождик — быстро, легко — бег на носках.
  • Полетаем, как озорной воробей — мелкие и частые взмахи рук, легкий бег на носках.
  • А теперь полетаем как орел — неторопливо — голова приподнята, спина выпрямлена, выполняются неторопливые взмахи разведенными в стороны руками, бег по кругу в умеренном темпе.
  • Походим, как старая бабушка — спина согнута, одна рука на пояснице, другая опирается на воображаемую палку, неторопливая походка.
  • Попрыгаем, как веселый клоун, задорно, радостно — дети, двигаясь по кругу, выполняют поскоки.
  • Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке, — идем на носочках бесшумно, вкрадчиво, мягко.
  • Пощупаем кочки на болоте — аккуратно, осторожно — руки на поясе, выполняется приставной шаг.
  • Полетаем, как Баба-Яга на метле, лихо, быстро — дети бегают по комнате, придерживаясь за воображаемую метлу.
  • Радостно побежим навстречу маме! Молодцы!

Дети собираются в центр круга, берутся за руки, восстанавливают дыхание.

Разминка «Поводырь»

Предметы - «препятствия» расставляются и раскладываются по комнате. Взрослый делит детей на пары, в каждой из которых одному из участников надевают на глаза повязку, а другой становится «поводырем».

«Поводырю» нужно провести партнера по комнате, обходя препятствия. Он может обращаться к ведомому: «Здесь стул. Обойдем его», «Переступи через игрушку» и т.п. Затем дети меняются ролями, игра возобновляется. Выигрывает ребенок, сумевший стать наиболее внимательным «поводырем».

Дидактические игры

Дидактическая игра «Прочитай письмо»

Педагог сообщает ребятам, что с утренней почтой доставили два письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме схематически изображены не более пяти эмоциональных состояний, которые необходимо расшифровать. Педагог предлагает детям «прочитать» письма.

Первое письмо начинает читать педагог, дети продолжают развивать заданный сюжет, показывают соответствующие эмоциональные состояния. Второе письмо ребята расшифровывают самостоятельно. В случае затруднения педагог задает дополнительные вопросы, например: «Как изменилось настроение героя? Что могло произойти?»; принимает участие в развитии детьми сюжета (поощряет, советует, уточняет.)

Вариант письма и примерная расшифровка

1. Любопытство — печаль — удивление — страх — радость.

«Однажды утром Сережа отправился на рыбалку. Он закинул удочку и стал ждать, когда же рыбка попадется на крючок. Ему было очень любопытно: какой будет улов? Сережа долго сидел и смотрел на поплавок, но рыба не клевала, и ему стало очень грустно. Вдруг леска натянулась и стала уходить вниз. Сережа удивился: что такое? Он потянул за удочку, но она только прогнулась, вот-вот сломается. Сережа испугался и позвал на помощь. Прибежали рыбаки и помогли ему вытащить большого окуня. Сережа очень обрадовался».

Дидактическая игра «Неожиданные картинки»

Материалы: каждому ребенку нужны бумага и восковые мелки.

Инструкция: Сядьте в один общий круг. Возьмите себе каждый лист бумаги и начните рисовать какую-нибудь картинку (2-3 минуты). По моей команде перестаньте рисовать и передайте начатый рисунок своему соседу слева. Возьмите тот лист, который передаст сосед справа и продолжите рисовать начатую им картинку (2-3 минуты). Дайте детям возможность порисовать еще 2-3 минуты и попросите их снова передать свой рисунок соседу слева, продолжайте пока все рисунки сделают полный круг. Если группа большая попросите передавать рисунки через одного. Игру можно оживить музыкальным сопровождением. Как только музыка останавливается, дети начинают меняться рисунками.

В конце упражнения каждый ребенок получает ту картинку, которую он начал рисовать.

Анализ игры:

  • Нравится ли тебе рисунок, который ты начал рисовать?
  • Понравилось ли тебе дорисовывать чужие рисунки?
  • Какой рисунок тебе нравится больше всего?
  • Отличаются ли рисунки от тех, которые вы рисуете обычно?
  • Чем?

Дидактическая игра «Игрушка»

Содержание: Упражнение выполняется в парах. Один ребенок из пары  - обладатель красивой и очень любимой им игрушки. Другой очень хочет поиграть с этой игрушкой. Его задача — уговорить хозяина игрушки дать поиграть с ней. Важно, что при выполнении этого упражнения ребенку — хозяину игрушки  - дается любая, которую он может представать как самую любимую.  Как только владелец игрушки отдает ее напарнику, игра прерывается и ребенка спрашивают, почему он отдал игрушку, какие чувства при этом испытывал.

Игры-релаксации

Релаксация «Шалтай-Болтай»

Чтение стихотворения С. Маршака «Шалтай-Болтай» сопровождается поворотами туловища вправо-влево, руки свободно опущены вдоль корпуса. На слова «свалился во сне» корпус тела резко наклоняется вниз. Упражнение повторяется 2—3 раза.

Релаксация «Факиры»

Педагог предлагает детям превратиться в факиров. Дети садятся на ковер, скрестив ноги по-турецки, руки на коленях, голова опущена, глаза закрыты. Под музыку факиры отдыхают. Педагог рассказывает, что всем факирам снится один и тот же сон: они видят во сне то, что делали на занятии (указываются достижения каждого ребенка). Подводится итог занятия.

Релаксация «Насос и мяч»

Педагог. А сейчас найдите свою пару — мы с вами поиграем в насос и мяч. Один из вас — большой надувной мяч, а другой надувает насосом этот мяч. «Мяч» стоит, обмякнув (ноги полусогнуты, корпус отклонен несколько вперед, голова опущена.) Начинаем надувать мяч, качаем воздух (движения рук сопровождаются звуком «С»), А «мяч» надувается все больше и больше: сначала выпрямляются ноги в коленях, потом туловище, поднимается голова, надуваются щеки, руки разводятся (показ движений.) Мяч надут. Тут шланг насоса выдергивается... и из мяча выходит воздух: «Ш-ш-ш...». Мяч снова сдулся. Дети, выполняя упражнение, меняются ролями.

Картотека игр на формирование навыков общения у детей с умственной отсталостью

  1. Игры и упражнения, направленные на формирование у обучающихся умения использовать  вербальные и невербальные средства общения

Упражнение «Рукавички». Цель. Учить детей использовать в совместной деятельности невербальные средства общения (жесты, мимику и т.п.)

Ход. Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички. Количество пар должно соответствовать количеству пар детей. Разложите по разным местам комнаты рукавички с одинаковым (но не раскрашенным) орнаментом. Дети должны отыскать свою пару, и при помощи трех карандашей разных цветов  раскрасить одинаковые рукавички. При этом переговариваться нельзя.

Упражнение «Мышеловка». Из группы выделяются две тройки, которые берутся за руки, встают в кольцо и закрывают глаза. Группа цепочкой проходит сквозь кольца. В какой-то момент тройки резко опускают руки — мышеловка захлопывается. Их задача — не разговаривая, не трогая руками, определить количество людей, оказавшихся в кольце.

Упражнение «Крокодил». Играют две команды. Команды загадывают слова (обязательно имена существительные) и выбирают по одному водящему. Команда, которая первой придумает слово, начинает игру. Водящему команды противника сообщается загаданное слово, и он должен, используя только жесты и мимику, показать слово так, чтобы его команда догадалась, какое слово было загадано. Затем команды меняются ролями.

Упражнение «Буквы». Один ребенок рисует пальцем слово на спине или заведенной за спину ладони другого играющего; второй — угадывает. Один участник берет двумя руками выпрямленную руку товарища, стоящего с закрытыми глазами, и ею выписывает в воздухе буквы загаданного слова. «Жмурка» должен узнать слово. Взрослый пишет букву на доске, затем предлагает детям повторить рисунок буквы: выпрямленной, как шлагбаум, рукой; рукой от локтя (кисть неподвижна); кистью; двумя руками вместе; языком; левым мизинцем; правым плечом; коленкой и т. д.

  1. Игры и упражнения, способствующие развитию эмпатии и уважительного отношения в ходе общения 

Упражнение «Зеркало». Цель. Учить детей «предугадывать» действия и настроение другого человека.

Ход. Группа разбивается на пары. Первые номера — «зеркала», вторые — люди перед зеркалом. Игра проходит в полной тишине. Задача: добиться взаимопонимания и синхронизировать действия. Затем ребята меняются ролями.

Хороводная игра «Ау!».  Цель. Развивать внимательное отношение друг к другу, помочь преодолеть барьер в общении.

Ход игры. Ребёнок стоит в кругу с завязанными глазами, он потерялся в лесу. Дети водят хоровод, проговаривая слова «Петя (Маша), ты сейчас в лесу, мы поем тебе АУ! Ну-ка, глазки открывай поскорей, кто тебя позвал, узнай побыстрей.  Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Дидактическая игра «Закончи предложение». Цель. Воспитывать уверенности в себе, в своих силах. Уважать чужое мнение, адекватно реагировать на высказывания.

Ход игры. Ребёнок должен закончить каждую из предложенных вами фраз: “Я умею…”, “Я хочу…”, “Я смогу…”, “Я добьюсь…”. Для неговорящих детей показать.

Дидактическая игра «Вежливые слова».  Цель. Развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Ход игры. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Игра-драматизация «Подарок на всех».  Цель. Дать  детям понятие, что словом можно воздействовать на чувства и поведение людей.

Ход игры. Педагог спрашивает детей, знают ли они,  что с помощью слова можно творить чудеса. Слово может обидеть, огорчить, рассмешить человека. Когда человек огорчен, обижен, ему очень трудно справиться с плохим настроением, а добрым словом его можно утешить. Педагог  читает стихотворение, а затем жестами и мимикой показывать его, дети повторяют за педагогам.

Игра-имитация «Обезьянка».  Цель. Развить способность подражать мимике и жестам.

Ход игры. Педагог предлагает одному из детей стать обезьянкой, остальным детям повторять все его движения: обезьянка шагает - все шагают, обезьянка поднимают руку - и дети тоже.

Упражнение «Пожалуйста».  Цель. Вырабатывать навык употребления «Волшебных слов».

Ход игры. Всё становятся в круг. Педагог показывает разные движения, а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры.

Упражнение «Комплимент». Цель. Формировать умение замечать в других хорошие качества.

Ход. Дети садятся в круг. Каждый участник говорит соседу справа (или слева) фразу, которая начинается со слов: «Мне нравится в тебе…». Упражнение помогает ребенку увидеть свои и чужие положительные стороны.

  1. Игры и упражнения, обучающие умению сотрудничать

Игры-драматизации по русским народным сказкам: «Репка», «Колобок», «Лиса и Журавль», «Волк и семеро козлят» и т.д. Цель. Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, развивать у них выразительность интонации, мимики, движений.

Ход игры. Педагог рассказывает сказку, дети-артисты, включаются в игру по ходу сказки. В конце игры, можно предложить детям поводить хоровод, устроить праздник  урожая.

Игра-драматизация «Что такое хорошо и что такое плохо».  Цель. Формировать у детей представление о хороших и плохих поступках, поведении, умении правильно оценивать себя и других.

Ход игры. Педагог  читает детям стихотворение или рассказ по заданной теме, дети изображают ситуации при помощи картинок на столе или фланелеграфе.

Упражнение «Мост дружбы».  Цель. Способствовать развитию у детей умения сотрудничать в совместной деятельности.

Инструктор просит детей образовать пары, придумать и показать какой- нибудь мостик ( при помощи рук, ног, туловища). Например, соприкоснувшись головами или ладошками. Затем он спрашивает, кто из детей хотел бы построить мостик втроем, вчетвером и т. д., до тех пор, пока будут находиться желающие. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, поднимают их вверх, изображая « Мост дружбы».

Упражнение «Ладонь в ладонь».  Цель. Способствовать развитию у детей умения сотрудничать в совместной деятельности.

Ход. Дети разбиваются на пары, прижимают ладошки друг к другу и таким образом двигаются по комнате, в которой можно установить различные препятствия. Каждая пара должна их преодолеть, не разъединяя ладошек.

Картотека игр на формирование навыков общения у детей с нарушение речи

1-Й  ЭТАП «Кто Я?»

«Добрые волшебники»

Цель: создание положительной эмоциональной атмосферы.

Игра начинается с того, что дети садятся в круг, а взрослый рассказывает им сказку: «В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл грубыми словами, переставали смёяться и не могли стать добрыми. Расколдовать такого несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у нас такие заколдованные дети». Как правило, многие дошкольники охотно берут на себя роли «заколдованных». Взрослый выбирает из них непопулярных, агрессивных детей и просит других помочь им: «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, называя ласковым именем?»

Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками. По очереди они подходят к агрессивным детям и стараются назвать их ласковым именем.

«Волшебные очки»

Цель: формирование положительных взаимоотношений, создание благоприятной атмосферы.

Взрослый торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других и даже то хорошее, которое человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет ка- кое-либо его достоинство (кто- то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, у кого-то

красивое платье). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может, они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь и подсказать. Повторения одних и тех же достоинств здесь не страшны, хотя желательно расширять круг хороших качеств.

«Пальцы — звери добрые, пальцы — звери злые»

Цель: развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.

Детям необходимо представить, что их пальцы становятся разными животными с характерными особенностями: добрыми котятами, злыми мышатами, добрыми волчатами, злыми зайчатами и т.д. Превращение происходит таким образом, что пальцы на одной руке — добрые, а на другой — злые, и им нужно поговорить друг с другом, организовать взаимодействие. Когда дети освоили правила игры, можно предложить им вступить во взаимодействие с пальцами других детей.

2-Й ЭТАП «Я И ДРУГИЕ»

«Испорченный телефон»

Цель: развитие умения действовать в соответствии с интересами других, следовать инструкции.

Дети располагаются полукругом. Вначале взрослый просит ребенка, сидящего первым, рассказать ему на ушко, что он делал в выходные. Затем вызывает интерес у детей, говоря о том, что он только что услышал что- то очень интересное, и предлагает детям так же шепотом, по цепочке передать, как ребенок провел выходные дни. При этом взрослый советует, как удобнее сесть, как говорить, чтобы услышал только сосед, а остальные не слышали, и т.д. Когда информация доходит до последнего ребенка, он громко говорит то, что услышал. Если информация не исказилась, телефон работает исправно, и все дети услышали, что хотели.

«Зеркало»

Цель: развитие умения правильно воспринимать действия другого человека.

Перед тем как начать играть, взрослый просит всех детей встать врассыпную и повторять за ним движения. Движения выбираются несложные. Далее игра проводится в парах. Один ребенок из пары совершает какое-либо действие, а второй пробует как можно точнее его воспроизвести. Остальные дети в этот момент смотрят и оценивают, насколько точно пара выполняет задание. После двух-трех движений пары меняются.

«Сотворение чуда»

Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей.

Игра проводится в парах. У одного из детей есть «волшебная» палочка, которая может исполнять только определенные, хорошие желания. Ребенок касается партнера палочкой и задает вопрос: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?» Партнер отвечает, выбирая какое- либо действие, которое принесет ему радость: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке)».

«Войди в круг — выйди из круга»

Цель: развитие эмпатийных способностей, совершенствование навыков межличностной коммуникации.

Игра проводится в кругу, дети стоят, плотно прижавшись друг к другу и держа друг друга за талию, водящий находится вне круга. Задача водящего — попасть в круг, используя разнообразные средства: уговоры, просьбы, физическую силу. Взрослый при этом следит за тем, чтобы дети не допускали проявления агрессии, поощряет вербальные средства, а не физическую силу, помогает детям, которые испытывают трудности. Когда водящий попадает в круг, дети поздравляют его, и на его место встает ребенок, который его пропустил.

«Старенькая бабушка»

Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей, моторной ловкости.

Детей необходимо поделить на две команды: первая — «Бабушки и дедушки», вторая — «Внуки и внучки». «Бабушки и дедушки • очень старые, они плохо видят и слышат, и «Внуки и внучки- должны отвести их к врачу через улицу с оживленным движение* так, чтобы никто не пострадал'. Несколько детей изображают машины — они бегают по улице, пытаясь помешать пешеходам. При этом «старичкам» завязывают глаза, они должны полностью довериться своим «внукам». После посещения врача, которым может быть взрослый, «внуки* покупают в аптеке нужное лекарство и отводят «старичков» обратно домой.

3-Й ЭТАП «Я + ты = Мы»

«Волны»

Цель: формирование положительных взаимоотношений желания действовать в коллективе.

Игра проводится в кругу. Взрослый предлагает детям вспомнить лето, интересуется, как они отдыхали летом, узнает, кто купался в речке, озере. Далее рассказывает о море, о том, как приятно лежать на волнах, как они омывают нас, окутывают своей заботой. Затем предлагает детям искупать друг друга в ласковых и веселых волнах. Но сначала взрослый показывает детям, как ведут себя волны, помогает их изобразить, предлагает повторять движения за ним. Когда дети освоили данное движение, взрослый предлагает каждому ребенку встать в центр круга и искупаться в волнах. Купающийся встает в центр круга, а каждая волна подбегает к нему и ласково поглаживает. Далее дети меняются ролями.

«Живые куклы»

Цель: формирование умения действовать в парах, учитывая интересы партнера.

Игра проводится в парах. Детям предлагают разделиться на пары, выбрав партнера с таким же цветом глаз. В случае возникновения трудностей пары подбирает взрослый. Далее он объясняет содержание игры: один ребенок из пары превращается в малыша, а другой в его говорящую, «живую» куклу. О кукле нужно заботиться, выполнять

ее просьбы, желания. Взрослый предлагает несколько действий: покормить куклу, погулять с ней. предупреждая малыша о том, что нужно выполнять все просьбы куклы и не заставлять ее делать то, чего она не хочет. Затем пары меняются ролями.

 «На мостике»

Цель: формирование умения взаимодействовать в коллективе.

Для проведения игры необходимо поделить детей на две команды, которые встают по разным сторонам комнаты. За тем взрослый создает игровую ситуацию, говоря о том, что  дети — путешественники, они долго шли и пришли к глубокому  горному ущелью, через который перекинут тоненький мостик.  Каждой группе путешественников нужно перебраться по этому мостику на другую сторону. Чтобы он не перевернулся, по нему могут идти только два человека с разных сторон. Детям нужно одновременно зайти на мостик и перейти на другую eго сторону так, чтобы не заступи за края, иначе — сорвешься в пропасть.

«Сиамские близнецы»

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия.

Игра проводится в парах. Дети парами садятся за стол на максимально близком расстоянии друг к другу, взрослый связывает правую руку одного ребенка с левой рукой другого от локтя до кисти. Каждому ребенку в руку дают мелок или фломастер так, чтобы они были разного цвета. Далее дается задание: нарисовать что-либо за определенное время (5—6 мин). Перед началом выполнения задания дети могут обговорить, что и как они будут рисовать. При ознакомлении с данной игрой временные ограничения можно снять, давая детям возможность получить новый опыт взаимодействия. Позже задание можно усложнить, завязав одному из детей глаза. После игры взрослый проводит беседу с детьми, выясняя их ощущения, положительные и отрицательные эмоции, возникшие сложности.

«Поварята»

(авт. — Н. Кряжева)

Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе.

Дети образуют круг, который символизирует кастрюлю. Далее коллективно договариваются о том, что они хотят приготовить. Каждый ребенок придумывает для себя роль (овощ, фрукт и т.д.).

Ведущим в данной игре выступает взрослый. Он называет компонент, ребенок входит внутрь круга, следующий ребенок входит внутрь и берет его за руку. Игра продолжается до тех пор, пока все дети снова не окажутся в одном круге.

 «Ладонь в ладонь»

(авт. — Н. Клюева,

Ю. Касаткина)

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в парах.

Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу, прижимая правую ладонь к левой и левую ладонь к правой ладони друга В таком положении они передвигаются по комнате, обход! специально созданные препятствия. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться  прыжками, бегом, на корточках и т.д. На протяжении игры детям нельзя разжимать ладони Для ребенка, который не хочет- взаимодействовать с детьми, первых этапах парой может стать  взрослый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как способ развития навыков общения

Игра как способ развития навыков общения со сверстниками у дошкольников (Практико-ориентированный проект по итогам курсов повышения квалификации) ...

Картотека игр на развитие навыка звукового анализа слов.

Картотека игр на развитие навыка звукового анализа слов....

Презентация: "Формирование элементарных навыков общения на иностранном языке детей в системе "Детский сад - начальная школа"

В данной презентации освещается ход работы по эксперименту "Детский сад - начальная школа"...

Развитие навыков общения младших школьников

Приметой последнего десятилетия в развитии отечественной педагогики и психологии можно по праву считать наметившийся переход от субъект-объектной к субъект-субъектной (личностно-ориентированной)...

Формы организации практической работы в урочной и внеурочной деятельности, направленной на освоение детьми основ нравственности и морали, изучение правил этикета в процессе формирования навыков общения (из опыта работы)

Формы организации практической работы в урочной и внеурочной деятельности, направленной на освоение детьми основ нравственности и морали, изучение правил этикета в процессе формирования навыков общени...

Картотека упражнений по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте

Картотека упражнений по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте...

Картотека игр направленных на развитие познавательного интереса для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

игры направлены на формирование познавательного интереса у обучающихся с нарушением интеллекта...