Развитие навыков общения младших школьников
материал (1 класс) по теме

Дьяконова Туйара Семеновна

 

Приметой последнего десятилетия в развитии отечественной педагогики и психологии можно по праву считать наметившийся переход от субъект-объектной к субъект-субъектной (личностно-ориентированной) парадигме воспитания. Ребенок из «объекта воздействия» постепенно становится полноправным партнером педагога по совместной работе, в личность, которая не подлежит каким-либо манипуляциям; воспитание же понимается как процесс совместной жизнедеятельности, «помощь ребенку в реализации его возможностей», где воспитывающий взрослый – посредник между ребенком и миром культуры, миром жизни.

Гуманистическое личностно-ориентированное воспитание в дошкольном и младшем школьном возрасте – это процесс сохранения и обеспечения здоровья ребенка, развития его природных способностей – ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Общение, взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности; один из важнейших факторов психического и социального развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирожденной возможности стать представителями человеческого рода. Недостаток и ограничение общения существенно замедляют и обедняют развитие ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретические основы общения

1.1. Коммуникативный аспект общения в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………6

1.2. Формы и методы развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………….8

Глава II. Условия развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста

2.1.  Анализ экспериментального исследования по развитию навыков общения первоклассников со взрослыми и сверстниками……………………13

2.2. Организационно-педагогические условия развития коммуникативных навыков у детей в первый год обучения……………………………………….22

Заключение……………………………………………………………………….23

Библиография…………………………………………………………….............25

Приложение………………………………………………………………………27

                                                                         

Введение

Приметой последнего десятилетия в развитии отечественной педагогики и психологии можно по праву считать наметившийся переход от субъект-объектной к субъект-субъектной (личностно-ориентированной) парадигме воспитания. Ребенок из «объекта воздействия» постепенно становится полноправным партнером педагога по совместной работе, в личность, которая не подлежит каким-либо манипуляциям; воспитание же понимается как процесс совместной жизнедеятельности, «помощь ребенку в реализации его возможностей», где воспитывающий взрослый – посредник между ребенком и миром культуры, миром жизни.

Гуманистическое личностно-ориентированное воспитание в дошкольном и младшем школьном возрасте – это процесс сохранения и обеспечения здоровья ребенка, развития его природных способностей – ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Общение, взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности; один из важнейших факторов психического и социального развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирожденной возможности стать представителями человеческого рода. Недостаток и ограничение общения существенно замедляют и обедняют развитие ребенка.

Современный этап развития нашего общества характеризуется глубокими экономическими и социальными преобразованиями. Поэтому необходимость ориентировать процесс обучения на формирование готовности личности к постоянно меняющимся запросам социума, к сотрудничеству с другими людьми на сегодняшний день уже не вызывает сомнений. Однако, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в людях коммуникабельных, обладающих разносторонними знаниями; современная школа с существующим в ней набором форм и методов обучения не в должной степени способствует формированию коммуникативных умений школьников.

Одной из самых серьезных социальных проблем, с которой сталкивается учитель начальных классов при поступлении ребенка в школу, является нарушение коммуникативных навыков и недостаточное развитие эмоциональной  сферы детей.

             Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Дети чаще общаются с телевизором и компьютером, чем с человеком. Кроме того, современные родители как бы стыдятся чувств как своих собственных, так и своих детей. Выросло значительное количество запретов (особенно для мальчиков) на слезы, агрессию и т.д.

Проблема эффективной организации формирования коммуникативных умений в ходе учебной деятельности нашла свое отражение в исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Таковы работы В.А. Кан-Калика о педагогическом общении, А.Б. Добрович о психологии и психогигиене общения, А.А. Бодалева о личности и общении, и др. В настоящее время важная роль в формировании коммуникативных умений и навыков отводится в психолого-педагогической литературе младшему школьному возрасту.

Объектом исследования является процесс общения первоклассников со взрослыми и сверстниками.

Предметом исследования – условия развития коммуникативных навыков младших школьников в первый год обучения.

На основе сформулированной проблемы, определения объекта и предмета исследования, поставлена следующая цель исследования: определить условия развития коммуникативных навыков младших школьников в первый год обучения.

Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования;

2. Экспериментальным путем выявить условия развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.

Предварительный анализ проблемы позволил выдвинуть следующую гипотезу – Коммуникативные навыки детей младшего школьного возраста будут развиваться более эффективно, если в процессе первого года обучения в школе учитываются следующие условия:

                - используются в качестве тренинга сюжетно-ролевые игры и занятия;

-  проводится современная диагностика у первоклассников уровня развития коммуникативных навыков.

 В ходе исследования были применены следующие методы исследования:

- анализ психолого-педагогической, методической литературы, материалов педагогической печати по проблеме исследования;

- анкетирование;

- тестирование;

- педагогический эксперимент.

Теоретической основой данного исследования послужили труды педагогов и психологов: Л.И. Божович, В.А. Кан – калика, А.В. Мудрик, А.Б. Добрович, М.В. Матюхиной, М. И. Лисиной, Я.Л. Коломинского, Д.Б. Эльконина, М.М. Безруких, Т.Н. Андрющенко и др.

Практическая значимость состоит в том, что на анализе опытно – экспериментальной работы даны практические рекомендации учителям начальных классов по использованию сюжетно – ролевых игр и занятий в тренинговой группе для развития коммуникативных навыков у младших школьников в первый год обучения.

База исследования: школа №3 г. Покровска. В ходе эксперимента участвовали классы 1 «А» и 1 «Б», в количестве 31 человека.

Структура работы   состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Глава I. Теоретические основы общения

1.1 Коммуникативный аспект общения

в психолого-педагогической литературе

Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Существование и развитие социальных групп также тесно связано с общением. В широком смысле общение представляет собой совокупность совершенно различных связей между людьми. Все это обуславливает актуальность изучения процессов общения.

Понятие общения разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки. На наш взгляд, наиболее объемно это понятие представила Л.П.Бунеева, которая интерпретирует общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; как одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.

В психологическом словаре под редакцией А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.

Данное определение интересно тем, что выделяет основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Понятие коммуникации связано с информационными обменами, которые существуют между людьми в процессе совместной деятельности и общения. Коммуникация это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными. Главной задачей межличностной коммуникации выступает достижение социальной общности. При этом индивидуальность и уникальность каждого субъекта взаимодействия сохраняются.

В более широком философском смысле коммуникация рассматривается как социальный процесс, связанный либо с общением, обменом мыслями, сведениями, идеями и т.д., либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем. Социологический аспект понимания коммуникации выявляет специфику средств связи любых объектов материального и духовного мира. Поэтому данное понятие часто употребляется применительно к многообразным средствам массовой информации . Их широкое распространение и влияние почти на каждого человека, так или иначе связанного с цивилизацией, породили понятие общего информационного поля, в котором живут современные люди. Как массовый процесс коммуникация представляет собой постоянное распространение информации посредством технических средств связи среди огромных рассредоточенных аудиторий, воздействуя на оценки, мнения и поведения людей.

Коммуникация выступает как особая функция общения. Она проявляется в передаче принятии информации. Эта функция играет важную роль в межличностных отношениях, поскольку информационные процессы в современном мире определяют значительную часть жизнедеятельности человека. Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию.            

Коммуникация в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь – информацию о том,  как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнёров, лучшее понимание ситуации и предмета общения.

По утверждению Шабалиной З.П. коммуникативные умения по своей структуре являются сложными умениями высокого уровня; они включают в себя простейшие (элементарные) умения. По своему содержанию коммуникативные умения объединяют в себе информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные группы умений.

Группа информационно-коммуникативных умений состоит из умений:

- вступать в процесс общения ( выражать просьбу, приветствие, поздравления, приглашение, вежливое обращение);

- ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения ( начать говорить со знакомым и незнакомым человеком; соблюдать правила культуры общения  в отношениях с товарищами, учителем, взрослым; понять ситуацию, в которую  ставятся партнёры, намерения, мотивы общения);

- соотносить средства вербального и невербального общения ( употреблять слова и знаки вежливости; эмоционально и содержательно выражать свои  мысли, используя  жесты,  мимику,  символы;  пользоваться  рисунками,  таблицами,  схемами,  группировать  содержащийся в них материал).

Группа регуляционно – коммуникативных умений состоит из умений:

-  согласовывать  свои  действия,  мнения, установки  с потребностями  товарищей  по общению  (осуществление само- и взаимоконтроля учебной и трудовой деятельности, обоснование совместно выполняемых заданий и операций в определенной логической последовательности, определение порядка и рациональных способов выполнения совместных учебных заданий);

- доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься (помогать тем, кто нуждается в помощи, уступать, быть честным, не уклоняться от ответов, сообщать о своих намерениях, давать советы и доверять советам других, доверять как получаемой информации, так и своему товарищу по общению, взрослым, учителю);

- фиксирования и оформления результатов своих наблюдений, целенаправленного, пользования

- художественной, научно – популярной, справочной литературой, словарем в учебнике;

- оценивать результаты совместного общения (критически оценивать себя и других, учитывать личный вклад каждого в общение, принимать правильные решения, выразить согласие (несогласие), одобрение (неодобрение), оценить соответствие вербального поведения невербальному).

Группа аффективно-коммуникативных умений основывается на умениях делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению; проявлять чуткость. Отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга.

1.2. Формы и методы развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста

С поступлением в школу происходит переход ребенка к новому образу жизни и условиям деятельности. Для адаптации ребенка к новой социальной роли и новым взаимоотношениям с окружающими, для формирования адекватного коммуникативного поведения младшего школьника необходимо знать уже сформировавшееся коммуникативное поведение ребенка, научиться понимать и правильно строить свое поведение с детьми.

Трудности общения ребенка со сверстниками, взрослыми нередко становятся причиной задержки его личностного развития, низкого статуса в классном коллективе, дезадаптации, тревожности. Поскольку общительность в младшем школьном возрасте только складывается, непосредственная помощь в ее становлении со стороны учителя крайне нужна.

Успешность и интенсивность формирования коммуникативных умений зависят от того, насколько они осознаются школьником, насколько он сам способствует их развитию и насколько целенаправленно участвует в этом процессе.

Большая часть проблем, связанных с обучением и воспитанием в школе, обусловлена эмоциональной неустойчивостью ребенка, т.е. эмоциями тревоги. Не зная причин возникновения тревожности, механизмов развития преобразования, превращения в другие состояния, часто просто невозможно разобраться в том, что происходит с ребенком, каковы истинные мотивы его поступков, и главное, как ему помочь.

Следовательно, задача учителя состоит не только в том, чтобы стать для ученика носителем знаний, воспитателем, но и в какой-то степени и психотерапевтом, помочь ребенку конструктивно преодолеть тревогу, обрести душевное спокойствие, так требуемое для полноценного развития.

На развитие ребенка отрицательно сказывается дефицит общения со сверстниками и другими детьми. Например, одно из психических исследований выявило, что ребенок 6-7 лет может достигнуть значительной гибкости, тактичности в общении, если в круг его общения входят и старшие, и младшие дети, а не только сверстники. Он оказывается более зрелым в общении, чем, скажем подростки 14-15 лет из семьи с одним ребенком.

Психологический дефицит и связанные с ними личностные потери наиболее ощутимы именно в такой, особенно значимой для детей форме деятельности, каковой является игра.

Игры, благодаря своей условности дают необходимую свободу и возможность на свой страх и риск проявить, попробовать, испытать себя. В игре ребенок учится быть самостоятельным, овладевать ситуацией, контролировать себя для сотрудничества или состязания с другими.

Дефицит игры сказывается прежде всего на потерях эмоциональности. На развитая вовремя способность к общению, интеллектуальная потребность, обуславливают позднюю социальную инфантильность личности, ее интересов, неспособность гибко сочетать свою активность с активностью других людей.

Имеющийся опыт использования игровых методик в отечественной и зарубежной школе доказывает, что формировать коммуникативные умения целесообразно в процессе сюжетно-ролевой игры как наиболее точной и доступной модели общения младших школьников. В основу такой игры положен процесс ролевого общения учащихся в соответствии с распределенными между ними ролями и наличием коммуникативной игровой ситуации, объединяющей игровой материал.

Развитие коммуникативных умений в ходе ролевого общения учащихся осуществляется учителем поэтапно и заключается в следующем:

- раскрытие учащимися значения коммуникативных умений;

- ознакомление учащихся с содержанием и структурой умений при распределении ролей;

- включение учащихся в выполнение совместных игровых заданий по овладению коммуникативными умениями;

- совершенствование усвоенных школьниками коммуникативных умений в их творческой деятельности.

Приведем пример поэтапного развития такого сложного коммуникативного умения, как умение внимательно слушать собеседника. В помощь учителю может быть предложена следующая памятка.

1. Объяснить младшим школьникам необходимость овладения умением слушать собеседника, вежливо отвечать на вопросы.

2. Четко и ясно сформулировать правила, которым надо следовать. Например: «Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет внимательно слушать», «Люди будут слушать тебя только после того, как ты выслушал их».

3. Показать на примерах, как выполняются действия по овладению данным умением. Например: 1) во время разговора с собеседником не думай о чем-то своем, иначе пропустишь что-то важное из рассказа; 2) старайся вникнуть  в суть разговора, а не слышать только то, что тебе хочется; 3) не старайся казаться умнее своего партнера по общению, выслушай все, что он хочет сказать 4) наибольшее внимание проявляй при разговоре с близкими тебе людьми, так как раскрепощенность в общении с близкими влечет за собой невнимательность по отношению к ним; 5) учись не только слушать, но и слышать

4. Не стараться развивать сразу несколько умений или качеств личности. Определить, какие качества органично сочетаются между собой – например, умение внимательно слушать собеседника и вежливо реагировать на вопросы; соотносить свои действия, мнения, привычки с интересами партнеров по общению; выражать согласие (несогласие), одобрение (неодобрение).

5. Проводить постоянный контроль за развитием умения, который должен сочетаться с самоконтролем.

Каково же значение сюжетно-ролевой игры для организации общения и развития коммуникативных умений у младших школьников?

Суть ролевой игры как средства общения, состоит в том, что коммуникативная задача решается участниками путем импровизированного разыгрывания определенной ситуации. Одна и та же ситуация проигрывается несколько раз. Это позволяет участникам меняться ролями, предложить свои варианты поведения. Затем полезно обсудить, какие варианты были наиболее удачными.

Большую роль при формировании и развитии у школьников умений, необходимых в деловом общении играет целенаправленное обучение стандартизованным приемам и правилам общения, которые могут использоваться в сходных по форме ситуациях различного содержания. Например, обучение умению работать в группе начинается с того, что педагог дает учащимся подробную инструкцию. В нее входит перечень стандартных действий, необходимых для успешного делового общения членов каждой группы, на которые разбит класс для познавательной или другой деятельности. Этот перечень включает в себя сведения о том, что такое групповая работа, какова последовательность работы внутри группы; знакомство с заданием; планирование работы; распределение заданий внутри группы; индивидуальное, парное или групповое выполнение заданий; обсуждение их результатов.

В течение определенного времени эти умения усваивает большая часть учащихся. Тогда учитель может предложить им следующий набор умений, более сложных, но тоже довольно стандартных: указать детям, в каких случаях лучше высказываться тем или иным членам группы, а в каких – по желанию и т.д.

Школьники совместно осмысливают способы организации своей деятельности, обсуждают возможные варианты, анализируют стиль отношений, рассуждают о том, как его можно совершенствовать. Таким образом, сюжетно-ролевая игра. Будучи основой и источником различных творческих актов, развивает продуктивное воображение детей, помогает накоплению их эстетического потенциала. В этом плане ролевая игра – своеобразная школа воспитания свободного, бескорыстного отношения ребенка к миру.

Функциональные особенности сюжетно-ролевой игры:

1. Данная игра позволяет детям занимать новые эмоционально привлекательные позиции и этим облегчить себе выполнение реальной деятельности, в которую они вводятся.

2. Общение детей в сюжетно-ролевой игре органично и естественно. Командование и подчинение друг другу протекает без принуждения. Игровые типы отношений дети переносят в жизнь.

3. Постоянно меняющаяся обстановка ролевой игры требует от ее участников проявления своих способностей и использования ранее сложившихся навыков. Это дает возможность совершенствовать личные качества и навыки и приближать их к реальным, возможным в жизни действиям.

4. В ролевой игре необходимо проявлять упорство в доведении своего задания или роли до конца согласно правилам, иначе можно проиграть. Это способствует развитию самодисциплины, поскольку увлеченный игрой ребенок проявляет в ней себя несравненно полнее, чем в иной деятельности.

Сюжетно-ролевая игра, способствуя развитию коммуникативных умений, облекает учебный процесс в занимательную деятельность, вызывая огромный эмоциональный всплеск у младших школьников.

В ходе учебной деятельности лучше всего развивать коммуникативные умения у младших школьников в тренинговой группе.

Психологический тренинг – это особая форма групповой работы со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. Он обучает новым навыкам, помогает освоит иные психологические возможности. Его особенность в том, что обучающийся занимает активную позицию, а усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, деяния. Психологический тренинг – форма активного обучения, позволяющая человеку развивать в себе способность познания и понимания себя и других в процессе общения.

Лучше всего проводить занятия в тренинговой группе в специально отведенные дни – каникулы, выходные и т.д. Поэтому нами был разработан специальный тренинг. Эти упражнения направлены на практическое овладение элементами коммуникации, способствуют развитию коммуникативных способностей, приобретению навыков управления общением.

Глава II. Условия развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста

2.1. Экспериментальное исследование по развитию навыков общения первоклассников со взрослыми и сверстниками

Для адаптации ребенка к новой социальной роли и новым взаимоотношениям с окружающими, для формирования адекватного коммуникативного поведения младшего школьника необходимо знать уже сформировавшееся коммуникативное поведение ребенка, научиться понимать и  правильно строить свое поведение с детьми.

Исследование проводилось в средней школе №3, г. Покровска, в 2007-2008 учебном году. Были охвачены начальные классы: экспериментальный – 1 «а» класс, в количестве 16 учеников  (кл. рук. Слепцова Л.И.), контрольный – 1 «б» класс, в количестве 15 учеников (кл. рук. Соломонова В.В.). Состав классов – смешанный, язык преподавания – русский, программа обучения – традиционная. Почти все ученики пришли в школу из детского сада.

Констатирующий этап

Для выявления исходного  уровня развития коммуникативных качеств у детей, а также взаимоотношений с окружающими людьми, провели анкетирование родителей (см. таблицу №1 и таблицу №2)                                                                                                  

                                                                              Таблица №1

                                                              Анкетирование родителей

Показатели

Баллы

Показатели

7

6

5

4

3

2

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Имеет много друзей

Не имеет недругов

Любит быть на людях, ищет новых друзей

Не боится выступать перед людьми в новой обстановке

Открытый

Отзывчивый

Полагается в основном на собственное мнение

Дает свои вещи сверстникам, дарит

Радуется хорошей отметке сверстника

Выполняет работу за других (больных, опоздавших)

Часто говорит «спасибо»

Делится с друзьями своими переживаниями

Умеет по лицу узнать плохое настроение

Всегда внимательно слушает товарищей, не перебивает

Хорошо определяет по лицу состояние безразличия

Хорошо различает позы враждебности

Понимает позу превосходства

Свободно общается со взрослыми

Уходя, всегда прощается

Хорошо владеет собой, сдерживает проявления чувств

Непопулярен

Многие недолюбливают

Замкнут, общается с узким кругом друзей

Робкий, застенчивый

Скрытный

Черствый

Озабочен мнением окружающих о себе

Никогда ничего не дает сверстникам

Равнодушен к отметкам сверстников

Никогда не делает работу за других

Никогда не благодарит за услугу

Никогда не делится своими переживаниями

Не умеет распознать плохое настроение

Всегда перебивает рассказы товарищей, не слушает собеседника

Не может определить по лицу состояние безразличия

Не способен определить позу враждебности

Не способен понять позу превосходства

Стесняется общаться со взрослыми

Никогда не прощается

Несдержан, неспособен владеть своими чувствами

                                                                   Таблица №2

Результаты анкетирования родителей

Класс

Количество детей в процентном отношении

Высокий

Средний

Низкий

1 «а»

6 %

53%

40%

1 «б»

16%

45%

39%

Отсюда видно, что в экспериментальном классе низкий уровень коммуникативных способностей преобладает на 1%, средний уровень на 8%, а высокий уровень наоборот ниже на 10%.

Диагностика тревожности – первый этап в помощи ребенку в преодолении тревоги, обретению душевного спокойствия, так требуемого для полноценного развития. Методика может использоваться как для индивидуального, так и для группового обследования. Школьникам дается бланк, содержащий инструкцию, перечень ситуаций и меру их выраженности. Если детям ситуация покажется неприятной, то они обводят цифру «0», если ситуация немного волнует – цифру «1», а если вызывает чувство страха – цифру «2». Это позволяет получить характеристику степени тревожности по каждому типу – школьной, самооценочностной и межличностной (см. таблицу №3 и №4).

                                                                                                 Таблица №3

Ситуации самооценки тревожности

Ситуации

Баллы

0

1

2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Ответить у доски

Пойти в гости к незнакомым людям

Участвовать в соревнованиях

Разговаривать с директором школы

Быть совершенно одному

Учитель смотрит по журналу, кого спросить

Тебя в чем-то упрекают

На тебя смотрят, когда что-нибудь делаешь

Пишешь контрольную работу

После контрольной учитель называет отметки

На тебя не обращают внимание

У тебя что-то не получается

Ждешь родителей с родительского собрания

Тебе грозит встретить неприятных людей

Слышишь за спиной смех

Проходить отбор в кружок, секцию

На тебя сердятся непонятно почему

Выступать на школьном вечере

Быть ночью в темноте

Не понимаешь объяснений учителя

Разлука с друзьями

Сравниваешь себя с другими

Проверяют твои способности

На тебя смотрят как на маленького

На уроке учитель неожиданно спрашивает тебя

Замолчали, когда ты подошел

Оценивается твоя работа

Думаешь о своих возможных неудачах

Тебе надо принять важное решение

Не можешь справиться с домашним заданием

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Таблица №4

Характеристика степени тревожности

Класс

 

               Количество учащихся в процентном отношении

Школьная тревожность

Самооценочностная

Межличностная

1 «а»

56%

25%

18%

1 «б»

63%

13%

20%

Общие показатели

Таблица №5

Класс

Количество детей в процентном отношении

Высокий

Средний

Низкий

1 «а»

8%

54%

37%

1 «б»

11%

48%

41%

Из чего видно, что уровень школьной тревожности в экспериментальном классе ниже на 7%, самооценочностной – выше на 12%, межличностной – ниже на 2%.

Формирующий этап

Исходя из полученных данных в экспериментальной группе были разработаны серии игр и развивающих упражнений для развития коммуникативных навыков. При этом особое внимание следует уделять детям с низким и средним уровнем развития коммуникативных навыков.

Первый комплекс знакомящих игр в тренинговой группе помогает безболезненно и успешно войти в учебную деятельность, преодолевать трудности в общении, развивает групповую сплоченность (см. таблицу №6)

                                   Таблица №6

                                Комплекс знакомящих игр

Название игры, цель

Формы и методы

Условия

1

«Знакомство»: преодоление трудностей при первоначальном общении

Групповая работа без специальной организации взаимодействия

Представление по имени всей группы. Затем учитель касается каждого ребенка, в этот момент группа называет имя учащегося, ответ группы встречается аплодисментами

2

«Метафора»: развитие способностей понимать другого человека.

Творческий процесс в создании художественного образа своего одноклассника

Педагог предлагает учащимся создать художественный образ своего одноклассника стать «предметом коллективного творчества»: «Какой образ рождается у вас при взгляде на нашего героя? Какие люди могут его окружать?»

3

«Рассмешить партнера»: повышение уровня контактности.

Групповая работа в парах.

Игрок в паре старается рассмешить другого. Рассмеявшийся игрок уступает место другому. В конце игры выбирают лидера.

4

«Что вам нравится в людях?»: снятие неуверенности в себе.

Групповая работа

Педагог просит на листке указать 5 качеств человека в группе, который импонирует детям. Затем все пытаются определить о ком идет речь. Самый популярный человек тот, кого узнали быстрее всех.

5

«Ласковые имена»: развитие способностей к сопереживанию. Сочувствию.

Групповая работа

Участники перекидывают друг другу мяч, обращаясь при этом к тому участнику, кому бросается мяч, с ласковым именем. Слова не должны повторяться.

6

«Я люблю вас всех, но особенно тех…»: развивает групповую сплоченность.

Групповая работа

Ведущий стоя в центре круга начинает: «Я люблю вас всех, но особенно тех кто…(перечисляет черты характера, внешность, хобби). Обладающие этими характеристиками должны поменяться местами. Кто остался без места становится ведущим.

Второй комплекс игр помогает развивать эмоциональную сферу, умение сотрудничать, навыки совместной деятельности, формирует чувство принадлежности к группе (см. таблицу №7).

                                                                                     Таблица №7

Название игры, цель.

Формы и методы

Условия

1

«Рисунок по кругу»: развивает навыки совместной деятельности.

Групповая  работа

Детям предлагается за минуту на листке нарисовать рисунок. Затем листок передается соседу справа и на листочке соседа нужно нарисовать другой рисунок. Это продолжается до тех пор пока листок опять не окажется у первого ребенка. Затем по картинкам нужно составить рассказ.

2

«Волшебный круг»: развивает навыки совместной деятельности.

Групповая работа

Участники встав в круг затылком друг к другу, вытянутыми руками касаются плеч соседа и присаживаются на его колени. Задача группы: как можно дольше продержать равновесие «волшебного круга».

3

«Зеркало»: развивает эмоциональную сферу.

Групповая работа в парах

Педагог предлагает детям сымитировать выполнение заданий: пришить пуговицу, печь пирог и т.д. напарники встают друг против друга, один – зеркало, копирует движения второго. Остальные дети – зрители, выставляют оценку «зеркалу» за артистизм по пятибальной системе.

4

«Всеобщее внимание»: развивает эмоциональную сферу, навыки совместной деятельности.

Групповая работа

Любыми средствами нужно постараться привлечь к себе всеобщее внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее должны выполнить все участники игры.

5

«Цвет эмоций»: формирует чувство принадлежности к группе, развивает эмоциональную сферу.

Групповая работа

Водящий закрывает глаза. Остальные участники тихонько сговариваясь, задумывают какой-нибудь цвет: красный, синий и т.д. Затем дети своим поведением, эмоциональным состоянием, пытаются изобразить этот цвет. Если он отгадал, выбирается другой водящий.

Вот некоторые примеры сюжетно-ролевых игр, которые можно провести на уроках чтения.

1. «Диалог».

Сначала учитель разъясняет детям значение слова «диалог» (разговор двух или большего числа людей). Затем предлагает выслушать смешной диалог, выразительно читая стихотворение В.Лугового «Жил-был»:

- Где жил?

- Забыл.

- Где был?

- Забыл.

- Что ел?

- Забыл.

- Что пил?

- Забыл.

Выясняется, какое слово постоянно повторяется одним из участников диалога (забыл). Учитель предлагает разыграть диалог: читает первую строчку стихотворения и все вопросы (строгая интонация), а учащиеся хором повторяют слово забыл (плаксивая интонация). В конце диалога «забывчивый громко плачет.

Игру можно варьировать:

1) Учитель разделив класс на две группы, поручает им исполнение обеих ролей, причем строгая и плаксивая интонация сохраняются. Вопросы и ответы декламируются хором и сопровождаются жестами и мимикой.

2) Из числа детей в классе выбирается забывчивый герой. Вопросы задаются детьми каждого ряда поочередно. Интонации при этом можно предлагать самые различные.

3) Театрализация стихотворения двумя учащимися у доски (после того как дети запомнят реплики).

Эта игра тренирует детей выразительной декламации. Воспитывает умение выслушивать другого, понимать его.

2. «Угадай, кто я?».

Дети получают необычное домашнее задание: представить себя в роли какого-нибудь сказочного героя и, придя в класс на урок чтения, двигаться и изъясняться от его имени. Остальные дети должны догадаться, в кого «превратился» их товарищ. Заранее надо договориться, можно ли использовать элементы костюма персонажа и реквизит. Возможны групповые роли (например три поросенка). Такие уроки можно проводить периодически, так как эта игра не надоедает детям.

Параллельно надо вести работу с родителями. Эмоциональный контакт с ребенком важен в любом возрасте. Однако когда дети маленькие, этот контакт существует непроизвольно. В период младшего школьного возраста, когда ребенок стремится к самостоятельности и хочет избавиться от опеки, поддерживать эмоциональный контакт становится гораздо важнее, но необходимость его возрастает.

В общении с ребенком есть важные правила, которые становятся простыми, если входят в привычку. Если контакт с ребенком нарушен, им следовать труднее, но все равно – без них нельзя. Это те нормы взаимоотношений, помня о которых, родители знают о ребенке все, не следя за ним специально, отпускают ребенка в компанию, не допрашивая с пристрастием о тех, кто с ним будет, замечают, что с ребенком не все в порядке раньше, чем он пожаловался. Вот эти правила.

                            Важные правила  в общении с ребенком

                             Разговаривайте друг с другом

У каждого человека есть потребность говорить с окружающими и слушать, что говорят они. Это необходимо и детям, и родителям. Если общения не происходит, нарастает непонимание, вы отдаляетесь друг от друга. У ваших детей остается возможность найти отклик у кого-то другого, кто способен повлиять на них.

                                         Выслушивайте

Способность слушать – ключ к нормальному общению. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Если человек умеет слушать, то видно, что ему интересно, он старается понять, что ему говорят, он старается узнать о чувствах, о взглядах своего ребенка, не вступая с ним в спор, он не перебивает, не настаивает на том, чтобы быть выслушанным.

                                   Рассказывайте им о себе

Детям часто трудно представить, что вы тоже были молодыми. Не бойтесь говорить ребенку о своем детстве, молодости, о тех ошибках, которые сами совершали. Это не повод для поучительных историй «когда я был в твоем возрасте…» Если вы можете поделиться с ребенком своими неудачами, проблемами, он легче увидит в вас не только родителя, но и друга, с которым он может поделиться. Приучите себя и своего ребенка, что проблемы можно обсуждать. Разделенная беда – это, как говорят, полбеды.

                         Умейте поставить себя на их место

Детям часто кажется, что с теми проблемами, с которыми ему пришлось столкнуться, никто раньше не сталкивался. Хорошо, если у вашего ребенка не будет сомнений, что вы понимаете, что с ним происходит. Посмотрите на мир его глазами, вспомните как, возможно, ваши родители критиковали ваши «клеши», длинные волосы, «битлов» и Высоцкого. Дайте детям почувствовать, что вы их понимаете.

                                         Будьте рядом

Вы, конечно, не сможете всегда быть вместе. Вы должны работать, вам нужно отдохнуть – дети понимают это. Но важно, чтобы дети знали, что дверь к вам открыта, что всегда есть возможность поговорить или просто побыть с вами.

                         Старайтесь все делать вместе

Конечно, важно проводить время с детьми и разговаривать с ними. Но не менее важно планировать общие интересные дела – походы, посещение музеев, театров, спортивных соревнований. Нужно как можно активнее развивать круг интересов детей, чтобы дать альтернативу, если вдруг им предстоит выбор, где одним из предложенных вариантов будет наркотик (алкоголь и др.). Одна женщина, сыну которой уже исполнилось 17, воскликнула в недоумении: «Куда же я могу с ним пойти?!»  Да, на дискотеку мы не пойдем со своим «ребенком». Но к тому времени, когда дети вырастают, в семье уже существуют определенные традиции времяпровождения. Чем старше становятся дети, тем труднее эти традиции создавать.

Контрольный этап

На этом этапе проводим повторное диагностическое исследование и сопоставляем с начальным результатом.

Результаты повторного тестирования даны в таблицах (см. таблицу №8).

Таблица №8

Результаты анкетирования родителей

Класс

Количество учеников в процентном отношении

Высокий

Средний

Низкий

1 «а»

23%

70%

7%

1 «б»

10%

65%

10%

Общие показатели повторного среза отражены в таблице №9.

                               Таблица №9

Класс

Количество учеников в процентном отношении

Высокий

Средний

Низкий

1 «а»

21%

67%

11%

1 «б»

11%

61%

27%

Таким образом, сравнив результаты контрольного среза и повторного, после проведения эксперимента, мы пришли к следующим выводам:

- в экспериментальном классе высокий уровень поднялся на 13%, средний  на 13%, низкий уровень снизился на 26%;

- в контрольном классе высокий уровень остался неизменным, средний уровень поднялся на 13%, а низкий уровень увеличился на 16%;

- у учащихся наблюдается стремление научить детей быть этичными по отношению друг к другу;

- ученики правильно понимают эмоциональные состояния других, активно выражают готовность помочь;

- поведение и общение учащихся устойчиво положительно направлено;

- дети хорошо ориентированы в правилах культуры поведения, владеют речевыми формами и способами культурного поведения, охотно вступают в общение.

Таким образом результаты исследования показывают, что обучение нормам поведения и общения, формирование у детей адекватного коммуникативного поведения будет проходить более успешно, если:

- тематика занятий и общения будет подбираться взрослыми с учетом интересов и потребностей детей данного возраста;

- методика проведения занятий будет включать в себя диагностику уровня развития коммуникативных умений детей, пришедших в школу;

- коммуникативное поведение взрослых будет являться эталоном для ребенка;

       - при использовании отрицательной оценки взрослые будут оценивать не личностные качества ребенка, т.к. это оскорбляет детей, а выполненные ребенком действия;

- положительная оценка станет преобладать над отрицательной, причем будет более разнообразной,  не только вербальной, но и невербального характера (обнять, погладить).  

2.2. Организационно педагогические условия развития коммуникативных навыков у детей в первый год обучения

В первый год обучения учитель расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей:

-обогащаются представления первоклассников о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях;

- школьники учатся «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации речи и соответственно реагировать. Учитель побуждает детей к активному проявлению эмоциональной отзывчивости: пожалеть обиженного, утешить, угостить, разделить переживаемые чувства;

- ученики осваивают культуру общения со взрослыми и сверстниками, культуру поведения в общественных местах;

- углубляются представления о семье, родственных отношениях. Дети приучаются активно выражать в поступках и действиях доброе отношение к близким. Речь детей обогащается вежливыми оборотами. Дети осваивают разные формы приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой;

- развиваются умения элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими;

- углубляются представления о себе, о своем организме, о своих личностных качествах, возможностях, достижениях. Учитель постепенно развивает в детях чувство самоуважения, собственного достоинства. Он направляет сознание, чувства и действия детей на совершение положительных поступков, движимых благородными мотивами гуманности и справедливости.

Заключение

За последние годы проблеме развития коммуникативных навыков у младших школьников посвящен ряд психолого-педагогических работ Эльконина Д.Б., Добрович А.Б., Мальковской Т.Н., и других авторов. В трудах педагогов предложены пути, методы и средства решения данной проблемы. Однако проблема особенностей развития коммуникативных навыков младших школьников довольно сложна и требует дальнейшего изучения.

Данная работа посвящена изучению процесса развития коммуникативных навыков младших школьников в первый год обучения. По результатам контрольного среза мы пришли к выводу:

- многие учащиеся испытывают трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнера;

- слабо ориентируются в эмоциональных состояниях окружающих;

- наряду с добрыми поступками наблюдаются частые проявления негативного поведения;

- не все соблюдают правила культуры общения в отношениях с товарищами, взрослыми.

Нами разработана и введена система сюжетно- ролевых игр и занятий в тренинговой группе для развития коммуникативных навыков младших школьников в первый год обучения.

Повторное исследование подтвердило, что в результате этих занятий дети научились доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаются, ориентироваться в партнерах и ситуациях общения, соотносить средства вербального и невербального общения, согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению, уметь сдержать свои негативные побуждения, избегать конфликта со сверстниками.

Результат работы позволяет сделать вывод об эффективности применения сюжетно-ролевых игр и занятий  в тренинговой         группе с целью развития коммуникативных младших школьников в первый год обучения как наиболее точной и доступной модели общения первоклассников. Это следует из того, что по всем данным повысился уровень информационно-коммуникативных, регуляционно-коммуникативных и аффективно-коммуникативных умений.

Использование нами разработанной системы по развитию коммуникативных навыков оказывает положительное воздействие на общее развитие личности, помогает безболезненно и легко пройти адаптацию к школе, войти в учебную деятельность.

В заключение хочется добавить, что организованная, целенаправленная работа с использованием сюжетно-ролевых игр и занятий в тренинговой группе успешно решает проблемы развития коммуникативных навыков у младших школьников. В ходе экспериментального исследования гипотеза подтвердилась, задача наша выполнена.

Библиография

1. Алферов А.Д. Психология развития школьника. Ростов на Дону, 2000, 384 с.

2. Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психологического развития мл. школьников на начальном этапе обучения//Вопросы психологии – 1993.- №1-С.47-53.

3. Аскарина. Н.М. Воспитание детей раннего детства – М.,1998.

4. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. М.:Педаготика,1986.- 176с.

5. Бадмаев  Б.Ц.,  Малышев А.А. Психология обучения речевому мастерству.

6. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли своего ученика? М.: Просвещение, 1991.

7. Битянова М.Р. Познание и понимание людьми друг друга в процессе общения// шк. психолог -2000-№27-с.5-12.

8. Бодалев А.А. О коммуникативном ядре личности//Советская педагогика.-1990-№5-с.77-81.  

9. Боришевский М.И. Развитие личности учащихся в процессе общения. 1985 – 223с.

10. Бодалев А.А. Личность и общение. Избр.труды, М., 1983 – 286с.

11. Бодалев А.А., Кричевский Р.Л. Общение и формирование личности школьника, М., 1987.

12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968 – 291с.

13. Буева Л.П. Человек6 деятельность и общение – М., 1995.

14. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения мл. школьников//Семья в психологической   консультации М., 1989.

15. Гильбух З.В. Методика распределения первоклассников по классам различных типов Киев, 1961 – 164 с.

16. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.Просвещение, 1987.

17. Злобина Е.Г. Общение как фактор развития личности, Киев 1981.

18. Золотникова А.С. Личность в структуре пед. общения Ростов на Дону:РГПИ, 1979 – 76с.

19. Канн-Калик В.А. Учителю о пед. общении. Книга для учителя –М: Просвещение, 1987 – 304с.

20. Кон И.С. Ребенок и общество, М:Знание, 1979 – 175 с.

21. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения, М., 1987 – 143 с.

22. Лентьев А.А. Психология общения 2-е изд., испр. И доп.- М.:Смысл, 1997.

23. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников.-М.: Просвещение, 1984.

24. Ушакова Н.Т. Речь человека в общении. М., 1989 – 45с.

25. Эльконин Д.Б. Психологическое общение в детском возрасте. М., 1995 – 125с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

приёмы формирования развития навыков чтения младших школьников

В современной начальной школе большое внимание уделяется развивающей направленности образовательного процесса. Каждый урок должен внести свою лепту в дело всестороннего развития учащихся, должен быть ...

"Формирование и развитие навыка чтения младшего школьника".

Данная презентация знакомит с особенностями формирования навыка чтения младшего школьника. Собраны виды работ для улучшения навыка чтения, описаны причины трудностей при чтении....

Развитие коммуникативного общения младших школьников с ограниченными возможностями, через приобщение к детской литературе.

Мероприятия по развитию коммуникотивного общения: экскурсии, трудовая деятельность, сюжетно-ролевая игра, развлечения....

Классный час на тему "Общение как средство формирования и развития культуры общения младших школьников.»

Классный час на тему "Общение как средство формирования и   развития культуры общения младших школьников.»...

Проблемы формирования и развития навыка чтения младших школьников и некоторые пути их решения.

Вспоминаются слова В.А.Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный ...

Эффективные приемы развития навыка чтения младших школьников

Упражнения активно влияющие на основные параметры чтения: скорость и осмысленность. Представлены варианты дидактических игр, направленных на формирование правильного, сознательного чтения и безошибочн...

Игра на развитие навыков письма младших школьников "Руки-мумии"

Игра позволяет не только добиться хорошей дисциплины, но и развивать навыки письма у младших школьников. Более того, игра активизирует зрительную память и ненавязчиво вводит их в изучение иностранных ...