Внеурочная деятельность "Мир профессий глазами детей"
рабочая программа (4 класс)

Босова Валентина Николаевна

        Программа внеурочной деятельности «Мир профессий глазами детей» помогает расширить представления четвероклассников о разнообразии профессий и научить детей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_mir_professiy_glazami_detey.docx565.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 2 ст. Кардоникской»

Рабочая  программа

внеурочной деятельности

(Социальное)

«Мир профессий глазами детей»

 (наименование учебного предмета (курса)

_начальное общее образование, 4 класс

уровень

Рабочую учебную программу составила:

Босова Валентина Николаевна

                                                                                                                                   (Ф.И.О. разработчика)

                                                                                                                                                                                                              учитель начальных классов

                                                                                                                                                                                                                      высшей категории

2022- 2023 уч. год

  1. Пояснительная  записка

        Программа внеурочной деятельности «Мир профессий глазами детей» помогает расширить представления четвероклассников о разнообразии профессий и научить детей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

        Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе авторской программы «Развитие учебно – познавательных мотивов младших школьников» Галины Семеновой, педагога – психолога школы № 1106, города Москвы [6].

1.1. Цель программы:

формирование учебно-познавательных мотивов у второклассников;

предоставление  возможности испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации.

Задачи:

обучающие:

  • учить детей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии;
  • расширять представление детей о мире профессий;
  • приобщать детей к работе со справочной и энциклопедической литературой;

развивающие:

  • развивать творческие способности детей;
  • развивать речевую деятельность;

воспитательные:

  • формировать  позитивное эмоционально-ценностное отношение к труду и людям труда;

1.2. Педагогическая целесообразность программы

       Мотивы учения, являясь одним из компонентов учебной деятельности, выполняют функцию её регулирования и поддержки. Учебная мотивация занимает важное место в мотивационной системе любого младшего школьника. Когда ребёнок поступает в школу, у него преобладают широкие социальные мотивы (внутренняя позиция школьника). В начале обучения эти мотивы в сочетании с определёнными познавательными интересами способствуют включению ребёнка в учебную деятельность.

       Известно, что такая широкая мотивация, определяемая новой социальной позицией, не может поддерживать учёбу в течение длительного времени – постепенно она теряет своё значение. К концу первого класса среди всего многообразия мотивов главное место занимает мотив получения высокой отметки как источника других поощрений и залога эмоционального благополучия. Учебно-познавательные и другие широкие социальные мотивы (долг, ответственность, необходимость получить образование) не занимают ведущего места на протяжении всего младшего школьного возраста. Закономерным итогом становится отчётливое снижение учебной мотивации к концу этого возраста.

        Представления детей о том, для чего они учатся в школе (особенно в начальных классах), достаточно смутные. В основном их ответы касаются стандартных заученных фраз типа: «Чтобы уметь читать, писать, считать, чтобы много знать, быть умным».

        Уточнение этих высказываний часто заводит детей в тупик. Наиболее смышлёные ребята  высказывают предположение о возможности найти в будущем хорошую, интересную работу. Но подобная перспектива в силу своей отдаленности не может стать серьёзным стимулом к учению. Часто родителям приходится «стимулировать» интерес к учебной деятельности, руководствуясь методом кнута и пряника. В результате у учащихся окончательно формируется представление об учёбе как о нудном, малоприятном деле, которым приходится заниматься только под угрозой расправы или за очень приличное вознаграждение [6].

1.3. Общая характеристика программы

          В предлагаемой программе игровая мотивация, которая часто превалирует на занятиях,  без особых затруднений перерастает в учебную. Ребёнок становится заинтересованной стороной в развитии своих способностей, так как уже сейчас он может попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности.

          Программа построена таким образом, что предоставляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей неоднократно (многие рассматриваемые профессии имеют пересечения по необходимому набору способностей).

          Одним из достоинств данной программы является то, что она имеет широкий адаптационный спектр в работе с учащимися разного возраста и уровня развития. Наличие основного каркаса в программе позволяет педагогу  наполнять занятия содержимым из заданий, отвечающих требованиям конкретной группы учащихся.  Более того, педагог, использующий данную программу, не ограничен временными и тематическими рамками. На своё усмотрение он может растягивать тему на несколько занятий, либо ужимать её, а также включать в занятия дополнительные темы, в которых рассматриваются другие профессии и развиваются другие способности.

   Для проведения занятий необходимо  помещение, оснащенное компьютером с проектным  оборудованием для показа презентаций.

   Программа «Мир профессий» составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная, проектная и игровая деятельность.

1.4. Образовательные технологии

Для реализации программного содержания используются   образовательные технологии:

- игровые технологии;

- исследовательское обучение (А.И. Савенков);

          - ИКТ,

            - здоровьесберегающая технология;

Основной метод - метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий.

Принципы: 

  • доступность, познавательность и наглядность;
  • учёт возрастных особенностей;
  • сочетание теоретических, практических и экскурсионных форм деятельности;
  • усиление прикладной направленности обучения;
  • психологическая комфортность.

1.5. Связь с урочной  деятельностью

          Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.

На занятия Экскурсионного бюро  учащиеся продолжают знакомство с основными профессиями, обеспечивающими жизнедеятельность человека,  начатое на уроках технологии по УМК «Перспектива».  (Предметная линия «Технология» - авторы  Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, И.П. Фрейтаг/  – М.: Просвещение, 2012). 

         Во 2-4 классе лейтмотивом содержания курса становится знакомство с профессиональной деятельностью человека и осмысление её значения для общества. Знакомство это происходит через практическую и экскурсионную деятельность.

1.6. Преемственность обучения со средней и старшей школой

         Занятия  Экскурсионного бюро «Мир профессий глазами детей» позволяют учащимся младших классов познакомиться с различными видами профессий и  исследовать свои способности применительно к конкретному направлению деятельности. Данные знания и умения помогут ребятам в среднем звене определить своё направление в проектной деятельности (в соответствии с требованиями ФГОС  основного общего образования), а в старших классах определить направление профильной подготовки.

1.7. Виды внеурочной  образовательной деятельности обучающихся

  • Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
  • Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в  учебные коммуникации, парную и групповую работу).
  • Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
  • Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
  • Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).
  • Экскурсионная деятельность (экскурсии на предприятия и учреждения села, места работы родителей обучающихся класса).

1.8. Структура занятий

1. Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).

2. Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение):

  • что я знаю об этой профессии;
  • что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
  • какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;
  • что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг и телепередач.

3. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и  профессией.

4. Самостоятельная оценка своих способностей (что не получилось и почему).  

  1. 1.9. Оборудование кабинета для реализации  программы
  1. Компьютер.
  2. Мультимедиапроектор (для демонстрации презентаций, учебных видеофильмов).
  3. Принтер (для печати дидактических пособий к занятиям).
  4. Дидактические и справочные пособия для обучающихся (см. Литература для учащихся).

В младшем школьном возрасте преобладает наглядно-образное мышление. Поэтому я сочла необходимым на основе материалов занятий составить для учащихся Рабочую тетрадь. Тетрадь создана в электронном варианте, состоит из 4 частей (по одной части на каждую четверть). Страницы Рабочей тетради можно распечатать на каждого ученика, как в цветном, так и в чёрно-белом варианте.

2. Учебный план

Программа внеурочной деятельности «Мир профессий глазами детей» рассчитана на 34  часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю, которое состоит из теоретической и практической части.   Занятия проводятся во второй половине дня.  Программа рассчитана на детей 9 - 10 лет (учащихся  4 класса).

   №

  Название темы

Количество часов

1,2

Введение в мир профессий

2

«Человек – художественный образ» - 6 часов

3

Профессия – писатель

1

4, 5

Профессия - актёр

2

6

Профессия - фотограф

1

7,8

Профессия - архитектор

2

«Человек – человек» - 9 часов

9, 10

Профессия - следователь

2

11, 12

Профессия - врач

2

13, 14

Профессия - парикмахер

2

15

Профессия - юрист

1

16, 17

Профессия - продавец

2

«Человек – знаковая система» - 2 часа

18, 19

Профессия - журналист

2

«Человек – техника» - 10 часов

20, 21

Профессия - водитель

2

22, 23

Профессия - строитель

2

24

Профессия - программист

1

25,26

Профессия - повар

2

27,28

Профессия - портной

2

29

Профессия - космонавт

1

«Человек – природа» - 4 часа

30

Профессия - биолог

1

31,32, 33

Профессия - археолог

3

Подведение итогов работы Экскурсионного бюро

«Мир профессий»

34

Праздник  «Все профессии хороши, выбирай на вкус»

1

3. Форм, способы и средства проверки и оценки результатов

            В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты,  творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).

Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы:

1. познавательные универсальные учебные действия:

- опросник мотивации (Приложение 1);

2. коммуникативные универсальные учебные действия:

-  методика «Рукавички» (Приложение 2);

3. личностные универсальные учебные действия:

-  письменный опрос родителей по методике «Карта одарённости»

(Приложение 3);

- Тест для обучающихся «Определение типа будущей профессии» (Приложение 4)

  1. Формы подведения итогов реализации программы
  • проведение утренника «Все профессии хороши, выбирай на вкус»;
  • изготовление книжек-самоделок «Путеводитель по профессии»;
  • составление «Древа профессий моей семьи»;
  • составление презентаций о профессиях
  • выступление на общешкольном итоговом концерте Недели дополнительного образования   (инсценировка стихотворения В. Маяковского «Кем быть?», презентация работы).

5. Планируемые результаты  освоения курса

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные универсальные учебные действия:

  • овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;
  • формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
  • формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Метапредметные результаты:

регулятивные универсальные учебные действия

  • умение адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • умение концентрировать  волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
  • умение стабилизировать  эмоциональное состояние для решения различных задач.

коммуникативные универсальные учебные действия

  • умение ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
  • умение предлагать помощь и сотрудничество;
  • умение определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
  • умение формулировать собственное мнение и позицию;
  • умение координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

познавательные универсальные учебные действия

  • умение ставить и формулировать проблемы;
  • умение осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
  • умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
  • умение  фиксировать информацию об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнять  предложенные схемы с опорой на прочитанный текст.
  • умение устанавливать  причинно-следственные связи.

Ожидаемые результаты на конец 4-го класса:

Обучающиеся должны знать:

- происхождение некоторых профессий;

- историю их появления;

- распространенные профессии.

Обучающиеся должны уметь:

- характеризовать особенности отдельных профессий;

- уметь определять профессии по определенным признакам.

Календарно-тематическое планирование занятий

 «Мир профессий глазами детей»

4 класс

№ п/п

Кол-во часов

Тема

Теория

Виды внеурочной деятельности

Дата

1 четверть ( 8 часов)

1

1

Введение в мир профессий

Беседа с презентацией «Профессии вокруг нас»

Составление кросс-сворда «Профессии наших родителей».

Творческая работа «Древо профессий моей семьи»

08.09

2

1

Введение в мир профессий

Профессии наших родителей

Игра «Профессии в школе»

15.09

«Человек – художественный образ»

3

1

Профессия - писатель

Использование информации из дополнительных источников о про-фессии писателя, о качествах, необходимых   данной профессии.

Изготовление  книжки «Моя сказка»

22.09

4

1

Профессия - актер

Личные наблюдения из просмотра фильмов, концертов, спектаклей

Мини-спектакль

29.09

5

1

Экскурсия

«Тайны театра»

Экскурсия

06.10

6

1

Профессия - фотограф

Беседа с фотографом.

Составление презентации.

Упражнения в фотографировании.

13.10

7

1

Профессия - архитектор

Информация из дополнительной литературы

Проект.  «Мой дом».

20.10

8

1

Профессия - архитектор

Зачем архитектору хороший глазомер?

Проект.  «Моё село. Мой дом».

27.10

2 четверть ( 7 часов) 

«Человек – человек»

9

1

Профессия – следователь

Получение информации через интернет о профессии следователя, его необходимых профессиональных качествах  

Сюжетная игра «Найди по описанию»

10.11

10

1

Профессия – следователь

Знаменитые сыщики из литературных произведений детективного жанра  

Сюжетная игра «Найди по описанию»

17.11

11

1

Профессия - врач

Использование информации из дополнительных источников.

Изготовление книжки-малышки «Экскурсия по поликлинике»

24.11

12

1

Экскурсия в поликлинику

Экскурсия

01.12

13

1

Профессия - парикмахер

Беседа с парикмахерами из Салона красоты. Правила гигиены.

Аппликация «Прически».

08.12

14

1

Экскурсия

в Салон красоты.

Экскурсия

15.12

15

1

Профессия - юрист

Короткая информационная справка о профессии юриста, его качествах  Беседа с юристом.

Составление и разгадывание ребусов

22.12

3 четверть ( 11 часов)

16

1

Профессия - продавец

Беседа с презентацией

Игра  «Магазин»

(работа в группах)

12.01

17

1

Экскурсия в Универмаг.

Экскурсия

19.01

«Человек – знаковая система»

18

1

Профессия - журналист

Презентация

«Журналисты».

Заметка в классную газету.

26.01

19

1

Профессия - журналист

Презентация

«Журналисты».

Коллективный проект «Наш журнал»

02.02

20

1

Экскурсия в редакцию газеты «Михайловский вестник»

Экскурсия

09.02

«Человек – техника»

21

1

Профессия - водитель

Информация из энциклопедии «Что  такое? Кто такой?»

Проект.  «Транспорт»

16.02

22

1

Профессия - водитель

Информация из энциклопедии «Что  такое? Кто такой?»

Правила дорожного движения. Викторина.

22.02

23

1

Профессия - строитель

Историческая справка.

Беседа о профессии строителя

Лепка дома из кирпичиков (пластилин)

02.03

24

1

Профессия - программист

Экскурсия в кабинет информатики «Компьютер как современное достижение науки»

Работа на компьютере (тема «Интернет»)

09.03

25

1

Профессия - повар

 «Секреты» данной профессии.

Правила этикета.

Игра «Чувствительный нос», «Вкус и цвет»

16.03

26

1

Профессия - повар

Беседа с работником столовой школы о «секретах» данной профессии.

Правила этикета.

Сюжетная игра «Накрываем на стол» Проект: Книга рецептов для детей «Маленький повар»

23.03

4 четверть ( 8 часов)

27

1

Профессия - портной

История профессии. Что должен знать портной?

Моделирование одежды из бумаги и ткани

06.04

28

1

Экскурсия в салон пошива одежды.

Экскурсия

13.04

29

1

Профессия - космонавт

Презентация «Космос»

Виртуальное путешествие на космической ракете (Презентация)

20.04

«Человек – природа»

30

1

Профессия - биолог

Экскурсия в кабинет биологии школы.

Рисование восковыми мелками  и лепка из соленого теста

животных и растений

27.04

31

1

Профессия - археолог

История профессии, её особенности. Профессиональные качества археолога.

Игра «Слепой и поводырь»,

04.05

32

1

Профессия - археолог

История профессии, её особенности. Профессиональные качества археолога.

Игра «Рисуночное письмо»,

11.05

33

1

Экскурсия в краеведческий музей на археологическую выставку или выезд в палеонтологичес-кий музей г. Благовещенска.

Экскурсия

18.05

Подведение итогов работы «Экскурсионного бюро «Мир профессий»

34

1

Утренник «Все профессии хороши, выбирай на вкус».

25.05

7. Литература

Литература для учителя

1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. -25 с.

3. Примерные  программа начального общего образования [Текст]/В 2 ч. – 2-е изд. .- М.: Просвещение, 2010. -232 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] /- М.: Просвещение, 2009.- 41 с.

6.  Семенова, Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников [Текст]/  Г. Семенова // «Начальная школа», 2007. - № 2, с.23 – 41,   № 15, с.38 -40;  № 24, с.35 - 41

Литература для обучающихся

  1. Дитрих, А., Юрмин, Г., Кошурникова, Р. Почемучка. – М.: Педагогика, 1988. – 384 с.
  2. Что такое. Кто такой: /В 3 т.  – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика - Пресс, 1993. – 416 с.

Ресурсы Интернета

Сайт «Развитие ребёнка»: Детям о профессиях. Карточки для знакомства с профессией. – Режим доступа:

http://www.razvitierebenka.com/2012/11/o-profesiyah-detyam.html

Приложение 1

Опросник мотивации

(сборник «Программа мониторинга уровня сформированности

универсальных учебных действий в начальной школе»)

Цель: опросник предназначен для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности.  Может быть использован в работе со школьниками 2-5 классов.

Оцениваемые УУД:   действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.

Форма:  опросник.

Ситуация оценивания:  опросник содержит 27 высказываний, объединенных в 9 шкал:  

1 - отметка,

 2 – социальная мотивация одобрения - требования авторитетных лиц (стремление заслужить одобрение или избежать наказания),

3 – познавательная мотивация;

4 – учебная мотивация,

5 – широкие социальные мотивы;  

6 - мотивация самоопределения в социальном аспекте;  

7. прагматическая внешняя утилитарная мотивация;

8 – социальная мотивация – позиционный мотив;

9 – отрицательное отношение к школе.

        Ниже приведены высказывания, соответствующие каждой из перечисленных шкал.

1. Отметка

чтобы быть отличником

чтобы хорошо закончить школу

чтобы получать хорошие отметки

2. Социальная мотивация одобрения - Требования авторитетных лиц

чтобы родители не ругали

потому что этого требуют учителя

чтобы сделать родителям приятное

3.Познавательная мотивация

потому что учиться интересно

потому что на уроках я узнаю много нового

потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы

4. Учебная мотивация

чтобы получить знания

чтобы развивать ум и способности

чтобы стать образованным человеком

5. Социальная – широкие социальные мотивы

чтобы в будущем приносить людям пользу

потому что хорошо учиться – долг каждого ученика перед обществом

потому что учение самое важное и нужное дело в моей жизни

6.Мотивация самоопределения в социальном аспекте

чтобы продолжить образование

чтобы получить интересную профессию

чтобы в будущем найти хорошую работу

7. Прагматическая внешняя утилитарная мотивация

чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать

чтобы получить подарок за хорошую учебу

чтобы меня хвалили

8. Социальная – позиционный мотив

чтобы одноклассники уважали

потому что у нас в школе хорошие учителя и я хочу, чтобы меня уважали

потому что не хочу быть в классе последним

9. Негативное отношение к учению и школе

мне не хочется учиться

я не люблю учиться

мне не нравится учиться

Инструкция:

Ниже приведен ряд утверждений, высказанных твоими сверстниками о том, зачем и для чего они учатся. Прочитай их внимательно. Можешь ли ты сказать так о себе, о своем отношении к учению? С некоторыми из этих утверждений ты согласишься, с некоторыми – нет.

Пожалуйста, оцени степень своего согласия с этими утверждениями по 4-балльной шкале: 4 – совершенно согласен, 3 – скорее согласен, 2 – скорее не согласен, 1 – не согласен.

  1. Я учусь, чтобы быть отличником
  2. Я учусь, чтобы родители не ругали
  3. Я учусь, потому что учиться интересно
  4. Я учусь, чтобы получить знания
  5. Я учусь, чтобы в будущем приносить людям пользу
  6. Я учусь, чтобы потом продолжить образование
  7. Я учусь, чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать
  8. Я учусь, чтобы одноклассники уважали
  9. Я не хочу учиться
  10. Я учусь, чтобы хорошо закончить школу
  11. Я учусь, потому что этого требуют учителя
  12. Я учусь, потому что на уроках я узнаю много нового
  13. Я учусь, чтобы развивать ум и способности
  14. Я учусь, потому что хорошо учиться – долг каждого ученика перед обществом
  15. Я учусь, чтобы получить интересную профессию
  16. Я учусь,  чтобы получить подарок за хорошую учебу
  17. Я учусь,  потому что у нас в школе хорошие учителя и я хочу, чтобы меня уважали
  18. Я не люблю учиться
  19. Я учусь, чтобы получать хорошие отметки
  20. Я учусь, чтобы сделать родителям приятное
  21. Я учусь, потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы
  22. Я учусь, чтобы стать образованным человеком
  23. Я учусь, потому что учение самое важное и нужное дело в моей жизни
  24. Я учусь, чтобы в будущем найти хорошую работу
  25. Я учусь, чтобы меня хвалили
  26. Я учусь, потому что не хочу быть в классе последним
  27. Мне не нравится учиться

Критерии оценивания:

Обработка результатов: подсчитывается количество  баллов, набранных по каждой из шкал. Строится профиль мотивационной сферы, дающий представление об особенностях смысловой сферы учащегося.

Интегративные шкалы:

Учебно-познавательная – суммируются баллы по шкалам (3 познавательная +4 учебная).

Социальная   – суммируются баллы по шкалам (5 широкие социальные мотивы +6 перспектива самоопределения социального и профессионального).

Внешняя мотивация – суммируются баллы по шкалам (1 отметка + 7 прагматический).

Социальная – стремление к  одобрению – суммируются баллы по шкалам  (2 требования авторитетных лиц +8 позиционный)

Негативное отношение к школе – 9.

Уровни: оценивается мотивационный профиль.

0 – пик на шкале «негативное отношение к школе»,

1 – пики неадекватной мотивации (внешняя, социальная – одобрение)

2- нет явного преобладания шкал, выражены учебно-познавательная и социальная шкалы.

3 – пики учебно-познавательной и социальной мотивации. Низкие показатели негативного отношения к школе.

Приложение 2

Коммуникативные действия, направленные

на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию)

Задание  «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий  в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

Возраст: начальная ступень (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.

Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.

Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».

Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.

Критерии оценивания:

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
  • умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
  • взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
  • взаимопомощь по ходу рисования,
  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем;

2) средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;

3) высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.  

Приложение 3

Методика «Карта одаренности»

Оцениваемые УУД: личностные

Общая характеристика

Эта методика создана на основе методики Хаана и Каффа. Она отличается от методики вышеназванных второе тем, что для обработки результатов было «выброшено» несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введен «лист опроса», позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию.

Методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение основных функций:

• Первая и основная функция - диагностическая.

С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку «портрет» развития его дарований.

• Вторая функция - развивающая.                        

Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными.

Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Инструкция.

Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(++) - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму - во вторую и т. д.

Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.

Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов.

1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

3.   Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».

4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, идей, ситуаций.

5.    Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6.    Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

7.    Легко входит в роль какого-либо персонажа, человека, животного и других.

8.    Интересуется механизмами и машинами.

9.    Инициативен в общении со сверстниками.

10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

11.  Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

12.  Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

13.  Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, то нужно запомнить.

14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

15.  Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

17.  Интересуется актерской игрой.

18.  Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

19.  Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

20.  Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

21.  Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только врушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

23.  Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

24.  Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.

25.  Хорошо поет.

26.  Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

27.  Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

28.  Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.

29.  Легко общается с детьми и взрослыми.

30.  Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

31.  Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

32.   Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.

33.  Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

34.  Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

35.  В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

36.  Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

37.  Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

38.  Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

40.  Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

41.  Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

42.  Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

43.  Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.

45.  Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

47.  Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

49. Часто руководит играми и. занятиями других детей.

50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.

54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

58. Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.

59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

63. Умеет делать выводы и обобщения.

64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

65.  В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

68.  Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).

71.  Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

72. Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает го, как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).

74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

77.  Любит игры-драматизации.

78.  Быстро и легко осваивает компьютер.

79.  Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

80.  Физически выносливее сверстников.

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

• интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);

• творческая (2-й столбец листа ответов);

• академическая (3-й столбец листа ответов);

• художественно-изобразительная (4-й столбец листа ответов);

• музыкальная (5-й столбец листа ответов);

• литературная (6-й столбец листа ответов);

• артистическая (7-й столбец листа ответов);

• техническая (8-й столбец листа ответов);

• лидерская (9-й столбец листа ответов);

• спортивная (10-й столбец листа ответов).

Лист ответов.

Фамилия, имя ребёнка_______________________________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

Приложение 4.

Тест "Определение типа будущей профессии"

Инструкция: Прочитай данные утверждения. Если ты согласен с ними, то перед цифрой в таблице поставь "+", если нет, поставь перед цифрой "-". Если ты сомневаешься, зачеркни цифру. 

Утверждения для самооценки

1.

Природа

2.

Техника

3.

Знак

4.

Искусство

5.

Человек

1. Легко знакомлюсь с людьми

 

1

2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить

 

1

 

3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки

 

1

 

4. Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными

1

 

5. Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить

 

1

 

6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами

 

1

7. С удовольствием ухаживаю за растениями и животными 

1

 

8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах

 

1

 

9. мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших

 

2

 

1 0. Люди считают, что у меня есть художественные способности

 

2

 

11. Охотно читаю о растениях, животных

1

 

1 2. Принимаю участие в спектаклях, концертах

 

1

 

13. Охотно читаю об устройстве механизмов, приборов, машин

 

1

 

14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы

 

2

 

15. Легко улаживаю разногласия между людьми 

 

2

16. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой 

 

2

 

1 7. Людям нравится мое художественное творчество 

 

2

 

18. У меня есть способности к работе с растениями и животными

2

 

19. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме 

 

2

 

20. я почти никогда ни с кем не ссорюсь 

 

1

21. Результаты моего технического творчества одобряют незнакомые люди 

 

1

 

 

22. Без особого труда усваиваю иностранные языки 

1

23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям 

2

24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т.д. 

1

25. Могу влиять на ход развития растений и животных 

2

26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов 

1

27. Мне обычно удается склонить людей на свою точку зрения

1

28. Охотно наблюдаю за растениями или животными 

1

 

29. Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику 

1

 

 

30. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т.п.

1

 

 

Результаты

 

 

 

 

 

По каждому столбцу подсчитай, сумму, зачеркнутые цифры не считай. Запиши их в строку "Результаты". Наибольшая полученная сумма или суммы (по нескольким столбцам) указывают на наиболее подходящий для тебя тип профессии. Малые или отрицательные суммы указывают на типы профессий, которых тебе следует избегать при выборе.

Максимальное число баллов в       каждом столбце — 8. 

В соответствии с данной классификацией мир современных профессий можно разделить на 5 основных типов: 

1   —"Человек-природа";

2   —"Человек-техника";

3   —"Человек-знаковая система";

4   — "Человек-художественный образ";

5   — "Человек-человек".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мир профессий глазами детей"- программа по профориентации в начальной школе

Большое место в профориентационной работе принадлежит младшим школьникам. Созданная программа « Мир профессий глазами детей» позволяет  спланировать работу с младшими школьниками так, что б...

"Дети глазами родителей, родители глазами детей"

Родительское собрание с презентацией...

«ДЕТИ ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛИ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ» (диспут)

Цель: показать родителям необходимость целенаправленных действий в воспитании, помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ре...

Сборник "Внеклассные мероприятия« Мир профессий глазами детей»1-4 классы"

Сборник мероприятий по профориентации в начальной школе...

Внеурочное занятие: Экология глазами детей

Цели: сформировать первоначальные представления детей об экологии и её роли в жизни людей, учить основам экологической грамотности,обучать правильному поведению в природе,выяв...

Работа по профориентации "Мир профессий глазами детей"

Классные часы и мероприятия по профориентации....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир глазами детей" 1 класс

Данная педагогическая разработка предназначена для внеурочной деятельности по изобразительному искусству в 1 классе....