«От общеучебных умений и навыков – к универсальным учебным действиям»
статья

Соловьева Валентина Николаевна

«От общеучебных умений и навыков – к универсальным учебным действиям».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_vystupleniya_2.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Серго-Ивановская основная школа»

От общеучебных умений и навыков – к универсальным учебным действиям

Доклад подготовила Соловьёва В.Н.                          учитель начальных классов


Слайд 1

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. Меняютсятребования к образовательным программам,  учебным планам, меняются учебники.

Слайд 2-3

Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего обучения.

Слайд 4

В первую очередь это касается формирования универсальных учебных действий (УУД).

Что же такое "универсальные учебные действия"? В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от  содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Слайд 5

Функции универсальных учебных действий:

  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;обеспечению успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Слайд 6

Виды универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

  • Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого из видов универсального учебного действия определяется его отношением с другими видами универсальных учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Слайд 7

Личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Известно, что на первых порах очень трудно создать детский коллектив класса. Чтобы привить правила моральных норм, нравственного поведения, наладить межличностные отношения мне пришлось проводить большую работу: классные часы, индивидуальные беседы, организация совместных праздников, внеклассных мероприятий, изучение интересов каждого, обсуждение тех или иных поступков с позиции нравственности.

Слайд 8

Привитию вышеназванных качеств, способствуют уроки литературного чтения. Литературное чтение – осмысленная, творческая, духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Таким образом, работая с содержанием литературных текстов, ребёнок учится осознавать себя человеком, обладающим внутренним миром, миром мыслей, чувств, желаний, замыслов, оценок, человеком, имеющим свою точку зрения на мир. Ребёнок учится воспринимать литературу как вид искусства, учится осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста, что и характеризует  личностные действия ученика.

Слайд 9

Регулятивные УУД – обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, составление плана, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).

  • Умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи.
  • Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи.
  • Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения.
  • Умение планировать последовательность  учебных действий в соответствии поставленной задачей
  • Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности
  • Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки
  • Умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
  • Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.

Слайд 10-14

Формирование регулятивных универсальных учебных действий в курсе  литературного чтения нашло своё отражение в  способах обучения детей чтению и анализу литературных произведений. При организации анализа литературного текста ребёнок учится принимать, сохранять и решать учебную задачу.

В методическом аппарате учебников детям предлагаются определенные виды работ с текстами, помогающие сделать первые читательские открытия, увидеть те изменения в восприятии художественного произведения, которые происходят в результате решения этих задач.

Слайд 15-19

Познавательные УУД – включают общеучебные, логические, знаково – символические, а также постановку и решение проблемы.

  • Умение осуществлять логическое действие «анализ» с выделением существенных и несущественных признаков.
  • Умение осуществлять логическое действие «синтез».
  • Умение осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным /самостоятельно выбранным критериям.
  • Умение осуществлять логическое действие  «классификация» по заданным и самостоятельно выбранным критериям.
  • Умение осуществлять логическое действие «обобщение».
  • Умение устанавливать аналогии.
  • Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

  • Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение)
  • Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (дедуктивное умозаключение)
  • Умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их обобщения.
  • Умение давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений.
  • Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов /процессов для решения задач.
  • Умение находить существенные связи между межпредметными понятиями,  систематизировать и обобщать  понятия.
  • Умение обобщить текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям, представлениям, точкам зрения.
  • Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.
  • Умение оценить информацию с точки зрения её целесообразности в решении познавательной или коммуникативной задачи.

Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием.

Слайд 20-22

Формирование познавательных учебных действий в курсе литературного чтения основывается на работе с тремя видами текстов (художественным и научно-популярным и учебным текстами). В ходе работы с ними младший школьник  приобретает первичные умения работы с художественной, научно-популярной литературой. Ребёнок учится находить и использовать в своей работе необходимую информацию.

Курс по литературному чтению нацелен на развитие у младших школьников познавательного интереса.

Слайд 23

Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками.  Поэтому ежедневно создаю необходимые условия, связанные с внедрением сотрудничества в обучение.

Учащиеся совместно планируют деятельность, распределяют роли, функции каждого члена группы, формы деятельности, корректируют ошибки.

  • Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации
  • Умение формулировать точку зрения
  • Умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации)
  • Умение задавать вопросы для получения от партнера по  коммуникации необходимые сведения
  • Умение определить общую цель и пути её достижения
  • Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации
  • Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности
  • Умение адекватно оценить поведение окружающих (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи
  • Умение адекватно оценить собственное поведение (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи

Слайд 24-25

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

Смысловые

акценты УУД

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир

личностные

жизненное само-

определение

нравственно-этическая ориентация

смысло

образование

нравственно-этическая ориентация

регулятивные

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка,          алгоритмизация действий (Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология , Физическая культура и др.)

познавательные

общеучебные

моделирование (перевод устной речи в письменную)

 смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания

моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач

широкий спектр источников информации

познавательные логические

формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера

анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

коммуникативные

использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге;     самовыражение: монологические высказывания разного типа.  

Значение универсальных учебных действий для успешности обучения в начальной школе

Универсальные учебные

действия

Результаты развития

универсальных учебных

действий

Значение универсальных

учебных действий

для обучения

Личностные действия

-смыслообразование

-самоопределение

Регулятивные действия

Адекватная школьная мотивация.

Мотивация достижения.

Развитие основ гражданской идентичности.

Рефлексивная адекватная самооценка

Обучение в зоне ближайшего развития ребенка. Адекватная оценка учащимся  границ «знания и незнания». Достаточно высокаясамоэффективность в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением.

Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные действия

Функционально-структурнаясформированность учебной деятельности. Произвольность восприятия, внимания,  памяти, воображения.

Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию.

Коммуникативные (речевые), регулятивные действия

Внутренний план действия

Способность действовать «в уме». Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения.

Коммуникативные, регулятивные действия

Рефлексия – осознание учащимся содержания, последовательности и оснований действий

Осознанность и критичность учебных действий.

Критерии сформированности внутренней позиции школьника:

  • положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т. е. в ситуации необязательного посещения школы ребёнок продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;
  • проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что отражается в предпочтении уроков школьного типа урокам дошкольного типа, в наличии адекватного содержательного представления о подготовке к школе;
  • предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе; предпочтение социального способа оценки своих знаний — отметки дошкольным способам поощрения

Критерии сформированностирегулятивных универсальных учебных действий:

  • умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
  • умение сохранять заданную цель;
  • умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
  • умение контролировать свою деятельность по результату;
  • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Критерии сформированностипознавательных логических действий:

  • умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению;
  • операция установления взаимно-однозначного соответствия;
  • умение выделять существенные признаки конктерно-чувственных объектов;
  • умение устанавливать аналогии на предметном материале;
  • операция классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале;
  • переход от эгоцентризма как особой умственной позиции  (абсолютизации собственной познавательной перспективы) к децентрации (координации нескольких точек зрения на объект).

Слайд 26

Планируемые результаты освоения обучающимися программы УУД

Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломленными через специфику содержания того или иного предмета, – овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса.

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД как основа умения учиться.

В сфере личностных УУД будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных УУД выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных УУД выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты-тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.

       В сфере коммуникативных УУД выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать  и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Слайд 27

На основе сформированности УУД получаем «Портрет выпускника начальной школы»

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный  к организации собственной деятельности;
  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Слайд 28

      Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.

Слайд 29

Список литературы

  1. Как проектироватьуниверсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.] под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой, - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2010. (ФГОС)
  4. Примерные программы по учебным предметам в 2 частях. Москва «Просвещение», 2010.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М–во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа " Формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий"

Задача учителей начальной школы , обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника. Средством решения этой задачи выступает учебная деятельность, организуемая по поводу различног...

Формирование универсальных учебных действий и универсальных учебных умений у обучающихся начальной школы средствами интерактивных дидактических материалов.

Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает в основу формирован...

публикация на тему "Умение слушать собеседника - коммуникативное универсальное учебное действие"

Умение слушать собеседника - коммуникативное универсальное  учебное действие -  доклад на РМОРяд коммуникативных и речевх компетенций ребенка на момент поступления в школу. Проведение диагно...

«Учебно-исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство успешного формирования общеучебных умений и навыков, реализующая интеграцию начальной и средней ступени образования в условиях внедрения новых ГОС»

В современной литературе по педагогике и педагогической психо¬логии нередко приходится сталкиваться с тем, что понятия «проект¬ное обучение» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследо...

«Учебно-исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство успешного формирования общеучебных умений и навыков, реализующая интеграцию начальной и средней ступени образования в условиях внедрения новых ГОС»

В современной литературе по педагогике и педагогической психо¬логии нередко приходится сталкиваться с тем, что понятия «проект¬ное обучение» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследо...