От общеучебных умений и навыков – к универсальным учебным действиям
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
От общеучебных умений и навыков – к универсальным учебным действиям
Фадеева Г. И.
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Одной из функций УУД является обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Нельзя научить ребенка общаться, учиться, организовывать свою работу, не ставя его в активную позицию, не обращая внимание на развивающие задачи. Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись… «Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с УУД. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию. Я работаю с учениками 1 класса. Из Программы формирования УУД я выписала все УУД для первого класса и переформулировала на детский язык все учебные действия. И на каждом уроке дети говорят, что будет формироваться на данном этапе урока. Это:
Виды УУД | Проговариваем на уроке |
Познавательные УУД | 1) учимся добывать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) учимся делать схемы; 3) учимся делать выводы; 4) учимся сравнивать (обобщать и классифицировать по признакам); 5) учимся находить в иллюстрации ответы на вопросы. |
Коммуникативные УУД | 1) учимся слушать и понимать других; 2) учимся строить речевое высказывание; 3) учимся оформлять свои мысли в устной и письменной форме; 4) учимся работать в паре. |
Регулятивные УУД | 1) учимся делать предположение; 2) учимся оценивать свои действия; 3) учимся прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) учимся осуществлять познавательную и личностную рефлексию (итог). |
Личностные УУД | 1) учимся выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) учимся находить интересное на уроке (формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности); 3) учимся оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. |
Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий.
Остановлюсь подробнее на регулятивных действиях УУД, формируемых в 1 классе на уроках русского языка . Они обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция. Остановлюсь на некоторых.
- Целеполагание - это постановка учебной задачи (подведение к теме урока). Приемы, которые я использую для организации принятия цели:
- опора на личный жизненный опыт;
- использование занимательного игрового материала;
- создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;
- выбор цели из предложенных учителем формулировок;
- введение понятия «задача урока»;
Например, принятие цели урока на основе жизненного опыта ребенка.
Урок обучения грамоте. Тема: «Звуки вокруг нас. Звуки речи».
Предлагаю детям закрыть глаза и послушать, что буду делать (звоню в колокольчик, тихонечко стучу по столу карандашом, режу бумагу). Выясняю, что действия узнавались не по самим предметам, а по звукам, сопровождающим
действия.
– Все, что слышим, это звуки. – Какие звуки слышали на озере, в лесу и т.д.? Кто или что может производить звуки? Покажите. (Выясняем, что звуки есть естественные, включающие звуки речи и искусственные). – Чему будем учиться на уроке? (различать звуки человеческой речи; узнаем, какими они бывают).
- Для формирования умений планировать использую такие приемы:
- составление плана своей деятельности; составление плана прочитанного произведения; составление плана выполнения творческой работы;
- запись предложений в той последовательности, в которой развивается действие; запись частей текста в той последовательности, в какой развивается действие;
- нумерация пунктов плана в соответствии с содержанием прочитанного;
редактирование плана; исключение лишних действий в перечне пунктов плана;
- восстановление пропуска логического действия; использование алго-ритмических предписаний.
Упражнения по формированию у младших школьников умений планирования:
1.Задание. Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.
Дети пришли в рощ_. Как красивы ландыш_!
Прочитаю предложения, устно вставлю пропущенные буквы. Вспомню при этом орфограмму. Спишу предложения, вставляя пропущенные буквы. Проверю.
2. Исключение лишнего действия в перечне пунктов плана выполнения задания.
Задание. Исключить лишнее действие в перечне пунктов плана при определении слогов в слове. а) Прочитаю слово. б) Посчитаю, сколько в нем гласных. в) Посчитаю, сколько в нем согласных. г) По количеству гласных в слове определю
сколько в нем слогов.
3. Расположите предложения в той последовательности, в которой развивается действие.
Задание. Расположите предложения так, чтобы получился рассказ. Дайте название тексту.
Он мал. У Димы кот Дымок. Котик сер и пушист.
Эти разнообразные и систематические упражнения делают работу по формированию умений планировать продуктивной.
- Приемы обучения у младших школьников умениям самоконтроля:
- прогнозирование результата деятельности (прикидка ответа),
- комментирование,
- объяснительные диктанты,
- проверка задания по конечному результату,
- проверка по данному ответу;
- задания с выбором ответа,
- задания по словарю.
С упражнений по формированию у младших школьников умений контроля и самоконтроля, по мнению психологов, и должно начинаться формирование учебной деятельности. Умение контролировать (в том числе и свою деятельность) – это соотнесение задуманного и достигнутого. Для формирования у младших школьников умений самоконтроля использую:
1.. Комментирование предложения.
У Юры конь. (Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
Пишу У. Имена людей пишутся с большой буквы. Пишу Юры. Пишу конь, на конце слова мягкий знак показатель мягкости.)
2. Объяснительный диктант.
Объясните написание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Тиш_на, ж_знь, рощ_. маш_на, щ_ка, ч_сы.
3. Задания с выбором ответа.
Выбери правильный ответ. При переносе слов с «ь» и «й» эти буквы:
– остаются на строчке вместе со слогом, а остальная часть слова переносится,
– записываются вместе с переносимым слогом на другой стороне.
4. Определи слово, в котором букв больше, чем звуков:
а) яма б) пальто в) стол.
С целью формирования регулятивногоУУД– действия контроля, часто практикую приемы самопроверки и взаимопроверки текста. А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляю правила проверки текста, определяющий алгоритм действия.
Предлагаемые приемы вырабатывают не только навык самоанализа и самоконтроля, но и повышают эффективность усвоения материала, вызывают у детей интерес, развивают умение самостоятельно работать, воспитывают уважение друг к другу и доброжелательность.
Таким образом, по развитию регулятивных УУД с 1 класса необходимо:
1. Научить ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.
2. Научить ученика контролировать свои действия по заданному образцу и правилу.
3. Помочь ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу.
4. Научить исправлять ошибки.
Литература
1. Кузьмина И.В. Развитие познавательной деятельности младших
школьников// Начальная школа 1995. – № 6.
2. Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли.
Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
3. Ермолаева А.А. Моделирование на уроках в начальной школе. – М.:
Глобус, 2009.
4. Цуканова В.С. Развивающие занятия по моделированию в начальной
школе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа " Формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий"
Задача учителей начальной школы , обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника. Средством решения этой задачи выступает учебная деятельность, организуемая по поводу различног...
Формирование универсальных учебных действий и универсальных учебных умений у обучающихся начальной школы средствами интерактивных дидактических материалов.
Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает в основу формирован...
публикация на тему "Умение слушать собеседника - коммуникативное универсальное учебное действие"
Умение слушать собеседника - коммуникативное универсальное учебное действие - доклад на РМОРяд коммуникативных и речевх компетенций ребенка на момент поступления в школу. Проведение диагно...
«Учебно-исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство успешного формирования общеучебных умений и навыков, реализующая интеграцию начальной и средней ступени образования в условиях внедрения новых ГОС»
В современной литературе по педагогике и педагогической психо¬логии нередко приходится сталкиваться с тем, что понятия «проект¬ное обучение» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследо...
«Учебно-исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство успешного формирования общеучебных умений и навыков, реализующая интеграцию начальной и средней ступени образования в условиях внедрения новых ГОС»
В современной литературе по педагогике и педагогической психо¬логии нередко приходится сталкиваться с тем, что понятия «проект¬ное обучение» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследо...
«От общеучебных умений и навыков – к универсальным учебным действиям»
laquo;От общеучебных умений и навыков – к универсальным учебным действиям»....