От общеучебных умений и навыков – к универсальным учебным действиям
учебно-методический материал на тему

Фадеева Галина Ивановна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_obshcheuchebnykh_umeniy_i_navykov.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

От общеучебных умений и навыков – к универсальным учебным действиям

Фадеева Г. И.

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области  и внеурочную деятельность. Одной из функций УУД является обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.  Нельзя научить ребенка общаться, учиться, организовывать свою работу, не ставя его в активную позицию, не обращая внимание на развивающие задачи. Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись… «Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с УУД. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию. Я работаю с учениками 1 класса. Из  Программы формирования УУД я выписала все УУД для первого класса и переформулировала на детский язык все учебные действия. И на каждом   уроке дети говорят,  что будет формироваться на данном этапе урока. Это:

Виды УУД

 Проговариваем на уроке

Познавательные УУД

1) учимся добывать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) учимся делать схемы;

3) учимся  делать выводы;

4) учимся сравнивать (обобщать и классифицировать по признакам);

5) учимся находить в иллюстрации ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД

1) учимся слушать и понимать других;

2) учимся строить речевое высказывание;

3) учимся оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

4) учимся работать в паре.

Регулятивные УУД

1) учимся делать предположение;

2) учимся оценивать свои действия;

3) учимся прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) учимся осуществлять познавательную и личностную рефлексию (итог).

Личностные УУД

1) учимся выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) учимся находить интересное на уроке (формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности);

3) учимся оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

 

 

Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий.

 Остановлюсь подробнее на регулятивных действиях УУД, формируемых в 1 классе на уроках русского языка . Они обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция. Остановлюсь на некоторых.

  • Целеполагание - это постановка учебной задачи (подведение к теме урока). Приемы, которые я использую для организации принятия цели:
  • опора на личный жизненный опыт;
  • использование занимательного игрового материала;
  • создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;
  • выбор цели из предложенных учителем формулировок;
  • введение понятия «задача урока»;

 

Например, принятие цели урока на основе жизненного опыта ребенка.

Урок обучения грамоте. Тема: «Звуки вокруг нас. Звуки речи».

Предлагаю детям закрыть глаза и послушать, что буду делать (звоню в колокольчик,  тихонечко стучу по столу карандашом, режу бумагу). Выясняю, что действия узнавались не по самим предметам, а по звукам, сопровождающим

действия.

– Все, что слышим, это звуки. – Какие звуки слышали на озере,  в лесу и т.д.? Кто или что может производить звуки? Покажите. (Выясняем, что звуки есть естественные, включающие звуки речи и искусственные). – Чему будем учиться на уроке? (различать звуки человеческой речи; узнаем, какими они бывают).

  • Для формирования умений планировать использую такие приемы:

  • составление плана своей деятельности; составление плана прочитанного произведения; составление плана выполнения творческой работы;
  • запись предложений в той последовательности, в которой развивается действие; запись частей текста в той последовательности, в какой развивается действие;
  • нумерация пунктов плана в соответствии с содержанием прочитанного;

редактирование плана; исключение лишних действий в перечне пунктов плана;

  • восстановление пропуска логического действия; использование алго-ритмических предписаний.

Упражнения по формированию у младших школьников умений планирования:

1.Задание. Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.

Дети пришли в рощ_. Как красивы ландыш_!

Прочитаю предложения, устно вставлю пропущенные буквы. Вспомню при этом орфограмму. Спишу предложения, вставляя пропущенные буквы. Проверю.

2. Исключение лишнего действия в перечне пунктов плана выполнения задания.

Задание.  Исключить лишнее действие в перечне пунктов плана при определении слогов в слове. а) Прочитаю слово. б) Посчитаю, сколько в нем гласных. в) Посчитаю, сколько в нем согласных. г) По количеству гласных в слове определю

сколько в нем слогов.

3. Расположите предложения в той последовательности, в которой развивается действие.

Задание. Расположите предложения так, чтобы получился рассказ. Дайте название тексту.

 Он мал. У Димы кот Дымок. Котик сер и пушист.

Эти разнообразные и систематические упражнения делают работу по формированию умений планировать продуктивной.

  • Приемы обучения у младших школьников умениям самоконтроля:
  • прогнозирование результата деятельности (прикидка ответа),
  • комментирование,
  • объяснительные диктанты,
  • проверка задания по конечному результату,
  • проверка по данному ответу;
  • задания с выбором ответа,
  • задания по словарю.

С упражнений по формированию у младших школьников умений контроля и самоконтроля, по мнению психологов, и должно начинаться формирование учебной деятельности. Умение контролировать (в том числе и свою деятельность) – это соотнесение задуманного и достигнутого. Для формирования у младших школьников умений самоконтроля использую:

1.. Комментирование предложения.

У Юры конь. (Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

Пишу У. Имена людей пишутся с большой буквы. Пишу Юры. Пишу конь, на конце слова мягкий знак показатель мягкости.)

2. Объяснительный диктант.

Объясните написание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Тиш_на, ж_знь, рощ_. маш_на, щ_ка, ч_сы.

3. Задания с выбором ответа.

Выбери правильный ответ. При переносе слов с «ь» и «й» эти буквы:

– остаются на строчке вместе со слогом, а остальная часть слова переносится,

– записываются вместе с переносимым слогом на другой стороне.

4. Определи слово, в котором букв больше, чем звуков:

а) яма б) пальто в) стол.

С целью формирования регулятивногоУУД– действия контроля, часто практикую приемы самопроверки и взаимопроверки текста. А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляю правила проверки текста, определяющий алгоритм действия.

Предлагаемые приемы вырабатывают не только навык самоанализа и самоконтроля, но и повышают эффективность усвоения материала, вызывают у детей интерес, развивают умение самостоятельно работать, воспитывают уважение друг к другу и доброжелательность.

 Таким образом, по развитию регулятивных УУД с 1 класса необходимо:

1. Научить ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.

2. Научить ученика контролировать свои действия по заданному образцу и правилу.

3. Помочь ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу.

4. Научить исправлять ошибки.

 

Литература

1. Кузьмина И.В. Развитие познавательной деятельности младших

школьников// Начальная школа 1995. – № 6.

2. Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли.

Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

3. Ермолаева А.А. Моделирование на уроках в начальной школе. – М.:

Глобус, 2009.

4. Цуканова В.С. Развивающие занятия по моделированию в начальной

школе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа " Формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий"

Задача учителей начальной школы , обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника. Средством решения этой задачи выступает учебная деятельность, организуемая по поводу различног...

Формирование универсальных учебных действий и универсальных учебных умений у обучающихся начальной школы средствами интерактивных дидактических материалов.

Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает в основу формирован...

публикация на тему "Умение слушать собеседника - коммуникативное универсальное учебное действие"

Умение слушать собеседника - коммуникативное универсальное  учебное действие -  доклад на РМОРяд коммуникативных и речевх компетенций ребенка на момент поступления в школу. Проведение диагно...

«Учебно-исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство успешного формирования общеучебных умений и навыков, реализующая интеграцию начальной и средней ступени образования в условиях внедрения новых ГОС»

В современной литературе по педагогике и педагогической психо¬логии нередко приходится сталкиваться с тем, что понятия «проект¬ное обучение» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследо...

«Учебно-исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство успешного формирования общеучебных умений и навыков, реализующая интеграцию начальной и средней ступени образования в условиях внедрения новых ГОС»

В современной литературе по педагогике и педагогической психо¬логии нередко приходится сталкиваться с тем, что понятия «проект¬ное обучение» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследо...

«От общеучебных умений и навыков – к универсальным учебным действиям»

laquo;От общеучебных умений и навыков – к универсальным учебным действиям»....