Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроке окружающего мира
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме
Тема. «Грибы».
Цель: формирование представлений обучающихся об уникальном виде живой природы – грибами;
Развитие познавательного интереса средствами предмета окружающий мир;
Воспитание культуры общения.
Планируемые результаты.
Личностные: умение самоопределяться, в предложенных ситуациях делать выбор поступка.
Метапредметные:
- познавательные (выделение необходимой информации, умение сравнивать и делать вывод);
- регулятивные (целеполагание, самооценка, контроль);
- коммуникативные (умение задавать вопросы друг другу в паре, умение договариваться в группах).
Средства обучения: Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир» 3 класс, тетрадь на рабочей основе, карточки с заданиями для групповой работы, смайлики, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Далее все в файле, прикрепленном ниже.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема. «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроке окружающего мира»
(УМК «Школа XXI века, 3 класс)
Выполнила: Решетникова Е.М.
МБОУ СОШ №41
Новокузнецкий округ, 2013
Урок окружающего мира в 3 классе
Тема. «Грибы».
Цель: формирование представлений обучающихся об уникальном виде живой природы – грибами;
Развитие познавательного интереса средствами предмета окружающий мир;
Воспитание культуры общения.
Планируемые результаты.
Личностные: умение самоопределяться, в предложенных ситуациях делать выбор поступка.
Метапредметные:
- познавательные (выделение необходимой информации, умение сравнивать и делать вывод);
- регулятивные (целеполагание, самооценка, контроль);
- коммуникативные (умение задавать вопросы друг другу в паре, умение договариваться в группах).
Средства обучения: Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир» 3 класс, тетрадь на рабочей основе, карточки с заданиями для групповой работы, смайлики, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
I. Оргмомент.
- Начинаем урок окружающего мира. Каким бы вы хотели, чтобы получился этот урок? (Интересным, хотим узнать что-то новое, чему-то научиться)
- Как вы можете помочь мне, чтобы урок был именно таким? (Соблюдать дисциплину, работать дружно, отвечать на вопросы, выполнят задания)
- Давайте повторим правила работы в группах. (На доске)
1. Работаем тихо и дружно.
2. Оказываем помощь друг другу.
3. Каждый в группе отвечает за общий результат.
II. Мотивация уч-ся.
- Сегодня мы будем говорить об удивительных существах. Это не растения и не животные. Догадались, что это? (Нет. Интересно, если не растения и не животные, то что же это может быть?)
- Хотите узнать? (Да, хотим)
- Тогда отгадайте загадку.
Я под шапкою цветной на ноге стою одной,
У меня свои повадки, я всегда играю в прятки.
- Что это? (Это гриб)
- А знаете ли вы, что есть грибы-хищники? (Нет)
- А грибы-трюфели? (Нет)
- А грибы, которые растут высоко на деревьях? (Нет, такого не бывает)
- Я сказала, что грибы это не растения и не животные.
- Тогда что же это? (Мы не знаем)
- А вот сегодня вы и узнаете об этом.
III. Актуализация знаний
Беседа.
- Расскажите, что вы уже знаете о грибах? (Они растут в лесу, и мы думали, что они растения. Гриб стоит на ножке и имеет разную шляпку. Грибы бывают съедобные и несъедобные. Мухомор и поганки – несъедобные грибы, а опята, шампиньоны, лисички – съедобные, только их трудно различить в лесу и можно набрать вместо хороших грибов ядовитые)
IV. Постановка учебной задачи
- Назовите тему нашего урока. (Тема урока - грибы.)
- А важна ли эта тема, может ли она пригодиться вам в жизни? (Может)
- А в каких ситуациях? (1. Я с папой уже ходил в лес за грибами, только я еще не умею их собирать и поэтому почти все мои грибы пришлось выбросить.
2. Если заблудился в лесу и голоден, можно найти съедобные грибы, сварить их или пожарить. 3. Знать грибы нужно для того, чтобы не отравиться несъедобными грибами.)
- Итак, что же такое грибы, если это не растения? Давайте сформулируем главный вопрос нашего урока.
Формулирование учебного вопроса: «Чем грибы отличаются от растений и животных?»
V. Работа с информацией
Просмотр презентации и работа в парах
1 сл.: «Почему грибы не подходят к растениям?»
- Что образуется в листьях растений на свету из углекислого газа и воды?
Задание: обсудите это в парах, сделайте вывод. (У растений образуется вещество, которое окрашивает их в зеленый цвет)
2 сл.: «Назовите отличия грибов от растений»
(Грибы не имеют зеленой окраски, мы ни разу не видели зеленых грибов. Этим грибы отличаются от растений)
Задание: - Найдите еще одно очень важное отличие грибов от растений на странице учебника №41. Назовите его. (Грибы не могут, как растения, создавать питательные вещества. Они, как животные, поглощают готовые питательные вещества).
- Сделайте вывод: «Почему грибы не подходят к растениям?» (Потому, что у них есть отличия: грибы не бывают зелеными и они не могут создавать питательные вещества)
3 сл.: «Познакомьтесь со строением гриба» Шляпка и пенек – плодовое тело, грибница.
-Что называют плодовым телом у грибов? (Шляпку и пенек).
4 сл.: картинки «Белый гриб, дождевик, сморчок, трюфель»
Задания: - Сравни разные грибы по внешнему виду. Сделай вывод о разнообразии плодовых тел у грибов.
- Поделись своим выводом с соседом по парте.
5 сл. «Какие бывают грибы?»
- Какие грибы называют шляпочными?
- Какие грибы называют трубчатыми, а какие – пластинчатыми?
- Как грибы размножаются?
Задание.
- Рассмотрите рисунки на странице учебника №42.
- Прочитайте пояснение.
- Составьте совместный рассказ по данным вопросам.
6- 12 сл. «Какие бывают грибы?» Подберезовик, грузди, белый гриб, лисички, маслята, подосиновик, опята, сыроежка, волнушка, желчный гриб, поганка, мухомор.
Задание.
- На какие разные группы можно разделить эти грибы?
(Можно разделить на съедобные и несъедобные.
- Сморчки, грузди, белый гриб, лисички, маслята, подосиновик, опята, сыроежка, волнушка – съедобные грибы.
- Желчный гриб, поганка, мухомор – несъедобные грибы.
Можно разделить на шляпочные трубчатые: белый гриб, подосиновик, подберезовик, маслята и на пластинчатые: опята, поганка, сыроежка, груздь,
лисичка)
VI. Первичное закрепление знаний
1.Работа в тетрадях на печатной основе на стр. 23.
- Подпиши рисунок-схему (шляпка, ножка, грибница).
- Заполни таблицу. (Съедобные грибы для человека. Несъедобные грибы для человека).
Взаимопроверка.
2. Работа в группах.
Задание №1 «Решение проблемных ситуаций»
1. Прочитать на желтом листке текст с разными ситуацию вслух.
3. Обсудить каждую ситуацию отдельно.
4. Взять голубой листочек, прочитать, найти правильный ответ, выбрав его из перечня предложенных ответов.
5. Вырезать выбранный ответ и приклеить его к соответствующей ситуации.
- Нашел грибник 1 боровик. Разрыл вокруг всю грибницу, вырвал гриб, разбросал и мох. Правильно ли он поступил? А как надо было?
- Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, съедобный он или нет. Что нужно
сделать?
- Собирая в лесу грибы, вы увидели мухомор. Ваши действия:
- Вы увидели в лесу большой белый гриб. Вам хочется принести его домой, но у вас нет ножика. Что нужно сделать?
Варианты ответов
1) вырвать гриб, не разбрасывая мох;
2) не разрывать грибницу, вырвать только мох;
3) аккуратно срезать гриб ножиком, не раскидывая листву и мох;
1) оставить его на месте;
2)срезать и взять с собой;
3) спросить у друзей;
4) попытаться определить на вкус;
5) сбить ногой.
1) пройдете мимо;
2) уничтожите, так как они вредны для человека;
3) возьмете его и полюбуетесь, так как он очень красивый;
4) оставите, так как это лекарство для лосей;
5) оставите, вспомнив слова учителя: «Все в природе взаимосвязано; уничтожая одно, вы наносите вред другому»
1) вырвать гриб с корнем;
2) оставить на месте;
3) сбегать за ножом;
4) попробовать вывернуть аккуратно ножку гриба;
5) найти какой-нибудь острый сучок или попробовать отломить гриб
Задание №2. Составить памятку «Как собирать грибы»
Критерии:
1. Памятка должна состоять из 4 – 5 предложений.
2. Формулировка предложений должна быть проста.
3. Содержание должно быть понятным и правильным.
3. Проверка выполнения задания №1. К доске выходят ребята из каждой группы с листочками и читают по очереди правильные ответы, сличают их с правильными ответами на доске.
- Аккуратно срезать гриб ножиком, не раскидывая листву и мох.
- Оставить его на месте.
- Оставите, вспомнив слова учителя: «Все в природе взаимосвязано; уничтожая одно, вы наносите вред другому»
- Оставить на месте.
Проверка выполнения задания №2 по критериям
Представители группы выходят к доске и читают свои памятки.
Сличают их с примерным образцом на слайде 13:
- Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь
- Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в сторону листву, мох
- Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком
- Не надо собирать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд
- Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий. В них могут накапливаться вредные вещества
4. Оценивание работы в группах
- Какая группа правильно выполнила первое задание?
- Какая из групп более точно справилась со вторым заданием?
VII. Рефлексия
- Как звучала учебная задача? (Узнать, чем грибы отличаются от растений)
Закончите предложение:
Теперь я знаю что….(Грибы относятся к особому виду или царству Грибы)
Теперь я смогу… (Различить съедобные грибы от несъедобных)
Мне было интересно…(Работать в паре с соседом, работать в группе, было интересно узнать, что существует еще одно царство, царство Грибов)
Самооценка. Алгоритм самооценки на доске.
- работал на уроке активно и выполнил правильно все задания
- выполнял работу с ошибками, сам исправил ошибки
- задания выполнял с помощью учителя или других учеников
- Как оценили свою работу на уроке? Покажите свои смайлики
VIII. Домашнее задание. На выбор:
а) Узнать, где и какие грибы растут высоко на деревьях в учебнике на стр. 43 – 44.
б) Подготовить рассказ «Любимые грибы нашей семьи». Сделать к нему рисунок.
IV. Список основной литературы
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С. Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 .
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
- Виноградова, Н. Ф., Калинова, Г. С. Окружающий мир. [Текст]. / Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова. - Москва изд. Центр «Вентана - Граф» 2008. - 40 – 44 с.
Используемые источники информации
Фотографии грибов http://homejungle.km.ru Рамка-фон презентации http://ipicture.ru/uploads/100802/cAbWLo5IQG.jpg
III. Заключение
Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Грибы» УМК «Школа 21 века», один из уроков раздела «Бактерии и грибы». Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
На данном уроке преобладают поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, анализировать, сравнивать, делать выводы.
Формы и методы работы на уроке позволяют не только формировать предметные знания, но и метапредметные результаты : универсальные учебные действия в коммуникативной, познавательной и регулятивной сферах. Цель, которую я ставлю для себя - это вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, причём в процесс не пассивного овладения знаниями, а в процесс активного познания.
В содержание урока включено много заданий с использованием дидактического материала для парной и групповой работ, объектов исследования (перья птиц).
Большая роль отведена групповой работе и работе в парах. Благодаря чему ученики не только приобретают знания, но и учатся общаться друг с другом, доказывать своё мнение, прислушиваться к рассуждениям одноклассников, находить общее решение и оценивать свою работу и работу соседа.
Логика учебного занятия выстроена таким образом, что деятельность ученика не ограничивается уроком, а имеет своё продолжение вне учебного времени, что позволяет школьникам более полно познавать окружающий мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе преобразования содержания учебного материала
Выступление на МО. Тема "Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе преобразования содержания учебного материала". Презентация....
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в курсе «Окружающий мир».
В связи с переходом России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале целью образования становится общекульту...
Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики
Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики...
Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка
Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка...
Педагогический проект "Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка"
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное р...
Содержание, формы и методы работы по формированию универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики
Несмотря на то, что чрезвычайно востребованным сегодня выступает результат обучения в виде «умения учиться», нельзя забывать и о фундаменте образования – знаниях, умениях и навыках, ...
Статья на тему: «Метод наблюдения как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира в условиях инклюзивной образовательной среды»
В начальной школе ученик должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования....