Рабочая программа по внеурочной деятельности Функциональная грамотность
рабочая программа (1 класс)

Ермакова Анастасия Сергеевна

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов  освоения  Программы НОО с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_1_klass_vd_funktsionalnaya_gramotnost.docx59.67 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Гимназия № 35»

«Утверждаю»

                                                                 Директор МБОУ «Гимназия № 35»

                                                                   Приказ от «    » августа 2022 г. №___

______________        / Н.А. Рыжкова/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Основы функциональной грамотности.

Умники и умницы»

Уровень общего образования (класс)

начальное общее, 1«Б» класс

Количество часов 16,5

Учитель Ермакова Анастасия Сергеевна

Программа разработана на основе  Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

2022– 2023 учебный год

         

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов  освоения  Программы НОО с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности.

        Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • СанПиН 1.2.3685-21;
  • основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Гимназия№35»

Структура курса «Основы функциональной грамотности «Умники и умницы»»  для 1 класса  включает:

- пояснительную записку;

- планируемые результаты освоения учебного предмета;

- содержание учебного предмета;

- календарно - тематическое планирование.

В связи с распространением новой коронавирусной инфекции, на случай ухудшения эпидемиологической ситуации предусмотрена возможность дистанционного обучения на образовательной платформе УЧИ.РУ (1-4 классы), через видеоуроки на видеохостинге YouTube.com при помощи мессенджеров skype, zoom, WhatsApp.

На основании учебного плана МБОУ «Гимназия № 35» количество часов, отведенное на изучение курса «Основы функциональной грамотности «Умники и умницы»»  - 0,5 часов в неделю, 16,5 учебных часа в год. В соответствии  с годовым учебным графиком, расписанием учебных занятий на 2022 - 2023 учебный год  программа  фактически реализуется в объеме 16,5 часов, что отражено в календарно-тематическом планировании.

Цель курса: создание условий для развития функциональной грамотности.

Для достижения этой цели предполагается решение комплекса следующих задач:

- формировать умение читать тексты с использованием трех этапов работы с текстом;

- совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;

- учить находить и извлекать информацию из различных текстов;

-учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;

-развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;

- обеспечить усвоение ряда понятий технологии «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и т.д.;

-воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;

-учить детей уважать всякий честный труд, талант, гениальность;

-  поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;

- приобщать детей и родителей к проектной деятельности.

      Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.

Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные результаты изучения курса:

- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

-  осознавать личную ответственность за свои поступки;

- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные  универсальные учебные действия:

- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;

- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- проявлять познавательную и творческую инициативу;

- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах работы в группе;

- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

-  умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

- способность проводить математические рассуждения;

- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;

- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

- понимание и правильное использование финансовых терминов;

- представление о семейных расходах и доходах;

- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

- представление о различных видах семейных доходов;

- представление о различных видах семейных расходов;

- представление о способах экономии семейного бюджета.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.

   Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.

  Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.

   Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Содержание

Формы внеурочной деятельности

1

Читательская грамотность

1

1

1

1

В. Бианки. Лис и мышонок.

Г. Цыферов. Петушок и солнышко.

М. Пляцковский. Урок дружбы.

Е. Пермяк. Четыре брата.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

4

2.

Математическая грамотность

1

1

1

1

Про курочку рябу, золотые и простые яйца.

Про козу, козлят и капусту.

Как петушок и курочки делили бобовые зернышки.

Про медведя, лису и мишкин мед.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

4

3.

Финансовая грамотность

1

1

1

1

За покупками.

Буратино и карманные деньги.

Лесной банк.

Как мужик и медведь прибыль делили.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

4

4.

Естественно-научная грамотность

1

1

1

1

Как Иванушка хотел попить водицы.

Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик.

Плывет, плывет кораблик.

Иванова соль.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

4

Итого                                                                            16 ч.

       

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Дата

Тема занятия

Всего часов

14.09

В. Бианки. Лис и мышонок.

1

28.09

Г. Цыферов. Петушок и солнышко.

1

12.10

М. Пляцковский. Урок дружбы.

1

26.10

Е. Пермяк. Четыре брата.

1

16.11

Про курочку рябу, золотые и простые яйца.

1

30.11

Про козу, козлят и капусту.

1

14.12

Как петушок и курочки делили бобовые зернышки.

1

28.12

Про медведя, лису и мишкин мед.

1

18.01

За покупками.

1

01.02

Буратино и карманные деньги.

1

22.02

Лесной банк.

1

15.03

Как мужик и медведь прибыль делили.

1

12.04

Как Иванушка хотел попить водицы.

1

26.04

Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик.

1

10.05

Плывет, плывет кораблик.

1

24.05

Иванова соль.

1

Лист

 корректировки рабочей программы учителя

Ермаковой Анастасии Сергеевны

по курсу «Основы функциональной грамотности. Умники и умницы»

 в 1 «Б» классе

п/п

Название темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Компенсирующие мероприятия

Дата проведения по факту

РАССМОТРЕНО

Протокол заседания

методического совета

МБОУ «Гимназия № 35»

от «30» августа 2022 г. № 1

___________        /Н.П. Сугак /

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________/А.Ю. Сиволапова /

«30» августа 2022 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.Цель программы: создание условий для развития функциональной грамо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" для 3 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" для 2 класса...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» 2 класс

Рабочая      программа      курса      внеурочной      деятельности«Функциональная грамотность...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» «Хочу всё знать» (общеинтеллектуальное направление)

    Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального паправления развития личности «Хочу все знать» для 1 класса составлена в соответствии с тр...