Программа внеурочной деятельности "Медиаклуб"
рабочая программа (1 класс)
Программа внеурочной (внеклассной) деятельности
для начальной школы
Медиаклуб
1 класс
на 2022-2023 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mediaklub_1_abv.docx | 31.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной (внеклассной) деятельности
для начальной школы
Медиаклуб
1 класс
на 2022-2023 учебный год
Составители: Жигулёва Д.В.
Пояснительная записка
Медиаобразование в данном курсе рассматривается как система использования средств массовой коммуникации и информации (печати, радио, кино, телевидения, видео, компьютерной техники, фотографии) в развитии индивидуальности школьника. Сама система развития в отличие от традиционных учебных предметов, накапливающих знания, предполагает в первую очередь практику художественно-творческой деятельности, моделирующую процесс эмоционально-интеллектуального развития школьника, его возможностей:
• в процессе восприятия различных видов информации продуктивно читать медиатекст, устанавливая ассоциативные и семантические связи между перцептивными единицами;
• передавать свои впечатления от воспринятого в словесной или невербальной форме (дневниковые записи, заметки, рецензии, статьи, рисунки, фотографии, видеосъемка, музыкальные фразы, компьютерная схема и пр.);
• аргументировано оценивать полученную информацию, проявляя самостоятельность суждений, определенный уровень художественного вкуса, эрудиции;
• использовать средства массовой коммуникации для самореализации, передачи своего понимания окружающей действительности, искусства, своего отношения к миру.
Мироощущение современных учащихся, их нравственные убеждения зависят от каждодневного неуправляемого воспитателями воздействия массовой электронной культуры, вызывающей такие болезненные отклонения, как видеоклипизм, видеомания, видеофилия. И в то же время открывается перспектива использования благотворных образовательных возможностей в развитии интеллекта и эмоций на основе аудиовизуальной и медиакультуры: различных видов мышления, художественно-творческой деятельности, восприятия, навыков интерпретации, эстетической оценки многообразных медиатекстов.
Традиционные педагогические модели односторонне решают задачи эмоционально-интеллектуального развития школьников 1-11 классов, обращая внимание на процесс накопления знаний, на использование экранных искусств и других медиа как иллюстративного, наглядного материала для решения воспитательных задач или на развитие навыков художественно-творческой деятельности в области медиа и конкретных видов искусства.
За пределами такой педагогики остается сам ребенок в многообразии его эмоциональных, интеллектуальных, художественных, эстетических связей с миром, реальной действительностью, его потребности в избирательном отношении к знаниям, его желания заниматься эстетическим самовоспитанием и художественным развитием.
В современных условиях избыточного влияния различных медиатекстов, средств массовой информации на мышление, сознание, мироощущение школьника нужна новая педагогическая модель воспитания и развития учащихся всех возрастных групп. Содержание этой модели определяется понятием эстетической культуры как системы уровней эмоционально-интеллектуального развития школьника в области образного, ассоциативного, логического мышления, восприятия художественной и объективной реальности, умений интерпретировать перцептивные резуль таты, аргументировано оценивать различные виды информации, поступающие по медиаканалам, потребности в художественно-творческой деятельности на материале традиционных искусств и различных средств массовой информации (кино, ТВ, видео, печати, радио, компьютерной и мультимедийной технологии).
Актуальность данного курса определяется необходимостью изучения учениками старших классов ключевых понятий медиаобразования (агентства, аудитория, категории, языки, технологии, репрезентации медиа) как эффективного средства для развития творческой, самостоятельно и критически мыслящей личности в условиях интенсивного увеличения информационного потока.
Объект занятий – процесс медиаобразования старшеклассников на материале кинопрессы.
Предмет курса – ключевые понятия медиаобразования.
Цель курса – изучение ключевых понятий медиаобразования (агентства, аудитория, категории, языки, технологии, репрезентации медиа) с точки зрения использования их старшеклассниками для последующего практического применения при повседневном взаимодействии с медиа.
Задачи курса включают в себя:
- изучение агентства, аудитории, категорий, языков, технологий, репрезентаций медиа в результате проведения «литературно-имитационных» медиаобразовательных занятий;
- изучение агентств, аудитории, категорий, языков, технологий, репрезентаций медиа в результате проведения «театрализованно-ситуативных» медиаобразовательных занятий;
- изучение агентств, аудитории, категорий, языков, технологий, репрезентаций медиа в результате проведения «изобразительно-имитационных» медиаобразовательных занятий;
- развитие творческих способностей, индивидуального, критического, аналитического мышления в результате проведения медиаобразовательного цикла занятий.
Место курса: курс связан со многими школьными дисциплинами, включая такие предметы как «Литература», «История», «Информатика» и пр.
Практическая значимость: в результате медиаобразовательных занятий старшеклассники должны приобрести знания по теории медиа, а также уметь их использовать в повседневной практике при общении с медиа.
Теоретические занятия
Тема № 1. Характеристика кинопрессы
Определение, обозначение ее роли в системе медиакультуры, а также в современном российском обществе. Типология кинопрессы: развлекательно-информационные издания, информационно-развлекательные издания, информационно-аналитические издания, информационно-аналитические, теоретические, креативные издания. Виды кинопрессы:
1) Интернет – издания
а) аналоги печатных СМИ ( www.antennatv.ru , www.kulturagz.ru )
б) собственные издания (http//kinokritic.narod.ru, www.kinozal.ru , www.kino.web.ru );
2) Корпоративные издания («Ролан»);
3) Издания для массовой аудитории а) подростковые и молодежные («Premiere», «Фильм», «Кинопарк», «TВ-Парк» и т.д.) б) для семейной аудитории («Антенна», «7 Дней» и т.д.);
4) Издания для профессиональной аудитории («СК-Новости», «Киноведческие записки», «Кинофорум», «Искусство кино» и т.д.);
5) Рекламные издания («Мир развлечений», «Stereo & video», «Эра DVD» и
т.д.);
6) Просветительские издания («Культура», «Экран и сцена», «Кинопарк», «ТВ-Парк», «Фильм» и т.д.).
Тема № 2. Изучение ключевых понятий медиаобразования
«Агентство» – (источник медиаинформации и людей, которые владеют, создают и распространяют медиатексты). Медиатексты создаются людьми: некоторые – индивидуальными авторами, некоторые – группами людей. Изучение агентств медиа неизбежно означает накопление информации о разделетруда в сфере производства, о профессиональной практике, иерархии в рамках системы, источниках финансирования, системах распространения и т.д. Главное в «Категории» как аспекте медиаобразования, не сводится к тому, чтобы просто обозначить по-разному тексты, а понять, как категории медиа определяют связанные с текстами ожидания и тем самым оказывают влияния на то, как их понимают.
Термин «технология» занимает важное место в методике медиаобразования, потому что любое технологическое решение сказывается на результате.
Медиатехнологии могут играть самую важную роль в определении не только значения (смысла) текста, но и того, на кого текст должен быть рассчитан. Технические возможности, ограничения и решения всегда могут выдвинуть перед нами такие вопросы, как: «Кому и какая технология доступна?», «Как она используется?», «Какое влияние оказывают данные технологии на конечный результат?» и др.
Тема № 3. Изучение ключевых понятий медиаобразования
«Язык» говорит о том, что в медиатексте все имеет смысл. Это развивает знание способов, с помощью которых медиатексты выражают свою идею (смысл), а также развивают знания, которые могут прилагаться к неподвижному или подвижному образам.
При изучении термина «аудитория», затрагиваются следующие вопросы: «Каким образом аудиторию определяют, создают, как к ней обращаются и входят с ней в контакт?», «Как аудитория «потребляет» и реагирует на тексты?», «Когда и как они «получают» текст?», «Какое удовлетворение может извлечь из него аудитория?»
Термин «репрезентация» и его изучение говорит о том, что медиатексты по-разному соотносятся с действительностью. Итак, медиатексты, не являясь точной копией реального мира, создают лишь его «фантомы», мы же должны помочь аудитории (в нашем случае у старшеклассников), развить критическую оценку таких медиатекстов.
Тема № 4. Выявление взаимосвязей шести ключевых понятий
медиаобразования. Характеристика современной российской кинопрессы
с точки зрения 6 ключевых понятий медиаобразования:
1) агентства – концептуальная основа СМИ, его учредители;
2) категории – объем иллюстраций, «ведущие» жанры медиатекстов;
3) язык – характер иллюстраций, уровень теоретической сложности материала;
4) аудитория – тираж издания, характер взаимодействия с читателем;
5) технология – наличие/отсутствие авторов, сайта в Интернете;
6) репрезентация – реклама и ее место в издании, оформление обложки и т.д.
Распределение часов по разделам
№ п/п | Название раздела | Количество часов | |
по программе | по КТП | ||
1 | Введение | 1 | 1 |
2 | Характеристика кинопрессы | 10 | 10 |
3 | Изучение ключевых понятий медиаобразования | 11 | 11 |
4 | Выявление взаимосвязей шести ключевых понятий медиаобразования. Характеристика современной российской кинопрессы с точки зрения 6 ключевых понятий медиаобразования: | 11 | 11 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол. часов | Дата по плану | Дата фактич. |
ВВЕДЕНИЕ | ||||
Вводное занятие. Цели и задачи курса «Медиаклуб». | 1 | |||
ХАРАКТЕРИСТИКА КИНОПРЕССЫ | ||||
Медиа и человечество: их влияние друг на друга. | 1 | |||
Пресса. Определение, обозначение ее роли в системе медиакультуры, и в современном российском обществе. | 1 | |||
Типология кинопрессы: развлекательно-информационные издания, информационно-развлекательные издания, информационно-аналитические издания, информационно-аналитические, теоретические, креативные издания. | 1 | |||
Виды кинопрессы: интернет – издания, корпоративные издания, издания для массовой и профессиональной аудитории, рекламные и просветительские издания. | 1 | |||
Ролевая игра «Новости». | 1 | |||
Социальная реклама. | 1 | |||
Социальная реклама. | 1 | |||
Практическое занятие №1. Круглый стол: «Актуальные проблемы современного общества». Обзор социальной рекламы. | 1 | |||
Дискуссия. Анализ кадров, фотографий (социальное направление). | 1 | |||
Ролевая игра «Кинопресса». | 1 | |||
ИЗУЧЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ | ||||
Ключевые понятия медиаобразования. | 1 | |||
Определение аудитории. Обращение и налаживание контакта с публикой. | 1 | |||
Практическое занятие №2. Обзор видеофильмов социального характера. Дискуссия. | 1 | |||
Как аудитория реагирует на тексты. Подбор актуальной информации. | 1 | |||
Оратор и его аудитория. Классификация выступлений. | 1 | |||
Интервью. | 1 | |||
Ролевая игра «Новости». | 1 | |||
Деловой этикет. | 1 | |||
Ролевая игра «Пресс-конференция со звездами кино/теле-сериалов». | 1 | |||
Эвфемизация текстов в СМИ. | 1 | |||
Практическое занятие №3. Написание статей в местную газету «Наш город». | 1 | |||
ВЫЯВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ШЕСТИ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ КИНОПРЕССЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ 6 КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ | ||||
Агентства – концептуальная основа СМИ, его учредители. | 1 | |||
Объем иллюстраций, «ведущие» жанры медиатекстов. | 1 | |||
Аудитория. Тираж издания, характер взаимодействия с читателем. | 1 | |||
Реклама и ее место в издании, оформление обложки и т.д. | 1 | |||
Практическое занятие №4. Создание рекламы. | 1 | |||
Культура речи. | 1 | |||
Искусство редактирования. | 1 | |||
Практическое занятие №5. Эвфемизмы в СМИ. | 1 | |||
Практическое занятие №6. Написание статей в местную газету «Наш город». | 1 | |||
Повторение и закрепление изученного материала. | 1 | |||
33. | Итоговый урок за год. | 1 | ||
Учебно-методическая литература
Баженова Л.М. Медиаобразование школьника (1-4 классы). М.: Изд-во Ин-та художественного образования Российской Академии образования, 2004. 55 с.
Бакулев Г.П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. М.: Аспект-пресс, 2005. 176 с.
Вершинская О.Н. Информационно-коммуникационные технологии. М.: Наука, 2007. 203 с.
Возчиков В.А. Педагогика журналистики в аспекте развития коммуникативных умений. Бийск: НИЦ БиГПИ, 2000. 160 с.
Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. М.: ПЕРСЭ, 2003. 304 с.
Змановская Н.В. Программа формирования медиаобразованности учителя. Иркутск: ИПКПРО, 2003. 65 с.
Интернет в гуманитарном образовании / под. ред. Е.С.Полат. М.: ВЛАДОС, 2001. 272 с.
Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации. М.: Академический проект, 2005. 400 с.
Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент / отв. ред. А.В. Федоров. М.: Изд-во. Гос. ун-та управления, 2002. 80 с.
Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: Методология анализа и практика исследований. М., 2003.
Образовательные технологии XXI века. ОТ’04 / ред. С.И. Гудилина, К.М. Тихомирова, Д.Т. Рудакова. М.: Изд-во Ин-та содержания и методов обучения Российской Академии образования, 2004. 349 с.
Преподаем журналистику: взгляды и опыт (Медиаобразование: концепции и перспективы) / ред.-сост. С.Г. Корконосенко. СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та, 2006. 152 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...