Программа по внеурочной деятельности "Профориентация"
календарно-тематическое планирование (1 класс)

Диана Викторовна Жигулева

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Профориентация"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsiya_1_abv.docx43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной (внеклассной) деятельности

для начальной школы

«Путешествие в мир профессий»

1 класс

    Составитель: Жигулёва Д.В.

2022г.

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 1классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО.

Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит увлекательная и сложная задача: определить роль и место профориентационной работы. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т. е. с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая системного знания.

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Путешествие в мир профессий» обеспечивает знакомство с разнообразием профессий уже на начальной ступени обучения, а также в силу возрастных возможностей младших школьников обеспечивает условия - исследовать способности обучающихся применительно к рассматриваемой профессии.

Направление программы внеурочной деятельности: социальное.

      Актуальность курса продиктована следующими открывающимися возможностями для учащихся: расширить свой кругозор, представления о мире профессий, исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии, тренировать различные виды своих способностей.

Общая характеристика

Цель программы – ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием; развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.

Задачи программы:

  • познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
  • развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников;
  • содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой-либо профессией;
  • формировать положительное отношение к труду и людям труда.  

При этом средствами данной программы целенаправленно создаются условия для развития у обучающихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

В основе методики преподавания программы используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения за общественной жизнью, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, драматизация сказок. Для успешного решения задач важны экскурсии, взаимодействие и сотрудничество с социумом г.Заринска, с родителями обучающихся, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с профессиями людей. Занятия могут проводиться не только в классе, но и в библиотеке и т. д.

Тематика мероприятий направлена на то, чтобы научить ребёнка уважительно относиться к своему труду, знать об основных профессиях родного края и их особенностях. Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Работа построена таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. Игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Каждое занятие имеет логическую взаимосвязь с другими темами программы.

Новизна рабочей программы состоит в том, что уже на ранних стадиях формирования социальной сферы дети знакомятся с профессиями взрослых людей, что обеспечивает пропедевтику предпрофильной подготовки. Таким образом, предлагаемый курс может стать первой ступенью в системе работы школы по переходу на предпофильное и профильное обучение.

Целесообразность. В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности учащихся. При определении этих сфер деятельности основывалась на типологии, предложенной доктором психологических наук Е.А.Климовым. Данная типология позволяет все многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек – человек», «человек – техника», «человек – художественный образ», «человек – природа», «человек – знаковая система».

Особенности реализации программы:

1.  Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.  Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.  

4.  Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, родителями, администрацией.

Основные принципы реализации программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
  • систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
  • принцип наглядности;
  • принцип личностной ориентации;
  • принцип практической направленности;
  • принцип возрастных и индивидуальных психологических особенностей обучающихся.

Межпредметные связи на занятиях:

  • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
  • с уроками технологии: изготовление различных элементов по темам проектов; 
  • с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ;

Условия реализации программы

 Материально – техническое обеспечение включает в себя:

  • рабочий кабинет для группы учащихся до 25 человек, оснащенный компьютером, необходимой мебелью для учащихся и педагога;
  • отсутствует индивидуальная ученическая литература, в связи с чем используется размноженный раздаточный материал.

Методы и технологии

       Формы и методы работы: работа с материалом, с источниками массовой информации, с толковым словарем; изучение литературы; фотосъемки, видеосъемки.

     Формы домашних заданий: нарисовать рисунок по теме; написать сочинение по плану; составить викторину, кроссворд, ребус и т.п.; подобрать статьи иллюстративный материал из газет и журналов по теме; написать стихотворение; создать презентацию.

    Формы проведения занятий: 

  • экскурсии
  • беседа
  • практическая работа
  • наблюдение
  • коллективные и индивидуальные исследования
  • проекты
  • самостоятельная работа
  • защита исследовательских работ
  • консультация

Технологии, методики: поисковая деятельность, информационно-коммуникационные технологии, технология педагогических мастерских, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.

Описание места программы «Путешествие в мир профессий»

 в учебном плане    

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Путешествие в мир профессий» предназначена для обучающихся 1 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающимися вопросами профессионального просветительства, профориентационной работой, социальной адаптацией   детей в возрасте  7 лет.

Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 ч. в год.

Форма организации детского коллектива – классная.

Программа внеурочной деятельности «Путешествие в мир профессий» предусматривает развитие образовательной среды школы. Программа может быть использована в образовательном учреждении в рамках проведения профориентационной работы, при планировании и реализации социально-значимых проектах классных коллективов, во внеурочной деятельности учителей начальных классов Заринского района.

Планируемые результаты:

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

В ходе реализации программы, обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками.

К ним относятся:

  • когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;
  • мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
  • поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по направлению «Путешествие в мир профессий» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.        
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

   3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Критерии успешности прохождения программы

Высокий уровень - умение самостоятельно подготовить развернутое описание профессии, определить способности, которые необходимы данной профессии, и подобрать задания для проверки этих способностей.

Средний уровень - умение подготовить с помощью родителей развернутое описание профессии, но недостаточно точно определяет способности, которые необходимы для данной профессии. Ему нужна помощь в подборе заданий для проверки этих способностей.

Низкий уровень - умение подготовить краткое описание профессии, но не определяет способности, которые необходимы для данной профессии.

Формы контроля

  1. Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.
  2. По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу — по теме: «Кем и каким я хочу стать»

Виды контроля и механизм оценки достижений воспитанников

В процессе обучения применяются следующие виды контроля:

  •  вводный контроль в начале каждого занятия направлен на повторение и закрепление пройденного, осуществляется в форме устного опроса и в форме выполнения практических занятий;
  •  текущий контроль в процессе проведения занятии, направленный на закрепление знаний изучаемой темы;
  •  тематический контроль по завершению изучения раздела программы проводится в форме устного опроса или в форме выполнения самостоятельных работ;
  •  итоговый контроль по окончании изучения всей темы.

Содержание программы 1 класса

Занятие 1. Зачем человек трудится?

Разминка. Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде».

Занятие 2. Какие профессии ты знаешь?

Разминка. Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях. Игра «Угадай профессию!».

Занятие 3. Мир интересных профессий

Разминка. Рассказ учителя о необычных профессиях: дегустатор, дрессировщик, спасатель.

Занятие 4. Оденем куклу на работу

Дидактическая игра. Оборудование: изображение рабочей одежды, изображение кукол. Подобрать к каждой картинке одежду и назвать соответствующую профессию (строитель, милиционер, врач, пожарник, продавец). Идём на работу - дидактические игры. Разложены круги, в середине которых нарисованы люди разных профессий, относительно с изображением инструментов. Необходимо выбрать картинку, подходящую для работы.

Занятие 5. Кем я хочу стать?

Разминка. Чтение учителем отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть?». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?»

Занятие 6. Профессия – учитель.

Разминка. Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель? Сценка «На уроке». Конкурс загадок на тему «Школа».

Занятие 7. Профессия –библиотекарь.

Экскурсия в школьную библиотеку.

Занятие 8-9. Профессия – продавец.

Разминка.  Заочное путешествие в магазин. Сюжетно-ролевая игра «В магазине»

Занятие 10-11. Профессия – парикмахер.

Разминка. Знакомство с профессией парикмахера. Экскурсия в парикмахерскую.

Занятие 12-13. Профессия – повар.

Разминка. Знакомство с профессией повара. Интервьюирование школьного повара.

Занятие 14-15. Профессия – почтальон.

Разминка. Знакомство с профессией почтальона. Экскурсия на почту.

Занятие 16-17. Профессия – врач.

Разминка. Знакомство с профессией врача. Пресс-конференция со школьной медсестрой. Сюжетно-ролевая игра «В больнице».

Занятие 18-19. Профессия – художник.

Разминка. Знакомство с профессией художника. Викторина «Какие предметы нужны художнику?» Конкурс рисунков «Я-художник».

Занятие 20. Организационное занятие. Предъявление заданий группам.

Разминка. Коллективная работа: составление азбуки профессий.

Занятие 21-22. Представление мини-проектов на буквы А-Д.

Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы А-Д.

Занятие 23. Представление мини-проектов на буквы Е-К.

Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Е-К.

Занятие 24-25. Представление мини-проектов на буквы Л-Р.

Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Л-Р.

Занятие 26-27. Представление мини-проектов на буквы С-Я.

Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы С-Я.

Занятие 28. Оформление результатов проекта.

Создание папки «Азбука профессий».

Занятие 29-30. Кем работают мои родители?

Защита мини-проектов «Профессия моих родителей».

Занятие 31. Встреча с родителями.

Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?».

Занятие 32. Викторина «Что мы узнали?»

Разминка. Викторина «Что мы узнали?».

Занятие 33. Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»

Праздник для родителей и детей «Все профессии важны, все профессии нужны!»

Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

Дата

Теория

Практика

Введение в мир профессий 5 ч

1

Зачем человек трудится?        

1

2

Какие профессии ты знаешь?

1

3

Мир интересных профессий

1

4

Оденем куклу на работу

1

5

Кем я хочу стать?

1

Профессии в школе 2 ч

6

Профессия - учитель

1

7

Профессия -библиотекарь

1

Знакомство с  различными  профессиями 12 ч

8-9

Профессия - продавец

1

1

10-11

Профессия - парикмахер

1

1

12-13

Профессия - повар

1

1

14-15

Профессия - почтальон

1

1

16-17

Профессия - врач

1

1

18-19

Профессия - художник

1

1

Проект «Азбука профессий» 9ч

20

Организационное занятие. Предъявление заданий группам

1

21-22

Представление мини-проектов на буквы А-Д

1

1

23

Представление мини-проектов на буквы Е-К

1

24-25

Представление мини-проектов на буквы Л-Р

1

1

26-27

Представление мини-проектов на буквы С-Я

1

1

28

Оформление результатов проекта

1

Профессия моих родителей 3ч

29-30

Кем работают мои родители?

1

1

31

Встреча с родителями

1

Итоговые занятия 2 ч

32

Викторина «Что мы узнали?»

1

33

Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»

1

Список литературы.

Для учителя:

  • Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий»
  • Психология. Учебное пособие для начальной школы. / под ред. проф. Дубровиной И.В., Москва, «Гардарика» 1998г./
  • Развитие творческого мышления детей. Симановский А.Э., Ярославль, «Академия развития» 1996г.
  • Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. Винокурова Н., Москва, «ИМПЭТО» 1995г.
  • Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог». Издательский дом «Первое сентября», 2004г.
  • Энциклопедия «Мир профессий».   – М.: Изд. «Знание», 2005. Энциклопедия «Я познаю мир».  – М.: Изд. Дрофа, 2007.

Для обучающихся:

  1. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
  2. Интернет - ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...