Программа по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"
рабочая программа (1 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса « Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования на основе требований к результатам освоения дополнительной образовательной программы начального общего образования с учётом примерной программы внеурочной деятельности начального общего образования и авторской программы «Финансовая грамотность» под редакцией Ю. Корлюговой, Е. Гоппе, Москва 2018 год.
Программа направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности младших школьников, их мотивации к познанию, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают:
• развитие основ экономического образа мышления;
• воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;
• развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, а также для выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Программа реализуется через следующие формы занятий:
• ситуационная игра;
• образно-ролевые игры;
• исследовательская деятельность;
• урок-практикум;
• дискуссия, обсуждение.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
У выпускника будут сформированы:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства;
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;
- самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов;
- ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов;
- понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
- понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.
Выпускник получит возможность для формирования:
- понимания необходимости освоения финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний в этой области;
- положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность» Познавательные УУД:
Выпускник научится:
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов;
- производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения финансовых задач;
- владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;
- оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности.
Выпускник получит возможность научиться:
- представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
- определять личные цели развития финансовой грамотности; • ставить финансовые цели;
- составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;
- проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
- осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата;
- оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;
- корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;
- использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи;
- корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений одноклассников, учителей, родителей.
Выпускник получит возможность научиться:
- преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.
Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:
- осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;
- слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё мнение для каждого;
- излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых действий и решений;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;
- осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;
- формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
Выпускник научится:
- правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта); • объяснять причины и приводить примеры обмена товарами;
- объяснять проблемы, возникающие при обмене;
- приводить примеры товарных денег;
- объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо; - понимать, что деньги зарабатываются трудом;
- описывать виды и функции денег;
- объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;
- производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;
- называть основные источники доходов;
- приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;
- называть основные направления расходов семьи;
- приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи; -• различать планируемые и непредвиденные расходы;
- считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;
- объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
- объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;
- называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры пособий;
- объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.
Выпускник получит возможность научиться:
- описывать свойства товарных денег;
- сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
- понимать простейшие выражения, содержащие логические связи и слова («…и…», «если… то…», «верно / неверно);
- понимать особенности выполнения учебных проектов и мини-исследований в области финансов;
- осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскую деятельность в малых группах: выявлять практическую проблему, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его, демонстрировать готовый продукт (расчёты, бюджет, финансовый план);
- распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);
- планировать элементарные исследования в области семейного бюджета, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
- объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведении учебных исследований, делать выводы.
Результат 1-го года обучения:
К концу 1 -го года обучения школьники должны знать:
- что изучает экономика;
- что такое потребности, какие бывают потребности, возможности их удовлетворения;
- отличия товаров и услуг, кто производит товары и услуги;
- для чего нужна реклама, роль рекламы в продвижении товаров и услуг;
- что такое деньги, их роль в жизни людей, деньги старинные и современные, деньги разных стран;
- что такое маркетинг.
Должны уметь:
- выделять общие и основные потребности, находить источники их удовлетворения;
- пользоваться деньгами;
- классифицировать профессии по изготовлению товаров и услуг;
- определять цену товара.
Содержание программы
1класс
Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание программы расширяется и усложняется по годам обучения с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, обучающихся с ТНР.
Тема 1. Введение в экономику (1 час)
Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика?
Тема 2. Потребности (2 часа)
Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности.
Тема 3. Источники удовлетворения потребностей (6 часов)
Источники удовлетворения потребностей. Почему все потребности нельзя удовлетворить. Виды потребностей. Мои желания и потребности.
Тема 4. Домашнее хозяйство (4 часа)
Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. Что такое «доходы» и «расходы». Важно ли быть богатым. Посчитаем семейный бюджет.
Тема 5. Товары и услуги (5 часов)
Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно
приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы.
Тема 6. Деньги (8 часов)
Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода.
Тема 7. Маркетинг (4 часа)
Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция.
Тема 8. Задачи от Гнома - Эконома (2часа)
Задачи с экономическим содержанием от Гнома – Эконома.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Темы | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Введение в экономику | 1 | 1 | - |
2 | Потребности | 2 | 1 | 1 |
3 | Источники удовлетворения потребностей | 7 | 2 | 5 |
4 | Домашнее хозяйство | 4 | 2 | 2 |
5 | Товары и услуги | 6 | 1 | 5 |
6 | Деньги | 8 | 4 | 4 |
7 | Маркетинг | 4 | 2 | 2 |
8 | Задачи от Гнома Эконома | 1 | - | 1 |
| Итого: | 33 | 10 | 23 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Раздел (количество часов) Тема занятий | Кол-во часов |
Введение в экономику (1 час) | ||
1 | Введение. Что изучает наука «экономика». | 1 |
Потребности (2 часа) | ||
2 | Давайте познакомимся: Гном – Эконом рассуждает о понятии «потребность». | 1 |
3 | Какие бывают потребности? | 1 |
Источники удовлетворения потребностей (7часов) | ||
4 | Личные потребности. Что нам необходимо в жизни? | 1 |
5 | Материальные, социальные, духовные потребности. | 1 |
6-7 | Урок от Гнома-Эконома: все потребности важны, все потребности нужны. | 2 |
8-9 | Источники удовлетворения потребностей. | 2 |
10 | Урок от Гнома-Эконома: почему все потребности нельзя удовлетворить? | 1 |
Домашнее хозяйство (4 часа) | ||
11-12 | Домохозяйство и домашний труд. Домашние обязанности в семье. Бюджет семьи. | 2 |
13-14 | Урок от Гнома – Эконома: правила ведения домашнего хозяйства. | 2 |
Товары и услуги (6 часов) | ||
15 | Как товар попадает в магазин? | 1 |
16 | Где можно приобрести товары? | 1 |
17-18 | Зачем нужна реклама? Реклама и упаковка. | 2 |
19-20 | Уроки Гнома-Эконома: реклама - «двигатель торговли». | 2 |
Деньги (8 часов) | ||
21-22 | Зачем нужны деньги? Как и где хранятся деньги? | 2 |
23 | Урок от Гнома-Эконома: деньги и страны. | 1 |
24 | Как появились деньги? Первые деньги. Современные деньги. | 1 |
25 | Деньги и товары. | 1 |
26-27 | Что такое доходы и расходы? Доходы и расходы моей семьи. | 2 |
28 | Роль денег в жизни человека. | 1 |
Маркетинг (4 часа) | ||
29 | Урок от Гнома-Эконома: знакомимся с понятием «маркетинг» («рынок»). | 1 |
20-31 | Рынок. Обмен. Торговля. | 2 |
32 | Продавец и покупатель. | 1 |
Задачи от Гнома - Эконома (1часа) | ||
33 | Гном – Эконом проводит «Экономическое Поле Чудес». | 1 |
Учебно-методическое обеспечение
- Программа по финансовой грамотности Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
- «Финансовая грамотность» Материалы для учащихся.. В 2-х частях. С.Н. Федин Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014
- «Финансовая грамотность». Методические рекомендации для учителя. Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
- «Финансовая грамотность». Материалы для родителей . Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
- «Финансовая грамотность». Контрольные измерительные материалы . Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по внеурочной деятельности "Путь к грамотности" для 3 класса
рабочая программа и календарно- тематическое планирование к авторскому курсу "Путь к грамотности" Олейник О. В. 3 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Ступеньки грамотности"
Рабочая программа по внеурочной деятельности (русский язык 3 класс)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению" в 1 классе.
Курс внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» реализуется с 1 по 4 класс, рассчитан на 135 часов всего, в первом классе 33 часа в год, 1 час в неделю.Рабоча...
Программа по внеурочной деятельности "Грамотный читатель" для 4 класса
Программа предназначена для проведения занятий по факультативному курсу "Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению". Основной задачей курса является формирование читательской само...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Грамотный читатель".
Цель курса: формирование у учащихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Грамотный читатель" 4 класс
Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Срок реализации - 1 год, 34 часа.Содержит разделы: "Результаты освоения курса внеурочной...