Формирование финансовой грамотности у младших школьников.
статья
В докладе на тему "Формирование финансовой грамотности у младших школьников" предложены задания по финансовой грамотности для использования в урочной и внеурочной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование финансовой грамотности в начальной школе.
Финансовая грамотность – это достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике даёт человеку грамотно управлять своими денежными средствами. Уверенно ставить реалистичные цели и идти к их достижению позволяет владение основами финансовой грамотности.
Для детей, финансовая грамотность – это понимание экономических процессов и формирование правильного отношения к деньгам в будущем. Детей необходимо учить этому с раннего возраста.
Современная школа должна готовить к реальной жизни, к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансового образования. Поэтому обучить школьников азам финансовой грамотности – важная и нужная задача.
Формировать финансовую грамотность младших школьников можно через урочную деятельность, средствами содержания предметов математики, окружающего мира, литературного чтения, русского языка и др. На уроках математики осуществляется через формирование представлений о семейных доходах и расходах, о видах собственности, разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании. Задачи, которые включают в себя величины цены, количества, стоимости, обучающиеся младших классов учатся теоретически решать финансовые проблемы.
Учащиеся 1 класса знакомятся с числами, цифрами для записи этих чисел. Одновременно они знакомятся с единицами измерения стоимости – копейкой, рублём, монетами достоинством в 1, 5, 10 копеек, 1, 5, 10 рублей. Дети уже учатся пересчитывать и отбирать монеты для оплаты какого-либо продукта в пределах 20.
По математике во втором классе вводится понятие денег, их функции: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления. Ребята продолжают расширять свои знания о денежных знаках: появляются монеты и купюры в пределах 100 руб. Учатся переводить рубли в копейки и обратно. Учащиеся решают задачи на стоимость товара, оплату товара, получение сдачи. Во 2 классе ведётся разговор уже о карманных деньгах.
На уроках во 2 классе использую такие задания.
Купюры и монеты: У Насти было 100 рублей одной банкнотой. Она совершила покупку, стоимость которой 50 рублей. Какими банкнотами или монетами могут дать девочке сдачу? Дайте любые три верных ответа.
Сдача: При покупке хлеба Саша получил сдачу в размере 45 рублей пятирублёвыми монетами. Сколько монет у Саши?
Подарок на день рождения: У Светы 200 рублей. Девочка решила купить на день рождения брату воздушные шарики по цене 10 рублей за шарик. Сколько денег Света должна заплатить за покупку 10 шариков? Сколько денег останется у Светы?
В 3 классе учащиеся знакомятся с денежными знаками в пределах 1000 руб. Начинают пользоваться формулой стоимости покупки. Ц*К=С. Решают разные виды задач на нахождение цены, количества и стоимости товара. Ребенок должен хорошо разбираться в ценах на продукты питания, канц. товары и т.д. Карманные деньги могут быть в пределах 1000 руб.
Задания для 3 класса:
Рубли и копейки: Посчитайте и запишите. Сколько рублей в 300, 500, 643 и 945 копейках. Сосчитайте только целые рубли.
300 коп._______ 500 коп.________ 643 коп._______ 945 коп._______
Овощи: Цена 1 кг картофеля – 30 руб., лука – 25 руб., свёклы – 35 руб. Сколько денег потребуется, чтобы купить 4 кг картофеля, 2 кг лука и 2 кг свёклы?
Ваша сдача: Рассчитайте, сколько кг шоколадных конфет вы можете купить на 300 руб., если цена 1 кг – 123 руб.? Сколько денег останется после покупки? Для чего вы бы хотели их сберечь?
Пирожки: Медведица напекла пирожков с малиной. Вместе с медведем они решили, что 1 пирожок можно продать за 12 руб. Сколько пирожков сможет купить Лиса, если у неё 72 руб.?
В 4 классе увеличиваются денежные знаки до 1000000 руб. продолжают учиться переводить рубли в копейки и обратно. Решают разные виды задач на нахождение Ц, К и С товара. Появляются новые понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование семейного бюджета. К концу 4 класса ребёнок должен хорошо понимать, сколько стоит одежда, обувь и т.д.
Составьте бюджет: Помогите составить бюджет на месяц. Доходы и расходы. Запишите в соответствующие колонки.
Доходы | Расходы |
Питание – 33 тыс. руб.. Прибыль от бизнеса мамы и папы – 50 тыс. руб. Товары для дома 6 тыс. руб. Оплата коммунальных услуг (свет, вода, электричество) – 7 тыс. руб. Пенсия дедушки – 12 тыс. руб. Телефон. Интернет – 1 тыс. руб. Уроки английского языка младшей сестры – 4 тыс.руб. стипендия младшего брата – 2 тыс. руб. Транспорт – 3 тыс. руб.
Семья планирует отложить в качестве сбережений 10 тыс. руб. Смогут ли они это сделать?
Сможет ли мама заплатить: На банковской карте у мамы Наташи осталось 2 000 руб. Она пришла в магазин в торговом центре. Мама хочет купить зонтик 324 руб., шарф за 899 руб., варежки за 349 руб., шапочку за 569 руб.
Сможет ли она заплатить за все эти покупки с помощью своей карты?
Финансовая грамотность в курсе математики даёт положительные результаты т.к.: расширяет личный опыт учеников, усиливает познавательные мотивы, увеличивает активность детей на уроке, развивает внутреннюю мотивацию к учению, преодолевает изолированность математики от реальной жизни, повышает роль детей в семье, приучает к бережливости, экономии, предприимчивости.
УМК «Школа России» на уроках окружающего мира предусматривает изучение таких тем , как «Что такое деньги?», «Для чего нужна экономика», «Государственный бюджет», «Семейный бюджет», «Экономика и экология». При формировании экономических понятий у учащихся следует уделять экономии ресурсов. Необходимо для этого продумывать расходы. Предлагаю учащимся вспомнить, какие расходы были сделаны в семье за последнюю неделю. Занести их в нужный столбик. Подумать, если бы у тебя были сбережения, на что бы их потратили? Запишите.
Обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации можно использовать на литературном чтении. Учащимися высказывается собственная точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной модели социального и финансового поведения. Понятие расточительности и экономии можно формировать в ходе чтения специальных рассказов, сказок. Например: «Каша из топора» (Сколько денег нужно потратить, чтобы сварить кашу), И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей» (Рыночные отношения), «Петушок и бобовое зёрнышко» (Что такое бизнес и как его вести), А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (Как не потерять своё имущество), И.А.Крылов «Мартышка и очки» (Цена полезной вещи), И.А.Крылов «Ворона и лисица» (Как не попасть в сети мошенника и не потерять своё имущество), В Голявкин «Никакой горчицы я не ел» (Что такое потент и как его получить), Е Шварц «Сказка о потерянном времени» (Как рационально использовать время).
Важным ресурсом формирования понятия взаимосвязи экономии и экологии может быть и устное народное творчество. Учащимся предлагаю пословицы. (Пословицы поделены на две колонки) Нужно прочитать начало пословицы, найти смысловой конец и установить связь с экономикой и экологией. («Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Чем дальше в лес, тем больше дров», «Жизнь измеряется не годами, а трудами», «Готовь сани летом, а телегу зимой» и т.д.)
Выбери поговорку: Какая поговорка содержит хороший совет людям, которые хотят тратить деньги только на необходимые для семьи вещи?
(«Кашу маслом не испортишь», «Береги полено – в печку годится», «Деньги любят счёт, а хлеб – меру»).
В течение продолжительного периода воспитывается финансовая грамотность на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.
Ребёнок сможет более осознанно подумать о своём будущем, получив финансовые знания. При управлении личными финансами он сможет принимать разумные решения, формировать у себя правильные финансовые привычки и использовать свои знания в практике. Человек способен сам выбирать наиболее привлекательные пути в жизни, создавая материальную основу для развития общества если он финансово образованный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования"
Данный мастер-класс раскрывает методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования....
Доклад на МО « Формы и методы формирования финансовой грамотности у младших школьников».
Формирование финансовой грамотности у младших школьников - это вопрос, который сейчас волнует современное общество. @font-face {font-family:"Cambria Math"; panose-1:2 4 5 3 5 4 6 3 2 4; ...
Мастер-класс по теме «Формирование финансовой грамотности у младших школьников средствами учебных предметов»
Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание абсолютно всех уровней образования, реализуемых в нашей стране....
Проблемы, перспективы и возможности при работе по формированию финансовой грамотности у младших школьников
На современном этапе образования приоритетным является формирование функциональной грамотности учащихся. Финансовая грамотность - одно из направлений образовательных программ...
Мастер-класс " Методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования"
Данный мастер- класс нацелен на повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения младших школьников финансовой грамотности....
«Формирование финансовой грамотности у младших школьников».
Мастер-класс включает себя задания, формирующие финансовую грамотность для учащихся 2 класса, раскрывает актуальность темы, понятие о финансовой грамотности и финансовых привычках....