“ Патриотическое воспитание обучающихся в современной школе”.
материал

Адышкина Валентина Степановна

Выступление на семинаре по дефектологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия

«Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

 Патриотическое воспитание обучающихся в современной школе”.

(Выступление на семинаре по дефектологии)

        Подготовила: Адышкина В.С

        

Октябрь 2022 г.

«Патриотическое воспитание обучающихся в современной школе» Выступление: -семинара по дефектологии

     В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, с появлением гаджетов, свободного доступа в интернет, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания, сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы современной школы.

  Российская земля – край щедрой природы, незыблемых традиций, богатой

событиями истории.

Поэтому у воспитанников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Патриотизм-это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам, готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите [1, с. 25]. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.            

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время, [2, с.25]

Если мы сейчас утратим патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, то мы в полной мере можем потерять себя как народ.

Воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого[25,с.54]

Важнейшая цель воспитания и образования - формирование у граждан российского патриотизма, чувства дружбы народов и веротерпимости. Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений [10,с. 21].

В условиях школы патриотизм прививается в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа, героическую борьбу, подвиги.

Подрастая, человек с особым пониманием начинает относиться к чувству героизма. Добрые и благородные герои и их поступки оставляют свой след в душах воспитанников, а российская история всегда была богата на героев. Поэтому рассказы о доблести, о подвигах и славе всегда находят нужный отклик в сердцах детей, волнуя их воображение, что, несомненно, посеет первые семена любви к родной земле [5, с. 124].

    К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Патриотическое воспитание – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств [2, c. 11]. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой воспитанник, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через восприятие, играют огромную роль в становлении личности патриота. К.Д. Ушинский говорил, что «… воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным…».

Чувство гордости за великие достижения российских ученых, путешественников, медиков, спортсменов, восторг перед красотой и неповторимостью природы страны, чувство благодарности ратным подвигам русского народа, спасшего Европу от нашествия наполеоновской армии и фашистской чумы, и тут же – горечь за огромные людские жертвы XX столетия, беспокойство и боль за экономические и социальные проблемы сегодняшней России, а главное-чувство ответственности за настоящее и будущее страны и народа, в формировании которого и заключается эффективность развития патриотизма у детей[8, c.292].

Одним из основных направлений организации воспитания и социализации обучающихся нашей школы является

 Гражданско-патриотическое воспитание:

- воспитание уважения к правам, свободам, и обязанностям человека

- формирование ценностных представлений о любви к России, народам РФ, к своей малой родине

- усвоение ценности и содержания таких понятий, как «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство», «гражданское общество», о мировоззренческих понятиях «честь», «совесть», «долг», «справедливость»

      - развитие нравственных представлений о долге, чести, и достоинстве в контексте              

        отношения к Отечеству, к согражданам, к семье. 

Патриотическое воспитание включает:

  • беззаветную любовь и преданность своему Отечеству,
  • гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам,
  • почитание национальных святынь и символов,
  • готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и

       государству.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление воспитанников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.

             Патриотическое воспитание заложено в каждом воспитательном занятии.

   Воспитательный процесс проходит в формах: беседах, открытых мероприятиях, мероприятиях, посвящённых важным историческим датам, презентациях, виртуальных экскурсиях, конкурсах, выставках, соревнованиях, играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари, коллективных делах, фольклорных праздниках, проведение часов общения. Предмет изучения позволяет воспитаннику стать активным участником деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в театрализованных постановках, разгадывать загадки сказочных героев – все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности воспитанника.

  Дать им представления о родном крае, о стране, в которой они живут, познакомить их с понятиями "Родина", «Отечество», "гражданин", "государство", с государственными символами - флагом, гербом и гимном, дать некоторое представление о правах и обязанностях граждан. На таких занятиях школьники знакомятся с важными историческими событиями, героями страны. Естественным дополнением к этому служат картины родной природы, репродукции полотен русских живописцев. При этом активно используются возможности компьютерной техники.

      К таким внеклассным мероприятиям я отношу праздники Масленица, Святки. Эпиграфом к праздникам служат слова Вадима Шафрана: «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, хоть новому принадлежим.»

      Эти мероприятия приоткрывают дверцу в интереснейший мир истории России. Ученики узнают, какие праздники отмечаются с 1 по 19 января (Новый год, Рождество христово, Святки, Крещение); какие обряды проводятся, что такое колядки.)

-Просмотр мультипликационных фильмов «Алеша Попович и Тугарин змей», «Князь  

    Владимир».

-Проведение памятных дней:

День Победы;

День вывода войск из Афганистана;

День защитников Отечества.

- Благоустройство территории школы.

Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности независимо от цвета кожи и вероисповедание.

Школьники должны помнить, что Земля русская создавалась веками. За её целостность и безопасность заплатили своими жизнями миллионы людей, её защитников. Они надеялись, что жить станет лучше и счастливее, если не детям, то внукам, не внукам, то правнукам - и их тяжкие труды не пропадут напрасно. Поэтому они завещали беречь землю русскую - нашу Родину.

Известный педагог В.А.Сухомлинский писал сыну: «Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь, закопать живым в землю, как делали это изверги фашисты, но покорить нельзя» *.

Патриотическое воспитание осуществляется на воспитании нетерпимости к недоброжелателям, врагам и предателям Отечества.

Таким образом, патриотическое воспитание является одной из основных задач образовательного учреждения.

Пламя ударило в небо-

Ты помнишь, Родина?

Тихо сказала:

«Вставайте на помощь…»-

Родина.

Славы никто у тебя не выпрашивал,

Родина.

Просто был выбор у каждого:

я или Родина.

Самое лучшее и дорогое-

Родина.

Горе твое-

это наше горе,

Родина.

Правда твоя — это наша

правда,

Родина.

Слава твоя-

это наша слава, Родина.

Литература

1.Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе.- М., Айрис- пресс, 2002-224 с.

2.Агапова И.А., Давыдова М А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. - М.:ВАКО, 2006,-368 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

3. Адаменко С.Воспитываем патриотов России // Народное образование-2005-№4-С. 23

4. Боброва Л.В.Письмо с войны. Театрализованное представление // Воспитание школьников -2004 №8-С 103.

5. Бублик Л.А. Основы военно-патриотического воспитания: Учеб. О-75 пособие для студентов пед. Ин- тов по спец. № 2115 «Преподаватель нач . воен. Обучения и физ. воспитания». – М.: Просвещение ,1988-192с.

6. Быков Л.П. Долгое эхо войны.- М., Сократ, 2005-395 с.

7. Воронова Е.А. Воспитательная работа в современной школе: советы опытного педагога /Е.А.Воронова. -Ростов н /Д: Феникс, 2009.-404 с.

8. Волкогонов Д.А. Феномен героизма:- М,: Политиздат, 1995.-263 с.

9. Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников: Теория и практика. – М.: Педагогика, 1990-152с.

10.Галкина Т.И. Воспитательная работа в 10-11 классах.-Ростов н/Д: Феникс, 2007.-673 с.

11. Гасанов З. Т. Патриотическое воспитание граждан // Народное образование-2005-№ 6-С. 59

12. Горбатов А. В. Годы и войны. - М., Военное издательство, 1989-363 с.

13. Главацкий М.Е. Одна на всех победа. - М., учебная книга-2005-246 с.

14.Даринский А.В. Краеведение.- М., учебная книга-1995,- 54 с.

15.Долгушина А.И. Урал. Человек. Истоки. – Е., Форум, 2008-497 с.

16. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников-2005 № 8-С 17.

17. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика- 1998-№ 5-С.112

18. Кузнецов С.С. Геологические экскурсии.- Л., 1987-115 с.

19. Кукушин В.С. Литературное краеведение.- Ростов н / Д: ГинГо, 1997-204с. 20.Кукушин В.С. История архитектуры Нижнего Дона и Приазовья. – Ростов

н/Д: ГинГо, 1996 -144с.

21. Курганова В.М. Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых после военных лет.- М.: Сов. Россия, 1990-269с.

22.Крылов А.А. Психология.- М., Проспект, 2001-576 с.

23. Леонов С.А. Великая Отечественная война, ООО Дрофа, 2002-462с.

24. Лещинин Н.П. Литературный музей и школа.- М., Исток, 1976-98с.

25. Лихачёв В.Т. Педагогика.- М., Юрайт, 2005-607с.

26. Матюшина Г.Н. Историческое краеведение.- М., Поиск, 1998-118с.

27. Милонов Н.А. Литературное краеведение.- М., Поиск, 1995-115с.

28.Михайлова Л.В.Воспитываем патриотов // Воспитание школьнтков-2006-№4-С 65

29. Мурзина И.Я. Урал Человек Истоки, Екатеринбург, учебная книга 2005-128с.

30. Огоновская И.С. , Шкерин В.А., История Урала, Екатеринбург, Сократ, 2005-55ст.

31. Огоновская И.С. Урал: История в ликах городов, Екатеринбург, Сократ,2006-367с.

32. Проходчик А.Ф. Практикум по краеведению.- М., Педагогика, 1991-91с.

33. Савин Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. №2001. М., «Просвещение», 1972. 303с.

34.Смиронов В.Г. Художественное краеведение в школе. - М., Поиск, 2007-98 с.

35. Титова В.В. Туристско-краеведческие кружки в школе.- М., Сократ, 2001-111с.

36. Фрумкин Л.А. Люби Отечество! Служи Отечеству!.-Екатеринбург: Дом Учителя, 1998.-32 с.

В книге В.В. Буткевич «Гражданское воспитание детей и учащейся молодежи» раскрыты формы, методы и средства гражданского воспитания детей и молодежи.

     В книге Караковского «Воспитай гражданина» рассмотрены отношения между детьми и взрослыми, обозначены причины, по которым дети уходят из дома и школы, предложены формы организации досуга. Автор видит положительный итог только в результате тесного сотрудничества школы, семьи и общественности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа патриотического воспитания обучающихся начальной школы.

В программе представлены направления по патриотическому воспитанию для каждого класса....

Гражданское образование и патриотическое воспитание обучающихся начальной школы через кружок «Маленький Россиянин».

Актуальность данной темы прописана в ФГОС«…Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):} любящий свой народ, свой край и свою Родину...

Доклад «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся в начальной школе»

Доклад, посвященный тематике Духовно- нравственного развития и гражданско - патриотического воспитания в начальной школе...

Патриотическое воспитание обучающихся через взаимодействие школы и семьи.

В современной образовательной организации приоритетным направлением учебно-воспитательной деятельности является патриотическое воспитание, ориентированное не столько на накопление очередной суммы знан...

"Любовь к родине начинается с семьи: Социально-педагогический проект как способ организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся в современном образовательном учреждении"

АННОТАЦИЯБудущее России, ее конкурентоспособность на мировом рынке, инновационное развитие промышленности и экономики зависят от тех, кто сегодня сидит за школьной партой. Одной из важнейших задач сов...

«Взаимосвязь семьи и школы в вопросах гражданско-патриотического воспитания обучающихся»

laquo;Взаимосвязь семьи и школы в вопросах гражданско-патриотического воспитания обучающихся»Бурлацкая Н.А. учитель начальных классов МБОУ г. Мурманска СОШ № 11из опыта работы«Из все...