"Формирование ценностных императивов сознания и поведения младших школьников посредством реализации издательского проекта"
статья (4 класс)
В современном мире все более важное значение приобретает умение ориентироваться в огромном потоке информации. Информационное поле, в котором находятся наши дети, его стремительная изменчивость, заставляет нас, педагогов, задумываться над методами создания таких условий в образовательном пространстве школы, при которых активно формируются не только предметные знания, но и метапредметные умения, а именно ценностные императивы поведения младшего школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_lemtyugina_e.a.docx | 21.14 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 371
Лемтюгина Е.А.,
учитель начальных классов
Научный руководитель: Филиппова О.Г.,
д.п.н., доцент, зав. кафедрой педагогики и психологии детства
ЮУрГГПУ, г. Челябинск
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ИМПЕРАТИВОВ СОЗНАНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
Аннотация: В современном мире все более важное значение приобретает умение ориентироваться в огромном потоке информации. Информационное поле, в котором находятся наши дети, его стремительная изменчивость, заставляет нас, педагогов, задумываться над методами создания таких условий в образовательном пространстве школы, при которых активно формируются не только предметные знания, но и метапредметные умения, а именно ценностные императивы поведения младшего школьника.
Ключевые слова: ценностные императивы, младшие школьники, издательский проект, информационно-коммуникационная технология, гражданско-патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание.
Цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, способного воплотить свои желания и мечты в современном высокотехнологичном мире.
Информатизация вошла в нашу жизнь стремительно. В настоящее время все более важное значение приобретает умение ориентироваться в огромном потоке информации. Стремительная изменчивость информационного поля, в котором находятся дети, заставляет меня, как педагога, задуматься над созданием условий, при которых личностные результаты освоения программы будут отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями в части гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания.
В настоящее время разработано достаточное количество образовательных программ, направленных на формирование первичных журналистских навыков, но и ориентированы они, чаще всего, на учащихся среднего звена или старших классов. Данный образовательный издательский проект предполагает включение в систему средств массовой коммуникации общества учащихся младших классов.
Целью проекта: воспитание патриотизма и духовно-нравственной культуры младших школьников средствами информационно-коммуникационной технологии.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
- Создать творческие лаборатории «Творцы» и «Инициаторы».
- Формировать сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края.
- Формировать ценностного отношения к родине.
- Учить проявлять сопереживание, уважение и доброжелательность.
- Учить признавать индивидуальность каждого человека.
Исследование проблемы формирования ценностных императивов поведения личности младшего школьника осуществлялось в 3 В классе МОУ «СОШ № 44 имени С.Ф. Бароненко» Копейского городского округа, проводилось в естественных условиях, на занятиях дополнительного образования «Юный журналист». В исследовании приняли участие 29 человек.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (сентябрь 2021 г.) позволил выявить уровень духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, а также уровень понимания учащимися степени влияния вежливых слов на дружеское общение между одноклассниками.
Второй этап (октябрь 2021 г.- март 2022 г.) направлен на развитие духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания. Проведение ряда занятий кружка «Юный журналист», на которых учащиеся в творческой форме знакомятся с основами журналистики и создают ежемесячные выпуски школьной газеты.
Возможность обобщить, обработать и оформить промежуточные результаты исследования позволил третий этап (апрель-май 2022 г.).
Первое направление исследования было связано с выявлением на занятиях «Юный журналист» уровня понимания обучающимися степени влияния вежливых слов на общение с одноклассниками. С этой целью нами была использована методика «Вежливые слова» (автор Мишанова О.Г.). Анализ полученных результатов анкетного материала свидетельствует о том, что у преобладающего количества младших школьников знания, связанные с осуществлением культурно-речевого общения развиты на уровне ниже среднего (достаточного).
Для определения уровня сформированности личностной культуры младших школьников была использована методика «Я разный» (автор Кулешова Н.В.) Анализируя результаты мониторинга, можно сделать вывод, что показатели особенностей формирования личностной сферы младших школьников свидетельствуют о среднем уровне личностной культры младших школьников.
Для диагностики уровня сформированности патриотизма у младших школьников была использована методика «Я – патриот» (автор Н. Бирюкова) Анализ результатов, данных показал, что уровень воспитанности патриотизма у младших школьников на среднем уровне. Это значит, что у обучающихся не достаточно сформированы гражданско-патриотические качества личности.
Таким образом, на констатирующем этапе исследовательской работы был выявлен недостаточный уровень сформированности у младших школьников коммуникативных навыков, а также средний уровень развития духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания младших школьников.
Для реализации второго этапа проекта и попытки решения проблемы развития у обучающихся коммуникативных умений была разработана совокупность дидактических средств, которые поэтапно реализовывались в ученическом коллективе 3 В класса.
Сначала мы организовали серию классных часов по вопросам влияния вежливых слов на дружбу между школьниками. Затем внедрили отдельные воспитательные занятия по авторской программе профессора педагогических наук Филипповой О.Г. «Культура речи и этика общения».
Работа по программе дала обучающимся возможность развивать и повышать культуру речи, научиться общаться с окружающими их людьми, не оставаться равнодушными к окружающему миру и событиям, происходящим в нем.
На практических занятиях проводим сюжетно-ролевые игры, такие как «Интервью», «Мы - журналисты». Выполняем упражнения на развитие внимания, памяти, речи, помогающие ребятам в подготовке их творческих работ.
Ежегодно создаем творческие работы, отражающие интерес к истории родного края, воспитывающие уважение к подвигу защитников Отечества. Принимаем участие во Всероссийских акциях, посвященных Дню Победы.
В части духовно-нравственного воспитания организуем поэтические конкурсы на лучшее стихотворение «Любимой школе посвящается…», «Твори добро...». Участвуем в конкурсах изобразительного искусства, развивая чувство красоты и эстетики, формируем бережное отношение к природе
Для реализации третьего этапа проекта, после проведенных мероприятий была проведена повторная диагностика обучающихся по ранее использованным методикам. Анализ полученных повторных результатов анкетного материала, свидетельствует о том, что у обучающихся преобладает достаточный уровень развития коммуникативно-толерантных умений, минимальный уровень снизился.
Итак, сравнивая результаты диагностик 2 и 3 этапа реализации издательского образовательного проекта, можно сделать вывод, что уровень духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания качественно изменился, что подтверждает эффективность данного проекта.
Список использованной литературы:
1. Мишанова О.Г. Педагогические средства развития речевого этикета младших школьников: традиции и инновации: монография / О.Г. Мишанова. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2008. – 168 с. (10,5 п.л.).
2. Мишанова О.Г. Методология и технология педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников: монография / О.Г. Мишанова. – Челябинск: ООО Издательство «Элит-Печать», 2013. – 250 с. (16 п.л.).
3. Мишанова О.Г. Коммуникативная компетенция в системе профессионального образования / О.Г. Мишанова // Подготовка студентов вузов к осуществлению деловой коммуникации: коллективная монография. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – С. 207-225. (1,2 п.л.). 6
4. Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения / А.П. Панфилова // Учебное пособие. – М.: Изд. Центр «Академия» 2006 год.
5 Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике /сост. А.В. Сухомлинская. - М.: Педагогика 2000 г.
6.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. – М., 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейные традиции при формировании ценностного отношения к семье у младших школьников
Россия всегда славилась своим прочным домашним укладом, заботой о детях, уважением и почитанием к женщине и старшему поколению. В семье воспитываются трудолюбие, терпение, понятие рода и любви к своей...
"Формирование ценностного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности на основе традиций православного воспитания"
В статье рассматривается одна из актуальных проблем современного общества - формирование семейных ценностей у младших школьников. Одним из путей решения этой проблемы, по мнению автора статьи, являетс...
Формирование ценностногоотношения к здоровьюу младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности
Формирование ценностногоотношения к здоровьюу младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности...
Формы и методы работы классного руководителя по формированию ценностного отношения к семье у младших школьников через семейное чтение.
Средством полноценного духовного общения ребёнка и взрослого может стать традиция семейного чтения....
Статья (4 класс) по теме: Семейные традиции при формировании ценностного отношения к семье у младших школьников
Россия всегда славилась своим прочным домашним укладом, заботой о детях, уважением и почитанием к женщине и старшему поколению. В семье воспитываются трудолюбие, терпение, понятие рода и любви к своей...
Презентация по теме "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Презентация по теме "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"...
«Формирование регулятивных УУД у младших школьников посредством использования метода проектов в урочной и внеурочной деятельности»
Выступление из опыта работы с проектами...