Урок – как основная форма педагогического процесса
методическая разработка
Известно, что урок на сегодняшний день остается основной формой организации учебной работы, при помощи которой осуществляется воспитание и развитие личности. Урок – это своеобразная творческая лаборатория преподавателя. Только на уроке видно, каковы отношения преподавателя с учащимися, насколько глубоко он знает свой предмет, как мотивирует познавательную деятельность своих учащихся, умеет ли он использовать процесс освоения учащимися знаний по предмету для их развития и воспитания. В. А. Сухомлинский говорил, что урок – это зеркало общей педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_statya.docx | 16.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – как основная форма педагогического процесса
Известно, что урок на сегодняшний день остается основной формой организации учебной работы, при помощи которой осуществляется воспитание и развитие личности. Урок – это своеобразная творческая лаборатория преподавателя. Только на уроке видно, каковы отношения преподавателя с учащимися, насколько глубоко он знает свой предмет, как мотивирует познавательную деятельность своих учащихся, умеет ли он использовать процесс освоения учащимися знаний по предмету для их развития и воспитания. В. А. Сухомлинский говорил, что урок – это зеркало общей педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.
Рождение любого урока начинается с осознания правильного и четкого определения его конечной цели – чего мы хотим добиться; затем устанавливаются средства – что поможет нам в достижении цели, а уже затем определяются способы – как нужна будет действовать, чтобы цель была достигнута. Для того чтобы достичь цели урока, необходимо продуманно решить три основные дидактические задачи: актуализировать прежние знания, умения, непосредственно связанные с темой урока; сформировать у учащихся новые понятия и способы действия; организовать применение учащимися знаний и опыта деятельности с целью формирования у него новых учебных и познавательных умений и навыков. Урок может быть 45-40-30-минутным, с классом, с отдельной группой. Он может быть уроком любого предмета. Или уроком любого жанра: семинарским занятием, диспутом, беседой, работой поисковых групп, уроком-конференцией, уроком-диалогом, лекцией, лабораторной работой и т.д..
Единство общего педагогического замысла и многообразие его творческого претворения на каждом уроке – вот его суть, назначение. Каждый урок – это атом человеческой энергии, шаг к созреванию интеллекта, кирпичик в основании прекрасного здания, имя которому Развитие и Знание. Реализация всего многогранного плана, задач воспитания и обучения ученика протекают во время занятий на уроке. Во время урока мы даём ученику знания, а также воспитываем будущего музыканта.
Исходя из собственной практики, отметим, что большое значение имеет тот факт, чтобы каждый урок был тесно связан с предыдущим и последующим материалом, направлен на музыкально-исполнительское и идейно-художественное развитие ученика. Регулярность проведения таких уроков приучает ученика постоянно работать над собой и систематически выполнять домашние задания. Общее назначение урока состоит в том, чтобы проверить, как работает ученик, подытожить его достижения, выявить и исправить его ошибки, дать соответствующие указания, а так же материал для дальнейшей работы. Ведь основная работа у учащихся происходит дома. Гитаристы, работающие в школе ни первый год, замечают, что домашняя работа у большинства учащихся происходит таким образом: вся программа проигрывается два три раза и всё. Спрашивая домашние задание наблюдаем с чего именно приступил к работе ученик, отсюда вывод, давая домашние задание пытаемся более подробно донести до учащегося с чего именно нужно приступить к работе. Во первых разыграться. Разыгрываться нужно ни с пьес, а с упражнений , вопрос почему? Упражнения ставят целью развитие силы, беглости, чувствительности и уверенности пальцев, а также развитие умственного динамизма, необходимого для исполнения произведения любого рода. Используя методику Э. Пухоль с уверенностью можно сказать что его школа игры на шестиструнной гитаре относится к лучшим и наиболее полным среди известных нам пособий подобного рода. Отличительной чертой Школы Пухоля является щедрое, детальное изложение всех «секретов» современного исполнительства на гитаре. Тщательно разработаны наиболее существенные вопросы гитарной техники: положение рук, инструмента, способы звука извлечения, игровые приемы и т. д. Последовательность расположения материала способствует планомерной технической и художественной подготовки гитариста. Ясная и подробная разъяснения принципов овладения техникой игры позволяет использовать Школу не только в занятиях с педагогом, но и в качестве самоучителя.
Также от искусства педагога зависит создание рабочего настроения, сочетание всех интересных элементов в одном уроке. Ведь длительная работа над одним из каких-то элементов приводит к ослаблению внимания, и снижению результативности. Мерилом усталости является потеря внимания. Как только снизилось внимание, значит, пора переводить занятие и внимание на другой объект.
Помимо прохождения репертуара, от урока к уроку необходимо систематически заниматься работой над соответствующим инструктивным материалом, на котором шлифуется исполнительская техника. Часть урока должна отводиться развитию навыков чтения с листа, ознакомлению с новыми пьесами. От навыков, привитых ученику на уроке, зависит и продуктивность его самостоятельной работы, поэтому урок нужно строить так, чтобы домашняя работа стала продолжением классной.
Успех в обучении в решающей степени зависит от того, как тесно взаимодействуют обе формы работы, насколько активно они поддерживают друг друга. Урок способен стать эффективным средством обучения только с интенсивной домашней работой ученика. С другой стороны, успех домашней работы определяется содержанием урока, умением педагога правильно подготовить учащегося к самостоятельной деятельности. Работа с педагогом в классе составляет сравнительно небольшую часть общего времени занятий на инструменте (два часа в неделю). Основная его часть приходится на самостоятельные занятия. Классная работа носит временный характер (закончив музыкальную школу, юный исполнитель прощается с классом), домашняя же работа остаётся с музыкантом на всю его исполнительскую жизнь. Задача классной работы заключается в том, чтобы подготовить ученика к самостоятельному творческому труду. Следовательно, организация, направление и контролирование домашних занятий ученика является важнейшей задачей педагога-музыканта. Решая эту задачу, прежде всего, необходимо позаботиться о том, чтобы воспитать ученика в духе трудолюбия, приучить его к ежедневному напряженному труду. Ученику важно понять, что систематический труд есть обязательное и главное условие овладения исполнительским мастерством.
Используемая литература:
- Большая советская энциклопедия. (В 30 томах). Гл. ред. А. М. Прохоров, изд. 3-е - М:, “Советская энциклопедия”,1977 г. т. 27.
- Педагогика. Под ред. Ю. К. Бабанского, изд. 2-е доп. – М.: Просвещение, 1988 г.
- Дьяченко Л. Б. Общие формы организации процесса обучения. Красноярск, 1989 г.
- Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Советский композитор, 1986 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ КАК ОСНОВНОЙ ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ КАК ОСНОВНОЙ ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА...
Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС
Презентация рассказывает о структуре современного урока, требований к нему...
Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС
Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, вып...
Урок как основная форма организации обучения детей с ОВЗ
Урок как основная форма организации обучения детей с ОВЗ...
Урок-как основная форма организации учебного процесса
В этой презентации вы найдете, что такое урок, общие требования к уроку, компоненты урока, цели и задачи урока....
Урок как основная форма патриотического воспитания
Урок как основная форма патриотического воспитания...
Урок как основная форма патриотического воспитания учащихся
Школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях - преподавателя и воспитателя. В традиционной педагогике существует условное разделение учебного и воспитательного процесса. И мы се...