Урок – как основная форма педагогического процесса
методическая разработка
Известно, что урок на сегодняшний день остается основной формой организации учебной работы, при помощи которой осуществляется воспитание и развитие личности. Урок – это своеобразная творческая лаборатория преподавателя. Только на уроке видно, каковы отношения преподавателя с учащимися, насколько глубоко он знает свой предмет, как мотивирует познавательную деятельность своих учащихся, умеет ли он использовать процесс освоения учащимися знаний по предмету для их развития и воспитания. В. А. Сухомлинский говорил, что урок – это зеркало общей педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – как основная форма педагогического процесса
Известно, что урок на сегодняшний день остается основной формой организации учебной работы, при помощи которой осуществляется воспитание и развитие личности. Урок – это своеобразная творческая лаборатория преподавателя. Только на уроке видно, каковы отношения преподавателя с учащимися, насколько глубоко он знает свой предмет, как мотивирует познавательную деятельность своих учащихся, умеет ли он использовать процесс освоения учащимися знаний по предмету для их развития и воспитания. В. А. Сухомлинский говорил, что урок – это зеркало общей педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.
Рождение любого урока начинается с осознания правильного и четкого определения его конечной цели – чего мы хотим добиться; затем устанавливаются средства – что поможет нам в достижении цели, а уже затем определяются способы – как нужна будет действовать, чтобы цель была достигнута. Для того чтобы достичь цели урока, необходимо продуманно решить три основные дидактические задачи: актуализировать прежние знания, умения, непосредственно связанные с темой урока; сформировать у учащихся новые понятия и способы действия; организовать применение учащимися знаний и опыта деятельности с целью формирования у него новых учебных и познавательных умений и навыков. Урок может быть 45-40-30-минутным, с классом, с отдельной группой. Он может быть уроком любого предмета. Или уроком любого жанра: семинарским занятием, диспутом, беседой, работой поисковых групп, уроком-конференцией, уроком-диалогом, лекцией, лабораторной работой и т.д..
Единство общего педагогического замысла и многообразие его творческого претворения на каждом уроке – вот его суть, назначение. Каждый урок – это атом человеческой энергии, шаг к созреванию интеллекта, кирпичик в основании прекрасного здания, имя которому Развитие и Знание. Реализация всего многогранного плана, задач воспитания и обучения ученика протекают во время занятий на уроке. Во время урока мы даём ученику знания, а также воспитываем будущего музыканта.
Исходя из собственной практики, отметим, что большое значение имеет тот факт, чтобы каждый урок был тесно связан с предыдущим и последующим материалом, направлен на музыкально-исполнительское и идейно-художественное развитие ученика. Регулярность проведения таких уроков приучает ученика постоянно работать над собой и систематически выполнять домашние задания. Общее назначение урока состоит в том, чтобы проверить, как работает ученик, подытожить его достижения, выявить и исправить его ошибки, дать соответствующие указания, а так же материал для дальнейшей работы. Ведь основная работа у учащихся происходит дома. Гитаристы, работающие в школе ни первый год, замечают, что домашняя работа у большинства учащихся происходит таким образом: вся программа проигрывается два три раза и всё. Спрашивая домашние задание наблюдаем с чего именно приступил к работе ученик, отсюда вывод, давая домашние задание пытаемся более подробно донести до учащегося с чего именно нужно приступить к работе. Во первых разыграться. Разыгрываться нужно ни с пьес, а с упражнений , вопрос почему? Упражнения ставят целью развитие силы, беглости, чувствительности и уверенности пальцев, а также развитие умственного динамизма, необходимого для исполнения произведения любого рода. Используя методику Э. Пухоль с уверенностью можно сказать что его школа игры на шестиструнной гитаре относится к лучшим и наиболее полным среди известных нам пособий подобного рода. Отличительной чертой Школы Пухоля является щедрое, детальное изложение всех «секретов» современного исполнительства на гитаре. Тщательно разработаны наиболее существенные вопросы гитарной техники: положение рук, инструмента, способы звука извлечения, игровые приемы и т. д. Последовательность расположения материала способствует планомерной технической и художественной подготовки гитариста. Ясная и подробная разъяснения принципов овладения техникой игры позволяет использовать Школу не только в занятиях с педагогом, но и в качестве самоучителя.
Также от искусства педагога зависит создание рабочего настроения, сочетание всех интересных элементов в одном уроке. Ведь длительная работа над одним из каких-то элементов приводит к ослаблению внимания, и снижению результативности. Мерилом усталости является потеря внимания. Как только снизилось внимание, значит, пора переводить занятие и внимание на другой объект.
Помимо прохождения репертуара, от урока к уроку необходимо систематически заниматься работой над соответствующим инструктивным материалом, на котором шлифуется исполнительская техника. Часть урока должна отводиться развитию навыков чтения с листа, ознакомлению с новыми пьесами. От навыков, привитых ученику на уроке, зависит и продуктивность его самостоятельной работы, поэтому урок нужно строить так, чтобы домашняя работа стала продолжением классной.
Успех в обучении в решающей степени зависит от того, как тесно взаимодействуют обе формы работы, насколько активно они поддерживают друг друга. Урок способен стать эффективным средством обучения только с интенсивной домашней работой ученика. С другой стороны, успех домашней работы определяется содержанием урока, умением педагога правильно подготовить учащегося к самостоятельной деятельности. Работа с педагогом в классе составляет сравнительно небольшую часть общего времени занятий на инструменте (два часа в неделю). Основная его часть приходится на самостоятельные занятия. Классная работа носит временный характер (закончив музыкальную школу, юный исполнитель прощается с классом), домашняя же работа остаётся с музыкантом на всю его исполнительскую жизнь. Задача классной работы заключается в том, чтобы подготовить ученика к самостоятельному творческому труду. Следовательно, организация, направление и контролирование домашних занятий ученика является важнейшей задачей педагога-музыканта. Решая эту задачу, прежде всего, необходимо позаботиться о том, чтобы воспитать ученика в духе трудолюбия, приучить его к ежедневному напряженному труду. Ученику важно понять, что систематический труд есть обязательное и главное условие овладения исполнительским мастерством.
Используемая литература:
- Большая советская энциклопедия. (В 30 томах). Гл. ред. А. М. Прохоров, изд. 3-е - М:, “Советская энциклопедия”,1977 г. т. 27.
- Педагогика. Под ред. Ю. К. Бабанского, изд. 2-е доп. – М.: Просвещение, 1988 г.
- Дьяченко Л. Б. Общие формы организации процесса обучения. Красноярск, 1989 г.
- Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Советский композитор, 1986 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/18/picture-72178-1418925519.jpg)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ КАК ОСНОВНОЙ ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ КАК ОСНОВНОЙ ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА...
Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС
Презентация рассказывает о структуре современного урока, требований к нему...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/03/picture-256992-1370266969.jpg)
Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС
Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, вып...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/27/picture-808775-1472263533.jpg)
Урок как основная форма организации обучения детей с ОВЗ
Урок как основная форма организации обучения детей с ОВЗ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/09/picture-992943-1515523036.jpg)
Урок-как основная форма организации учебного процесса
В этой презентации вы найдете, что такое урок, общие требования к уроку, компоненты урока, цели и задачи урока....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/21/picture-1379873-1642750886.jpg)
Урок как основная форма патриотического воспитания
Урок как основная форма патриотического воспитания...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/02/picture-1424788-1664733444.jpg)
Урок как основная форма патриотического воспитания учащихся
Школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях - преподавателя и воспитателя. В традиционной педагогике существует условное разделение учебного и воспитательного процесса. И мы се...