Урок как основная форма организации обучения детей с ОВЗ
книга на тему
Предварительный просмотр:
Урок как основная форма организации обучения
детей с ОВЗ
Классно-урочная система обучения зарекомендовала себя как наиболее устойчивая, основная форма организации обучения в школе.
И в рамках этой системы урок предстает как отрезок обучения в 45 минут (вернее от 20 до 45 минут) относительно законченный по содержанию и способу построения.
Урок, по сути, это внешнее выражение взаимодействия учителя и учащихся, регламентируемое правилами и законами.
Требования к планированию коррекционно-развивающих уроков
Цель коррекционно-развивающего обучения - создать условия, способствующие развитию личности и эффективному усвоению учебного материала.
. При разработке урока необходимо учитывать основные принципы КРО
- развитие динамичности восприятия учебного материала (построение урока с включением заданий достаточно высокого уровня трудности, способствующие развитию ребенка, раскрытию его возможностей, способностей и механизма компенсации различных психических функций);
- принцип продуктивной обработки информации (самостоятельный поиск, выбор и принятие решения);
- принцип развития и коррекции высших психических функций (в ходе каждого урока упражнять и развивать различные психические функции с помощью специальных коррекционных упражнений);
- принцип мотивации к учению (задания должны быть творческие, интересные, посильные и проблемные. Включение ученика в деятельность на добровольных началах
Цели урока - дидактическая; коррекционно-развивающая; воспитательная
Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения. Дидактическая цель определяет, чему будет учить учитель на данном уроке и от нее зависит планирование урока (тип урока, моделирование структуры занятия).
Коррекционная направленность урока предполагает не только учебную, но и развивающую функцию. Реализация коррекционных задач планируется на всех этапах урока, учащиеся должны не только писать, считать, но и делать это с включением в активную работу психологических функций. Для этого нужно продумывать задания с опорой на определенные анализаторы. При планировании каждого этапа урока надо думать не столько об усвоении знаний, умений, навыков, сколько о развитии высших психических функций (память, внимание, восприятие, мышление), при помощи, которых и будет усваиваться учебная программа.
Образовательные задачи:
- формировать (формирование) у учащихся представления о …;
- выявить (выявлять)…;
- знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;
- сравнить…;
- уточнить…;
- расширить…;
- обобщить…; систематизировать…; дифференцировать…;
- учить применять на практике…; учить пользоваться…; тренировать…;
- проверить….
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к учебе, предмету;
- воспитывать умение работать в парах, в команде;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)
Коррекционно – развивающие задачи:
- корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;
- коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…; коррекция и развитие связной письменной речи…;
- коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;
- коррекция и развитие зрительного восприятия…;
- развитие слухового восприятия…; коррекция и развитие тактильного восприятия…;
- коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;
- коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…;
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…;
Типы уроков:
- Пропедевтические уроки;
- Уроки формирования новых знаний и умений деятельности;
- Уроки совершенствования знаний и умений;
- Уроки систематизации и обобщения знаний, умений и навыков;
- Контрольно-проверочные уроки;
- Практические уроки;
- Комбинированные уроки;
- Интегрированные уроки;
- Урок учебная экскурссия;
- Урок изучения нового материала(этапы)
Организация учащихся
Подготовка учащихся к восприятию нового материала;
- Изучение нового материала;
- Первичное закрепление нового материала;
- Задание на дом;
- Подведение итогов урока
Особенности изучения нового материала
- Организация восприятия и осмысление нового – психологическая основа;
- Сложный учебный материал расчленяется на части и замедляется их восприятие;
- Опора на большое количество анализаторов;
- Обеспечение руководства почти каждым перцептивным действием учеников;
- Школьники обучаются анализировать результаты своих восприятий, сравнивать их с образцом.
Осмысление изучаемого нового материала
- Индуктивный путь изложения нового материала (от частного к общему); Постепенный перевод от конкретного к абстрактному;
- Постепенный перевод от действий с предметами к действиям в уме;
- Специально организованное обучение мыслительным операциям и стимулирование к их использованию;
- Постоянная помощь в вербализации полученных представлений;
- Активизация мыслительной деятельности.
Урок формирования и закрепления знаний и умений
- Целенаправленность формирования и закрепления учебного материала;
- Сознательность формирования и закрепления знаний и умений;
- Постоянная работа по предупреждению ошибок учащихся;
- Активность при закреплении и формировании знаний и умений;
- Дозированность и распределение по времени закрепления.
Этапы этого типа уроков
- Организация учащихся;
- Объявление темы и постановка задач;
- Воспроизведение необходимых знаний;
- Практическая работа учащихся по закреплению знаний и умений:
- А) выполнение заданий под руководством учителя;
- Б) самостоятельная работа учащихся.
- Проверка качества выполненных заданий;
- Задание на дом;
- Подведение итогов урока.
Урок систематизации и обобщения знаний и умений
- Организация учащихся;
- Определение темы и постановка задач урока;
- Воспроизведение знаний по частям, восполнение пробелов, уточнение и коррекция неправильно усвоенного;
- Приведение в систему воспроизведенных и скоррегированных знаний и умений, их обобщение;
- Выполнение практических заданий;
- Подведение итогов урока
Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков
- Тщательное продумывание системы и форм контроля;
- Фронтальный опрос;
- Индивидуальный опрос;
- Комментированные упражнения;
- Контрольные работы
Особенности урока в инклюзивном классе:
- Учет психофизиологических особенностей обучающихся с ОВЗ: вариант и степень проявления сенсорного или двигательного нарушения, состояние речевой функции (альтернативные средства обучения), степень и проявления интеллектуальных нарушений, нарушений эмоционально-волевой сферы);
- Организация рабочего места обучающегося;
- Обеспечение специальными учебниками и дидактическими материалами;
- Большое количество наглядного материала;
- Содержание, объем и представление учебного материала учителем;
- Формы и объем дозированной помощи;
- Применение ИКТ;
- Распределение времени на уроке.
- Четкая структурированность урока:
Рациональную структуру урока обеспечивают
- комплексное планирование задач обучения, воспитания, коррекции и развития;
- выделение в содержании урока и темы главного, существенного;
- определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления, домашнего задания;
- выбор рациональных методов, приемов и средств обучения;
- дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам;
- создание необходимых учебно-материальных условий обучения.
Применение здоровьесберегающих технологий:
1. Гигиенические условия в классе (кабинете).
2. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.
3. Физкультминутки и физкультпаузы (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
Необходимо отразить в ходе урока траекторию деятельности каждого ребенка с ОВЗ:
Местоположение ребенка в классе.
Охватить все грани развития ребенка: особенности внимания, памяти, мышления, особенности развития сенсомоторной сферы (зрительное, слуховое, тактильное, оптико-пространственное, цветовое восприятие; зрительно-моторная координация, мышечно-суставное чувство), особенности развития эмоционально-волевой сферы и личности ребенка (преобладающий фон настроения, волевые качества, характер, мотивация), латеральный фенотип. Т.е. учесть и использовать в работе все его возможности, особенности, интересы.
3. Дифференциация заданий по уровню сложности и по качественным особенностям.
4. Индивидуализация учения, которая предполагает, что для каждого ученика есть своя мера трудности, нижний её предел, который каждый ученик должен в силу своих повышающихся возможностей стремится превзойти.
. Использование опорных схем, карточек, таблиц.
6. Использование разноуровневого многовариативного дидактического и раздаточного материала.
7. Дополнительное объяснение содержания задания и предварительная проверка его понимания.
8. По мере необходимости – упрощение, уменьшение объема, выделение нескольких этапов работы, выделение основного (главного).
9. Фиксировать каждый фрагмент занятия: ориентируя учащихся на то, что они уже сделали и что им предстоит еще сделать. Такое подведение итогов должно служить стимулом, побуждающим ребенка к включению во все более усложняющуюся работу.
ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА.
Требования к технике проведения урока:
- Темп и ритм урока должен быть оптимальным, действия учителя и учеников завершенными;
- Менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения;
- Управлять учебным процессом на уроке, большую часть урока активно работают учащиеся
- Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях;
- Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке;
- Создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда.
ОЦЕНИВАНИЕ.
Оценивать выполненное задание, а не личность ребенка.
2. Увеличить вероятность получения желательных состояний ученика и уменьшить вероятность получения нежелательных состояний.
3.Всесторонний учет психологического эффекта оценки, умение использовать этот эффект в целях желательного для учителя воздействия на учащегося с учетом его индивидуальности.
4. Эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радовать вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему.
5. Избегать ориентировки на «среднюю» оценку (путем арифметических подсчетов).
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ:
1. Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;
2. Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика;
3. Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;
4. Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;
5. Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;
6. опора на более развитые способности ребенка;
7. Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащихся членением целостной деятельности на отдельные части, операции и др.
Рекомендации к поурочному планированию:
× наметить план деятельности на уроке для каждого инклюзированного ребенка, задача педагога при планировании – отразить в ходе урока (занятия) траекторию деятельности детей с ЗПР;
× включить в общий план для класса блоки заданий для детей с ЗПР,
× соблюдать в определении объема изучаемого материала принцип необходимости и достаточности;
× закреплять новый материал дифференцированно;
× давать разноуровневое домашнее задание, которое фиксируется в классном журнале (тема урока записывается общая).
- формирование интереса только через деятельность самих учащихся; усиление роли практической направленности изучаемого материала;
- убрать излишнюю словесную педагогику;
- мотивация деятельности является решающим в успехе хорошего урока, и это задача учителя;
- Построение системы необходимых «обходных путей» обучения, использование специфических методов, приемов и средств, опора на жизненный опыт ребёнка;
- Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику
- Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устроению типичных ошибок и пр.).
- Дополнительное инструктирование в ходе УД.
- Стимулирование УД (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).
- Контроль над УД (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).
- Различные формы взаимопомощи.
- Дополнительные занятия с учеником учителя.
НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ.
- обеспечение аудио-учебниками, чтобы учащиеся могли одновременно слушать и читать один и тот же текст;
- предоставление краткого содержания глав учебников;
- использование маркеров для выделения важной информации;
- использование предложений с пропущенными словами;
- использование учетных карточек для записи главных тем;
- предоставление учащимся списка вопросов для обсуждения до чтения текста;
- указание номеров страниц для нахождения верных ответов;
- сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий;
- сокращенные тесты, направленные на отработку правописания наиболее функциональных слов;
- альтернативные замещения письменных заданий (лепка, рисование, панорама и др.);
- четкое разъяснение заданий, часто повторяющееся;
- акцентирование внимания на задании (например, "Когда ты прочитаешь эту главу, то сможешь назвать три причины возникновения Гражданской войны");
- предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (например, напишите несколько небольших сообщений; представьте устное сообщение по обозначенной теме).
Работа в классе
- наличие индивидуальных правил для учащихся;
- оценка организации класса в соответствии с нуждами учащихся;
- отсутствие в классе отвлекающих внимание предметов (например, мобильных телефонов);
- обеспечение персональным компьютером для выполнения письменных работ;
- близость учеников к учителю;
- использование кабины для индивидуальной работы;
- наличие в классе дополнительных материалов (карандашей, книг;
Смена видов деятельности
- подготовка учащихся к смене вида деятельности;
- предоставление дополнительного времени для завершения задания;
- предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания;
- обеспечение помощи при передвижении
Обучение и задания
- использование указаний как в устной, так и в письменной форме;
- поэтапное разъяснение заданий;
- последовательное выполнение заданий;
- повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
- обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения;
- демонстрация уже выполненного задания (например, решенная математическая задача, продукт творчества);
- близость к учащимся во время объяснения задания.
Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у обучающихся с разными образователЕсли тема урока по основной и адаптированной образовательной программе общая, то изучение материала ведется фронтально, и дети получают знания того уровня, который определяется их программой. Можно предложить обучающимся с сохраненным интеллектом объяснить данную тему детям с ОВЗ. В таком случае происходит закрепление изученного материала у обучающихся с нормативным развитием и объяснение для обучающихся с ОВЗ.
Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков для обучающихся с нормативным развитием и обучающихся с ОВЗ строятся на разном дидактическом материале.
Возможен вариант, когда обучающиеся с нормативным развитием выполняют индивидуальные задания самостоятельно, а в это время учитель объясняет обучающимся с ОВЗ содержание новой темы, и только потом предлагает им самостоятельные задания. Сам же учитель переходит к проверке заданий, выполненных обучающимися с нормативным развитием .
АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ:
Задания в устной форме:
учитель проговаривает само задание;
обучающиеся проговаривают задание после учителя (возможно использование карточек с опорными словами, иллюстраций, отражающих алгоритм выполнения заданий, схем, таблиц);
пошаговое выполнение обучающимся полученного задания, проверка вместе с учителем.
Задания в письменной форме:
- учитель проговаривает само задание;
- обучающиеся проговаривают задание после учителя;
- детям раздаются карточки с заданиями для самостоятельного выполнения (алгоритм действия указан в самой карточке);
- проверка задания: учитель может индивидуально проверять задание, подходя к каждому ребенку.
НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ:
Письменные задания
- использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
- использование упражнений с пропущенными словами/предложениями;
- обеспечение школьника с ограниченными возможностями копией конспекта других учащихся или записями учителя;
- дополнение печатных материалов видео и диафильмами;
- обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске;
- разрешение использовать диктофон для записи ответов учащимися;
НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ:
ОЦЕНКА знаний.
- использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
- ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;
- оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями;
- акцентирование внимания на хороших оценках;
- разрешение переделать задание, с которым он не справился;
- оценка переделанных работ;
- использование системы оценок достижений учащихся.
Математика
- разрешение использовать калькулятор;
- размещение малого количества заданий на одном листе с упражнениями (например, от 4 до 6 заданий на странице);
- использование малого количества заданий для получения оценки;
- предоставление стола с математическими предметами для справочной информации;
- обеспечение каждого ученика визуальным числовым рядом;
- поэтапное представление проблемных заданий;
- использование визуальных пособий (картинок, графиков).
Поведение
- распределение учащихся по парам для выполнения заданий, чтобы один из учеников мог подать пример другому;
- обозначение школьных правил, которым учащиеся должны следовать; использование невербальных средств общения, напоминающих о данных правилах;
- использование поощрений для учащихся, которые выполняют правила (например, похвалить забывчивого ученика за то, что он принес в класс карандаши);
- свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное;
Поведение
- предоставление учащимся права покинуть класс и уединиться в так называемом "безопасном месте", когда этого требуют обстоятельства;
- разработка кодовой системы (слова), которое даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;
- игнорирование незначительных поведенческих нарушений.
- разработка мер вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным;
- знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями.
САМОАНАЛИЗ УРОКА,
Самоанализ даёт возможность учителю
- формировать и развивать творческую сознательность, проявляющуюся в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности учеников;
- развить умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей;
- формировать умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
- сформировать педагогическое самосознание учителя, когда он постепенно начинает видеть, понимать необходимую и существенную связь между способом его действий и конечным результатом урока.
Самоанализ урока учителем.
Краткая характеристика класса (интеллектуальные и психологические особенности).
Осуществление на уроке индивидуально-дифференцированного подхода в зависимости от этих особенностей.
Цель и задачи урока (образовательные, коррекционные, воспитывающие).
Какой урок по счету по данной теме. Тип урока. Этапы урока.
Используемые методы, приемы и виды работ на каждом этапе; обоснованность выбора именно этих приемов. Как используемые методы и приемы работали на решение главной цели урока и поставленных к ней задач.
Межпредметная связь и связь материала урока с жизнью.
Достижение поставленной цели и задач (что удалось, что не удалось и почему).
Один из вариантов алгоритма самоанализа урока может представлять собой следующее:
1. Характеристика класса.
2. Анализируются внешние связи урока: устанавливаются место и роль данного урока в изучаемой теме; характер связи урока с предыдущими и последующими уроками.
3. Характеристика триединой цели урока (ТЦУ) с опорой на характеристику класса: чего надо добиться в знаниях, умениях и навыках, исходя из специфики ученического коллектива; какое воспитательное воздействие оказать на учащихся; какие качества начать, продолжать, закончить развивать.
Функциональный аспект анализа:
на основе установленных способов взаимодействия определяется механизм формирования конечного результата урока;
определяется, насколько структура урока соответствовала ТЦУ, замыслу урока, возможностям классного коллектива
уясняется, каким образом осуществление модели урока, действия учителя и учащихся повлияли на характер конечного результата урока (выделяются наиболее удачные и неудачные моменты в деятельности учителя учащихся);
анализируется соответствие стиля отношений учителя и учащихся успешному формированию конечного результата урока.
Аспект оценки конечного результата урока:
- оценка качества знаний, умений и навыков, полученных учащимися на уроке;
- определение разрыва между триединой целью урока и его конечным результатом;
- сравнение причин этого разрыва;
- оценка достижения воспитывающего и развивающего аспекта ТЦУ;
- выводы и самооценка урока.
Системный подход к самоанализу урока формирует его системное видение у учителя и помогает лучше осмыслить свою собственную работу. Педагог-мастер начинается с освоения анализа своего собственного труда.
- Подготовка классной комнаты к уроку.
- Оформление доски;
- Подготовить наглядные пособия и магниты, скрепки и др.
- Раздать или подготовить к быстрой раздаче дидактический материал;
- Подготовить использование ТСО;
- Проконтролировать: санитарное состояние класса, готовность справочных пособий, готовность рабочих мест.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ КАК ОСНОВНОЙ ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ КАК ОСНОВНОЙ ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА...
Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС
Презентация рассказывает о структуре современного урока, требований к нему...
Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС
Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, вып...
Урок-как основная форма организации учебного процесса
В этой презентации вы найдете, что такое урок, общие требования к уроку, компоненты урока, цели и задачи урока....
Характеристика основных форм организации работы в ОО
Характеристика основных форм организации работы в ОО...
Характеристика основных форм организации методической работы в ОО
Характеристика основных форм организации методической работы в ОО...
Урок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе . Современные требования к уроку
Урок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе . Современные требования к уроку. ( презентация)...