Урок как основная форма организации обучения детей с ОВЗ
книга на тему

Полякова Екатерина Викторовна
Урок как основная форма организации обучения 
детей с ОВЗ
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx41.26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок как основная форма организации обучения
детей с ОВЗ

Классно-урочная система обучения зарекомендовала себя как наиболее устойчивая, основная форма организации обучения в школе.

 И в рамках этой системы урок предстает как отрезок обучения в 45 минут (вернее от 20 до 45 минут) относительно законченный по содержанию и способу построения.

 Урок, по сути, это внешнее выражение взаимодействия учителя и учащихся, регламентируемое правилами и законами. 

Требования к планированию коррекционно-развивающих уроков

Цель коррекционно-развивающего обучения - создать условия, способствующие развитию личности и эффективному усвоению учебного материала.

. При разработке урока необходимо учитывать основные принципы КРО

  • развитие динамичности восприятия учебного материала (построение урока с включением заданий достаточно высокого уровня трудности, способствующие развитию ребенка, раскрытию его возможностей, способностей и механизма компенсации различных психических функций);
  • принцип продуктивной обработки информации (самостоятельный поиск, выбор и принятие решения);
  • принцип развития и коррекции высших психических функций (в ходе каждого урока упражнять и развивать различные психические функции с помощью специальных коррекционных упражнений);
  • принцип мотивации к учению (задания должны быть творческие, интересные, посильные и проблемные. Включение ученика в деятельность на добровольных началах

Цели урока - дидактическая;  коррекционно-развивающая;  воспитательная

Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения. Дидактическая цель определяет, чему будет учить учитель на данном уроке и от нее зависит планирование урока (тип урока, моделирование структуры занятия).

Коррекционная направленность урока предполагает не только учебную, но и развивающую функцию. Реализация коррекционных задач планируется на всех этапах урока, учащиеся должны не только писать, считать, но и делать это с включением в активную работу психологических функций. Для этого нужно продумывать задания с опорой на определенные анализаторы. При планировании каждого этапа урока надо думать не столько об усвоении знаний, умений, навыков, сколько о развитии высших психических функций (память, внимание, восприятие, мышление), при помощи, которых и будет усваиваться учебная программа.

Образовательные задачи:

  1. формировать (формирование) у учащихся представления о …;
  2. выявить (выявлять)…;
  3. знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;
  4. сравнить…;
  5. уточнить…;
  6. расширить…;
  7. обобщить…; систематизировать…; дифференцировать…;
  8. учить применять на практике…; учить пользоваться…; тренировать…;
  9. проверить….

Воспитательные задачи:

  1. воспитывать интерес к учебе, предмету;
  2. воспитывать умение работать в парах, в команде;
  3. воспитывать самостоятельность;
  4. воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)

Коррекционно – развивающие задачи:

  1. корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;
  2. коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…; коррекция и развитие связной письменной речи…;
  3. коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;
  4. коррекция и развитие зрительного восприятия…;
  5. развитие слухового восприятия…; коррекция и развитие тактильного восприятия…;
  6. коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;
  7. коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…;
  8. коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…;

Типы уроков:

  1. Пропедевтические уроки;
  2. Уроки формирования новых знаний и умений деятельности;
  3. Уроки совершенствования знаний и умений;
  4. Уроки систематизации и обобщения знаний, умений и навыков;
  5. Контрольно-проверочные уроки;
  6. Практические уроки;
  7. Комбинированные уроки;
  8. Интегрированные уроки;
  9. Урок учебная экскурссия;
  10. Урок изучения нового материала(этапы)

Организация учащихся

 Подготовка учащихся к восприятию нового материала;

  • Изучение нового материала;
  • Первичное закрепление нового материала;
  • Задание на дом;
  • Подведение итогов урока

Особенности изучения нового материала

  • Организация восприятия и осмысление нового – психологическая основа;
  • Сложный учебный материал расчленяется на части и замедляется их восприятие;
  • Опора на большое количество анализаторов;
  • Обеспечение руководства почти каждым перцептивным действием учеников;
  • Школьники обучаются анализировать результаты своих восприятий, сравнивать их с образцом.

Осмысление изучаемого нового материала

  1. Индуктивный путь изложения нового материала (от частного к общему); Постепенный перевод от конкретного к абстрактному;
  2. Постепенный перевод от действий с предметами к действиям в уме;
  3. Специально организованное обучение мыслительным операциям и стимулирование к их использованию;
  4. Постоянная помощь в вербализации полученных представлений;
  5. Активизация мыслительной деятельности.

Урок формирования и закрепления знаний и умений

  1. Целенаправленность формирования и закрепления учебного материала;
  2. Сознательность формирования и закрепления знаний и умений;
  3. Постоянная работа по предупреждению ошибок учащихся;
  4. Активность при закреплении и формировании знаний и умений;
  5. Дозированность и распределение по времени закрепления.

Этапы этого типа уроков

  1. Организация учащихся;
  2. Объявление темы и постановка задач;
  3. Воспроизведение необходимых знаний;
  4. Практическая работа учащихся по закреплению знаний и умений:
  5. А) выполнение заданий под руководством учителя;
  6. Б) самостоятельная работа учащихся.
  7. Проверка качества выполненных заданий;
  8. Задание на дом;
  9. Подведение итогов урока.

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

  1. Организация учащихся;
  2. Определение темы и постановка задач урока;
  3. Воспроизведение знаний по частям, восполнение пробелов, уточнение и коррекция неправильно усвоенного;
  4. Приведение в систему воспроизведенных и скоррегированных знаний и умений, их обобщение;
  5. Выполнение практических заданий;
  6. Подведение итогов урока

Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков

  1. Тщательное продумывание системы и форм контроля;
  2. Фронтальный опрос;
  3. Индивидуальный опрос;
  4. Комментированные упражнения;
  5. Контрольные работы

Особенности урока в инклюзивном классе:

  1. Учет психофизиологических особенностей обучающихся с ОВЗ: вариант и степень проявления сенсорного или двигательного нарушения, состояние речевой функции (альтернативные средства обучения), степень и проявления интеллектуальных нарушений, нарушений эмоционально-волевой сферы);
  2. Организация  рабочего места обучающегося;
  3. Обеспечение специальными учебниками и дидактическими материалами;
  4. Большое количество наглядного материала;
  5. Содержание, объем и представление учебного материала учителем;
  6. Формы и объем дозированной помощи;
  7. Применение ИКТ;
  8. Распределение времени на уроке.
  9. Четкая  структурированность урока:

Рациональную структуру урока обеспечивают

  1. комплексное планирование задач обучения, воспитания, коррекции и развития;
  2. выделение в содержании урока и темы главного, существенного;
  3. определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления, домашнего задания;
  4. выбор рациональных методов, приемов и средств обучения;
  5. дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам;
  6. создание необходимых учебно-материальных условий обучения.

Применение  здоровьесберегающих технологий:

1. Гигиенические условия в классе (кабинете).

2. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.

3. Физкультминутки и физкультпаузы (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

Необходимо отразить в ходе урока траекторию деятельности каждого ребенка с ОВЗ:

Местоположение ребенка  в классе.

Охватить все грани развития ребенка: особенности внимания, памяти, мышления, особенности развития сенсомоторной сферы (зрительное, слуховое, тактильное, оптико-пространственное, цветовое восприятие; зрительно-моторная координация, мышечно-суставное чувство), особенности развития эмоционально-волевой сферы и личности ребенка (преобладающий фон настроения, волевые качества, характер, мотивация), латеральный фенотип. Т.е. учесть и использовать в работе все его возможности, особенности, интересы.

3.  Дифференциация заданий по уровню сложности и по качественным особенностям.

4. Индивидуализация учения, которая предполагает, что  для  каждого  ученика  есть своя мера трудности, нижний её предел, который каждый ученик должен  в  силу своих повышающихся возможностей стремится превзойти.

. Использование опорных схем, карточек, таблиц.

6. Использование разноуровневого многовариативного дидактического  и раздаточного материала.

7. Дополнительное объяснение содержания задания и предварительная проверка его понимания.

8. По мере необходимости – упрощение, уменьшение объема, выделение нескольких этапов работы, выделение основного (главного).

9. Фиксировать каждый фрагмент занятия: ориентируя учащихся на то, что они уже сделали и что им предстоит еще сделать. Такое подведение итогов должно служить стимулом, побуждающим ребенка к включению во все более усложняющуюся работу.

ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА.

Требования к технике проведения урока: 

  1. Темп и ритм урока должен быть оптимальным, действия учителя и учеников завершенными;
  2. Менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения;
  3. Управлять учебным процессом на уроке, большую часть урока активно работают учащиеся
  4. Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях;
  5. Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке;
  6. Создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда.

ОЦЕНИВАНИЕ.

Оценивать выполненное задание, а не личность ребенка.

2. Увеличить вероятность получения желательных состояний ученика и уменьшить вероятность получения  нежелательных состояний.

3.Всесторонний учет психологического эффекта оценки, умение использовать этот эффект в целях желательного для учителя воздействия на учащегося с учетом его индивидуальности.

4. Эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радовать вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему.

5. Избегать ориентировки на «среднюю» оценку (путем арифметических подсчетов).

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ:

1. Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;

2.        Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика;

3.        Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;

4.        Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;

5.        Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;

6.        опора на более развитые способности ребенка;

7.        Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащихся членением целостной  деятельности на отдельные части, операции и др.

Рекомендации к поурочному планированию:

×        наметить план деятельности на уроке для каждого инклюзированного ребенка, задача педагога при планировании – отразить в ходе урока (занятия) траекторию деятельности детей с ЗПР;

×        включить в общий план для класса блоки заданий для детей с ЗПР,

×        соблюдать в определении объема изучаемого материала принцип необходимости и достаточности;

× закреплять новый материал дифференцированно;

×        давать  разноуровневое домашнее задание, которое фиксируется в классном журнале (тема урока записывается общая).

  • формирование интереса только через деятельность самих учащихся; усиление роли практической направленности изучаемого материала;
  • убрать излишнюю словесную педагогику;
  • мотивация деятельности является решающим в успехе хорошего урока, и это задача учителя;
  • Построение системы необходимых «обходных путей» обучения, использование специфических методов, приемов и средств, опора на жизненный опыт ребёнка;
  • Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику
  • Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устроению типичных ошибок и пр.).
  • Дополнительное инструктирование в ходе УД.
  • Стимулирование УД (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).
  • Контроль над УД (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).
  • Различные формы взаимопомощи.
  • Дополнительные занятия с учеником учителя.

НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ.

  1. обеспечение аудио-учебниками, чтобы учащиеся могли одновременно слушать и читать один и тот же текст;
  2. предоставление краткого содержания глав учебников;
  3. использование маркеров для выделения важной информации;
  4. использование предложений с пропущенными словами;
  5. использование учетных карточек для записи главных тем;
  6. предоставление учащимся списка вопросов для обсуждения до чтения текста;
  7. указание номеров страниц для нахождения верных ответов;
  8. сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий;
  9. сокращенные тесты, направленные на отработку правописания наиболее функциональных слов;
  10. альтернативные замещения письменных заданий (лепка, рисование, панорама и др.);
  11. четкое разъяснение заданий, часто повторяющееся;
  12. акцентирование внимания на задании (например, "Когда ты прочитаешь эту главу, то сможешь назвать три причины возникновения Гражданской войны");
  13. предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (например, напишите несколько небольших сообщений; представьте устное сообщение по обозначенной теме).

Работа в классе

  1. наличие индивидуальных правил для учащихся;
  2. оценка организации класса в соответствии с нуждами учащихся;
  3. отсутствие в классе отвлекающих внимание предметов (например, мобильных телефонов);
  4. обеспечение персональным компьютером для выполнения письменных работ;
  5. близость учеников к учителю;
  6. использование кабины для индивидуальной работы;
  7. наличие в классе дополнительных материалов (карандашей, книг;

Смена видов деятельности

  1. подготовка учащихся к смене вида деятельности;
  2. предоставление дополнительного времени для завершения задания;
  3. предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания;
  4. обеспечение помощи при передвижении

Обучение и задания

  1. использование указаний как в устной, так и в письменной форме;
  2. поэтапное разъяснение заданий;
  3. последовательное выполнение заданий;
  4. повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
  5. обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения;
  6. демонстрация уже выполненного задания (например, решенная математическая задача, продукт творчества);
  7. близость к учащимся во время объяснения задания.

Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у обучающихся с разными образователЕсли тема урока по основной и адаптированной образовательной программе общая, то изучение материала ведется фронтально, и дети получают знания того уровня, который определяется их программой. Можно предложить обучающимся с сохраненным интеллектом объяснить данную тему детям с ОВЗ. В таком случае происходит закрепление изученного материала у обучающихся с нормативным развитием  и объяснение для обучающихся с ОВЗ.

Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков для обучающихся с нормативным развитием и обучающихся с ОВЗ строятся на разном дидактическом материале.

Возможен вариант, когда обучающиеся с нормативным развитием выполняют индивидуальные задания самостоятельно, а в это время учитель объясняет обучающимся с ОВЗ содержание новой темы, и только потом предлагает им самостоятельные задания. Сам же учитель переходит к проверке заданий, выполненных обучающимися с нормативным развитием .

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ:

Задания в устной форме:

учитель проговаривает само задание;

обучающиеся проговаривают задание после учителя (возможно использование карточек с опорными словами, иллюстраций, отражающих алгоритм выполнения заданий, схем, таблиц);

пошаговое выполнение обучающимся полученного задания, проверка вместе с учителем.

Задания в письменной форме:

  1. учитель проговаривает само задание;
  2. обучающиеся проговаривают задание после учителя;
  3. детям раздаются карточки с заданиями для самостоятельного выполнения (алгоритм действия указан в самой карточке);
  4. проверка задания: учитель может индивидуально проверять задание, подходя к каждому ребенку.

НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ:

Письменные задания

  1. использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
  2. использование упражнений с пропущенными словами/предложениями;
  3. обеспечение школьника с ограниченными возможностями копией конспекта других учащихся или записями учителя;
  4. дополнение печатных материалов видео и диафильмами;
  5. обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске;
  6. разрешение использовать диктофон для записи ответов учащимися;

НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ:

ОЦЕНКА знаний.

  1. использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
  2. ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;
  3. оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями;
  4. акцентирование внимания на хороших оценках;
  5. разрешение переделать задание, с которым он не справился;
  6. оценка переделанных работ;
  7. использование системы оценок достижений учащихся.

Математика

  • разрешение использовать калькулятор;
  • размещение малого количества заданий на одном листе с упражнениями (например, от 4 до 6 заданий на странице);
  • использование малого количества заданий для получения оценки;
  • предоставление стола с математическими предметами для справочной информации;
  • обеспечение каждого ученика визуальным числовым рядом;
  • поэтапное представление проблемных заданий;
  • использование визуальных пособий (картинок, графиков).

Поведение 

  1. распределение учащихся по парам для выполнения заданий, чтобы один из учеников мог подать пример другому;
  2. обозначение школьных правил, которым учащиеся должны следовать; использование невербальных средств общения, напоминающих о данных правилах;
  3. использование поощрений для учащихся, которые выполняют правила (например, похвалить забывчивого ученика за то, что он принес в класс карандаши);
  4. свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное;

Поведение 

  1. предоставление учащимся права покинуть класс и уединиться в так называемом "безопасном месте", когда этого требуют обстоятельства;
  2. разработка кодовой системы (слова), которое даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;
  3. игнорирование незначительных поведенческих нарушений.
  4. разработка мер вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным;
  5. знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями.

САМОАНАЛИЗ УРОКА,

Самоанализ даёт возможность учителю

  1. формировать и развивать творческую сознательность, проявляющуюся в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности учеников;
  2. развить умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей;
  3. формировать умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
  4. сформировать педагогическое самосознание учителя, когда он постепенно начинает видеть, понимать необходимую и существенную связь между способом его действий и конечным результатом урока.

Самоанализ урока учителем.

Краткая характеристика класса (интеллектуальные и психологические особенности).

Осуществление на уроке индивидуально-дифференцированного подхода в зависимости от этих особенностей.

Цель и задачи урока (образовательные, коррекционные, воспитывающие).

Какой урок по счету по данной теме. Тип урока. Этапы урока.

 Используемые методы, приемы и виды работ на каждом этапе; обоснованность выбора именно этих приемов. Как используемые методы и приемы работали на решение главной цели урока и поставленных к ней задач.

Межпредметная связь и связь материала урока с жизнью.

Достижение поставленной цели и задач (что удалось, что не удалось и почему).

Один из вариантов алгоритма самоанализа урока может представлять собой следующее:

1. Характеристика класса.

2. Анализируются внешние связи урока: устанавливаются место и роль данного урока в изучаемой теме; характер связи урока с предыдущими и последующими уроками.

 3. Характеристика триединой цели урока (ТЦУ) с опорой на характеристику класса: чего надо добиться в знаниях, умениях и навыках, исходя из специфики ученического коллектива; какое воспитательное воздействие оказать на учащихся; какие качества начать, продолжать, закончить развивать.

Функциональный аспект анализа:

на основе установленных способов взаимодействия определяется механизм формирования конечного результата урока;

определяется, насколько структура урока соответствовала ТЦУ, замыслу урока, возможностям классного коллектива

уясняется, каким образом осуществление модели урока, действия учителя и учащихся повлияли на характер конечного результата урока (выделяются наиболее удачные и неудачные моменты в деятельности учителя учащихся);

анализируется соответствие стиля отношений учителя и учащихся успешному формированию конечного результата урока.

Аспект оценки конечного результата урока:

  1. оценка качества знаний, умений и навыков, полученных учащимися на уроке;
  2. определение разрыва между триединой целью урока и его конечным результатом;
  3. сравнение причин этого разрыва;
  4. оценка достижения воспитывающего и развивающего аспекта ТЦУ;
  5. выводы и самооценка урока.

         Системный подход к самоанализу урока формирует его системное видение у учителя и помогает лучше осмыслить свою собственную работу. Педагог-мастер начинается с освоения анализа своего собственного труда.

  1. Подготовка классной комнаты к уроку.
  2. Оформление доски;
  3. Подготовить наглядные пособия и магниты, скрепки и др.
  4. Раздать или подготовить к быстрой раздаче дидактический материал;
  5. Подготовить использование ТСО;
  6. Проконтролировать: санитарное состояние класса, готовность справочных пособий, готовность рабочих мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ КАК ОСНОВНОЙ ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ КАК ОСНОВНОЙ ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА...

Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС

Презентация рассказывает о структуре современного урока, требований к нему...

Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития,  высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, вып...

Урок-как основная форма организации учебного процесса

В этой презентации вы найдете, что такое урок, общие требования к уроку, компоненты урока, цели и задачи урока....

Характеристика основных форм организации работы в ОО

Характеристика основных форм организации работы в ОО...

Характеристика основных форм организации методической работы в ОО

Характеристика основных форм организации методической работы в ОО...

Урок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе . Современные требования к уроку

Урок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе . Современные требования к уроку. ( презентация)...