Слова-действия - урок по предмету "Графика и письмо"
план-конспект урока
Урок по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью, 2 вариант учебного плана.
Урок изучение нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Слова-действия (урок по предмету "Графика и письмо") | 49.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
АООП: адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью, 2 вариант учебного плана. | |||||
Класс: 11Д | |||||
Учитель: Яхнова Елена Аркадьевна | |||||
Предмет: Графика и письмо | |||||
Тема урока: «Слова-действия. Подбор действий к предметам. Соотнесение слова с картинкой. Выделение в словах гласных, деление на слоги, запись слов». | |||||
Тип урока: Урок изучения нового материала | |||||
Цель: формирование представлений о словах-действиях, умения подбирать действия к предметам, опираясь на вопрос. | |||||
Задачи: Образовательные: - повторять признаки весны; Коррекционно-развивающие: Воспитательные: - воспитание чувства прекрасного при взаимодействии с весенней природой. | |||||
Планируемые результаты | Предметные | Личностные | Метапредметные (если есть) | ||
Развитие навыка анализа слова (деление на слоги, буквенный анализ) | Развитие коммуникативных навыков (взаимодействие в диалоге при подборе действий предметов), формирование способности принимать учебную задачу, самостоятельно (с минимальной помощью взрослого) разбивая её на подготовительные этапы. | ||||
Межпредметные связи: | Развитие речи и окружающий мир | ||||
Ресурсы урока: | Мультимедийное оборудование (ноутбук), картинки с условным обозначением этапов работы над словом («Делим на слоги» - слоговые «комнатки», «подчёркиваем гласные» - «стелим» красные «коврики»; карточки-схемы «Предмет и его действие»; листы-карточки со словами-действиями для чтения, слогового и буквенного анализа, предваряющих запись слова; альбомы с крупной линейкой для записи слов; слайды с изображением снега, подснежников, набухших почек, птиц, возвращающихся с юга и птиц, вьющих гнёзда; видео «Скворец. Весенняя песня скворца», «Весенний ручеёк», «Таяние сосулек». | ||||
Формы обучения: | Фронтальная | ||||
Ход урока | |||||
Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности ученика | Формируемые базовые учебные действия | |||
| |||||
Приветствие учителем учащихся. Выбранную карточку взрослый закрепляет на индивидуальной дорожке ученика на визуальном расписании. | Учащиеся выбирают необходимую карточку, обозначающую данный учебный предмет. | Способность к осмыслению себя в социальном окружении класса; закреплять умение пользоваться знаками-символами. | |||
| |||||
- Ребята, послушайте предложение: Птицы: скворцы, синицы, сороки поют по-разному: пищат, трещат, свистят. - Какие слова передают разные голоса птиц? - Зададим вопрос к этим словам от слова «птицы». - Молодцы! Слова, которые отвечают на вопрос «Что делает предмет?» называются словами-действиями. Действий очень много: одни действия показывают нам, как перемещается предмет (летит, бежит, идёт, плывёт), другие – какой звук издаёт предмет (гудит, свистит, поёт, шепчет), третьи передают эмоциональное состояние (грустит, радуется), четвёртые показывают, чем занят предмет (рисует, читает, моет и т.д.). Тема нашего урока – слова-действия. Предмет и его действие будем изображать вот такой схемой (поясняет обозначения):
| - Пищат, трещат, свистят. Отвечают: «Птицы что делают?» | Умение задавать вопрос. Концентрация внимания на говорящем. Умение воспринимать элементарную схематическую информацию (понимать изображение). | |||
| |||||
- Давайте вспомним, какое сейчас время года? - Весной вся природа просыпается, оживает от долгого зимнего сна, наполняется действиями. - А сейчас вспомним, с каких действий природы начиналась весна. Будем создавать короткие предложения по схеме, создадим копилку весенних слов-действий (карточки с действиями будем класть в копилку). 1. Картинка снега - Что это? (Указывает на «предмет» на схеме.) - Что делает снег весной? (Указывает на «действие» на схеме.) 2. Видео «Весенний ручеёк». - Что это? - Правильно. Давайте подберём слова-действия к ручейку. Ручеёк что делает? (Учитель поправляет, дополняет, если ответ неточный, неполный). 3. Слайд «Первая травка» - Что это? - Подберите слова-действия к первой травке. Задайте от слова «травка» к ним вопрос. 4. Слайд «Подснежники» - Что это? - Какие слова-действия к ним подберём? Задайте от слова «подснежники» к ним вопрос. Если обучающиеся затрудняются в ответе, учитель предлагает им прочитать «цветочное» действие – «расцветают» на карточке. 5. Слайды «Птицы возвращаются домой», «Птицы вьют гнёзда» - Кто это? - Подберите слова-действия к птицам весной. Видео «Скворец. Весенняя песня скворца». Что ещё делают птицы весной? 6. Видео «Таяние сосулек» - Что это? - Что они делают весной? - Правильно. Ещё говорят: «сосульки плачут», «звенит капель».
| - Весна. - Снег. - Тает. Смотрят, слушают. - Это ручеёк. - Бежит, журчит. - Травка. - Травка (что делает?) появляется, прорастает.
- Подснежники. - Подснежники (что делают?) появляются, расцветают. - Птицы. - Возвращаются, вьют (гнёзда). - Поют. - Это сосульки. - Сосульки тают. |
Умение отвечать на поставленный вопрос.
Умение работать с элементарной схематической информацией (понимать изображение). Работать с несложной по содержанию информацией (понимать изображения). Наблюдать под руководством взрослого за предметами окружающего мира, узнавать их по изображению, звуку. Актуализировать из пассивного словаря нужные слова. | |||
| |||||
Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем – Крылья сложим назад (вперёд). | Выполняют движения в соответствии с текстом. | Готовность выполнять движения по образцу. | |||
| |||||
Игра «Вспомни предмет по его действию» - Будем доставать карточки с действиями из «Копилки весенних действий», читать их, вспоминать, чьё это действие, и потом записывать. Журчит. - Что может журчать? - Запишем слово-действие «журчит». - Повторим, что нужно сделать, чтобы грамотно записать слово? (Можно посмотреть подсказки-карточки на столе). - Разделим слово на слоги. - Что ещё нужно сделать со словом? - Правильно, пропоём каждый слог, найдём гласные, чтобы их не потерять при записи слова. - У нас получилась песенка гласных «У – И». Теперь можно записать слово. - Какой первый слог? - Какая первая буква? Вторая? И т.д. Звенит - Что может звенеть? - Запишем слово-действие «звенит». Что сначала сделаем? - Теперь можно записать. Вьют, поют - Кто может это делать? - Запишем слово-действие «поют». Что сначала сделаем? - Теперь можно записать. Набухают - Что может набухать? - Запишем слово-действие «набухают». Что сначала сделаем? - Теперь можно записать. Без чтения с карточки можно вспомнить, что прорастает, а что расцветает. | - Ручеёк. - Разделить на слоги, выделить в каждом слоге гласный. Делят, отхлопывая каждый слог. - Найти гласные. Выделяют гласные, пропевая каждый слог. - Жур. - Буква Ж. Записывают по слогам, выделяя в слоге каждый звук (букву).
- Капель. - Выделим слоги, гласные в слогах. Делят слово на слоги, выделяют гласные. Записывают по слогам, выделяя в слоге каждый звук (букву). - Птицы. - Выделим слоги, гласные в слогах. Делят слово на слоги, выделяют гласные. Записывают по слогам, выделяя в слоге каждый звук (букву). - Выделим слоги, гласные в слогах. Делят слово на слоги, выделяют гласные. Записывают по слогам, выделяя в слоге каждый звук (букву). Вспоминают травку, подснежник. | Принимают учебную задачу. Поэтапное выполнение учебной задачи, сосредоточение на предложенном задании. Выполняют элементарные операции анализа и синтеза. Записывают с комментарием. | |||
| |||||
- Вспомним, какие слова мы сегодня изучали? - Какой вопрос поставим от слов-предметов к словам-действиям? - Вспомним условные обозначения схемы. | Слова-действия. - Что делает предмет? Вспоминают. | Умение отвечать на поставленный вопрос. Способность к элементарному обобщению. | |||
- Понятна ли вам тема урока? Выберите смайлик: если понятна – радостный, если непонятна – грустный. | Умение оценить свои знания, выразить своё состояние в знаковой форме. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку с применением современных методов обучения для 1 класса по УМК «Перспективная начальная школа» на тему: «Слова-предметы. Слова-действия».
Конспект урока по русскому языку с применением современных методов обучения для 1 класса по УМК «Перспективная начальная школа» на тему: «Слова-предметы. Слова-действия».Цели: формировать ...
Урок русского языка по теме: Правописание мягкого знака после шипящих в словах - предметах и словах - действиях.
Данный урок направлен на формирование у учащихся умения правильной проверки нефонемных написаний мягкого знака после шипящих в словах , называющих предметы и действия Каждый этап урока сод...
Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »
Заранее класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...
Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс
Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; опр...
Урок русского языка. "Слова-предметы, слова-действия" (ПНШ) 1 класс
Урок изучения нового материала по программе «Перспективная начальная школа». Дети должны научиться определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и ...
Сценарий и презентация к уроку русского языка "Слова - предметы, слова - действия" 1 класс ПНШ
Маша и Миша подошли к заколдованному лесу. Злая волшебница лишила возможности животных и растения двигаться. Ребята решили помочь деревьям, животным. Выполняя задания и помогая героям учащиеся знакомя...
: Знакомство с разными группами слов. Слова - названия предметов. Слова - признаки. Слова - действия.
Цель урока: формирование умения различать предмет и слово как название предмета, определение слов - названия предметов, признаки предметов, действия предметов....