Cпециальная индивидуальная программа развития. 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с тяжелыми и множественными нарушениями развития (2 вариант)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сипр | 64.84 КБ |
Предварительный просмотр:
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
обучающегося с тяжелыми и множественными нарушениями развития
(вариант 2)
4 класса
на 2022-2023 учебный год
Составители:
Учитель-дефектолог:
учитель-психолог:
учитель музыки:
учитель адаптивной физкультуры:
учитель домоводства:
учитель-логопед:
Специальная индивидуальная программа развития
1. Индивидуальные сведения о ребенке
ФИО ребенка:
Возраст ребенка:
Место жительства:
Мать:
Отец:
Год обучения в
Ступень обучения:
Группа (особые потребности): 1
2.Структура СИПР.
Содержание |
1. Индивидуальные сведения о ребёнке |
2. Структура СИПР |
3. Психолого-педагогическая характеристика на начало и на конец учебного года |
4. Индивидуальный учебный план |
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре |
6. Содержание образования: |
6.1. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов |
6.2. Нравственное развитие |
6.3. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни |
6.4. Внеурочная деятельность |
7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР |
8. Программа сотрудничества с семьей |
9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов |
10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения |
3. Психолого-педагогическая характеристика на начало 2020-2021 учебного года
Семья неполная, состоит из 2 человек, проживает в 1-комнатной квартире со всеми удобствами. Мама ухаживает за сыном-инвалидом, заботливо и доброжелательно относится к сыну, заинтересована в успешном развитии ребенка. _____ посещал МДОУ №10 г. -
По заключению ПМПК у мальчика умственная отсталость (интеллектуальные нарушения с сопутствующим РАС) согласно ТПМПК № рекомендован вариант 2. Ребенок нуждается в создании специальных условий для получения основного образования, для получения дополнительного образования. - рекомендованы индивидуальные занятия с психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития; занятия с логопедом, дефектологом, психологом; наблюдение врача-психиатра. Форма обучения: в организации, очно-заочная (согласно медицинским рекомендациям).
Основные двигательные навыки сформированы. Мальчик физически крепкий, сильный, рослый. Состояние зрения и слуха соответствует норме.
Специальную индивидуальную программу развития в течение учебного года Влад освоил успешно. Он знает все буквы, стал соединять их в слоги, читает короткие слова. Ученик освоил числовой ряд от 1 до 10, начал соотносить число и количество предметов. Интерес у - вызывают двузначные числа, он с удовольствием пытается их называть. Объем активного словаря ограниченный, но обращенную инструкцию понимает, присутствует сопряженное проговаривание.
Влад самостоятельно держит ручку, карандаш, оставляя графический след на бумаге. Нажим недостаточный, линии слабые. Мелкая моторика плохо развита. Координация движений нарушена.
Уровень основных мыслительных операций снижен. По просьбе взрослого показывает предметы на картинке, называет их, знает обобщающие слова. Начальная стадия логического мышления: простые сравнения, аналогии, последовательность событий (три карточки). Пространственная ориентация не сформирована. Внимание неустойчивое, истощаемое, отвлекается от заданий. На занятиях занимается только с помощью педагога. Интерес к какой-либо деятельности носит кратковременный, неустойчивый характер.
Особенности эмоционально-волевой сферы: ребенок эмоциональный, идет на контакт избирательно. В поведении у него чередуются проявления медлительности и возбудимости, реактивности. Присутствие других детей вызывает у - яркое возбуждение и невозможность сосредоточиться на выполнении задания педагога. Ему трудно ориентироваться в ситуации, нуждается в постоянном контроле взрослого. У ребенка бывает ступор, застывание. ______ понимает обращенную речь, соотносит себя с именем. Может проявлять агрессию в отношении взрослых, детей (щипается, толкает, может ударить). - встает в ходе занятия, убегает, при попытке педагога его остановить, может оттолкнуть взрослого и убежать, не реагируя в этот момент на слова педагога. Имеет склонность к навязчивым мыслям, движениям, фразам. Воспринимает происходящее вокруг себя не всегда адекватно. Навыки самообслуживания сформированы, самостоятельно моет руки, кушает и ходит в туалет. Может частично раздеваться и разуваться.
Мальчику необходима поддержка, помощь, постоянный контроль со стороны взрослых.
По состоянию здоровья врачом-психиатром ребенку рекомендовано 2 дополнительных выходных дня, они предоставляются ребенку по мере необходимости, с учетом его психического и эмоционального состояния.
Приоритетные области и предметы для педагогической работы:
1. Речь и альтернативная коммуникация.
2. Математические представления.
3. Окружающий природный мир.
4. Человек.
5. Окружающий социальный мир.
6. Музыка и движение.
7. Изобразительная деятельность.
8. Адаптивная физкультура.
9. Коррекционно-развивающие занятия.
10. Сенсорное развитие.
11. Двигательное развитие.
12. Предметно-практические действия.
13. Коррекционно-развивающие занятия.
4. Индивидуальный учебный план на 2022-2023 учебный год
Предмет | Групповые занятия | Индивидуальные занятия | ||||||||
Учитель | Учитель музыки | Учитель физкультуры | Учитель ИЗО и трудового обучения | Учитель-логопед | Учитель- психолог | Тьютор | ||||
Речь и альтернативная коммуникация | 2 | |||||||||
Математические представления | 2 | |||||||||
Окружающий природный мир | 2 | |||||||||
Человек | 2 | |||||||||
Окружающий социальный мир | 2 | |||||||||
Музыка и движение | 2 | |||||||||
Изобразительная деятельность | 3 | |||||||||
Адаптивная физкультура | 2 | |||||||||
Домоводство | 3 | |||||||||
Коррекционно-развивающие занятия | 2 | |||||||||
Всего | 22 | |||||||||
Сенсорное развитие | 3 | |||||||||
Двигательное развитие | 1 | |||||||||
Предметно-практические действия | 3 | |||||||||
Альтернативная коммуникация | 2 | |||||||||
Всего | 9 | |||||||||
Внеурочная деятельность | 6 | |||||||||
Итого | 36 |
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре
Дни недели | 9.05-9.15 | 11.00-11.15 |
Понедельник | Завтрак Гигиенические процедуры, требуется уход. В столовую заходит, присмотр | Обед Гигиенические процедуры, требуется уход. В столовую заходит, присмотр |
Вторник | Завтрак Гигиенические процедуры, требуется уход. В столовую заходит, присмотр | Обед Гигиенические процедуры, требуется уход. В столовую заходит, присмотр |
Среда | Завтрак Гигиенические процедуры, требуется уход. В столовую заходит, присмотр | Обед Гигиенические процедуры, требуется уход. В столовую заходит, присмотр |
Четверг | Завтрак Гигиенические процедуры, требуется уход. В столовую заходит, присмотр | Обед Гигиенические процедуры, требуется уход. В столовую заходит, присмотр |
Пятница | Завтрак Гигиенические процедуры, требуется уход. В столовую заходит, присмотр | Обед Гигиенические процедуры, требуется уход. В столовую заходит, присмотр |
Перечень необходимых специальных материалов и средств для ухода: бумажные полотенца, мыло.
По состоянию здоровья врачом-психиатром ребенку рекомендован 1 дополнительный выходной день, они предоставляются ребенку по мере необходимости, с учетом его психического и эмоционального состояния.
6. Содержание образования
6.1. Базовые учебные действия
Содержание БУД (УУД) | 1 полугодие | 2 полугодие |
1.Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с учителем, взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками. | ||
| ||
| ||
| ||
- планирование учебного дня | ||
- следование расписанию дня | ||
2. Формирование учебного поведения | ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
3. Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками | ||
Выполнение задания в течение периода времени, обозначенного наглядно | ||
Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действий и т.д. | ||
ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога; | ||
выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога |
6.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие |
Речь и альтернативная коммуникация | ||
Коммуникация - установление зрительного контакта с собеседником | ||
- выражение своих желаний предложением | ||
- выражение согласия | ||
- ответы на вопросы:
| ||
-выражение благодарности | ||
- прощание с собеседником: | ||
Развитие речи | ||
Устная речь | ||
Импрессивная речь - называние своего имени - различение по именам:
- понимание слов, обозначающих
| ||
- понимание слов, указывающих на предмет, его признак:
| ||
-понимание простых предложений:
| ||
Экспрессивная речь | ||
- называние своего имени - называние имён:
- называние отдельных предметов, животных. |
Математические представления. | ||||||||||
Количественные представления. | ||||||||||
| ||||||||||
Написание цифр
| ||||||||||
Соотнесение цифр 1-5 с количеством предметов Соотнесение цифр 6-10 с количеством предметов Соотнесение цифр 10-20 с количеством предметов | ||||||||||
Решение примеров в пределах 5 Решение примеров в пределах 10 Решение примеров в пределах 20 | ||||||||||
Представления о форме. | ||||||||||
| ||||||||||
Пространственные представления | ||||||||||
| ||||||||||
Временные представления. | ||||||||||
| ||||||||||
Представления о величине. | ||||||||||
| ||||||||||
Окружающий природный мир | ||||||||||
Временные представления. | ||||||||||
| ||||||||||
Животный мир. | ||||||||||
| ||||||||||
Объекты природы. | ||||||||||
| ||||||||||
Растительный мир. | ||||||||||
| ||||||||||
Человек | ||||||||||
Представления о себе. | ||||||||||
| ||||||||||
Семья. | ||||||||||
| ||||||||||
Гигиена тела. | ||||||||||
| ||||||||||
Окружающий социальный мир | ||||||||||
Предметы и материалы, изготовленные человеком. | ||||||||||
| ||||||||||
Предметы быта. | ||||||||||
| ||||||||||
Транспорт. | ||||||||||
| ||||||||||
Традиции, обычаи | ||||||||||
| ||||||||||
Изобразительная деятельность | ||||||||||
Аппликация. | ||||||||||
| ||||||||||
Лепка. | ||||||||||
| ||||||||||
Рисование. | ||||||||||
| ||||||||||
Предметно-практические действия | ||||||||||
Действия с материалами | ||||||||||
- разминание материала (тесто, пластилин) | ||||||||||
- сминание материала (бумага) | ||||||||||
- разрывание материала (бумага) | ||||||||||
- переливание материала(вода) двумя руками из одной ёмкости в другую | ||||||||||
- пересыпание материала (крупа) двумя руками из одной ёмкости в другую | ||||||||||
-наматывание нити на клубок(шпагата, шерстяной нити) | ||||||||||
Действия с предметами | ||||||||||
- сжимание предмета:
| ||||||||||
- нанизывание предметов на нить | ||||||||||
- вставление предметов (мелких деталей мозаики в отверстия) | ||||||||||
- вращение предмета (открывание и закрывание пластиковых бутылок) | ||||||||||
- закрывание предметов:
| ||||||||||
Двигательное развитие | ||||||||||
- удерживание головы: *в положении лёжа на спине * в положении лёжа на животе *в положении на боку (правом, левом) *в положении сидя | ||||||||||
- выполнение движений головой: *наклоны (вправо, влево, вперёд в положении лёжа на спине/животе, стоя или сидя) *повороты (вправо, влево в положении лёжа на спине/животе, стоя или сидя) * «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки) | ||||||||||
- выполнение движений руками: *вперёд *назад *вверх *в стороны *«круговые» | ||||||||||
- выполнение движений пальцами рук: *сгибать фаланги пальцев *разгибать фаланги пальцев *сгибать пальцы в кулак *разгибать пальцы | ||||||||||
- выполнение движений плечами: *вверх *вперёд *назад *«круговые» | ||||||||||
- опора: *на предплечья *на кисти рук | ||||||||||
- изменение позы в положении лёжа: *поворот со спины на живот *поворот с живота на спину | ||||||||||
- удерживание головы: *в положении лёжа на спине * в положении лёжа на животе *в положении на боку (правом, левом) *в положении сидя | ||||||||||
- выполнение движений головой: *наклоны (вправо, влево, вперёд в положении лёжа на спине/животе, стоя или сидя) *повороты (вправо, влево в положении лёжа на спине/животе, стоя или сидя) * «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки) | ||||||||||
- выполнение движений руками: *вперёд *назад *вверх *в стороны *«круговые» | ||||||||||
- выполнение движений пальцами рук: *сгибать фаланги пальцев *разгибать фаланги пальцев *сгибать пальцы в кулак *разгибать пальцы | ||||||||||
- выполнение движений плечами: *вверх *вперёд *назад *«круговые» | ||||||||||
- опора: *на предплечья *на кисти рук | ||||||||||
- изменение позы в положении лёжа: *поворот со спины на живот *поворот с живота на спину |
6.3. Нравственное развитие
Содержание | I полугодие | II полугодие |
Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей. | ||
Доброжелательное отношение к окружающим, умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми. Поддержание у ребенка положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных. | ||
Умение выбирать деятельность, способ выражения своих желаний, принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий, на доступном ему уровне, предвидеть последствия своих действий, понимать, насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей. Контроль за своими эмоциями и поведением. | ||
Усвоение правил совместной деятельности в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге. | ||
Ориентация в религиозных ценностях с учетом желания и вероисповедания обучающихся и их семей. |
6.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Содержание | I полугодие | II полугодие |
Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровье сбережения, режима дня | ||
Интерес и бережное отношения к природе; экологически сообразное поведения в быту и природе | ||
Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья | ||
Безопасное поведение в окружающей среде, простейшие умения поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях | ||
Знания о правилах здорового питания |
6.5. Внеурочная деятельность
Название мероприятия | Планируемая деятельность ребенка в мероприятии | Участие ребенка в мероприятии |
День знаний | присутствие на торжественной линейке | |
День осени | присутствие на мероприятии | |
Новый год | изготовление украшений класса совместно с родителями; участие в новогоднем празднике | |
8 Марта | знакомство с атрибутами праздника, участие в мероприятии | |
Последний учебный день | присутствие на торжественной линейке, праздничном чаепитии | |
Разные мероприятия | присутствие на мероприятии по ПДД |
7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР
8. Программа сотрудничества с семьей
Задачи | Мероприятия | Отчет о проведении |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка | - индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в четверть и по запросу родителей) - консультации родителей по темам: "Организация свободного времени дома", "Реализация СИПР в домашних условиях", "Сенсорное развитие ребенка", "Коррекционно-развивающие занятия", «Предметно-практические действия», «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие» (альтернативная коммуникация) | |
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации | - участие родителей в разработке СИПР, - посещение родителями уроков/занятий, - консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, - выбор единых подходов и приемов работы, - домашнее визитирование | |
Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения | - информирование электронными средствами - личные встречи, беседы |
|
Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях | - привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий |
См. далее: Содержание программы сотрудничества с семьей за I полугодие.
Содержание программы сотрудничества с семьей за II полугодие.
Содержание программы сотрудничества с семьей за I полугодие
Формы работы | Цель | Примерное содержание | Сроки | Ответственный |
Индивидуальные консультации специалистов "Организация свободного времени дома", "Реализация СИПР в домашних условиях. " | Повышение осведомленности родителей (з/п) об особенностях развития и особых образовательных потребностях ребенка, участие родителей в разработке СИПР | Итоги диагностики, разработка СИПР. Подведение итогов обучения. Обмен информацией о ходе реализации СИПР | Сентябрь По запросу. I полугодие. 1 раз в неделю Личные беседы. | |
Занятия для родителей (з/п) с детьми (мастер-классы) | Обучение навыкам взаимодействия с ребенком, помощь в организации и проведении совместного досуга родителей (з/п) и ребенка | "Коррекционно-развивающие занятия", "Предметно-практические действия". | 1 раз в месяц, 1 час | |
Просмотр видеозаписей уроков/занятий с родителями (з/п) и специалистами с последующим обсуждением | Обеспечение участия семьи в реализации СИПР, обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и школе | "Альтернативная коммуникация", "Сенсорное развитие ребенка" и др. | По запросу родителя (з/п), учителя или специалиста 1 раз в месяц | |
Присутствие родителей (з/п) при проведении занятий | Обеспечение единства требований к обучающемуся | По запросу родителя, учителя или специалиста | ||
Домашнее визитирование | Обеспечение единства требований к обучающемуся, участия семьи в разработке и реализации СИПР | В течение учебного года. Сентябрь | ||
Участие родителей (з/п) во внеурочных мероприятиях | Повышение активности родителей (з/п), преодоление социальной изоляции, формирование партнерских отношений родителей и педагогов школы | Общешкольные праздники, посещение общественных мест, экскурсии и т.п. | Согласно плану внеурочной деятельности |
Содержание программы сотрудничества с семьей за II полугодие
Формы работы | Цель | Примерное содержание | Сроки | Ответственный |
Индивидуальные консультации специалистов "Организация свободного времени дома", "Реализация СИПР в домашних условиях. " | Повышение осведомленности родителей (з/п) об особенностях развития и особых образовательных потребностях ребенка, участие родителей в реализации СИПР | Итоги мониторинга. Подведение итогов обучения. Обмен информацией о ходе реализации СИПР | Январь По запросу. II полугодие. 1 раз в неделю Личные беседы. | Узкие специалисты. Учитель-дефектолог |
Занятия для родителей (з/п) с детьми (мастер-классы) | Обучение навыкам взаимодействия с ребенком, помощь в организации и проведении совместного досуга родителей (з/п) и ребенка | "Альтернативная коммуникация", "Сенсорное развитие ребенка" и др. | 1 раз в месяц, 1 час | Узкие специалисты. Учитель-дефектолог |
Просмотр видеозаписей уроков/занятий с родителями (з/п) и специалистами с последующим обсуждением | Обеспечение участия семьи в реализации СИПР, выбор единых подходов и приемов работы | "Коррекционно-развивающие занятия", "Предметно-практические действия". | По запросу родителя (з/п), учителя или специалиста 1 раз в месяц | Узкие специалисты. Учитель-дефектолог |
Присутствие родителей (з/п) при проведении занятий | Обеспечение единства требований к обучающемуся | "Двигательное развитие", Коррекционно-развивающие занятия (логопедические) | По запросу родителя, учителя или специалиста | Узкие специалисты |
Домашнее визитирование | Обеспечение участия семьи в реализации СИПР | Обеспечение единства требований к обучающемуся | В течение учебного года. Март | Учитель-дефектолог |
Участие родителей (з/п) во внеурочных мероприятиях | Повышение активности родителей (з/п), преодоление социальной изоляции, формирование партнерских отношений родителей и педагогов школы | Общешкольные праздники, посещение общественных мест, экскурсии и т.п. | Согласно плану внеурочной деятельности | Учитель-дефектолог |
9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
- Массажный шарик.
- Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины, мозаика, шарики разной величины), игрушка на колесах, резиновая игрушка, прищепки, емкости для предметов, конструктор.
-Пазлы: «Фрукты», «Овощи», «Фрукты и ягоды», «Геометрические фигуры».
- Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: "Времена года", "Праздники", "Птицы", "Человек и его тело", "Средства гигиены", "Одежда и обувь", "Дом", "Объекты и явления природы", "Транспорт", "Город", "Музыкальные инструменты";
- Набор пиктограмм; мнемокартинки.
- Набор геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник); счетные палочки, конструктор "Лего", счетный материал; линейка.
- Инструменты и материалы: цветные карандаши, цветная бумага, цветной картон, доска для лепки, влажные салфетки.
- Гимнастические мячи большого и среднего размера, маты, кегли, теннисные мячи, футбольный мяч, баскетбольный мяч, трехколесный велосипед, батут, шариковый бассейн, подвесные качели.
- Музыкальные инструменты (бубен, барабан, маракас), музыкальный центр, аудиозаписи.
- ноутбук, проектор.
10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Уровни освоения (выполнения) действий | Баллы | |
1.Пассивное участие / соучастие. Действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним) | 0 | |
2. Активное участие. Действие выполняется ребенком. | ||
Со значительной помощью взрослого | 1 | |
С частичной помощью взрослого | 2 | |
По последовательной инструкции (схема или вербально) | 3 | |
По подражанию или по образцу | 4 | |
Полностью самостоятельно | 5 |
Участники образовательного процесса:
Я,___________________________________________________________________________,
(Ф.И.О. родителя)
ознакомлен(а) и даю согласие на реализацию специальной индивидуальной программы развития для моего ребёнка _____________________________________________________________________________
(Ф.И.О. ребенка)
специалистами ГБОУ СО «Школа – АОП № 17 г. Энгельса». Обязуюсь выполнять рекомендации специалистов и посещать занятия согласно расписанию. О возможном не достижении планируемых результатов в случае несоблюдения данных обязательств предупрежден(а).
Подпись родителя:______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития первого коррекционного класса на дому
Хочу поделиться своей разработкой. Программа с тематическим планированием....
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) 8 класс индивидуального обучения
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности...
Разработка индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития, индивидуально – ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностях обучающихся.
Разработка индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития, индивидуально – ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностях о...
Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому, 8 класс, II вариант/рецензия
Специальная индивидуальная программа........
Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому, 12 класс, II вариант
РП 12 кл.......
Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому, 3 класс, II вариант/рецензия
РП по предметам учебного плана на дому .....